Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 541.50 Кб (Скачать)

 

Утверждаемый репрезентативной демократией  принцип ограничения непосредственного  участия масс в управлении получил  специфическое обоснование и  развитие в концепциях элитарной  демократии. В этой теории главным  носителем демократических ценностей является не масса рядовых граждан, которая часто некомпетентна, неуравновешенна, поддается идеологическим влияниям и склонна к эгалитаризму, а элита, которая способна более эффективно управлять обществом и защищать ценности либеральной демократии. Масса же должна иметь право периодически контролировать элиту с помощью выборов, влиять на ее состав.

 

Демократия в этом случае - правление  элит, осуществляемое с согласия народа. Она сводится к способу образования  власти, преимущество которого по сравнению  с другими формами правления состоит в обеспечении гласности и конкурентной сменяемости элит с помощью народного арбитража, осуществляемого на выборах. Развитие демократии связано не с расширением прямого участия масс в управлении, а с созданием эффективных механизмов рекрутирования результативной, эффективной элиты, подконтрольной народу.

 

Репрезентативные, в том числе  элитарные, теории демократии имеют  как сильные, так и слабые стороны. В качестве главных достоинств этой модели правления обычно отмечают ее способность гарантировать свободный общественный строй и высокую эффективность в выполнении общественных задач. По мнению ее сторонников, репрезентативная демократия гарантирует порядок и политическую стабильность, оберегает общество от преходящих массовых настроений и временных увлечений. Высокая эффективность представительной демократии объясняется рациональностью организации политической системы: четким разделением труда, более высокой по сравнению с прямой и плебисцитарной демократиями компетентностью и ответственностью лиц, принимающих решения.

 

Если сторонники репрезентативной демократии всячески подчеркивают ее действительные, а порою и мнимые сильные стороны, то противники акцентируют  внимание на недостатках. К ним относят:

 

1. фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами и тем самым отход от сути демократии как народовластия;

 

2. неизбежную (вследствие сложной  иерархической системы управления) бюрократизацию и олигархизацию  власти, отрыв депутатов и чиновничества  от простых граждан;

 

3. приоритетное влияние на политику  наиболее сильных групп интересов  и прежде всего капитала, сравнительно  широкие возможности подкупа  должностных лиц;

 

4. нарастание в государстве авторитарных  тенденций вследствие постепенного  оттеснения законодателей исполнительной властью;

 

5. слабую легитимацию власти  вследствие почти полного отчуждения  от нее граждан, их массовой  политической апатии;

 

6. ущемление политического равенства,  возможностей всех граждан участвовать  в политическом процессе за  счет чрезмерно больших полномочий представительных органов;

 

7. широкие возможности политического  манипулирования, принятия неугодных  большинству решений с помощью  сложной многоступенчатой системы  власти.

 

Основные звенья механизма репрезентативной демократии (избиратель - парламент - правительство - премьер-министр или президент - бюрократия), принимая решения по своему усмотрению, в состоянии до неузнаваемости исказить волю избирателей.

1. Прямая демократия - весь народ  (имеющий право голоса) непосредственно  принимает решения и следит за их исполнением. Такая форма демократии наиболее характерной является для ранних форм демократии, например, для родовой общины.

 

Прямая демократия существовала и  в античные времена в Афинах. Там  главным институтом власти было «Народное собрание», которое принимало решения и нередко могло организовывать их немедленное исполнение. Такая форма народовластия иногда походила на произвол и самосуд толпы. Очевидно, этот факт являлся одной из причин того, что Платон и Аристотель негативно относились к демократии, считая ее неправильной формой правления.

 

Подобного рода демократия существовала в Древнем Риме, в средневековом  Новгороде, во Флоренции и ряде других городов-республик.

 

  1.  Субъекты политического процесса: понятие, типология.

Раскрывая свое содержание через реальные формы исполнения политическими субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как осуществление этих ролей воспроизводит или разрушает различные элементы политической системы, показывает поверхностные или глубинные её изменения, переход от одного состояния к другому.

 

Реализация различными политическими  субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение  власти, осуществление политической мобилизации граждан, принятие решений  и другие формы политической активности инструментов, групп и лиц, причем не только признаваемые правящим режимом, но и обладающие нелегитимным характером.

 

Политический процесс выражает определенную совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих прав и прерогатив в политической сфере.

 

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей  и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете её главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.

 

Подробнее рассмотрим структуру политического  процесса в целом, отметив, что она  включает:

 

- субъект процесса (реальную власть  или её носителя, которому власть  делегирована);

 

- объект, который должен быть  создан или достигнут как цель  процесса;

 

- исполнителей процесса, которые  связывают субъект и объект-цель.

 

Существенным показателем любого политического процесса является преобладающий  характер отношений между его  участниками. От него зависит характер самого процесса. Преобладающим является тот, который включает взаимоотношения между основными субъектами процесса в решении проблемы, выступающей в качестве его главного объекта.

 

В качестве субъектов общего политического процесса выступают государство, социальные, этнические, конфессиональные группы, институты политической власти (политические партии, общественные движения, органы местного самоуправления и т.д.), граждане как индивиды, граждане как совокупность избирателей (электорат), правящая элита страны, контрэлиты. В последние десятилетия распространяется точка зрения, согласно которой к субъектам общего политического процесса можно причислить также общественные организации и транснациональные корпорации, способные в ряде случаев оказать существенное воздействие на развитие общего политического процесса.

 

Субъект частного политического процесса - это, другими словами, инициатор  этого процесса. Это может быть институт (орган) политической власти, политическая партия, движение, группа граждан или даже индивид. Для понимания сущности и развития процесса необходимо определить статус этих субъектов, цели, которые они ставят, ресурсы, которыми они располагают, и стратегию их действий.

 

Следует различать субъект и  участников политического процесса. К обеим категориям могут относиться и различные общественно-политические институты, и организации, и государство (государства), и политические партии, и индивиды, и т.д. Но они будут субъектами, а не только лишь участниками в том случае, если способны осознанно инициировать, направлять и прекращать политический процесс. В то же время нередко непросто провести четкую грань между ними.

 

В сущности, все частные политические процессы объединены потребностью их субъектов оказать влияние на принимаемые государственной властью политические решения. Поэтому главная задача субъектов различных по значению политических процессов состоит в том, чтобы включить свои интересы и требования в принимаемые институтами государственной власти управленческие решения.

 

Активное участие личности в  политической жизни общества имеет  многоплановое значение.

 

Во-первых, через такое участие  создаются условия для более  полного раскрытия потенциала и  возможностей человека, для его творческого  самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач.

 

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократизации управления, отделению функций управления от общества.

 

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность  своих членов участвовать в управлении делами государства.

 

Достижение массового участия  людей в политическом процессе в  значительной мере зависит от мотивов, которыми руководствуется личность в своей политической деятельности, ибо сама мотивация может оказаться  с точки зрения общественных интересов очень негативной. Вопрос о мотивации политического участия или неучастия является очень сложным. Здесь с политологией взаимодействуют социология и психология.

  1. Место и роль личности в системе политических отношений.

Политическая социализация -- это процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы и возникшего на ее основе государства, закрепленном в политической культуре. То есть, это такой процесс взаимодействия индивида и политической системы, целью которого является адаптация индивида к данной системе, превращение его в личность гражданина.

 

В процессе взаимодействия индивида с политической системой происходят два ряда процессов. С одной стороны, система воспроизводит себя, рекрутируя и обучая, приспосабливая к себе все новых членов. Политическая система в этом процессе играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования политической системы переводятся в структуры индивидуальной психики, становятся политическими свойствами личности или, иными словами, свойствами личности как политической ипостаси индивида. В результате, политическая социализация формирует политическое сознание личности и ее политическое поведение, а в целом, в процессе политической социализации происходит становление личности гражданина -- члена данной политической системы.

 

Понятие “политическая социализация”  шире, чем понятия политического  воспитания, образования или просвещения. Оно включает в себя не только целенаправленное воздействие форм (политических институтов) и содержания (политических процессов) господствующей политико-идеологической системы на человека, но и стихийные (“внесистемные”) влияния, а также собственную активность человека, направленную на освоение окружающего его политического мира. Человек обладает способностью выбирать из предлагаемого ему набора политических позиций те, которые отвечают его внутренним предпочтениям и убеждениям, причем не только осознанным, но и неосознанным. Более того, человек обладает возможностью встречного воздействия на социализирующую его систему и ее агентов, что превращает этот процесс из механического “воздействия” системы на пассивного индивида, во взаимную адаптацию индивида и системы друг к другу.

 

Механизмы политической социализации функционируют на нескольких уровнях. Обобщенно, принято выделять общесоциальный, социально-психологический и индивидуальный или внутриличностный уровни действия этих механизмов. На общесоциальном уровне общества в целом и образующих его больших групп, на человека действует огромное число макросоциальных и макрополитических факторов, подлежащих человеческой оценке и, на основе этой оценки, выработке соответствующего отношения к данному обществу и его политической системе. На социально-психологическом уровне, политические цели и ценности транслируются системой как через большие, так и через малью группы, членом которых является индивид. На основе непосредственного общения и взаимодействия, человек приобщается к элементам политической системы на житейском уровне, вырабатывая эмоциональное к ним отношение. На индивидуальном уровне, в качестве механизмов политической социализации выступают индивидуально-психологические структуры, на основе которых постепенно и формируются те потребности, мотивы, установки и стереотипы, которые затем управляют сознанием и поведением человека в политике.

 

Политическая социализация включает несколько основных стадий. Стадии или этапы политической социализации прежде всего связаны с возрастными изменениями в ходе созревания человека, становления его личности. На первых стадиях его развития происходят основные изменения, закладываются основы политической социализации и становления личности гражданина. В современном обществе это начинается достаточно рано. Уже в 3-4 года ребенок приобретает, в доступных для него формах, первые сведения о политике через семью, средства массовой информации, ближайшее социальное окружение. Такая вполне доступная информация дает свои результаты, действуя на детское подсознание.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"