Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
Наконец, для того чтобы успешно выполнять свои общественные функции, политическая система должна заниматься рекрутированием политической элиты т. е. подбором и подготовкой людей для работы в органах власти, для исполнения политических ролей, и политической социализации - т. е. стремиться к тому, чтобы граждане усваивали определенные нормы, образцы поведении, благоприятные для функционирования политической системы. Разумеется, осуществление всех названных функций предполагает еще одну: передачу информации между правителями и управляемыми, а также между элементами политической системы.
В основу типологии политических систем могут быть положены разные критерии. Общепринятой является типология, основанная на характере политического режима, т. е. совокупности способов осуществления власти, отражающая состояние демократических прав и свобод, политический статус личности. В соответствии с этим критерием политические системы подразделяются на тоталитарные, авторитарные и демократические.
Различие между ними
обусловлено различным типом
взаимоотношений между
Авторитарная политическая система ориентирована на учет очень ограниченного круга общественных интересов и требований - это в основном интересы наиболее влиятельных групп общества: финансовой олигархии, земельной аристократии, военных - одним словом, групп, которые могут быть опасны с точки зрения стабильности власти правящей элиты. Общество же в целом не имеет возможности влиять на формирование власти, на принятие политических решений и осуществлять контроль за деятельностью органов власти.
Наконец, тоталитарные политические системы подчиняют общество своей неограниченной власти, осуществляют тотальный контроль над всеми сферами жизни общества, а саму общественную жизнедеятельность подчиняют осуществлению великих революционных проектов, сформулированных правящей элитой.
Гос-во - это организация суверенной полит. власти действующая на опред. территории, использующая право и спец. аппарат управления, принуждение для обеспечения безопасности населения, прав и свобод граждан и управл. Признаки: публич. власть, профессион. аппарат упр-ия, суверенитет, ограниченная территория, легальная принудительность, система права, налоги и сборы, гражданство. Структура: центральные органы упр-ия, промежуточные, органы местного самоупр-ия. Функции: 1) внутренние: консолидация общества на основе общих интересов граждан; обеспечение единства; суверенитета и безоп-ти граждан; регулирование эк-ки и хоз. деят-ти об-ва; защита и укрепление существующих полит.,экономич.,соц.,духовных систем об-ва; обесп-ие общ-го порядка,регул-ие соц. отн-ий,обесп-ие соц. защиты. 2) внешние: защита гос. интересов на международной арене; обесп-ие обороны страны; развитие взаимовыгод-го сотруд-ва с др. странами и межд. орг-ми; участие страны в решении глоб-х проблем; защита проживающих за пределами страны граждан.э.тапы развития. 1) в рез-те общественн. разделения труда, повышения его производит-ти, возник-ия част. собственности, пари существующей военной опасности возникло гос-во для выполнения 2-х функций: устр-во общих дел в сообщ-ве своб-х граждан и подавление их господства по отн-ию к порабощенным. При этом сохр-ся пережитки первобыт. строя, а формы правления черед-ся - монархич. и республиканс. 2) Средние века и начало нового времени. Сохраняется сильная деспотичная монархич. власть с преобладанием отношений гос-ва и подчинения; страна и подданные - собственность монарха; сохранялись формы неэкономического принуждения; доминирует дисциплина страха. 3) Новое время. В Европе завершается процесс образ-ия нации, формир-ия общего нац. рынка, языковой и культур. консолидации больш-ва стран. В 12в. в этих странах началось форм-ие гражд-го об-ва со всеми соц. и класс. стр-рами, а также сложившимися товарно-денеж. отн-ниями. На этом этапе изживаются остатки неэкон-го принуж-ия, возн-ют договорные отн-ия м/д гос-вом и об-вом. (конституц-ые) На востоке закреп-сь монархич. и имперские формы госуд-ти со значит.д. олей личной завис-ти. 4) Современный. Существенно расширилось кол-во федеральных и конфедеральных образований (США, ФРГ, Россия, Индия и т.д.), произошел развал СССР, ФРГ, Югославии, Чехословакия, появились новые гос-ва, в кот. появились зачатки правового - демократич. общества, гражд. общества.
Устройство гос-ва. Характ-ся формами правления. Формы делятся по способу орг-ии власти и ее формальному источнику (монархии и республики). В монархии источником власти явл-ся одно лицо. Глава гос-ва получает власть по наследству, несколько признаков монархии: 1) абсолютная независимо от мнения народа. (Саудовская Аравия, Катар, Аман); 2) конституцион. - гос-ва в кот. полномочия главы огранич-ся конституцией. 2.1. дуалистическая (Иордания, Марокко, Кувейт), в кот. монарх хотя и наделен преимуществом исполнения власти, частично имеет и законодательное право. 2.2. парламентская - монарх считается главой гос-ва, но фактически обладает представительной функцией и только иногда имеет право вето на решение парламента. Республики. 1) парламентская (ФРГ,Италия). Парламент формирует правительство, издает законы, утверждает бюджет, осущ-ет контроль над деят-тью правительства, имеет право объявлять правительственную квоту недоверия, что влечет отставку правительства или роспуск парламента и досрочные выборы. Прав-во обладает испол. властью, закон. инициативой и правом ходатайства перед президентом о роспуске парлам-та. Рук-ль правит-ва - первое лицо в гос-ве,формирует внутр. и внеш. пол-ку и явл-ся Верх. Главноком-им. Президент есть, но функции ограничены. 2) Президентская. Президент и глава гос-ва и глава правительства правит в одном лице. Он руководит внутр. и внеш. политикой, избирается народом или коллегией выборщиков (США); форм-ет прав-во и оно только перед ним отчит-ся; исп. и закон. власть жестко разделены. През-нт не вправе распустить парламент, а парламент не может выразить вотум недоверия прав-ву. При наруш-ии закона президентом ему м. б. выражен импичмент. У през-та есть право отлагат-го вето на решение парламента, а последний в состоянии преодолеть вето, в Австрии, Ирландии, Португалии, Польши, набрав 2/3 голосов. 3) Смешанная. Финляндии, Франции. Отличием является подчинение правит-ва и президенту, и парламенту. Парламент и президент избираются народом.
В завис-ти от территор. -административ. устройства гос-ва делятся: 1) Унитарные. Все входящие в состав гос. административ. единицы не обладают никакими дополнит. полномочиями и представляют собой часть единого целого. С т. зр. степени концентрации власти полномочий: централизованное (Англия, Швеция, Дания); децентрализованное (Франция, Испания). 2) Федеративные. Федерация как форма сущ. гос-ва - свободное объединение отдельных гос-в или регионов, каждый из кот. обладает определенной автономией и имеет особое отношение с центральной властью. 3) Конфедеративное. Предст-ет собой союз самостоятельных суверенитетных гос-в, кот. временно предают часть своих полномочий для достижения совместных целей (оборона, транспорт, связь). Конфедерацией можно назвать ЕС.
Существует несколько
Теологическая концепция объясняет возникновение государства, а также все ее решения, действиями и санкциями божественной воли. На монарха возложены основные обязанности по распространению учения Божьего, от наказания врагов, творящих зло, и по созданию условий для благочестивой жизни людей.
Патриархальная концепция
Договорная концепция
Психологическая концепция исходит из того, что государство существует за наличия у человека психологических потребностей жить в рамках организованного общества, в ощущении необходимости коллективного взаимодействия или за склонности большинства к подчинению.
Классовая (марксистская) концепция трактует государство классовую по происхождению (появляется вместе с разделением общества на классы) и по сути (орган классового господства: орган угнетения одного класса другим).
Теория завоевания (насилия) рассматривает происхождение государства как результат завоевания сильными племенами слабых. Аналогичным образом толкуется и происхождение классовой эксплуатации. Для поддержания порядка и подавления сопротивления потребовалось создание государственных органов и принятия законов. Подобное толкование государства было обосновано австрийским политическим социологом социал-дарвинистського направления А. Гумиловичем.
Расовая концепция опирается на постулат, что существуют высшие и низшие расы, а государство необходимо для обеспечения господства первых над другими. Современные исследователи отвергли эту теорию.
Органическая концепция
Ирригационная концепция связывает происхождение государства с необходимостью построения крупных оросительных систем. Этот подход используется для объяснения истории стран Древнего Востока.
Спортивная концепция, получив развитие в трудах испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета, выводит генезис государства из распространения спорта. Система физического воспитания в Спарте, по его мнению, способствовала возникновению сильной армии и в итоге - государства. Олимпийские игры стали фундаментом процесса объединения древнегреческих городов и возникновение государства.
Различают внутренние и внешние функции государства .
А. Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.
1. Экономическая функция
2. Политическая функция
3.Социальная функция. Ее
4. Правоохранительная функция,
или функция по установлению
и охране правопорядка-это
5. Экологическая функция в