Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 541.50 Кб (Скачать)

 

Наконец, для того чтобы  успешно выполнять свои общественные функции, политическая система должна заниматься рекрутированием политической элиты т. е. подбором и подготовкой людей для работы в органах власти, для исполнения политических ролей, и политической социализации - т. е. стремиться к тому, чтобы граждане усваивали определенные нормы, образцы поведении, благоприятные для функционирования политической системы. Разумеется, осуществление всех названных функций предполагает еще одну: передачу информации между правителями и управляемыми, а также между элементами политической системы.

В основу типологии политических систем могут быть положены разные критерии. Общепринятой является типология, основанная на характере политического  режима, т. е. совокупности способов осуществления  власти, отражающая состояние демократических  прав и свобод, политический статус личности. В соответствии с этим критерием политические системы подразделяются на тоталитарные, авторитарные и демократические.

 

Различие между ними обусловлено различным типом  взаимоотношений между политической системой и ее внешней средой (гражданским обществом). Модель Д. Истона описывает схему взаимодействия общества и политической системы либерально-демократического типа, где политическая система ориентирована на реакцию на требования гражданского общества.

 

Авторитарная политическая система ориентирована на учет очень ограниченного круга общественных интересов и требований - это в основном интересы наиболее влиятельных групп общества: финансовой олигархии, земельной аристократии, военных - одним словом, групп, которые могут быть опасны с точки зрения стабильности власти правящей элиты. Общество же в целом не имеет возможности влиять на формирование власти, на принятие политических решений и осуществлять контроль за деятельностью органов власти.

 

Наконец, тоталитарные политические системы подчиняют общество своей неограниченной власти, осуществляют тотальный контроль над всеми сферами жизни общества, а саму общественную жизнедеятельность подчиняют осуществлению великих революционных проектов, сформулированных правящей элитой.

 

  1.  Государство как основной институт политической системы. Этатизм и антиэтатизм.

Гос-во - это организация суверенной полит. власти действующая на опред. территории, использующая право и  спец. аппарат управления, принуждение  для обеспечения безопасности населения, прав и свобод граждан и управл. Признаки: публич. власть, профессион. аппарат упр-ия, суверенитет, ограниченная территория, легальная принудительность, система права, налоги и сборы, гражданство. Структура: центральные органы упр-ия, промежуточные, органы местного самоупр-ия. Функции: 1) внутренние: консолидация общества на основе общих интересов граждан; обеспечение единства; суверенитета и безоп-ти граждан; регулирование эк-ки и хоз. деят-ти об-ва; защита и укрепление существующих полит.,экономич.,соц.,духовных систем об-ва; обесп-ие общ-го порядка,регул-ие соц. отн-ий,обесп-ие соц. защиты. 2) внешние: защита гос. интересов на международной арене; обесп-ие обороны страны; развитие взаимовыгод-го сотруд-ва с др. странами и межд. орг-ми; участие страны в решении глоб-х проблем; защита проживающих за пределами страны граждан.э.тапы развития. 1) в рез-те общественн. разделения труда, повышения его производит-ти, возник-ия част. собственности, пари существующей военной опасности возникло гос-во для выполнения 2-х функций: устр-во общих дел в сообщ-ве своб-х граждан и подавление их господства по отн-ию к порабощенным. При этом сохр-ся пережитки первобыт. строя, а формы правления черед-ся - монархич. и республиканс. 2) Средние века и начало нового времени. Сохраняется сильная деспотичная монархич. власть с преобладанием отношений гос-ва и подчинения; страна и подданные - собственность монарха; сохранялись формы неэкономического принуждения; доминирует дисциплина страха. 3) Новое время. В Европе завершается процесс образ-ия нации, формир-ия общего нац. рынка, языковой и культур. консолидации больш-ва стран. В 12в. в этих странах началось форм-ие гражд-го об-ва со всеми соц. и класс. стр-рами, а также сложившимися товарно-денеж. отн-ниями. На этом этапе изживаются остатки неэкон-го принуж-ия, возн-ют договорные отн-ия м/д гос-вом и об-вом. (конституц-ые) На востоке закреп-сь монархич. и имперские формы госуд-ти со значит.д. олей личной завис-ти. 4) Современный. Существенно расширилось кол-во федеральных и конфедеральных образований (США, ФРГ, Россия, Индия и т.д.), произошел развал СССР, ФРГ, Югославии, Чехословакия, появились новые гос-ва, в кот. появились зачатки правового - демократич. общества, гражд. общества.

 

Устройство гос-ва. Характ-ся формами  правления. Формы делятся по способу орг-ии власти и ее формальному источнику (монархии и республики). В монархии источником власти явл-ся одно лицо. Глава гос-ва получает власть по наследству, несколько признаков монархии: 1) абсолютная независимо от мнения народа. (Саудовская Аравия, Катар, Аман); 2) конституцион. - гос-ва в кот. полномочия главы огранич-ся конституцией. 2.1. дуалистическая (Иордания, Марокко, Кувейт), в кот. монарх хотя и наделен преимуществом исполнения власти, частично имеет и законодательное право. 2.2. парламентская - монарх считается главой гос-ва, но фактически обладает представительной функцией и только иногда имеет право вето на решение парламента. Республики. 1) парламентская (ФРГ,Италия). Парламент формирует правительство, издает законы, утверждает бюджет, осущ-ет контроль над деят-тью правительства, имеет право объявлять правительственную квоту недоверия, что влечет отставку правительства или роспуск парламента и досрочные выборы. Прав-во обладает испол. властью, закон. инициативой и правом ходатайства перед президентом о роспуске парлам-та. Рук-ль правит-ва - первое лицо в гос-ве,формирует внутр. и внеш. пол-ку и явл-ся Верх. Главноком-им. Президент есть, но функции ограничены. 2) Президентская. Президент и глава гос-ва и глава правительства правит в одном лице. Он руководит внутр. и внеш. политикой, избирается народом или коллегией выборщиков (США); форм-ет прав-во и оно только перед ним отчит-ся; исп. и закон. власть жестко разделены. През-нт не вправе распустить парламент, а парламент не может выразить вотум недоверия прав-ву. При наруш-ии закона президентом ему м. б. выражен импичмент. У през-та есть право отлагат-го вето на решение парламента, а последний в состоянии преодолеть вето, в Австрии, Ирландии, Португалии, Польши, набрав 2/3 голосов. 3) Смешанная. Финляндии, Франции. Отличием является подчинение правит-ва и президенту, и парламенту. Парламент и президент избираются народом.

 

В завис-ти от территор. -административ. устройства гос-ва делятся: 1) Унитарные. Все входящие в состав гос. административ. единицы не обладают никакими дополнит. полномочиями и представляют собой часть единого целого. С т. зр. степени концентрации власти полномочий: централизованное (Англия, Швеция, Дания); децентрализованное (Франция, Испания). 2) Федеративные. Федерация как форма сущ. гос-ва - свободное объединение отдельных гос-в или регионов, каждый из кот. обладает определенной автономией и имеет особое отношение с центральной властью. 3) Конфедеративное. Предст-ет собой союз самостоятельных суверенитетных гос-в, кот. временно предают часть своих полномочий для достижения совместных целей (оборона, транспорт, связь). Конфедерацией можно назвать ЕС.

  1. Концепции происхождения государства. Функции государства.

Существует несколько концепций  происхождения государства.

 

Теологическая концепция объясняет  возникновение государства, а также  все ее решения, действиями и санкциями  божественной воли. На монарха возложены  основные обязанности по распространению  учения Божьего, от наказания врагов, творящих зло, и по созданию условий для благочестивой жизни людей.

 

Патриархальная концепция рассматривает  государство как продукт семьи, разрослась до размеров государства, при  этом власть правителя толкуется  как власть отца в семье, а отношения  между подданными и властителями - как семейные отношения.

 

Договорная концепция основывается на том, что возникновению государства  предшествует естественное состояние  общества и человека, который характеризуется  неограниченной свободой. Только после  заключения общественного договора безграничная свобода была введена в разумные рамки путем создания государства как организации, призванной обеспечить баланс различных общественных интересов, прав и свобод личности.

 

Психологическая концепция исходит  из того, что государство существует за наличия у человека психологических потребностей жить в рамках организованного общества, в ощущении необходимости коллективного взаимодействия или за склонности большинства к подчинению.

 

Классовая (марксистская) концепция  трактует государство классовую  по происхождению (появляется вместе с разделением общества на классы) и по сути (орган классового господства: орган угнетения одного класса другим).

 

Теория завоевания (насилия) рассматривает  происхождение государства как  результат завоевания сильными племенами слабых. Аналогичным образом толкуется и происхождение классовой эксплуатации. Для поддержания порядка и подавления сопротивления потребовалось создание государственных органов и принятия законов. Подобное толкование государства было обосновано австрийским политическим социологом социал-дарвинистського направления А. Гумиловичем.

 

Расовая концепция опирается на постулат, что существуют высшие и  низшие расы, а государство необходимо для обеспечения господства первых над другими. Современные исследователи отвергли эту теорию.

 

Органическая концепция проводит аналогию между государством и живым  организмом как в структуре, так  и в функциях. Все элементы государства  взаимосвязаны и дополняют друг друга. Нарушение этой гармонии приводит к болезни всего организма и даже к его смерти. Этот взгляд на государство обосновал английский социолог Т. Спенсер.

 

Ирригационная концепция связывает  происхождение государства с  необходимостью построения крупных  оросительных систем. Этот подход используется для объяснения истории стран Древнего Востока.

 

Спортивная концепция, получив  развитие в трудах испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета, выводит генезис  государства из распространения  спорта. Система физического воспитания в Спарте, по его мнению, способствовала возникновению сильной армии и в итоге - государства. Олимпийские игры стали фундаментом процесса объединения древнегреческих городов и возникновение государства.

Различают внутренние и внешние  функции государства .

 

А. Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

 

1. Экономическая функция выражается  в выработке и координации  государством стратегии и тактики  развития страны в наиболее  оптимальном режиме. Экономическая  деятельность государства проявляется  в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот в отношении некоторых субъектов хозяйственной жизни, строительстве инфраструктуры (дорог, транспортных, энергетических, информационных и других систем), государство должно создать правовые основы рынка, т. е. как бы разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Однако государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями некоторых особо важных отраслей народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.

 

2. Политическая функция обусловлена  необходимостью осуществления им  гармонизации интересов различных  социальных групп. Используя такие  методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство  способно выявить действительную  расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять как бы срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государстве. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, ведет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

 

3.Социальная функция. Ее выполнение  позволяет обеспечить нормальные  условия жизни для всех членов  общества вне зависимости от  их участия в производстве  материальных благ, а также от  возраста, пола, здоровья и т. п. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья для малооплачиваемых, налаживание четкой работы транспорта и связи - это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию. Однако и в этом деле нужна осмотрительность: социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они высоки, то у предпринимателей теряется стимул работать. Общество может деградировать. Но в то же время социальное регулирование по принципу уравниловки не способно обеспечить прогресс общества.

 

4. Правоохранительная функция,  или функция по установлению  и охране правопорядка-это деятельность  государства по обеспечению точного  и полного выполнения положений  законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить метод правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов), метод правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности), организационно-правовой, осуществляемый исполнительными органами (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций) и др. Борьба с правонарушениями - очень важная сторона правоохранительной деятельности государства. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, - немалые, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Однако, если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящая элита должна подумать над тем, эффективно ли она управляет обществом.

 

5. Экологическая функция в последнее  время выдвигается в разряд  основных функций государства.  Человечество подошло к такому  рубежу, когда его деятельность  ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушает баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными. Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и организаций в области использования окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды).

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"