Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
С. Бабурин (вице-спикер Госдумы): “Политика не только совместима с моралью и нравственными ценностями, более того, именно политика с большой буквы, разумеется, а не грязное политиканство, единственно и способна обеспечить существование в обществе хотя бы минимальных нравственных ценностей”.
В современных условиях возрастает роль нравственных критериев и координат политики, в силу того, что многократно увеличивается “цена” многих политических решений, повышается значение воздействия общественного мнения на политику и политиков. Можно сказать, что мораль без политики бесполезна, а политика без морали бесславна и грязна.
Интересно рассуждение А. Шопенгауэра о роли морали в обществе и причинах отказа человека делать зло, осуществлять злонамеренные действия. Он полагал, что “человек, не делающий зла, которое, однако, он способен сделать, побуждается к тому следующими мотивами: 1) страхом наказания или мести, 2) страхом загробного возмездия, 3) состраданием, 4) честолюбием, т.е. страхом позора и 5) честностью, т.е. объективной преданностью и верностью, вместе с решимостью свято соблюдать эти священные основы человеческого общежития. Это чувство имеет огромное значение. Оно-то и побуждает честного человека отворачиваться с презрением от бесчестного, но корыстного дела, с возгласом: “Я честный человек!”” (Шопенгауэр, 1998, с. 1380-1381).
Влияние нравственности на политику может и должно осуществляться по ряду направлений. Это - постановка нравственных целей, выбор адекватных им и реальной ситуации методов и средств, учет в процессе деятельности моральных принципов, обеспечение эффективности политики. Выполнение всех этих требований зависит от методов и средств, используемых в процессе их достижения. Политика - это не только и не столько личная власть, а осуществление поставленных лидером политических целей -например, торжество демократии, предотвращение национальных конфликтов, обеспечение экономического роста, благосостояния и процветания населения страны, подлинное величие государства. Демократический политик, в отличие от политикана, борется за власть не для того, чтобы насладиться ею, а чтобы с ее помощью решать общественно важные задачи. Поэтому подлинный успех политика - это, прежде всего, успех программы его деятельности, высокая оценка общества и истории.
Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в самых разных смыслах. Философы говорят о власти над объективными законами общества, социологи — о власти социальной, экономисты — о власти хозяйственной, юристы — о государственной власти, политологи — о политической власти, естествоиспытатели — о власти над природой, психологи — о власти человека над самим собой, родители — о семейной власти, богословы — о власти от Бога и т. д. и т.п. Используется понятия законодательной, исполнительной и судебной власти.
Исторический опыт показывает, что
там, где появляется необходимость
в согласованных действиях
Власть неизбежно оказывается следствием самой социальной природы человека. Однако как только проявление власти приобретает общественный характер, главной ее целью становится создание и поддержание порядка, важнейшим средством чего и выступает власть. В связи с этим людям вовсе не нужно создавать власть. Им достаточно ее принять и подчиниться ей, тем самым устанавливается известный порядок. Искание порядка, как правило, сопровождается исканием власти.
Политическая власть вторична по отношению к индивидуальной власти, формируется в результате делегирования части прав и концентрации воли множеств в одном субъекте. Однако политическая власть не тождественна любой общественной власти.
Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются:
*верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;
*всеобщность, т.е.
власть действует на основе права от имени всего общества;
*легальность в использовании силы и других средств
властвования в пределах страны;
*моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;
*широчайший спектр
В основе подчинения одного человека другому (объекта субъекту) лежит неравенство. Власть, — возникающая на основе естественного не равенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия, всегда персонифицирована. Возникает подчинение конкретному человеку.
Под источниками власти понимается то, что дает власти исходное начало, ее силу и действенность. В общем плане источником власти является народ, его потребности, интересы, воля. В российской Конституции подчеркнуто, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Выделяют также конкретные источники политической власти, такие, как законодательство о власти, воля властвующих, общественные потребности в самоорганизации людей и другие. Ресурсы политической власти - это потенциальные возможности, средства власти, которые она использует в процессе осуществления своих полномочий, функций. Ресурсы власти многообразны и разнообразны. В зависимости от этапа общественно - политического развития конкретной страны и политического режима ресурсы власти существенно различаются между собой. Они изменчивы, подвижны. На ранних этапах общественного развития источником и ресурсом власти выступала сила. На стадии капиталистического развития превалировало богатство и деньги. В постиндустриальных странах знания и информация становятся основным ресурсом развития производства, власти и общества в целом. Информационная революция рассматривается в качестве предпосылки антропологической революции. Ресурсами политической власти могут выступать также различные конкретные организационные, традиционные, образовательные и иные факторы. Среди них: занимаемая должность, престижное образование, личностные связи, биографические данные, имидж, общественно - политический и иной опыт и многие другие потенциальные и реальные возможности и способности человека, организации, политического института.
Этические основы политики заложил
древнегреческий мыслитель
Идеальное государство, которое представляет
философ, противопоставляется
Платон попытался построить рациональную модель идеального государства. По мнению Платона, государство как совместное поселение создаётся благодаря многообразию человеческих потребностей и разделению труда. Таким образом, он одним из первых связал появление политики, государства с социальными изменениями, т. е. разделением труда, появлением классов, неравенства.
И. Кант, рассуждая над наследием Платона, определил его значение так: «Хотя совершенного строя никогда не будет, тем не менее, следует считать правильной идею, которая выставляет этот maximum в качестве прообраза, чтобы руководствуясь им, постепенно приближать законосообразное общественное устройство к возможно большему совершенству» [5].
Фундамент теории либерального толка создал другой древнегреческий мыслитель Аристотель, которого по праву называют учеником Платона, дерзнувшим заявить: «Платон мне друг, но истина дороже». Главным политическим произведением Аристотеля является «Политика»[6]. Этот труд философ создал, проанализировав 158 греческих полисов, по сути дела, столько же видов государственного устройства. Он не только обобщил опыт существования греческих полисов, но и на большой фактической основе разработал технологию форм государственного устройства. Одной из самых лучших мыслитель признавал политию, которая основана на частной собственности граждан и является своеобразным двигателем прогресса. Аристотель полагал, что в природе человека заключено желание заботиться только о том, что принадлежит ему. Имущественное равенство, отсутствие частной собственности, отстаиваемое Платоном, приведёт к застою в жизни общества и недовольству со стороны сильных и талантливых, т. к. без собственности нельзя проявить своих лучших качеств: трудолюбия, уважения к женщине, любви к детям, щедрости и благотворительности.
Выявив на основе анализа греческих полисов формы государственного устройства, Аристотель предложил три «правильных» и три «неправильных» формы государства. Правильные – это царская власть, аристократия и полития, а неправильные – это тирания, олигархия и, так называемая, неумеренная демократия.
Западная политическая мысль уходит корнями в эпоху античности. Причем, современным представлениям о научном стиле изложения проблем политики более соответствуют произведения Аристотеля, нежели Платона. Поэтому, Аристотеля чаще всего и называют основателем политической науки.
Политическая мысль Древнего Рима испытала значительное влияние древних греков и прежде всего Платона, Аристотеля и Полибия. Это особенно ярко проявилось в творчестве Марка Туллия Цицерона (106-43 г,г, до н,э) - знаменитого римского государственного деятеля, оратора, мыслителя, борца за республику. В зависимости от количества правящих он выделял три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию).
Опираясь на достижения философско-политической мысли древних греков, Цицерон в своих трудах "О государстве", "О законе", "Об обязанностях", в многочисленных политических и судебных публикациях высказал ряд оригинальных идей. Особое внимание он уделял разработке проблем правового равенства и государства. Согласно Цицерону, государство и право возникают не по произволу, а в соответствии со всеобщими требованиями природы. Государство, по Цицерону, основано на всеобщем разуме и справедливости, оно также является делом народа и возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. Одна из причин образования государства - охрана собственности. В основе права лежит справедливость, первым требованием которой является не вредить другим и не покушаться на чужую собственность. В трактовке Цицерона государство - это не только проявление общего интереса всех его свободных членов, что было характерно для древнегреческих концепций, а одновременно и единодушное правовое единство (общность) этих членов, отдельное правовое образование. Римский мыслитель разошелся с Платоном и Аристотелем в понимании естественного права (истинного закона): в отличие от них, полагавших, что естественное право и государство неотделимы, Цицерон утверждает, что естественное право возникло раньше, чем какой бы то ни был закон, вернее раньше, чем какое - либо государство вообще было основано. Соответствие или несоответствие человеческих законов естественному праву выступает, согласно Цицерону, критерием справедливости или несправедливости. Таким образом Цицерон стоял у истоков понимания идеи "правового государства". Внимание многочисленных авторов привлекали также положения этого мыслителя о государстве как деле народном и правовой общности, о гражданине как субъекте государства и права.
Теоретические достижения античной политической мысли использовались в последующих концепциях, модифицируясь и приобретая новые значения. Современный мир воспринял от древних греков феномен публичной власти, а от древних римлян принцип разделения власти. Особенно следует отметить значение Цицерона, стоявшего у истоков юридизации понятия государства, которое в будущем приобрело много сторонников.