Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 541.50 Кб (Скачать)

 

  1. Политика как общественное явление.

В научный оборот термин  "политика"  ввел  древнегреческий  философ

Аристотель  (384  -  322  до  н.э.).  По  его  определению  политика  -  это

цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего  блага"  и

"счастливой жизни". Такой  формой Аристотель считал  античный  полис  (город-

государство).

       Если  в   политическом  управлении  небольшими  городами-государствами

непосредственно  участвовали  все  граждане,   то   в   гигантских   нациях-

государствах,  пришедших  на   смену   полисам,   согласование   разнородных

интересов различных групп осуществлялось  правящей  элитой  и  опиралось  на

искусство достижения и  умелого  использования  государственной  власти. Не

случайно уже в 1515  году  итальянский  общественный  деятель,  политический

мыслитель, ученый Николо Макиавелли  (1469  -1527)  определял  политику  как

«совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти  и

полезно использовать ее...»   Итак,  политика  есть  обращение с властью,

заданное обязательствами и  зависящее от могущества властителя или народа,  а

также от текущих ситуаций.

По  мере  роста  разнообразия  интересов  и  усложнения  форм   человеческой

деятельности содержание политики оказывалось все более  размытым,  поскольку

целеполагающее  и  упорядочивающее   воздействие   уже   не   ограничивалось

государственно  организованной  деятельностью,  но  проникало  и   в   сферу

взаимодействия  свободных  индивидов  по  вопросу  реализации   их   частных

интересов. Это дало повод немецкому  социологу Максу  Веберу  (1864  -  1920)

заметить, что политика "имеет  чрезвычайно широкий  смысл  и  охватывает  все

виды  деятельности  по  самостоятельному  руководству.  Говорят  о  валютной

политике  банков,  о  дисконтной  политике  Имперского  банка,  о   политике

профсоюза во время забастовки; можно  говорить о школьной политике  городской

и сельской общины, о политике управления руководящего корпорацией,  наконец,

даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем".

       В массовом  сознании политика  обычно  отождествляется   с  управлением

каким-либо  процессом.  Например,  когда  речь  заходит  об   "экономической

политике" или  "политике  в  области  образования",  то  это означает,  что

проблемы, накопившиеся в  экономике  или  образовании,  требуют  внимания  и

контроля со стороны государства. Такое внимание  выражается  в  формировании

задач  развития  и  определении  средств,   которыми   могут   быть   решены

поставленные  задачи,  исходя  из  возможностей  государства.  Другой  смысл

термина "политика" в обыденном  сознании связан с  характеристикой  активного

человеческого начала: способности  сознательно  ставить  цели  и  определять

средства их достижения, а также умения соизмерять затраты и результаты.  В

данном случае политика отождествляется  с понятием "стратегия".

       Подобные интерпретации  политики указывают  на  важные  стороны  этого

сложного   явления;   они,   в   частности,   характеризуют  функциональные

возможности политики:  целеполагание,  достижение  согласованных  решений  с

помощью власти. Однако вышеуказанные  трактовки политики не  следует  считать

исчерпывающими.   Сферу    политического    невозможно    ограничить    лишь

государственным управлением,  поскольку  часто  негосударственные  структуры

имеют не меньше, а подчас даже  больше  власти  и  влияния,  как,  например,

различные лоббистские группы,  средства  массовой  информации.  Кроме  того,

узко  прагматическое,  прикладное понимание политики  оставляет вне поля

зрения ее ценностные, смысловые  начала. Вероятно, для  выявления  целостного

понимания политики следует рассмотреть  процесс ее формирования  как  важного

социального института.

       Политика как  сфера деятельности по  руководству  обществом  входит  в

жизнь каждого человека достаточно рано. «Если бы люди были ангелами, -  как-

то заметил один из авторов Конституции  США 1787 года  Дж.  Мэдисон  (1751  -

1836), - то не требовалось бы  никакого правительства». Однако  до  тех пор,

пока  разум  человека  подвержен  ошибочным  суждениям  и  человек  свободен

пользоваться  им,  а   в   обществе   существует   "неравное   распределение

богатства", различия во мнениях  неизбежны. Они становятся причиной  раздоров

и  конфликтов.  Согласовывать  несовпадающие   интересы   групп,   отдельных

индивидов, обеспечивать  целостность  общества  как  жизнеспособной  системы

призвана политика.

       В отличие от  других социальных институтов (например, морали) политика

служит удовлетворению не личных потребностей,  а  общезначимых  и  групповых

интересов, реализация  которых  невозможна  без  власти  государства.  Стало

быть, появление специальных институтов, обладающих  возможностью  обеспечить

общеобязательные формы социального  поведения  для  всех,  вызвано  тем,  что

удовлетворение потребностей  одной  группы  (например,  повышение  зарплаты,

снижение налогов и т. д.) неминуемо  влечет за собой  ущемление  интересов  и

социального  положения  других  слоев   населения.   Взаимодействия   групп,

общностей  приобретают  политический  характер   тогда,   когда   становится

очевидным, что их притязания не могут  быть  реализованы  без  вмешательства

государства.  Следовательно, политическую  власть  можно  рассматривать  как

способность  государства,  других  социальных  институтов   (партий,   групп

давления, средств массовой информации и т. д.), выражающих  общие  интересы,

решающим образом  воздействовать  с  помощью  имеющихся  у  них  средств  на

поведение индивида, групп, общества.

  1. Политика и мораль: проблема совместимости.

Мораль (от лат. moralis - нрав, нравственный) - одна из форм общественною сознания и  его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип  поведения людей. В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются на общественное мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычку. Мораль находит выражение в поступках человека по отношению к обществу, властным структурам, коллективу. семье и т.д. Ценности морали меняются с течением времени и различны у разных народов и слоев населения. Основными проблемами в морали являются вопросы о том, что такое “хороший обычай, поведение, деятельность”, что “прилично, порядочно. достойно” и т.д. К господствующей морали, кроме социальных ценностей и оценок. принадлежат также и те, которые расцениваются религией как “благое поведение”. Мораль - это составная часть индивидуального мировоззрения, она во многом определяет для личности картину социально-политического мира.

 

Поскольку политика является одной  из важнейших сфер человеческой деятельности. то ее нежелательно отделять от морали и этики. Моральные ценности и  нормы, имеющие отношение к политическому  миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют политическую этику, используются в виде оценки политического курса в целом и политической деятельности отдельных лиц, в частности. Мораль удерживает человека от крайних форм поведения, способствует разрешению противоречий между индивидом и всей общностью. В древности первичные человеческие коллективы во многом регулировали взаимодействие людей с помощью обычаев, традиций, табу и вырастающей на основе всего этого морали, а также таких институтов социального контроля, как семья и община. С возникновением сложных общностей и ослаблением традиционных форм социального контроля возросла как роль политических институтов. которые стали осуществлять основные властно-регуляционные функции в развитии общества, так и морали - в воспитании общества. Мораль может так или иначе характеризовать политическое действие, но сама стоит вне его и лишь вступает с ним в те или иные отношения. Мораль ограничивает политику, свободу бесконтрольного политического действия, поэтому политика часто стремится освободиться от нее. Именно правила нравственности и добродетели и служат основанием истинной политики.

 

И мораль, и политика представляют собой организационные, регулятивные. контрольные сферы общества, но их существование и функционирование в нем существенно различаются.

 

В отличие от других организационно-контрольных  сфер, мораль не имеет вещественных форм, не материализуется в аппаратах  управления, институтах власти, лишена центров управления и средств связи и объективируется лишь в языке и речи, но прежде всего - в отражении, в признаках и свойствах других общественных явлений. Вместе с тем, она охватывает все феномены политики.

Можно выделить три основных варианта взаимодействия между моралью и политикой:

 

1) полное подчинение моралью  и религией политики (например, в  средневековье);

 

2) серьезный разрыв между политикой  и моралью (так, в условиях  диктатуры морально лишь то, что  служит диктатору);

 

3) сохранение аутентичности или  разумного взаимодействия политики и морали (в демократическом, правовом обществе).

 

Подходы к взаимоотношению политики и морали

 

политика мораль

 

Выделяются следующие подходы  к взаимоотношению политики и  морали: морализаторский, ценностно-нейтральный  и компромиссный.

 

Морализаторский подход предполагает, что политика должна иметь не только высоконравственные цели (общее благо, справедливость), но и при любых  обстоятельствах не нарушать нравственные принципы (правдивость, благожелательность к людям, честность) используя при этом лишь нравственно допустимые средства.

 

Ценностно-нейтральный подход основывается на игнорировании политикой нравственных ценностей. Такой подход делает ее аморальной. В “Артхашастре”, работе Н. Макиавелли “Государь” и других трактатах  описаны способы формирования твердой государственной власти по принципу “цель оправдывает средства”.

 

Компромиссный подход преобладает  среди большинства ученых и нравственных политиков. Он исходит из признания  необходимости учета нравственных норм в политике, учитывая специфику последней. Вот почему “хорошая политика” не отличается от “хорошей морали”.

 

В современном мире центральными направлениями  институциализации нравственных требований к политике являются соблюдение прав человека, социальная направленность политики, утверждение демократических принципов жизнедеятельности, укрепление правовых основ общества. Подлинное искусство политики - это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным.

 

Политика может быть моральной  и аморальной, но она не может быть безморальной, поскольку всегда выражает конкретные интересы людей, имеет определенные, оценочные результаты, использует соответствующие методы и средства, осуществляется с различным уровнем профессионализма. В силу значимости своего функционирования и его последствий, политика всегда была, есть и будет сферой особо значимой моральности и особенно опасной социальной безнравственности. Без союза с моралью политика лишается компаса, указывающего ей цель и направление движения к ней, а также ответственности, без которых она, подобно вышедшей из-под контроля людей науке и технике, грозит превратиться в средство массового поражения, в антигуманный механизм завоевания и сохранения власти, в орудие порабощения людей, а не их освобождения и защиты.

 

Известная газета “Московский комсомолец” провела среди известных политиков и политологов опрос на тему: “Совместима ли политика сморалью и нравственными ценностями?” Были получены следующие интересные ответы:

 

В. Игрунов (директор Института гуманитарно-политических исследований): “Я абсолютно убежден, что политика и мораль совместимы. Наоборот, политика, не основанная на морали, - вещь недопустимая. Политик обязан руководствоваться нормами и права и морали”.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"