Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 541.50 Кб (Скачать)

Поэтому в президентских республиках  мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся  тем, что президент принадлежит  к одной партии, а большинство  в парламенте имеет другая. Тем  не менее, они вынуждены сотрудничать, ибо ни одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую (смещение парламентом должностных лиц исполнительной и судебной власти путем т.н. импичмента может иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные правонарушения).

Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в том, что президент  может тормозить законодательную  деятельность парламента, налагая на принятые им законы отлагательное (суспензивное) вето, для преодоления которого требуется  квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь, как мы видели, верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а кроме того, ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом международные договоры. Судебная власть контролирует конституционность и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью [8].

Государственный режим при этой форме правления - только дуалистический. В зависимости от обстоятельств значение и роль конкретного парламента или президента могут быть сильнее или слабее, но качество государственного режима это не меняет.

Президентские республики распространены в Латинской Америке. Эта форма  правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки.

Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит  за конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские  республики характеризовались исследователями  как суперпрезидентские. В последние 10-15 лет, однако, ситуация во многих из этих стран стала меняться и приближаться к конституционному эталону.

К парламентарной республике относится  все сказанное выше о парламентарной монархии, за исключением вопроса  о главе государства.

Вместо слабого короля мы наблюдаем  при этой форме слабого президента, который в типичном случае избирается либо парламентом, либо более широкой  коллегией, включающей наряду с парламентом  субъектов федерации или региональных представительных органов самоуправления. Обширные полномочия, которыми порой конституция, наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.

Показательно, что ч. 1 ст. 74 Конституции Республики Индия 1949 г. в редакции 42-й и 43-й поправок прямо установила обязанность Президента следовать советам правительства. Главный признак парламентарной республики, как и парламентарной монархии, - политическая ответственность правительства перед парламентом. Как и там, ответственность эта чисто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от президента распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы [7].

При парламентарной республике также  возможны два государственных режима - парламентарный или министериальный.

Чисто парламентарных республик не так уж много. К ним можно отнести  Италию, Германию, Венгрию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию и некоторые другие.

Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики. Но сочетание  это бывает различным.

Например, по Конституции Французской  Республики 1958 г. Президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В то же время, назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента - Национального собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления.

Как показал опыт, эта форма правления  эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и Президент придерживаются одной политической ориентации. В противном случае между Президентом с одной стороны и Премьер-министром и парламентским большинством - с другой может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда хватает конституционных средств.

В целом ряде стран президент  избирается гражданами, что характерно для президентской республики, и  имеет ряд полномочий, дающих ему  возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется. Примером могут служить Австрия, Ирландия, Исландия [9].

Своеобразна форма правления в  Швейцарии. Правительство назначается  парламентом и подотчетно ему, однако политическая ответственность правительства  перед парламентом конституционно не предусмотрена, и государственный режим, следовательно, дуалистический.

  1. Основные признаки демократии и особенности их реализации в современной России.

Демократический режим – форма  гос-го устройства, при которой осуществляется правление народа. Признаки: население участвует в формировании и осуществлении гос-ной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);  решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; существование гражданского общ-ва с его развитой структурой;  реальное осуществление правового гос-ва; выборность и сменяемость центр-ных и местных органов гос-ной власти, их подотчетность избирателям; легитимность гос-ной власти; «силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под демократич-м контролем общ-ва, используются только по прямому предназначению, их деят-сть регламентируется законами; доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения; во всех сферах общ-ной жизни господствует закон; провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»; политич.плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политич.партий, существование на законных основаниях политич.оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деят-сть своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати); гласность, СМИ свободны от цензуры; реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общ-ва), исполнит-ю (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику гос-ва) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений). Демократические режимы определяют и различают не только структуры высших институтов – макроуровней власти, но и политич-е структуры среднего уровня. На этом основании различают три типа демократии: 1) с высокой степенью независимости подсистем – партий, профсоюзов, групп давления и т. п. (Англия, США); 2) с ограниченной автономией подсистем (Франция, Италия); 3) с малой автономией подсистем (например, Мексика). Демократический режим является показателем творчества народных масс, передовых представителей общ-ва и его руководства, степень прогрессивности и новаторства которого оценивается в зависимости от участия в демократических преобразованиях основной части населения. В РФ законодат-я власть представлена Президентом РФ и Фед-ным Собранием (ГосДума и Совет Фед-ции). Функции исполнит-й власти выполняет Прав-во РФ. Гарантом конституционности деят-сти первых 2 властей выступает Конст-ный Суд РФ.

 

  1.  Президентская и парламентская республики: общее и особенное.

 

При парламентской монархии верховенство парламента выражается в том, что  правительство, которое обычно назначается  монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей. Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

Парламентарная форма государственного устройства существует в двух вариантах - парламентская монархия и парламентская  республика.

 

 При парламентской монархии:

 

- правительство формируется из  представителей определенной партии (или партий) получивших большинство  голосов на выборах в парламент;

 

- лидер партии, обладающий наибольшим  числом депутатских мест, становится  главой государства;

 

- в законодательной, исполнительной  и судебной сферах власть монарха  фактически отсутствует, она является  символической;

 

- законодательные акты принимаются  парламентом и формально подписываются  монархом;

 

- правительство согласно конституции  несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

 

 При парламентской республике:

 

- глава государства избирается  парламентом либо специально  образуемой парламентской коллегией;

 

- глава государства в парламентарной  республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты,  назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.;

 

- глава правительства (премьер-министр,  председатель совета министров,  канцлер) назначается президентом; 

 

- главной функцией парламента  является законодательная деятельность  и контроль за исполнительной властью, основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

 

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Президентская форма государственного устройства имеет только одну разновидность - президентская республика.

 

 При президентской республике:

 

- внепарламентский метод избрания  президента и формирования правительства;

 

- ответственность правительства  перед президентом, а не перед  парламентом;

 

- более широкие, чем в парламентарной  республике, полномочия главы государства.

 

  1. Политический режим: критерии идентификации.

Политический режим – это  совокупность средств, методов, которыми господствующий класс осуществляет политическую власть.

 

Политический режим характеризует  не только состояние демократии, но и отношение органов власти к  правовой основам ее деятельности. В этом смысле политический режим  включает в себя:

 

1роль, политические функции и  место главы государства в  системе политического руководства; 

 

2способ и порядок формирования  представительных органов (избирательная  система);

 

3взаимоотношения между законодательной  и исполнительной властью, между  ее центральными и местными органами;

 

4взаимоотношения между палатами  представительного органа;

 

5положение и деятельность органов  подавления и организованного  насилия в государстве; 

 

6роль негосударственных органов  господствующего класса;

 

7положение, влияние и условия деятельности политических партий, массовых общественных организаций;

 

8реальные права и свободы  граждан и т. д. 

 

В формировании политического режима принимают участие различные  компоненты и звенья политической системы. Главную роль среди них играет государство.

 

Наряду с государством важное место  в формировании политического режима принадлежит политическим партиям, общественным, особенно массовым, организациям.

 

  1.  Сущность и условия возникновения тоталитарных и авторитарных режимов.

Авторитаризм - политический режим власти, не ограниченной правом, опирающейся на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или правящей элитой. В истории общества можно выделить различные его формы: древневосточные деспотии, тиранические режимы античности, абсолютистские монархии позднего средневековья и Нового времени, западноевропейские империи XIX века, военно-полицейские, фашистские и коммунистические режимы в XX в. Историческое многообразие форм авторитаризма показывает, что этот политический режим совместим с различными по природе общественными и политическими системами - рабовладением, феодализмом, капитализмом, социализмом, демократией и монархией. Отсюда - трудности, связанные с попытками определения общей природы авторитаризма, вычленения его сущностных, устойчиво повторяющихся характеристик.

 

К числу общих черт авторитарных режимов относят следующие:

 

- авторитарная власть имеет  своим источником насильственный  захват власти. Она не формируется  народом и не ограничивается  правом - кодифицированным либо обычным, опирающимся на традицию;

 

- для нее характерно слияние  законодательной, исполнительной  и судебной властей, либо их  формальное, показное разделение;

 

- при авторитаризме власть опирается  на административный, полицейский  и военно-карательный аппарат, держится на неприкрытом насилии или возможности его непосредственного применения;

 

- авторитаризм предполагает жесткий  централизм управления, монополизацию  власти в руках правящей элиты  или вождя;

 

- в социальном плане авторитаризм  пытается стать выше классовых различий, выразить общенациональный интерес, что сопровождается социальной демагогией, популизмом;

 

- во внешней политике для  него характерны агрессивные  имперские установки.

 

Каковы условия возникновения  режима авторитарной власти?

 

1. Социальный и политический кризис общества, выражающий переходный характер переживаемого времени. Для такого кризиса характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни, исторического уклада, которая связана с резкой модернизацией основных сфер общественной жизни и совершается в течение одного-двух поколений.

 

2. С ломкой исторического уклада  жизни общества связано размывание  наличной социально-классовой структуры,  происходит маргинализация основной  массы населения. Появление больших  масс людей, «выбитых» из традиционных «гнезд» существования, лишенных собственности и видящих в государстве и олицетворяющей его фигуре вождя единственный шанс на выживание, в значительной мере радикализирует социальное и политическое поведение маргинальных переходных слоев, повышает степень их активности, заряженной отрицательной энергией разрушительства.

 

3. В сфере социальной психологии  и идеологии нарастают настроения  заброшенности и отчаяния, стремление  к «восстановлению» социальной  справедливости путем установления  поголовного равенства, потребительское отношение к жизни берет верх над этикой производительного труда. Рождается образ врага народа, персонифицируемого в лице какого-либо общественного института, социальной группы или нации. Возникает культ личности вождя, с которым связываются последние надежды на преодоление кризиса.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"