Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не менее, они вынуждены сотрудничать, ибо ни одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую (смещение парламентом должностных лиц исполнительной и судебной власти путем т.н. импичмента может иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные правонарушения).
Сдержки и противовесы проявляются,
в частности, в том, что президент
может тормозить
Государственный режим при этой форме правления - только дуалистический. В зависимости от обстоятельств значение и роль конкретного парламента или президента могут быть сильнее или слабее, но качество государственного режима это не меняет.
Президентские республики распространены в Латинской Америке. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки.
Правда, подчас в этих странах власть
главы государства на деле выходит
за конституционные рамки, и, в частности,
латиноамериканские президентские
республики характеризовались
К парламентарной республике относится все сказанное выше о парламентарной монархии, за исключением вопроса о главе государства.
Вместо слабого короля мы наблюдаем
при этой форме слабого президента,
который в типичном случае избирается
либо парламентом, либо более широкой
коллегией, включающей наряду с парламентом
субъектов федерации или
Показательно, что ч. 1 ст. 74 Конституции Республики Индия 1949 г. в редакции 42-й и 43-й поправок прямо установила обязанность Президента следовать советам правительства. Главный признак парламентарной республики, как и парламентарной монархии, - политическая ответственность правительства перед парламентом. Как и там, ответственность эта чисто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от президента распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы [7].
При парламентарной республике также возможны два государственных режима - парламентарный или министериальный.
Чисто парламентарных республик не так уж много. К ним можно отнести Италию, Германию, Венгрию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию и некоторые другие.
Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики. Но сочетание это бывает различным.
Например, по Конституции Французской Республики 1958 г. Президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В то же время, назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента - Национального собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления.
Как показал опыт, эта форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и Президент придерживаются одной политической ориентации. В противном случае между Президентом с одной стороны и Премьер-министром и парламентским большинством - с другой может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда хватает конституционных средств.
В целом ряде стран президент избирается гражданами, что характерно для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется. Примером могут служить Австрия, Ирландия, Исландия [9].
Своеобразна форма правления в Швейцарии. Правительство назначается парламентом и подотчетно ему, однако политическая ответственность правительства перед парламентом конституционно не предусмотрена, и государственный режим, следовательно, дуалистический.
Демократический режим – форма гос-го устройства, при которой осуществляется правление народа. Признаки: население участвует в формировании и осуществлении гос-ной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы); решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; существование гражданского общ-ва с его развитой структурой; реальное осуществление правового гос-ва; выборность и сменяемость центр-ных и местных органов гос-ной власти, их подотчетность избирателям; легитимность гос-ной власти; «силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под демократич-м контролем общ-ва, используются только по прямому предназначению, их деят-сть регламентируется законами; доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения; во всех сферах общ-ной жизни господствует закон; провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»; политич.плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политич.партий, существование на законных основаниях политич.оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деят-сть своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати); гласность, СМИ свободны от цензуры; реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общ-ва), исполнит-ю (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику гос-ва) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений). Демократические режимы определяют и различают не только структуры высших институтов – макроуровней власти, но и политич-е структуры среднего уровня. На этом основании различают три типа демократии: 1) с высокой степенью независимости подсистем – партий, профсоюзов, групп давления и т. п. (Англия, США); 2) с ограниченной автономией подсистем (Франция, Италия); 3) с малой автономией подсистем (например, Мексика). Демократический режим является показателем творчества народных масс, передовых представителей общ-ва и его руководства, степень прогрессивности и новаторства которого оценивается в зависимости от участия в демократических преобразованиях основной части населения. В РФ законодат-я власть представлена Президентом РФ и Фед-ным Собранием (ГосДума и Совет Фед-ции). Функции исполнит-й власти выполняет Прав-во РФ. Гарантом конституционности деят-сти первых 2 властей выступает Конст-ный Суд РФ.
При парламентской монархии верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей. Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
Парламентарная форма
При парламентской монархии:
- правительство формируется из
представителей определенной
- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
- в законодательной,
- законодательные акты
- правительство согласно
При парламентской республике:
- глава государства избирается
парламентом либо специально
образуемой парламентской
- глава государства в
- глава правительства (премьер-
- главной функцией парламента
является законодательная
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Президентская форма государственного устройства имеет только одну разновидность - президентская республика.
При президентской республике:
- внепарламентский метод
- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
- более широкие, чем в
Политический режим – это совокупность средств, методов, которыми господствующий класс осуществляет политическую власть.
Политический режим
1роль, политические функции и
место главы государства в
системе политического
2способ и порядок
3взаимоотношения между
4взаимоотношения между
5положение и деятельность
6роль негосударственных
7положение, влияние и условия деятельности политических партий, массовых общественных организаций;
8реальные права и свободы граждан и т. д.
В формировании политического режима принимают участие различные компоненты и звенья политической системы. Главную роль среди них играет государство.
Наряду с государством важное место в формировании политического режима принадлежит политическим партиям, общественным, особенно массовым, организациям.
Авторитаризм - политический режим власти, не ограниченной правом, опирающейся на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или правящей элитой. В истории общества можно выделить различные его формы: древневосточные деспотии, тиранические режимы античности, абсолютистские монархии позднего средневековья и Нового времени, западноевропейские империи XIX века, военно-полицейские, фашистские и коммунистические режимы в XX в. Историческое многообразие форм авторитаризма показывает, что этот политический режим совместим с различными по природе общественными и политическими системами - рабовладением, феодализмом, капитализмом, социализмом, демократией и монархией. Отсюда - трудности, связанные с попытками определения общей природы авторитаризма, вычленения его сущностных, устойчиво повторяющихся характеристик.
К числу общих черт авторитарных режимов относят следующие:
- авторитарная власть имеет
своим источником
- для нее характерно слияние
законодательной,
- при авторитаризме власть
- авторитаризм предполагает
- в социальном плане
- во внешней политике для него характерны агрессивные имперские установки.
Каковы условия возникновения режима авторитарной власти?
1. Социальный и политический кризис общества, выражающий переходный характер переживаемого времени. Для такого кризиса характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни, исторического уклада, которая связана с резкой модернизацией основных сфер общественной жизни и совершается в течение одного-двух поколений.
2. С ломкой исторического уклада
жизни общества связано
3. В сфере социальной психологии
и идеологии нарастают