Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 541.50 Кб (Скачать)

—рабочий класс — носитель всеобщего  политического интереса, в капиталистическом  обществе наиболее эксплуатируемый. Во главе других трудящихся классов  он и совершает социалистическую революцию, в ходе которой уничтожается эксплуататорское государство и открывается путь к строительству бесклассового общества изобилия и свободы — коммунизма;

— диктатура пролетариата — период не ограниченного законом господства рабочего класса, в ходе которого создаются  предпосылки бесклассового общества, происходит отмирание классов и государства.

 

  1.  Российская политическая мысль ХIХ-ХХ вв.

 

В 1 половине XIX в. в России под воздействи¬ем  противоречий, связанных с возник-ием  капиталистич. уклада, п-ка самодержавия колебалась от открытого реакционного курса до уступок либер-зму. В России создается ряд проектов либер. реформ в области обществен. отн-ий, разрабат-ся про¬екты реорган-ии высших органов гос-ва и местного самоупр-ия. Активным сторонником этих преобразований был М. М. Сперанский. Он настойчиво прово¬дил идею разделения властей. Не меньший вклад в развитие соц. -политич. мысли внес Н. Данилевский (1822-1885), отвергший европоцентристскую, однолинейную схему развития мировой истории и обосновавший идею множественности и разно¬качест-ти чел-х культур. Его можно считать предтечей тоталитаризма XX столетия. Он отрицал верхов-во этических принципов христианства в отн-иях полит-х, правовых, соц-х, отрывая политику от морали и одновр-но подчиняя ее политике. В развитие политич. мысли России на этом этапе возникли 2 течения: западники(Сперанский, Чаадаев, Анненков) и славянофилы (Чичерин, Карамзин, Данилевский). Кроме названных течений в России во 2-ой поло¬вине XIX века получила широкое распространение поли¬тич. мысль революц-го демократизма (Н. Чернышевский, А. Герцен, М. Бакунин, П. Лавров, П. Ткачев, Н. Михайловский и др), а также либеральная теория го¬с-ва и права (С. Муромцев, М. Ковалевский, Б. Чиче¬рин и др).

 

В целом к концу XIX в. определились некоторые характерные черты  российской политической мысли: 1) излишняя затеоретизированность с тенденцией отрыва от реальной действит-ти; 2) преимущественный анализ этических проблем п-ки; 3) умозрительный хар-р концепций обновления п-ой системы в России.

  1. Обзор западной политической мысли ХХ века.

Современный облик политической науки с такими ее чертами, как интерес к изучению мотивов и последствий политической деятельности, использование методов конкретной социологии, стремление не строить проекты политического переустройства, но анализировать конкретные политические события и процессы, складывался под влиянием работ ряда социологов и философов.

Итальянский социолог и политолог  Вильфредо Парето (1848— 1923), следуя за И. Макиавелли, видел два реальных средства управления людьми: силу и  хитрость, поэтому эффективно действующие политики делятся им на “львов” и “лис”. Невысоко оценивая смысл и результаты участия масс в политике, он считал демократию крайне несовершенной формой организации политических отношений, так как в ее рамках неразумная масса получает доступ к принятию политических решений. Реальная власть в обществе принадлежит и должна принадлежать элите — узкому кругу лиц, знаниями, способностями, профессиональными успехами доказавшими свою избранность.

Немецкий историк, философ и  социолог Макс Вебер (1864—1920) предложил разделить все типы власти на аффективный, или эмоциональный, целостно-рациональный, или религиозный, и определяемый заинтересованностью. Его по праву считают основателем современной теории бюрократии, которую он рассматривал в качестве рационализированной, обезличенной системы управления, осуществляемой как следование правилам и предписаниям. В научном описании он стремится проводить четкое различие между фактами, которые можно достоверно установить и эмпирически проверить, и ценностями, не подлежащими какой-либо эмпирической фиксации и выражающими внутренний мир субъекта, специфику его отношения к окружающему миру.

Мощное воздействие на методы современной  политологии и весь спектр ее проблем  оказали идеи австрийского психиатра  и психолога Зигмунда Фрейда (1856—1939) и его последователей. В их трудах было обращено внимание на принципиально новый объект интереса теоретиков политики — роль бессознательного в детерминации политических процессов. В свете этих идей политическое поведение рассматривается в качестве результата неосознаваемых влечений, формирующихся в подсознании человека под воздействием детских впечатлений, воспитания. Политика все чаще оценивается как некий вид патопсихологии, сфера, влекущая людей с неосознаваемыми психическими деструкциями.

Р. Михельс (М) (1876-1936), настаивая на огромном значении организации, отмечая, что она п-ки необх. для преодол. дезорг-ции сил, с другой стороны  утвержд., что всякая орг-ция (г-во, профсоюзы  или п-кая партия) ведет к возникновению  олигархии и подрыву демократии. “Железный з-н олигархии”(ЖЗО). Суть з-на : в любой орг-ции неизбежно устанавливается госп-во рук-щей верхушки, власть немногих избранных. “Кто говорит организация, тот говорит олигархия“. По началу по отношению к своим вождям масса членов партии является всесильной. В последующем, в связи с усложнен. задач и требованием обширных специальных знаний и ораторского таланта, считается более неприемлемым передоверять делегирование, для эффективн. исп-ния которого необходимы личные задатки. Это ведет к тому, что создается каста проф. п-ков. Для тех, кто собирается стать проф. п-ками, вводятся особые льготы, распространяющиеся на всю семью. Демократия обычно развивается в олигархию по следующим причинам: 1) техническим; напр., большая орг-ция делает невозм. участие всех членов в решении конкретных вопросов. 2) психологическим; “апатия масс, их потребность в рук-ве имеет в качестве своего дополнения естественную алчность власти у лидеров. ”По мнению М, демократия представляет собой наихудший порядок. Марксистская теория, по М, отождествляет гос-во с госп-ющим классом, но даже новое безклассовое об-во нуждается в Э, т.к. для управл. необх. широкий слой чиновн.. Управление гигантским капиталом дает столько же власти, что и при обладании собственным. Здесь возникает опасность того, что властвующий захочет передать часть этих средств по наследству. Так возникает диктатура, к-рая по существу не отличается от диктатуры группы олиг-ов. Понятие диктатуры противоположно понятию демократии. Так социальная рев-ция превращ. в демагогич. олиг-ию, выступающ. под покровом равенства. Т.о. М доказывает , что существован. демократии в принципе невозможно и “ЖЗО” – закономерность развития любой орг-ции.

Политология как наука и академическая  дисциплина конституируется на рубеже 19 - 20 веков. Особенно интенсивно этот процесс происходит в США, где с одной стороны, политические и экономические элиты обладают более чем достаточными ресурсами для финансирования академической науки, и, с другой стороны, где страх перед импортом революционных идей вместе с многочисленными иммигрантами наблюдался особенно остро. Одним из основателей американской политической школы считается Артур Фишер Бентли, который явился родоначальником теории заинтересованных групп. Его работа "Процесс правления. Изучение общественных давлений" (1908 г.) стала первым бихевиористским социологическим исследованием в области политики. По мнению Бентли в текучем и изменчивом политическом процессе происходит постоянная комбинация и распад групп. В одних случаях межгрупповые конфликты разрешаются на основе компромисса, в других - на основе государственного принуждения. На американскую политологическую науку второй половины 20 века большое влияние оказал Ральф Дарендорф, который считал, что конфликт отражает глубинную сущность естественной революции, выделял 15 видов конфликтов (от семейных ссор до межгосударственных противоречий). В отличие от Маркса он не признавал непримиримые конфликты и полагал, что собственность не выступает основанием антагонистического противоборства. На европейскую политологическую науку оказал влияние Морис Дюверже. Он исследовал проблему демократии, доказав, что ее западный вариант имеет две разновидности: либеральную демократию и современную технодемократию. В современных условиях в известной мере затруднен контроль со стороны экономической олигархии над массами по причине демократизации политических партий и профсоюзов. А с другой стороны при нынейшней технодемократии объективным образом усиливается социальное согласие и ослабляется противостояние различных групп населения, что дает определенный политический выигрыш элите.

 

  1.  Легитимность политической власти: понятие, типы. Основные критерии легитимности политической власти.

 

Власть - понятие правовое, означающее созидание и распределение ценностей  согласно общественным интересам. Власть - это законное право принимать  решения, обязательные для исполнения гражданами, и использовать принуждение во имя торжества законов. Правители всегда [c. 224] стремятся создать впечатление правомерности своей власти и законности правления. В обществе, в котором народ с уважением относится к закону и доверяет правительству, требуются минимальные усилия для принуждения. Там же, где законность власти не бесспорна, воцаряется беззаконие и сохраняется опасность социальных потрясений.

 

Важное значение для политической стабильности и поддержки лидеров имеет концепция легитимности (законности) власти. Законность власти можно определить как степень естественного признания населения страны системы, к которой оно принадлежит. Государство может быть легитимным, если граждане чувствуют, что оно оправдывает их надежды.

 

Власть обретает законность тремя  способами: благодаря традиции, иначе  говоря, благодаря тому, что она  “всегда” обладала законностью. Право - основание власти в монархическом  обществе принадлежит к этому  типу; в силу признания правомерности  системы законов, в условиях которой субъекты пришли к власти и выполняют свои обязанности; на базе харизмы, веры в руководителя, которому приписывают выдающиеся личные достоинства (возможен элемент обожествления). Такая вера может возникнуть в результате появления лидеров, имеющих исключительный талант.

 

Для поддержки властей и режима очень важно утвердить в обществе сознание законности власти, ее носителей. Именно вера в законность режима обеспечивает стабильность политической системы, всех властных отношений. Объектами легитимности выступают: политические элиты, административный персонал, нормы и структуры режима. Источниками легитимности являются: основополагающие идеологические принципы, приверженность структуре и нормам режима, преданность конкретным авторитетам. Показателями легитимности являются: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения, а также результаты выборов, референдумов, массовости демонстраций в поддержку власти (оппозиции). [c. 225]

 

Политические отношения на определенных этапах развития могут привести к  кризису легитимности, корни которого следует искать в характере изменений  в обществе. Кризис легитимности чаще всего возникает тогда, когда статусу основных социальных институтов грозит опасность, когда прогрессивные требования основных групп общества не воспринимаются политической системой. Кризис может возникнуть и в обновленной общественной структуре, если системе в течение длительного времени не удается оправдать надежды широких общественных слоев.

 

Для поддержания законности власти используются различные средства и  методы: изменение законодательства и государственного управления; создание такой политической системы, законность которой основана на традициях; харизматические лидеры; успешное осуществление государственной политики и программы; поддержание законности и правопорядка в стране.

 

Функционирование политических систем свидетельствует о том, что все  они сталкиваются с проблемами законности, успешное решение которых укрепляет жизнеспособность политических институтов, обеспечивает стабильность и эффективность их функционирования. Очевидно, некоторые государства исчезли с политической карты мира потому, что им не удалось справиться с проблемами легитимности.

  1. Политическая система: понятие, функции, виды.

Политическая система представляет собой совокупность государственных  и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов  организации и осуществления политической власти в обществе. Понятие «политическая система» является одним из основных в политологии и позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики.

Под системой функций  принято понимать вклад, который  элемент привносит в деятельность того целого, частью которого он является. Применительно к политической системе (элемент) речь идет о том, что она вносит в жизнедеятельность всего общественного организма (целое). В общем виде ее функцию можно сравнить с функцией мозга в человеческом организме - это функция управления, координации деятельности. Задачами политической системы являются обобщение и согласование всей совокупности интересов и разработка политической программ, которая обеспечивала бы их реализацию. Конкретно это проявляется в формулировке общих целей и задач, стоящих перед обществом, для решения которых политическая система должна осуществить мобилизацию ресурсов т. е. привлечь материальные средства, обеспечить поддержку населения. Политическая система при этом осуществляет распределение ценностей, полученных из внешней среды: например, средства, поступившие в виде налогов, она перераспределяет путем выделения дотаций, ассигнований и т.д.

 

Политическая система  осуществляет управление, координацию  поведения отдельных людей и  групп путем выработки определенных правил (законов, административных норм), организации их применения.

 

Важнейшими функциями политической системы являются обеспечение единства и стабильности общества, достижение согласия между основными общественными группами. Дело в том, что в любом обществе одновременно с сотрудничеством людей всегда существует конкуренция по поводу богатства, власти, престижа. Задача политической системы заключается в обеспечении того, чтобы социальная конкуренция протекала в приемлемых для общества формах, не угрожала его стабильности и единству. В случае возникновения острых и опасных социальных конфликтов политическая система обязана или подавить их силой, или урегулировать с помощью определенного перераспределения ресурсов, удовлетворения тех или иных требования и т. д.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"