Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 541.50 Кб (Скачать)

 

Позже, когда ребенок идет в школу, начинается новая стадия политической социализации. Под влиянием специальных  социализирующих институтов происходит не только количественное накопление знаний о политике, но и их качественное изменение. В школьном возрасте начинает формироваться сознательное отношение к политике. Следующий, юношеский этап, характеризуется включением новых элементов передачи политических ценностей. Здесь появляются новые инструменты политической социализации -- неформальные молодежные группы, вся молодежная субкультура в целом. Подчас они могут играть альтернативную роль по отношению к прежним институтам политической социализации, активно знакомя индивида с альтернативными политическими (или аполитичными) представлениями.

 

Политическая социализация не завершается  подростковым или отроческим возрастом. Не завершается она и получением паспорта гражданина -- это только формальная фиксация появления минимальных  гражданских прав и обязанностей подросшего человека. Политическая социализация продолжается, в разных формах, всю жизнь. Однако, с течением времени, ее этапы и стадии определяются уже не возрастными изменениями, связанными со структурой личности, а с освоением нового социально-политического опыта, усвоением новых социальных и политических ролей, личным участием в политической деятельности. Политическая картина мира, складывающаяся у человека, с годами в значительной степени меняется, однако, ее основные, “ядерные” параметры фиксируются в структуре личности. В случаях дисфункций политической системы, затрудняющих передачу политических ценностей новым поколениям и дезориентирующих уже сформировавшихся граждан, в случае ее реформирования или даже полного краха, у зрелых граждан происходит возврат к ранним базовым представлениям, полученным в ходе ранней, первичной социализации.

 

В целом, принято разделять три  основные системы политической социализации. Во-первых, это система прямой, целенаправленной социализации. К ней относятся  непосредственно связанные с человеком элементы государственного устройства, политические институты, партии, организации и движения. В наиболее важном для политической социализации, молодом возрасте, это детские, подростковые и молодежные политические организации. Во-вторых, система стихийной социализации. Это неформальные объединения, несущие элементы контркультуры по отношению к господствующей политической культуре. Как правило, сюда входят специфические группировки в рамках молодежной субкультуры, самодеятельные молодежные объединения, кружки, клубы и т. д. Часто это представители иных, не просто субдоминантных, а даже оппозиционных политических культур. В-третьих, это самовоспитание и самообразование, выполняющие функции системы политической аутосоциализации. Она отражает самостоятельный, активный, творческий выбор самосоциализирующегося субъекта, и может включать различные источники политической информации (книги, средства массовой информации, интернети т. д.). Элементы названных выше основных систем политической социализации и включенные в них люди выступают в качестве специфических агентов социализации.

 

 

Отдельно фигурируют механизмы, агенты и особые системы ресоциализации, необходимость в которой иногда возникает при резких сменах политической системы, связанных со сменами политического строя, режима и т. д.

 

В современном мире активно развиваются  две основные тенденции, в борьбе которых происходит процесс политической социализации. С одной стороны, во всем мире усиливаются общественные потребности в политическом развитии личности, ее активном включении в политическую жизнь, росте ее политического самосознания. Особенно ярко эта тенденция проявляется в процессах демократизации. С другой стороны, существует и противоположная тенденция, проявляющаяся в разных формах отчуждения человека от государства, политических институтов и процессов принятия политических решений. О первой тенденции говорит рост активности и информированности людей в отношении политики, приход в политику новых слоев населения, которые ранее были выключены из нее. Вторая, противоположная тенденция отражается в добровольном или насильственном политическом отчуждении граждан, апатии и цинизме, недоверии к власти и официальной политике, в падении поддержки политических институтов, партий, государства со стороны населения. Рассмотрим три основных, хотя и самых крайних варианта, к которым могут приводить изложенные тенденции.

 

Политическая активность -- деятельность политических групп или индивидов, связанная со стремлением изменить политический или социально-экономический порядок и соответствующие институты. В наиболее широком смысле проявляется в революционных изменениях общества или его реформировании. На индивидуальном уровне -- это совокупность проявлений тех форм жизнедеятельности человека, в которых выражается его стремление активно участвовать в политике, отстаивая свои права и интересы. Этот вариант -- цель и идеал так называемой “активистской” политической культуры, распространенной в западных демократиях.

 

Политическая пассивность (индифферентность или индифферентизм, от лат. понятия indifferens -- безразличный) -- безразличие к политике и нежелание принимать участие в политической жизни. От индивидуальных позиций, может развиваться до масштабов массовых настроений. Помимо внутренних, чисто психологических проявлений, поведенчески политическая пассивность выражается в отказе от выполнения гражданского долга -- например, от участия в выборах. Обычно “хроническая” политическая пассивность служит признаком неразвитой политической культуры тех или иных слоев общества или общества в целом. В случае развития политической пассивности в случаях, когда ранее она отсутствовала, это говорит о росте отрицательного отношения к действиям властей или их представителей. Обычно, политическая пассивность -- это начальная форма протеста против политики властей.

 

Политическое отчуждение -- политико-психологическое  следствие чрезмерной бюрократизации политической жизни. Следствием бюрократизации, как показал еще М. Вебер, является обезличивание человека, утрата им индивидуальной инициативы и свободы действий, превращение его в простого исполнителя воли организации или государства. В современном обществе политическая власть немыслима без капитальных организационной и институциональной основ. Эти основы, маскируясь демократическими процедурами формирования властных структур, выступают на первое место, часто скрывая от объектов власти ее реальный источник (например, обладание собственностью). В итоге, объекты власти оказываются лишены возможности стать субъектами властных отношений и влиять на характер принимаемых решений, почему и воспринимают власть как отчужденный от себя феномен. Таким образом, человек лишается своих политических характеристик, утрачивает всякое, далее критическое отношение к политическому строю, превращается в “одномерного человека” (выражение Г. Маркузе).

 

В диалектической борьбе политической активности и пассивности происходит развитие новых механизмов регуляции  политического поведения и нового субъекта политики -- личности активного, информированного, принимающего самостоятельные решения и несущего за них ответственность гражданина. Общий вектор развития процессов политической социализации ведет к постепенной замене традиционных механизмов жесткого внешнего контроля за человеком на его собственные, внутриличностные саморегуляторы политического поведения. В конечном счете, именно они являются главным результатом политической социализации как таковой.

  1. Социальные группы как субъекты политического процесса.

Кроме классов, субъективность которых  самая влиятельная в политике, ее субъектами стремятся стать и другие социальные группы.

 

В XX ст. в политической науке остро  появилась проблема групп, которые  руководят. В пределах их изучения появились  такие теории: теория элит, у истоков  которой стояли выдающиеся политологи В. Парето и Г. Моска, а также теория бюрократии, которую впервые всесторонне проанализировал Г. Вебер. Элита и бюрократия - две основных социальных группы, которая концентрирует в своих руках власть, и выступают субъектами политики [3, с.163]. Источник их силы и влияния заключается в том, что они в известной мере являются стойкими и стабильными группами.

 

Выделяют разные типы элит. По содержанию деятельности и функций выделяют такие виды элит: административная (объединяет высших государственных  чиновников), партийная, военная, идеологическая и др.

 

Как субъект политики элита выполняет  такие функции: принимает решение  по важнейшим вопросам, определяет цели, ориентиры и приоритеты в  политике, производит стратегию и  тактику, создает идеологические концепции, которые обслуживают ее политический курс, консолидирует вокруг себя политические силы, руководит политическими структурами и организациями.

 

Посредником между элитой и обществом  выступает такая социальная группа, как бюрократия. Бюрократия имеет  двойную природу. Согласно с теорией Г. Вебера, бюрократия воплощает наиболее эффективные и рациональные способы управления [3, с.164]. Она компетентна, квалифицированная, построенная на принципе иерархии, имеет четко определенные права и обязанности, а, следовательно, наиболее дисциплинированная и законопослушная, получает фиксированную плату и не владеет теми ресурсами, которыми распоряжается, что способствует уменьшению коррупции.

 

В 40-е годы XX ст. американский социолог Р. Мертон показал, что те черты бюрократии, которые описывал Г. Вебер, размыты и дисфункциональны, что бюрократия служит не обществу, а себе, что ориентацию на общие интересы бюрократия подменивает ориентацией на собственные корпоративные интересы, что для нее являются характерными антиинтеллектуализм, враждебное отношение к науке, отсутствие объективного анализа, догматизм, секретность, что целесообразная иерархия подменяется культом начальства, неформальными связями.

 

В современной политологии эти  концепции видят в бюрократии самостоятельную социальную группу, что имеет большое влияние на политику. И в отечественной, и в западной политологии распространенная точка зрения, согласно которой бюрократия является самостоятельным классом. Именно так рассматривали бюрократию российский философ Г. Бердяев, современный российский социолог С. Андреев, югославский политолог М. Джилас и др.

 

Бюрократия как субъект политики, выражая интересы народа, свою политическую деятельность направляет на самосохранение и развитие общества, его политической системы; обеспечивает сдерживание демократических принципов функционирования общества, предоставляет власть своему представителю, который избирается и наделяется необходимыми полномочиями, создает возможность переизбрания его или освобождения избранного руководства на основе реального, а не декларируемого волеизъявления снизу или по решению высшей государственной власти, сурово придерживается законодательства.

 

Класс бюрократии как самостоятельный  субъект политики - порождение авторитарно-централистского  стиля руководства обществом. Он создает политику, направленную на свертывание всех демократических форм функционирования и постепенное утверждение себя как единственного субъекта власти.

 

Политическая жизнь общества испытывает влияния и таких социальных групп, как люмпенство, маргиналы, которые стремятся проявить себя как субъекты политики.

 

Люмпенство - это ленивая, пассивно-завистливая  часть населения, которая готова жить как-нибудь, неспособная хорошо работать ни при каких условиях [3, с.165]. Стремление реализовать свою политическую субъективность у люмпена оказывается в том, что он успешно эксплуатирует социально-политические «завоевания» (ликвидацию частной собственности на рабочую силу и талант, «безвозмездность» социальных благ и ресурсов, несправедливость зарплаты, распространения спекуляции и коррупции и тому подобное). Они больше, чем другие группы, стремятся к бунтам, митингам, легко поддаются провокациям, создают идолов для поклонения, жаждут тиранов.

 

Не способствует политической упорядоченности  общества и такая социальная группа, как маргиналы. Они не способны к самостоятельной политической субъективности, однако своим деструктивным поведением влияют на политические процессы и как такие являются объектом политики.

 

Маргиналы - это лица либо группы, которые  или сами пренебрегают обществом, либо общество, презирает их, в результате чего они находятся па «обочине» или за рамками характерных для данного общества структурных подразделений, норм и традиций. Маргинальность является выражением специфических отношений с существующим общественным строем. Маргиналам являются разрушителями правового и морального климата, носителями тоталитаристской и человеконенавистнической идеологии.

 

Все указанные субъекты политики исторически  предопределены. Влияя на объекты  политической деятельности, они должны отвечать требованиям времени. Пока субъект способен влиять на объекты политики, а его влияние обеспечивает прогрессивное общественное развитие, до тех пор его политическое время не является исчерпанным, в другом же случае он должен сойти с политической арены, и тогда наступает время другого субъекта политики.

  1. Факторы включения личности в политику. Политическая социализация личности и ее факторы.

 

Политическая_социализация

 

– это процесс усвоения культурных ценностей политической ориентации, освоение форм политического поведения, приемлемых для данного общества. В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к определенной политической культуре, что, в свою очередь, способствует обеспечению и поддержанию стабильности политической системы, содержанием политической социализации является приобщение человека к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"