Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на 43 вопроса по дисциплине "Политология".
Поли́тика (греч. — «искусство управления» государством, сообществом, межгосударственными отношениями) — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Прибавочный продукт. Расслоение общества. Оборона.Возникавшие классовые, этнические, религиозные и межплеменные конфликты уже не могли быть решены с помощью традиций, обычаев и нравственных норм. Для этого потребовались новые административно-правовые и политические регуляторы и новая организационная структура – государство, а вместе с ним и политика.
Интерпретации Политики:
Властный подход
Политика – это совокупность действий, направленных на обретение, распределение, использование и удержание власти.
Социологический подход
Политика – это соперничество различных общественных групп за реализацию своих интересов с помощью власти.
Институциональный подход
Политика – это деятельность организаций и институтов в которых воплощается власть (государство, политические партии и др. объединения).
Консенсусный подход
Политика – это деятельность, направленная на достижение гражданами согласия мирными и ненасильственными средствами.
Конфликтностный подход
Политика – это поле столкновения интересов различных социальных групп и институтов по поводу власти, и распределения ресурсов.
Политика – сфера деятельности,
связанная с властными
Политика –
сложное структурное
Субъекты и объекты политики. Субъект (актор) – носитель политической деятельности, объект – тот на кого направлена деятельность субъекта политики. Субъекты политики делятся на первичные (образовавшиеся по объективным причинам) – индивиды, социальные классы и общности и вторичные (образовавшиеся целенаправленно по воле людей) – государство, политические партии, общественные движения и организации. Субъект и объект в политике – взаимозаменяемые величины: один и тот же институт или социальная общность могут одновременно быть и субъектом, и объектом, а могут и меняться местами.
Политические отношения – взаимодействие субъектов политики по поводу приобретения, использования и распределения политической власти (компромисс, консенсус, солидарность, соперничество, конфликт и т.д.).
Политическая организация – совокупность политических институтов (политические партии, лоббистские группы, политические движения, СМИ и др.), которые передают групповые интересы в сферу полномочий государства и конкурируют между собой за власть или оказание влияния на нее.
Политическое сознание – отражение в сознании людей социально-политической реальности – их мыслей, ценностных установок, убеждений, чувств, переживаний.
Политические интересы – обобщенное выражение потребностей социальных групп и индивидов, которые служат побуждением к политической деятельности.
Политические ценности – идеи, теории, принципы, нормы и традиции, которые отвечают интересам всех членов общества и на основе которых разрабатываются программы общественного развития.
Виды и уровни политики. Политику можно классифицировать по различным основаниям:
По сферам общественной жизни – экономическая, социальная, культурная, национальная, научная, экологическая и военная.
В зависимости от масштаба – внутренняя, внешняя, международная.
В зависимости от приоритетности – политика нейтралитета, «открытых дверей», национального примирения, «большого скачка».
По содержанию и характеру – прогрессивная, реакционная, научно-обоснованная и волюнтаристская.
Политика может осуществляться на нескольких уровнях: Макроуровень – охватывает государство, устройство и функционирование власти в центре и на местах. Микроуровень – охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п. Мегауровень – межгосударственный уровень и уровень международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.
2 Функции Политики. Связь политики с другими сферами общества.
Управленческая – заключается в разработке основных направлений политического, экономического, социального и духовного развития общества.
Мобилизационная – выражается в сосредоточении материальных, духовных и трудовых ресурсов для эффективного решения задач, стоящих перед обществом.
Интеграционная – сводится к объединению различных групп общества на основе общих идей и интересов.
Социализирующая – предполагает включение человека в жизнь государства и общества.
Распределительная – состоит в распределении социальных благ с учетом групповых приоритетов.
Прогностическая – состоит в прогнозировании различных аспектов политической деятельности.
Общество представляет
собой целостную систему, состоящую
из экономической, социальной, политической
и духовной подсистем. Политика выступает
как организационная и
Экономика – служит материальной основой политики и во многом определяет ее направления. Политика, в свою очередь, определяет, как общество использует материальные ресурсы и воздействует на структуру потребностей населения.
Социальная сфера общества – является одним из направлений государственной политики. Политика находит методы разрешения социальных проблем, таких как бедность, доступное жилье, здравоохранение, образование.
Право – политические идеалы, цели и интересы общества и государства невозможно осуществить без системы правовых норм, обязательных для исполнения субъектами политики. В свою очередь, политика «задает» праву ценностные ориентиры, которые разделяет общество и стремится на их основе преобразовать свою жизнь.
Мораль – воздействует на политику посредством оценок поведения и результатов деятельности участников политического процесса, предъявления к ним моральных требований. В свою очередь, политика оказывает влияние на мораль, формируя политическую культуру граждан, побуждая их к участию в управлении делами государства и общества.
Религия – в светских государствах, где церковь отделена от государства, воздействие религии на политику осуществляется косвенно, через мировоззренческие ориентации граждан. Возможна также политизация религии, когда религиозные лидеры поддерживают политические акции или политических деятелей или сами выступают с политическими заявлениями.
07.Определение власти. Политическая власть.
Понятие "власть" относится к числу широко употребляемых: "власть родителей", "власть семьи", "власть привычки", "власть чувств", "власть предрассудков", "власть разума", "власть старших", "власть денег", "власть религии", "власть идеологии", •судебная власть", "власть мафии", "партийная власть" и т.д. При всей разнородности и неоднозначности этих понятий можно, однако, отметить одну объединяющую их характеристику: все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других.
Вла́сть —означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.
Отличительными признаками политической власти являются:
• верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;
• всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;
• легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
• моноцентричность,
т.е. существование
• широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.
Политическая власть – власть осуществляемая при помощи государственно-правовых средств.
Государственная власть – это политическая власть, осуществляемая специальным, обособленным аппаратом на определенной территории, на которую распространяется государственный суверенитет
08.Основания политической власти. Её легитимность.
Все в жизни общества имеет начало. Есть свое начало и у политической власти, господствующей в той или иной стране. Исторический опыт показывает, что от того, каким было это начало, многое зависит в дальнейшей ее судьбе. Известно, что политическая власть может сформироваться в результате свободных демократических выборов, но может и в результате военного переворота или кровавой революции, которая станет трагедией для многих слоев населения и унесет миллионы человеческих жизней, до основания разрушит хозяйство страны. Трагедии, связанные со становлением власти, народ не забывает. Проходят десятилетия, меняются поколения, но чувство недоверия народа к власти, незаконно возглавившей страну, остается неискоренимым, отношение между властвующими и подвластными держится, как правило, на страхе последних.
Иные отношения у народа к власти, изначально законной, официально признанной самим обществом и зарубежными государствами. Такое изначальное правомочное становление власти способствует утверждению консенсуса в отношении общества и политической власти, признанию обществом, народом ее права на руководящую роль. Следует, однако, отметить, что само по себе изначально законное становление власти не есть гарантия того, что в дальнейшем эта политическая власть вполне оправдает доверие народа.
Легитимность власти – признание обществом законности, правомерности официальной власти.
Легитимация власти
– обретение властью
Легитимность
власти часто меняет свою интенсивность.
Когда поддержка народом
В политической науке выделяют следующие средства легитимации, т.е. узаконивания власти:
Идеологические средства – оправдание власти с помощью идеологии, которая обосновывает соответствие власти интересам народа.
Экономические средства – проведение успешной экономической политики, выражающейся в повышении благосостояния граждан.
Правовые средства – правовое (законодательное) закрепление политической ситуации и политического курса.
Силовые средства – оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди.
Политические средства – репутация власти, её этические (нравственные) качества
Легальность власти – правовое, формальное закрепление власти.
В науку понятие "легитимность власти" впервые было введено крупным немецким политологом Максом Вебером.
Три основных источника (основания) законности, правомерности политической власти.
Во- первых, власть может получать легитимность в соответствии с традицией. Например, при монархической форме правления по установившейся традиции власть переходит по наследству. Во- вторых, политическая власть обретает качества законности в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля, возглавляющего государственную власть. Данный тип власти Вебер назвал харизматическим. Харизма означает божественный дар. Этот тип легитимности политической власти основан на исключительных, уникальных свойствах, которые обнаруживает лидер, позволяющих ему выступать в качестве пророка и вождя. В-третьих, легитимность власти, имеющая в своем основании рационально-правовую основу. Эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.