Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:20, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 43 вопроса по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПОЛИТОЛОГ. МОИ.doc

— 497.50 Кб (Скачать)

Функции выборов:

  1. Обеспечение участия граждан в формировании системы органов государственной власти и управления. В этом заключается главная функция выборов.
  2. Функция легитимации власти и политического режима выражается в том, что через процедуру выборов народ определяет своих представителей в органах власти и наделяет их правом принимать соответствующие политические решения. Право должностного лица или представительного органа властвовать, если они избраны в результате голосования, под сомнение гражданами практически не ставится, наоборот - они считают своей естественной обязанностью подчиняться решениям избранных ими органов и лиц. Голосование означает придание режиму легитимности, согласие граждан с данной политической системой.
  3. Функция определения содержания политики или выбора политического курса находит свое отражение в том, что граждане, высказывая свою поддержку тому или иному кандидату или определенной партии, тем самым делают свой выбор среди предлагаемых им политических программ.
  4. Функция контроля состоит в том, что во время выборов граждане дают оценку результатам деятельности должностного лица, своего депутата или представительного органа власти, которые получили от них свой мандат на предыдущих выборах. Если эта оценка положительная, то избиратели подтверждают этот мандат, в противном же случае они отдают свои голоса за другого претендента.
  5. Функция отбора и формирования политических лидеров и элит.
  6. Функция показателя состояния политической жизни в стране: дают наглядную картину расстановки политических сил. В ходе подготовки к выборам политические партии и общественные объединения излагают перед избирателями свои идейные платформы и предлагают свои рецепты решения существующих социально-экономических и политических проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29.Избирательное право, его основные принципы.

Выборы осуществляются посредством наличия института избирательного права

Избирательное право - это совокупность юридических норм, регламентирующих участие граждан в выборах представительных органов власти и должностных лиц государства, подготовку и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами государства.

Избирательное право в более узком, смысле – это гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах либо в качестве избирающего, либо в качестве избираемого.

Различают активное и пассивное  избирательное право.

Активное избирательное право - это право гражданина лично участвовать в выборах (избирать) членов представительных учреждений и должностных лиц. Осуществление активного избирательного права может быть прямым и косвенным. Прямые выборы означают, что депутаты избираются гражданами непосредственно. При косвенных выборах гражданин избирает выборщиков, которые затем решают, кого избирать на ту или иную должность.

Пассивное избирательное право - это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительские органы или на выборную должность.

В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, свободных, прямых, равных выборов при тайном голосовании, что регламентируются конституциями и другими правовыми актами государства.

1. Принцип всеобщности  предполагает, что все совершеннолетние граждане государства вне зависимости от пола, расы, национальности, религии, места жительства и т.д. имеют право участвовать в выборах.

2. Принцип прямых  выборов является наиболее распространенным  и демократичным и предполагает, что граждане напрямую выбирают все вертикали власти, т.е. отдают свои голоса непосредственно за конкретного кандидата или список кандидатов. Бывает и косвенное (непрямое) голосование, о чем говорилось выше.

3. Принцип тайного голосования  исключает контроль за волеизъявлением избирателей. Голосование осуществляется тайно, т.е. никто, без ведома самого гражданина, не вправе знать, за кого он голосовал. Для этого предусмотрен такой порядок подачи голосов, при котором избиратель заполняет бюллетень в изолированном помещении (кабине) и лично опускает его в урну.

    4. Принцип равенства избирательного  права предполагает выполнение следующих требований: каждый избиратель должен иметь одинаковое количество голосов; все избиратели голосуют на равных условиях; каждый депутат должен представлять примерно равное число избирателей.

Существует  формы и методы ограничения действия принципов избирательного права, в первую очередь через цензы. Цензы - это установленные законом обязательные условия и требования, которым должен отвечать гражданин для получения права на участие в голосовании. Исходя из наличия цензов всеобщее избирательное право ограничено участием в выборах только электората (от лат. eleсtor - избиратель), т.е. граждан, которые по закону обладают правом голоса. Как правило, электорат и общее число граждан, достигших избирательного возраста не совпадают, так как часть граждан в силу тех или иных причин лишена права участвовать в голосовании. Законодательство ряда стран предусматривает легальные основания для лишения избирательных прав определенных категорий граждан. В частности, по решению суда - лиц, отбывающих тюремное заключение; постоянно или временно лишенных политических прав;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30.Избирательный процесс, его компоненты. Референдум

Все многообразие действий, осуществляемых в связи  с выборами, обозначают термином избирательный процесс.

Избирательный процесс - это совокупность предусмотренных законодательством мероприятий по организации подготовки и проведения выборов, которые осуществляет государство. Мероприятия избирательной процедуры называют также стадиями избирательного процесса.

Стадии избирательного процесса

1. Назначение  даты выборов

  • 2. Регистрация избирателей.
  • 3. Формирование избирательных округов.
  • 4. Создание избирательных органов
  • 5. Выдвижение кандидатов, формирование партийных списков
  • 6. Регистрация кандидатов и списков партий
  • 7. Предвыборная компания
  • 8.  Проведение процедуры голосования
  • 9. Подсчет голосов и установление итогов голосования
  • 10. Разбор жалоб
  • 11.Окончательное определение результатов выборов.
  • 12. Введение в должность победивших кандидатов.

 

Референдум есть специфическая форма избирательной деятельности граждан - тип всенародного голосования, при котором граждане выбирают тот или иной вариант ответа на насущный вопрос государственной или общественной жизни.

Референдум  является важнейшей формой непосредственной демократии. Референдумы также проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования.

Референдумы бывают разных видов в зависимости от предмета голосования и сферы применения. Различают:

- общенациональные (федеральные, республиканские);

- местные (назначаются  местными органами управления  и самоуправления).

- конституционные, если с его помощью осуществляется утверждение конституции страны или поправок к ней.

- законодательные, предметом которых выступает проект акта текущего законодательства.

"Плебисцит" - с юридической точки зрения  разницы между плебисцитом и референдумом нет. Законодательство одних стран использует только одни из этих терминов, других - и тот и другой как синонимы, однако в некоторых странах определенная разница между ними все же усматривается. В таких случаях, как правило, предметы плебисцита перечисляются (т. е. те вопросы, которые обязательно выносятся на решение народа), а предмет референдума не определяется. Из этого можно сделать заключение, что плебисцит - это референдум по очень важному вопросу, которым носит для страны судьбоносный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31.Избирательные системы.

На  практическую реализацию избирательного права значительное влияние оказывает  применение той или иной избирательной  системы.

Избирательная система - это совокупность установленных законом правил, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.

Выделяют три типа избирательных  систем - мажоритарную;  пропорциональную; смешанную.

Мажоритарная избирательная система - система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.

Мажоритарная  система абсолютного большинства - избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов - 50% + 1 голос. победитель не определился в первом туре, то проводится второй тур.

Мажоритарная  система  относительного большинства - кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов

Мажоритарная система квалифицированного большинства - победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины - 2/3, ¾.

Достоинства мажоритарной системы:

  • Учет мнения большинства избирателей при формировании органов государственной власти.
  • Прочные личные позиции депутата в округе усиливают его влияние в парламенте и его независимость.

Недостатки  мажоритарной системы:

  • Нарушается принцип всеобщности избирательного права, поскольку голоса поданные за кандидатов, потерпевших поражение, не учитываются, тем самым искажается воля избирателей.
  • Небольшие партии остаются без представительства, а это может породить диктат парламента относительно значительной части населения, чьи интересы представляют эти партии.
  • В поведении депутатов могут брать верх региональные интересы над общегосударственными.
  • Руководитель государства - президент, который избирается непосредственно населением, может не представлять абсолютное большинство электората страны

Пропорциональная  избирательная система - порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими свои кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов.

Избирательный порог – барьер, который необходимо преодолеть партии для того, чтобы она была представлена  в законодательном органе.

Пропорциональная  система «жестких» списков - избиратели имеют право выбрать лишь партию, проголосовав за список целиком.

Пропорциональная  система «гибких» списков – избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) определенному кандидату или кандидатам.

Достоинства пропорциональной системы:

  • Более полное представительство в парламенте политических партий.
  • Возможность принимать решения, которые в большей степени учитывают интересы разных групп населения.

Недостатки  пропорциональной системы:

  • Большое представительство партий в парламенте затрудняет формирование правительства, которое, как правило, нестабильно.
  • Резкое ослабление связей между избирателями и парламентариями, ибо люди голосовали не за конкретных кандидатов, а за партии.
  • Зависимость депутатов от партийно-аппаратных структур.

СМЕШАННАЯ СИСТЕМА – вид избирательной системы, которая сочетает элементы пропорциональной и мажоритарной избирательных систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32.Сущность и основополагающие принципы правового социального государства.

Идея правового  государства имеет длительную историю  и занимает важное место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа, общества, государства как противовес самовластию и произволу личности правителя звучала уже в трудах античных мыслителей. Так Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Сходные взгляды развивались другим выдающимся древнегреческим философом Аристотелем. Таким образом, уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления взаимозависимости и согласованного взаимодействия права и власти.

Однако возникновение  целостной концепции правового  государства относится к к. XVIII – нач. XIX в. – периоду становления  буржуазного общества, когда в исторически прогрессивных политических теориях осуществлялась всесторонняя критика феодального произвола, утверждались принципы свободы и равенства людей, неотчуждаемости естественных прав, ответственности публичной политической власти перед обществом.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"