Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на 43 вопроса по дисциплине "Политология".
Функции выборов:
29.Избирательное право, его основные принципы.
Выборы осуществляются посредством наличия института избирательного права
Избирательное право - это совокупность юридических норм, регламентирующих участие граждан в выборах представительных органов власти и должностных лиц государства, подготовку и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами государства.
Избирательное право в более узком, смысле – это гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах либо в качестве избирающего, либо в качестве избираемого.
Различают активное и пассивное избирательное право.
Активное избирательное право - это право гражданина лично участвовать в выборах (избирать) членов представительных учреждений и должностных лиц. Осуществление активного избирательного права может быть прямым и косвенным. Прямые выборы означают, что депутаты избираются гражданами непосредственно. При косвенных выборах гражданин избирает выборщиков, которые затем решают, кого избирать на ту или иную должность.
Пассивное избирательное право - это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительские органы или на выборную должность.
В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, свободных, прямых, равных выборов при тайном голосовании, что регламентируются конституциями и другими правовыми актами государства.
1. Принцип всеобщности предполагает, что все совершеннолетние граждане государства вне зависимости от пола, расы, национальности, религии, места жительства и т.д. имеют право участвовать в выборах.
2. Принцип прямых
выборов является наиболее
3. Принцип тайного голосования исключает контроль за волеизъявлением избирателей. Голосование осуществляется тайно, т.е. никто, без ведома самого гражданина, не вправе знать, за кого он голосовал. Для этого предусмотрен такой порядок подачи голосов, при котором избиратель заполняет бюллетень в изолированном помещении (кабине) и лично опускает его в урну.
4. Принцип равенства
Существует формы и методы ограничения действия принципов избирательного права, в первую очередь через цензы. Цензы - это установленные законом обязательные условия и требования, которым должен отвечать гражданин для получения права на участие в голосовании. Исходя из наличия цензов всеобщее избирательное право ограничено участием в выборах только электората (от лат. eleсtor - избиратель), т.е. граждан, которые по закону обладают правом голоса. Как правило, электорат и общее число граждан, достигших избирательного возраста не совпадают, так как часть граждан в силу тех или иных причин лишена права участвовать в голосовании. Законодательство ряда стран предусматривает легальные основания для лишения избирательных прав определенных категорий граждан. В частности, по решению суда - лиц, отбывающих тюремное заключение; постоянно или временно лишенных политических прав;
30.Избирательный процесс, его компоненты. Референдум
Все многообразие действий, осуществляемых в связи с выборами, обозначают термином избирательный процесс.
Избирательный процесс - это совокупность предусмотренных законодательством мероприятий по организации подготовки и проведения выборов, которые осуществляет государство. Мероприятия избирательной процедуры называют также стадиями избирательного процесса.
Стадии избирательного процесса
1. Назначение даты выборов
Референдум есть специфическая форма избирательной деятельности граждан - тип всенародного голосования, при котором граждане выбирают тот или иной вариант ответа на насущный вопрос государственной или общественной жизни.
Референдум является важнейшей формой непосредственной демократии. Референдумы также проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования.
Референдумы бывают разных видов в зависимости от предмета голосования и сферы применения. Различают:
- общенациональные
(федеральные, республиканские)
- местные (назначаются местными органами управления и самоуправления).
- конституционные, если с его помощью осуществляется утверждение конституции страны или поправок к ней.
- законодательные, предметом которых выступает проект акта текущего законодательства.
"Плебисцит" - с юридической точки зрения разницы между плебисцитом и референдумом нет. Законодательство одних стран использует только одни из этих терминов, других - и тот и другой как синонимы, однако в некоторых странах определенная разница между ними все же усматривается. В таких случаях, как правило, предметы плебисцита перечисляются (т. е. те вопросы, которые обязательно выносятся на решение народа), а предмет референдума не определяется. Из этого можно сделать заключение, что плебисцит - это референдум по очень важному вопросу, которым носит для страны судьбоносный характер.
31.Избирательные системы.
На практическую реализацию избирательного права значительное влияние оказывает применение той или иной избирательной системы.
Избирательная система - это совокупность установленных законом правил, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.
Выделяют три типа избирательных систем - мажоритарную; пропорциональную; смешанную.
Мажоритарная избирательная
Мажоритарная
система абсолютного
Мажоритарная система относительного большинства - кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов
Мажоритарная система
Достоинства мажоритарной системы:
Недостатки мажоритарной системы:
Пропорциональная избирательная система - порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими свои кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов.
Избирательный порог – барьер, который необходимо преодолеть партии для того, чтобы она была представлена в законодательном органе.
Пропорциональная система «жестких» списков - избиратели имеют право выбрать лишь партию, проголосовав за список целиком.
Пропорциональная система «гибких» списков – избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) определенному кандидату или кандидатам.
Достоинства пропорциональной системы:
Недостатки пропорциональной системы:
СМЕШАННАЯ СИСТЕМА – вид избирательной системы, которая сочетает элементы пропорциональной и мажоритарной избирательных систем.
32.Сущность и основополагающие принципы правового социального государства.
Идея правового государства имеет длительную историю и занимает важное место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа, общества, государства как противовес самовластию и произволу личности правителя звучала уже в трудах античных мыслителей. Так Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Сходные взгляды развивались другим выдающимся древнегреческим философом Аристотелем. Таким образом, уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления взаимозависимости и согласованного взаимодействия права и власти.
Однако возникновение целостной концепции правового государства относится к к. XVIII – нач. XIX в. – периоду становления буржуазного общества, когда в исторически прогрессивных политических теориях осуществлялась всесторонняя критика феодального произвола, утверждались принципы свободы и равенства людей, неотчуждаемости естественных прав, ответственности публичной политической власти перед обществом.