Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:20, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 43 вопроса по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПОЛИТОЛОГ. МОИ.doc

— 497.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 21.Характеристикизаконодательной власти

Парламентаризм - система государственного руководства обществом, характеризующаяся четким распределением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении законодательного органа – парламента по отношению к другим государственным органам.

К сущности парламентаризма  можно подходить исторически, прослеживая процесс формирования его функций и системы институтов, и функционально, суммируя его функции в политической системе общества и в соответствии с этим анализируя структуру власти парламентаризма и его правовые нюансы.

Парламент как собственно наименование для обозначения представительного учреждения применяется в большинстве развитых стран. В США и странах Лат. Америки он называется конгрессом, в Швеции – ригсдагом, в Финляндии – сеймом, в Норвегии – стортингом, в России – Федеральным собранием и т.д.

Различаются двухпалатная и однопалатная структура парламента. Государства с федеративной формой государственного устройства строят парламент  по двухпалатной системе. Нижние палаты в двухпалатных парламентах и  однопалатные парламенты всегда образуются путем прямых выборов.

Основными элементами внутренней организации палат парламента являются: 1) партийные объединения  членов палат; 2) руководящие органы палат; 3) парламентские комиссии (комитеты).

Во многих странах  существует регламент деятельности партийных объединений членов палат, устанавливается партийный минимум. Председатель палаты может быть как беспартийным, так и партийным. В руководящие органы палат входят, помимо председателей, их заместители, секретари и квесторы (наблюдатели). Обычно руководящие органы палат формируются на пропорциональной основе.

Во многих странах при формировании палат существуют численные ограничения. В мировой политической практике, считается оптимальным, если один миллион  человек населения представляют от 9 до 17 депутатов.

Заседания палат в полном составе  проводятся весьма редко. Поэтому для  того, чтобы их решения были правомочны, определяется кворум  (от лат. quorum – присутствие достаточно), необходимое число присутствующих депутатов для принятия законодательных актов. В Республике Беларусь кворум составляет 2/3 депутатского корпуса.

Представляется важным, чтобы работа парламента была организована на профессиональной основе, т.е. на протяжении всего срока  полномочий его члены не должны совмещать работу в законодательном органе с какой-либо другой деятельностью.

Для большей  эффективности и упорядоченности  законотворческой деятельности парламент структурирован:

  • важным элементом в каждой из палат являются парламентские комиссии (комитеты), разрабатывающие основы законопроектов. Они бывают постоянными и временными и отвечают за определенное направление политики (например, комиссии по бюджету и ассигнованиям, по международным делам, по образованию, здравоохранению, экономическим вопросам и т.д.).
  • значительную роль в работе парламента играют фракции – группы, объединяющие  в своем составе депутатов, избранных от определенной партии. Фракция имеет право на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента, а так же на участие ее членов в дебатах по определению повестки дня. Как правило, представитель фракции излагает позицию всей своей группы, что способствует сокращению времени прений.
  • координировать действия различных политических сил призван председатель парламента (в англоязычных странах – спикер). Обычно он избирается на весь срок полномочий палаты и, кроме функции председательствующего, представляет ее во взаимодействии с другими органами, следит за расходованием финансовых средств и работой административного аппарата палаты.

Основные функции  парламента можно условно разделить  на внутриполитические и внешнеполитические.

К внутриполитическим функциям парламента относят:

-законотворческая (осуществление процедуры принятия  закона), в которой выделяют следующие стадии: обсуждение, принятие поправок, согласование интересов различных групп и партийных фракций, подписание законопроекта главой исполнительной власти. Часто законопроект обсуждается в нескольких чтениях, в ходе которых вносятся поправки и дополнения;

-представительская заключается в представлении и защите избранными депутатами парламента интересов отдельных социальных групп и общества в целом;

-разработка  и утверждение государственного  бюджета; 

-контроль над  формированием и деятельностью  органов исполнительной власти;

-функция обратной  связи осуществляется посредством  контактов депутатов с избирателями, с целью обеспечения социальной  поддержки проводимого курса. 

Среди внешнеполитических функций парламента выделяют:

-утверждение  военной доктрины и основных  направлений внешнеполитической деятельности государства;

-ратификация  и денонсация международных договоров;

22.Характеристика исполнительной власти

Для реализации полномочий исполнительной власти в  различных сферах государственной  жизни создаётся и функционирует правительство. Правительство представляет собой высший государственный коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом. В состав правительства, как правило, входят председатель, главы министерств и центральных ведомств.

        Наиболее распространенные названия высшего органа исполнительной власти – совет министров или кабинет министров. Возглавляет правительство председатель (премьер-министр (Франция, Беларусь), канцлер (Германия, Австрия)).

  Структура  правительства строится по принципу  иерархии:

 

 Статус и роль правительства  в политической жизни определяются  формой правления и политическим  режимом. В президентских республиках  правительство имеет статус совещательного  органа при главе государства, при парламентарных формах правления –  это высший орган исполнительной власти.

Порядок формирования правительства в различных  государствах имеет свою специфику.

 

К числу важнейших полномочий правительства можно отнести следующие:

  •   формирование государственного аппарата и руководство его деятельностью;
  •   общее управление всеми внутри- и внешнеполитическими делами государства;
  •   исполнение законов, регулирование законотворческой деятельности парламента, посредством права законодательной инициативы;
  •   принятие нормативных актов, конкретизирующих, а иногда и подменяющих законодательство;
  •   руководство отдельными отраслями хозяйства, духовной и социальной сферами;
  •   прогнозирование социально-экономического развития;
  •   ведение международных переговоров и заключение соглашений.

 

  2.2. Глава государства, его  роль, статус и полномочия.

Глава государства – центральная и важнейшая фигура в системе высших органов власти. Статус главы государства:

  • олицетворяет собой единство нации;
  • является символом государства;
  • представляет страну на международной арене;
  • выполняет важнейшие государственные функции во внутриполитической жизни страны;
  • служит связующим звеном между высшими органами власти.

 

В качестве главы государства может  выступать монарх, президент, премьер-министр. Источник власти, роль и полномочия главы государства зависят от многих факторов, важнейшие из которых форма правления и политический режим.

В монархиях главой государства является король, император, шах и т.д., его пост является пожизненным и передается по наследству. Ключевую роль в общественно-политической жизни монархи играют лишь в абсолютных и дуалистических монархиях (ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт). В современных парламентских монархиях институт монарха носит формальный представительный характер.

В республике главой государства является, как правило, президент. Основное его отличие от монарха состоит в том, что президентский пост выборный и президентское правление ограничено временными рамками.

Процедура избрания президента, его полномочия и их продолжительность отличаются разнообразием. Так, в большинстве стран президента избирают всенародно (Франция, Россия, Беларусь), в некоторых – коллегией выборщиков (США), в Германии – особым собранием, в состав которого входят уполномоченные земель и депутаты бундестага. Неодинаков и срок полномочий президента: в США, России – 4 года, в Индии, Беларуси – 5, во Франции – 7 лет. Кроме того, в большинстве стран конституции ограничивают срок пребывания в президентской должности одного и того же лица.

Полномочия  главы государства определяются конституцией и зависят от формы правления. В парламентской республике президент является главой государства формально. Его функции носят чисто представительский характер. Фактически вся полнота власти сосредоточена в руках лица, возглавляющего правительство (премьер-министр, канцлер).

В президентских республиках и в республиках со смешанным правлением президент – ключевая фигура в структуре высших органов власти. Он одновременно является главой государства, и главой правительства (при смешанной форме правления). 

 В полномочия президента входит:

  • формирование правительства и контроль над  его деятельностью;
  • обращение к парламенту с посланиями;
  • роспуск парламента в случаях, предусмотренных конституциями (Франция, Россия, Беларусь);
  • подписание и контроль за исполнением законов;
  • право вето на отдельные законодательные акты;
  • назначение судей (без права вмешательства в процесс правосудия);
  • право помилования, амнистии;
  • решение вопросов использования вооруженных сил, выработка военной политики государства;
  • прием верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов;
  • ведение переговоров и заключение международных соглашений;
  • введение чрезвычайного положения в случаях, предусмотренных конституцией и др.

 

23.Характеристика судебной власти

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной властями).

Представляет  собой: а) совокупность полномочий по отправлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, арбитражных, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законодательством, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права, нормотворческих полномочий (создание прецедентов судебных), контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых других (установление фактов, регистрация юридических лиц в ряде зарубежных стран и т.п.); б) систему государственных органов, осуществляющих перечисленные полномочия.

В РБ судебная власть лишена нормотворческих полномочий.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства.

Конституционный суд, Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские) суды, Белорусский военный  суд, межгарнизонные военные суды, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, а также хозяйственные суды городов и районов.

Полномочия  Судебной власти подразделяются на основные (исключительные) - по отправлению правосудия и вспомогательные. Основные полномочия могут осуществляться  только судом. В осуществлении судебной власти кроме судей участвуют привлекаемые в установленном законом порядке присяжные, арбитражные и народные заседатели

Основная функция  судебной власти - правоохранительная: важнейший способ ее реализации - правосудие, осуществляемое специально созданными государственными органами в строго определенной процессуальной форме. Решение органов судебной власти общеобязательны, имеют силу закона и обеспечены принудительным исполнением. Помимо отправления правосудия судебная власть может участвовать в выработке правовой политики государства, политики борьбы с преступностью. Одна из важнейших задач С.в. - обеспечение прав человека, интересов гражданского общества и государства путем отправления правосудия и конституционного контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.Понятие и происхождение политических партий.

 Слово "партия" происходит от латинского слова "pars", "partis", что в переводе означает "часть". Задолго до формирования современных политических партий этим термином обозначались сословные группировки, которые отражали интересы разных слоев господствующего класса и вели между собой борьбу за государственную власть или влияние на неё. Такие группировки начали складываться ещё в рабовладельческом и феодальном обществе.   

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"