Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на 43 вопроса по дисциплине "Политология".
21.
Парламентаризм - система государственного руководства обществом, характеризующаяся четким распределением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении законодательного органа – парламента по отношению к другим государственным органам.
К сущности парламентаризма можно подходить исторически, прослеживая процесс формирования его функций и системы институтов, и функционально, суммируя его функции в политической системе общества и в соответствии с этим анализируя структуру власти парламентаризма и его правовые нюансы.
Парламент как собственно наименование для обозначения представительного учреждения применяется в большинстве развитых стран. В США и странах Лат. Америки он называется конгрессом, в Швеции – ригсдагом, в Финляндии – сеймом, в Норвегии – стортингом, в России – Федеральным собранием и т.д.
Различаются двухпалатная и однопалатная структура парламента. Государства с федеративной формой государственного устройства строят парламент по двухпалатной системе. Нижние палаты в двухпалатных парламентах и однопалатные парламенты всегда образуются путем прямых выборов.
Основными элементами внутренней организации палат парламента являются: 1) партийные объединения членов палат; 2) руководящие органы палат; 3) парламентские комиссии (комитеты).
Во многих странах существует регламент деятельности партийных объединений членов палат, устанавливается партийный минимум. Председатель палаты может быть как беспартийным, так и партийным. В руководящие органы палат входят, помимо председателей, их заместители, секретари и квесторы (наблюдатели). Обычно руководящие органы палат формируются на пропорциональной основе.
Во многих странах при формировании палат существуют численные ограничения. В мировой политической практике, считается оптимальным, если один миллион человек населения представляют от 9 до 17 депутатов.
Заседания палат в полном составе проводятся весьма редко. Поэтому для того, чтобы их решения были правомочны, определяется кворум (от лат. quorum – присутствие достаточно), необходимое число присутствующих депутатов для принятия законодательных актов. В Республике Беларусь кворум составляет 2/3 депутатского корпуса.
Представляется важным, чтобы работа парламента была организована на профессиональной основе, т.е. на протяжении всего срока полномочий его члены не должны совмещать работу в законодательном органе с какой-либо другой деятельностью.
Для большей
эффективности и
Основные функции парламента можно условно разделить на внутриполитические и внешнеполитические.
К внутриполитическим функциям парламента относят:
-законотворческая
(осуществление процедуры
-представительская заключается в представлении и защите избранными депутатами парламента интересов отдельных социальных групп и общества в целом;
-разработка
и утверждение
-контроль над формированием и деятельностью органов исполнительной власти;
-функция обратной
связи осуществляется
Среди внешнеполитических функций парламента выделяют:
-утверждение военной доктрины и основных направлений внешнеполитической деятельности государства;
-ратификация
и денонсация международных
Для реализации
полномочий исполнительной власти в
различных сферах государственной
жизни создаётся и функционируе
Наиболее распространенные названия высшего органа исполнительной власти – совет министров или кабинет министров. Возглавляет правительство председатель (премьер-министр (Франция, Беларусь), канцлер (Германия, Австрия)).
Структура
правительства строится по
Статус и роль правительства
в политической жизни
Порядок формирования правительства в различных государствах имеет свою специфику.
К числу важнейших полномочий правительства можно отнести следующие:
2.2. Глава государства, его роль, статус и полномочия.
Глава государства – центральная и важнейшая фигура в системе высших органов власти. Статус главы государства:
В качестве главы государства может выступать монарх, президент, премьер-министр. Источник власти, роль и полномочия главы государства зависят от многих факторов, важнейшие из которых форма правления и политический режим.
В монархиях главой государства является король, император, шах и т.д., его пост является пожизненным и передается по наследству. Ключевую роль в общественно-политической жизни монархи играют лишь в абсолютных и дуалистических монархиях (ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт). В современных парламентских монархиях институт монарха носит формальный представительный характер.
В республике главой государства является, как правило, президент. Основное его отличие от монарха состоит в том, что президентский пост выборный и президентское правление ограничено временными рамками.
Процедура избрания президента, его полномочия и их продолжительность отличаются разнообразием. Так, в большинстве стран президента избирают всенародно (Франция, Россия, Беларусь), в некоторых – коллегией выборщиков (США), в Германии – особым собранием, в состав которого входят уполномоченные земель и депутаты бундестага. Неодинаков и срок полномочий президента: в США, России – 4 года, в Индии, Беларуси – 5, во Франции – 7 лет. Кроме того, в большинстве стран конституции ограничивают срок пребывания в президентской должности одного и того же лица.
Полномочия главы государства определяются конституцией и зависят от формы правления. В парламентской республике президент является главой государства формально. Его функции носят чисто представительский характер. Фактически вся полнота власти сосредоточена в руках лица, возглавляющего правительство (премьер-министр, канцлер).
В президентских республиках и в республиках со смешанным правлением президент – ключевая фигура в структуре высших органов власти. Он одновременно является главой государства, и главой правительства (при смешанной форме правления).
В полномочия президента входит:
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной властями).
Представляет собой: а) совокупность полномочий по отправлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, арбитражных, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законодательством, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права, нормотворческих полномочий (создание прецедентов судебных), контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых других (установление фактов, регистрация юридических лиц в ряде зарубежных стран и т.п.); б) систему государственных органов, осуществляющих перечисленные полномочия.
В РБ судебная власть лишена нормотворческих полномочий.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Конституционный суд, Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, а также хозяйственные суды городов и районов.
Полномочия Судебной власти подразделяются на основные (исключительные) - по отправлению правосудия и вспомогательные. Основные полномочия могут осуществляться только судом. В осуществлении судебной власти кроме судей участвуют привлекаемые в установленном законом порядке присяжные, арбитражные и народные заседатели
Основная функция судебной власти - правоохранительная: важнейший способ ее реализации - правосудие, осуществляемое специально созданными государственными органами в строго определенной процессуальной форме. Решение органов судебной власти общеобязательны, имеют силу закона и обеспечены принудительным исполнением. Помимо отправления правосудия судебная власть может участвовать в выработке правовой политики государства, политики борьбы с преступностью. Одна из важнейших задач С.в. - обеспечение прав человека, интересов гражданского общества и государства путем отправления правосудия и конституционного контроля
Слово "партия" происходит от латинского слова "pars", "partis", что в переводе означает "часть". Задолго до формирования современных политических партий этим термином обозначались сословные группировки, которые отражали интересы разных слоев господствующего класса и вели между собой борьбу за государственную власть или влияние на неё. Такие группировки начали складываться ещё в рабовладельческом и феодальном обществе.