Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:20, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 43 вопроса по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПОЛИТОЛОГ. МОИ.doc

— 497.50 Кб (Скачать)

          Кризис проникновения выражается в обострении противоречий между центральными и местными государственными органами, их стремлении к перераспределению полномочий и ресурсов власти в свою пользу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41 Политическое поведение и политическое участие: типы и формы. Абсентеизм.

Политическое  поведение и политическое участие: типы и формы. Политическое поведение - это все многообразие действий людей, в результате которых происходит развитие и изменение политической сферы общества.

Наиболее подробную  классификацию типов политического  поведения предложил английский ученый А. Марш:

  • политическое поведение ортодоксального типа -  действия, обеспечивающие устойчивое функционирование политической системы, а также требования, предъявляемые к ней в законных формах (участие в работе партий, избирательных кампаниях; контакты с официальными лицами).
  • политическое поведение неортодоксального типа - действия, несанкционированные законом или направленные против политической системы, осуществляется в ненасильственных формах (демонстрации, пикеты, митинги и т.п.).
  • политические преступления - политическая деятельность с использованием нелегитимного насилия (терроризм, бунт и т.п.).

Политическое участие – это действия, предпринимаемые гражданами с целью повлиять на государственную политику. Впервые термин «политическое участие» был закреплен в конституции Франции 1946 г. и Италии 1947 г. К политическому участию относятся:

  • электоральное участие ( участие в выборах)
  • активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях;
  • посещение митингов и участие в демонстрациях;
  • участие в деятельности партий и групп интересов

ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ.

Автономное  участие - это свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы

Мобилизационное участие имеет принудительный характер, стимулами политической активности становятся страх, административное принуждение, традиции и т.п. Мобилизационное участие направлено исключительно на поддержку политической системы и его целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародного единства и одобрения проводимой политики.

Прямое участие Оно характерно для местного управления и самоуправления, осуществляемого гражданами через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах

При опосредованном участии массы выбирают своих представителей для осуществления политической власти. Опосредованное участие дает больше возможностей для искажения воли масс, поскольку избранные представители, депутаты могут преследовать собственные интересы, не совпадающие с интересами тех, кого они представляют

В зависимости  от политического режима, традиций, размеров территории, численности населения, развитости средств транспорта и коммуникаций в каждом обществе наблюдается различное сочетание прямого и опосредованного политического участия. Посредниками участия в современном обществе выступают политические партии, общественно-политические организации и движения, а основной формой его — выборы.

Абсентеизм. Политическому участию противостоит такой тип политического поведения как абсентеизм.

Абсентеизм - уклонение от участия в политической жизни (в голосовании, избирательных кампаниях, акциях протеста, деятельности партий, групп интересов и т.п.), утрата интереса к политике и политическим нормам, т.е. политическая апатия. Абсентеистов обычно подразделяют на три группы.

1) Первую составляют  лица, не участвующие в выборах  по объективным причинам (физическая немощь, внезапная болезнь, другие конъюнктурные обстоятельства, делающие невозможным посещение избирательного участка).

2) Вторую образуют  те, кто, не имея особых оснований  для недовольства сложившейся  в обществе ситуацией и не  стремясь к серьезным переменам, считает для себя излишним участие в избирательном процессе.

3) В третью  входят индивиды, которые отрицательно  относятся к утвердившимся порядкам  и либо не верят в возможность  внести коррективы в проводимую  политику с помощью избирательных  бюллетеней, либо рассматривают воздержание от участия в выборах как форму негативного политического действия.

Во многих странах  абсентеизм — достаточно распространенное явление. Причины неявки избирателей  на выборы могут быть разные: аполитичность, безразличие к общественным делам и к тому, кто победит на выборах, особенно если устраивает победа любой из политических сил. Причиной абсентеизма может быть и протест части избирателей против существующих порядков, против политических игр одних и тех же сил. Люди разочаровываются в партийных программах, в деятельности правительства, не ждут улучшения своего положения, не верят обещаниям и не хотят отдавать голоса за кого бы то ни было. Некоторые  страны  борются  с абсентеизмом,  вводя обязательное  голосование.  Это Австрия,  Бельгия, Голландия, Италия, государства Латинской Америки. За уклонение от голосования налагаются штрафы, ограничивается  предпринимательская деятельность,   поступление  на  государственную  службу  и  т.д.   В Австрии, например, за уклонение от голосования граждане подвергаются четырехнедельному тюремному заключению. Участие в голосовании рассматривается как важный гражданский до

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40. Внешняя политика

Внешняя политика – деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Внешняя политика является неотъемлемой составной частью государственной политики. Необходимость внешней политики вытекает из того факта, что внутренняя политика не обеспечивает в полной мере потребности и интересы данного общества. В этом смысле внешняя политика является продолжением и дополнением внутренней политики, выполняя вспомогательные функции по отношению к внутренним политическим процессам. Внешняя политика осуществляется в иных общественных условиях, нежели внутренняя. Международное сообщество имеет свою собственную децентрализованную структуру, составными элементами которой являются суверенные государства. В конечном счете, политические действия на международной арене опираются в большей мере не на нормативные акты, подчиняющие отдельные личности данной государственной власти, а на совместную деятельность людей и их сотрудничество.

Сущность внешней  политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, Цели внешней политики весьма разнообразны. Их формулирование и разработка обусловлены различными обстоятельствами: социально-политическим устройством страны, формами правления, уровнем развития экономики, союзами с другими государствами. Можно выделить следующую группу целей внешнеполитической деятельности современных государств.

  1. Обеспечение национальной безопасности государства. Укрепление национальной безопасности – одна из важнейших задач государства. В периоды наибольшей угрозы национальной безопасности государства обычно подчиняют все другие цели обеспечению своей безопасности с тем, чтобы создать эффективные гарантии от любой внешней угрозы
  2. Обеспечение роста экономического и политического потенциала государства. Государство через свою внешнюю политику может способствовать эффективному экономическому развитию страны, повышению уровня жизни населения. Государство способно приумножить свое национальное достояние через участие в различных экономических и политических группировках.
  3. Создание позитивного международного имиджа, престижа и прочных международных позиций среди государств мирового сообщества.

Все цели внешней  политики тесно взаимосвязаны..

Внешняя политика выполняет определенные функции

Охранительная функция связана с охраной прав и интересов данной страны и ее граждан за границей. Эффективная реализация данной функции зависит от способности государства опредилить птенциальные источники угрозы.

Информационно-представительская  функция находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе. Заключается в изучении внешнеполитических процессов, накоплении и обработке достоверной информации о состоянии международной обстановке, ее анализе и доведении до сведения своего правительства. 

Организаторская функция состоит в инициативных действиях направленных на поиск выгодных торговых, научно-технических и других контактов, а также на создание благоприятных условий для деятельности государства за рубежом..

СРЕДСТВА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ.

Политические  средства внешней политики используются в дипломатических отношениях. Дипломатия осуществляется в форме переговоров, переписки, повседневного представительства государства за границей, участия в международных организациях.Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны как для решения внутренних проблем, так и для воздействия на политику иных государств. Государство, обладающее сильной экономикой, имеет и прочные международные позиции. Важными средствами внешней политики являются также сырьевая база государства, внешняя торговля, лицензионная политика. В международной практике широко используются такие средства внешней политики, как эмбарго или режим наибольшего благоприятствования в торговле.Военными средствами внешней политики принято считать военную мощь государства, т.е. численность армии, виды вооружений, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства часто используются в целях оказания косвенного давления на иные страны. Формами давления могут быть учения, парады, маневры, испытания новых видов оружия.Информационно-пропагандистские средства (или идеологические). В международных системах пропагандистские средства проявляются скрытно и неравномерно в зависимости от международной обстановки. Кроме обозначенной типологии иногда выделяют также средства внешней политики, которые можно определить как устойчивые (территория, климат, природные ископаемые, геополитическое положение) и переменные (направления и концепции внешней политики, политические лидеры, политическая культура, политическая система и др.

 

3. Политология,  её предмет и объект. Структура  и методы политологии

Политология –  это наука о политике или совокупность знаний об управлении государством.

Объект  политологии – политическая сфера общества.

Предмет политологии – анализ и исследование политики в государственной сфере.

Политология – наука о политике и политической власти, закономерностях возникновения, функционирования и развития политических отношений, процессов, явлений, институтов, о нормах и принципах политической жизни общества.

Структура политологии. В соответствии с изучаемой проблематикой в структуре политологии выделяются следующие разделы:

- политическая  философия, исследующая ценностные аспекты политики, идеалы и нормы, на основании которых функционирует политика и власть. Кроме того, политическая философия формирует понятийный аппарат науки и ее методологическую базу;

- теория политики - более конкретная дисциплина, изучающая политику и власть, механизмы функционирования последней. Теория политики имеет свои внутренние структурные звенья: теория политической системы, теория власти, теория демократии, теория элит и др.;

- политическая  социология, акцентирующая внимание на социальном основании власти: влияние социальных групп и в целом гражданского общества на политику;

- политическая  психология, исследующая роль установок, убеждений, мотивов и подсознательных факторов на политическое поведение. Эта дисциплина рассматривает как массовые формы участия в политических процессах, так и психологические аспекты феномена лидерства;

- история политических  учений, изучающая этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах в различные исторические эпохи;

- политическая  антропология, которая изучает влияние социобиологических качеств человека на политику, а также ее связь с культурой и национально-психологическими особенностями того или иного народа;

- теория международных  отношений, рассматривающая проблемы мировой политики и взаимоотношений государств. Внутри этого направления выделяют геополитику, рассматривающую использование государствами пространственных факторов для достижения политических целей.

Исходя из решаемых политологией задач выделяют фундаментальную  и прикладную политологию.

Фундаментальная политология – ориентирована на прирост научных знаний о политике. Она решает проблемы, связанные объяснением процессов политического развития, разработки концептуального аппарата, методологии и методов политического исследования.

Прикладная  политология – ориентирована на достижение реального политического эффекта. Она изучает проблемы, связанные с преобразованием политической действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на политические процессы.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"