Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:20, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 43 вопроса по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПОЛИТОЛОГ. МОИ.doc

— 497.50 Кб (Скачать)

Приведённый перечень не означает, что всякий режим, которому присуща хотя бы одна из указанных черт, следует относить к тоталитарным. В частности, некоторые из перечисленных черт в разное время были также свойственны демократическим режимам. Аналогично, отсутствие какого-то одного признака не является основанием для классификации режима как нетоталитарного. Однако первые два признака, по мнению исследователей тоталитарной модели, являются её наиболее яркими характеристиками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Характеристика авторитарного режима

Авторитари́зм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.

Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

Авторитаризм  — это во-первых социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам. Во-вторых — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Политический  режим, соответствующий принципам  авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении  свободного проведения выборов, так  и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с  диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени.

Одна  из самых удачных типологий авторитарных режимов принадлежит немецкому  политологу Дирку Берг-Шлоссеру. Он выделял следующие разновидности  авторитаризма:

1. Традиционные абсолютистские монархии (примеры: Эфиопия до 1947 г., Непал до 2007 г., Марокко, Саудовская Аравия и другие).

2. Традиционные авторитарные режимы олигархического типа. Характерны для стран Латинской Америки (примеры: Гватемала, Никарагуа до 1979 г. и другие).

3. Гегемонистский авторитаризм новой олигархии (примеры: Камерун, Тунис, Филиппины при Ф. Маркосе в 1972—1985 гг.).

4. Страны «социалистической ориентации» со всеми особенностями восприятия социализма, его типов, эгалитаристских традиций собственной культуры и так далее (примеры: Алжир, Бирма, Гвинея, Мозамбик, Венесуэла, Танзания и другие).

5. Военные режимы (примеры: режим Г. А. Насера в Египте, Х. Перона в Аргентине, авторитарные режимы в Ираке, Перу и другие).

Тоталитаризм   Авторитаризм

 

Харизма   Высокая   Низкая

Роль  лидера   Лидер как функция  Лидер как индивидуум 

Коррупция   Низкая    Высокая

Идеология   Присутствует   Отсутствует

Ограничение плюрализма Присутствует   Отсутствует

Легитимность   Присутствует   Отсутствует

 

Признаки авторитарного  режима

• автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа);

• Отсутствие всеобъемлющей мобилизующей идеологии

• неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению;

• игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;

• монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелости гражданского общества либо недоверия партиям со стороны населения);

• отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;

• в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;

• права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);

• личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;

• силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях.

 

 

17.. Характеристика демократического режима

Демокра́тия (греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος —  «власть») — политическая система, при которой народ является единственно  легитимным источником власти.

  1. Выборные государственные должности. Современные демократии являются представительными: согласно основным законам, непосредственный контроль над принятием нормативных актов и политических решений осуществляют избранные гражданами лица.
  2. Индивидуализм как принцип общественной жизни и деятельности людей.
  3. Свободные, честные и регулярно проводимые выборы, в которых имеет право участвовать каждый гражданин (как избиратель и как кандидат), в сочетании с непрерывной открытой политической конкуренцией между гражданами и их объединениями.
  4. Отзывчивость правительства. Проводимая политика зависит от результатов выборов и от предпочтений избирателей.
  5. Свобода самовыражения. Граждане обладают правом безнаказанно выражать свои мысли, в том числе, критиковать власть, политическую систему, общественно-экономический порядок и преобладающую идеологию.
  6. Доступ к альтернативным и независимым источникам информации. Граждане вправе искать и получать информацию от других граждан, из книг, СМИ и т. п. Альтернативные источники информации должны существовать, быть доступны и не подконтрольны какой-либо одной политической группе.
  7. Автономия общественных организаций. Граждане вправе учреждать относительно независимые сообщества или организации, в том числе, политические партии.
  8. Всеобщий охват гражданства. Каждый постоянно проживающий в стране и подчиняющийся её законам взрослый житель должен обладать всеми правами гражданина.

типология С. Хантингтона: западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, славяно-православная, африканская, латиноамериканская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38. Понятие политический процесс, его сущность и формы

Политический процесс - одна из центральных  категорий политологии. Политический процесс – это совокупная деятельность субъектов (индивидов, групп, партий, классов), посредством которой происходит формирование, изменение, преобразование и функционирование политической системы общества.

Политический процесс имеет  два уровня проявления: глобальный и частичный. Глобальный политический процесс представляет собой непрерывное движение всей политической системы. Частичный политический процесс характеризует движение отдельных элементов или частей политической системы.

Субъект политического процесса – это носитель политической деятельности, вызывающей определенные изменения в политической системе общества. В политическом процессе участвуют субъекты трех типов: индивидуальные субъекты (как рядовые граждане, так и профессиональные политики); групповые субъекты (общности, группы, коллективы), институциональные субъекты ( организации и учреждения).

В политической литературе существуют различные теории по поводу того, какие субъекты политического  процесса являются главенствующими.

  1. Либерально- демократическая концепция

-индивидуалистический  подход: в качестве реальных субъектов политики признаются прежде всего отдельные индивиды. Политическая деятельность коллективов рассматривается как сумма действий отдельных индивидов.

-институциональный подход: решающая роль в политике отводиться политическим организациям и институтам. Массы рассматриваются как стихийный фактор в политике.

Марксистская концепция. Главенствующая роль в политике отводиться большим общественным группам – классам, нациям. Политическая деятельность отдельных индивидов рассматривается как результат отражения и реализации интересов общественных групп.

С изменением форм, методов и функций, осуществляемых институтами государственного управления, изменяются и политические процессы. Чаще всего различают четыре стадии (режима) протекания политического процесса.

Первая - это стадия конституирования Вторая стадия – стадия функционирования Третья стадия протекания политических процессов - это стадия развития. Четвертой стадией протекания политических процессов является стадия упадка, распада политической целостности.

Продолжительность во времени каждой из указанных стадий политического процесса может быть различной. Это зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов. Важнейшими являются следующие: характер исторического периода  в развитии страны, степень развитости политических институтов и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. Политическое лидерство. Политическая элита.

 Термин «лидер» (от англ. leader) в переводе означает «ведущий», «руководитель», «вождь». Политическими лидерство представляет собой постоянное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу.

В политологии  существует ряд теорий, пытающихся определить основные факторы лежащие  в основе явления политического  лидерства.

Типология политического лидерства. Многие исследования лидерства опираются на типологию, разработанную М. Вебером, выделяются:

  1. традиционное лидерство, основанное на традициях, обычаях привычке последователей к подчинению;
  2. харизматическое лидерство, основывающееся на вере в не обыкновенные, выдающиеся качества вождя;
  3. рационально-легальное (бюрократическое) лидерство, осуществляющееся на основе законов и в рамках законов.

Политолог М. Херманн подразделяет лидеров по имиджу:  на «знаменосцев», «служителей», «торговцев» и «пожарных».

  1. - Лидер - “знаменосец” стремится к воплощению “великой мечты”, изменению политической системы в соответствии с определенным идеалом, привлекающим многих людей.
  2. -лидер - “служитель” формируется у политика, который стремится выступить в роли выразителя интересов своих приверженцев. Он бескорыстно служит им и ориентируется на их мнение.
  3. лидер - “торговец” отличается способностью убеждать людей, “продавать” им свои идеи. Стремиться получить поддержку определенных слоев общества в обмен на обещание отстаивать их интересы
  4. – лидер -“пожарник” откликается на порожденные ситуацией экстремальные события и проблемы, насущные требования момента. Для проявления качеств этого типа лидера необходимы экстремальные ситуации.

В реальной политической практике большинство лидеров используют все четыре образа лидерства в различном порядке и сочетаниях.

Выделяются три стиля лидерства: авторитарный, демократический и невмешивающийся.

    • - для авторитарного стиля характерен упор на жесткие распоряжения, угрозы, директивы, лидер четко обозначает цель, намечает меры по ее достижению, распределяет роли и требует безусловного повиновения и исполнения поставленной цели. Позиции члена группы, его мнения и инициативы, в случае расхождения с установками лидера, жестко подавляются. Основной метод воздействия на подчиненных - санкции или угроза их применения; поощрения и вознаграждения - крайне редки. Оценки результатов предельно субъективны. С точки зрения социального пространства лидер находится как бы над группой.
    • - демократическому стилю соответствует иной подход к организации взаимодействия внутри группы. Для успешного достижения целей поощряется активность и инициативность группы. Усилия лидеров сосредоточиваются на координации группового поведения, а также межгруппового взаимодействия. В арсенале методов доминируют поощрения, вознаграждения, поддержка. Лидер с демократическим стилем охотнее использует методы манипулирования, нежели методы прямого насилия и давления. При принятии решений он стремится взвесить и учесть в том числе и те, которые противоречат его собственным.
    • - отстраненный или невмешивающийся стиль лидерства. Лица, придерживающиеся этого стиля, редко проявляют стремление к какой-либо деятельности. Их позиция - положение стороннего наблюдателя, внимательно следящего за происходящим, не выражающего своего отношения к событиям или мнениям. Не вмешивающиеся лидеры всячески стараются избегать роли арбитра, судьи, посредника в урегулировании конфликтов. При малейшей возможности они охотно уступают или передают функции по разрешению конфликтов своим заместителям.

Политическая  элита Термин “элита” происходит от латинского eligere или франц. elite - лучшее, отборное, избранное. Начиная с XVII в начали употреблять применительно к высшей знати. В научный оборот он был введен в к. XIX – н. XX в. Наиболее полно элитистское мировоззрение было сформулировано Платоном в его учении об идеальном государстве как правлении лучших - философов. В более поздние периоды значительный вклад в развитие элитизма внесли Н. Макиавелли, Т. Карлейль, О. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др. Как научная школа элитистское направление окончательно сформировалось благодаря трудам В. Парето, Г. Моска, Р. Михельса.

В современной  политической науке используется несколько  подходов к исследованию элит. В  целом их можно свести к двум основным:

1) меритократический  подход (лат. meritus - лучший и греч. cratos -власть) - сформулирован В. Парето, К. Мангеймом. Согласно этому подходу элита - наиболее ценный и важный сегмент общества, элита занимает господствующее положение в обществе т.к. является наиболее продуктивной и инициативной частью населения; формирование элиты это не столько результат борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей. Поэтому общество должно стремит совершенствовать механизм такой селекции.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"