Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 10:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

шпора по политологии.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

1.Предмет политологии: основные  концептуальные подходы. Структура  политической науки.

Три подхода к предмету политологии: 1) П – это одна из наук о политике. В этом смысле она стоит в одном ряду с науками: п философия, п социология, п география, п антропология, п психология.  П является отрицанием единого интегрального знания о политике, во всех ее проявлениях и взаимосвязях. 2) П – это точная единая наука о политике, которая включает не все знания, а только те которые получены методом точных наук и базируются на результатах социальных исследований. 3) П – это единая интегративная наука о политике во всех ее проявлениях взаимосвязей человека и общества. Она включает в переработанном виде, те знания, которые дают более частные по отношению к ней дисциплины. Науки изучающие политику изнутри: п философия, учения о политических институтах (История государства и права), теория международных отношений; Науки изучающие политику во взаимосвязи с внешней по отношению к ней средой: п социология, психология, география, антропология, астрология. Структура политической науки характеризуется тремя способами постижения человеком мира политики: 1) На обыденном уровне – рядовой гражданин создает первичный, облик политики, который позволяет ему, приспособится к политическому сообществу и находить совместимыми с собственными целями способы взаимоотношения с властью и государством. Обыденное сознание рисует политику, основываясь на чувственном познании и традиционно сложившихся идей и обычаев (интуативно-образное мышление). Порою человек придает  политике черты хитрости, нечистоплотности т.к. воспринял отдельный фрагмент политики, с которым он сталкивается, который его устраивает как отражение политики. 2)Высшая форма отражения политики научно – теоретическая. Специфика которой: рациональное критическое осмысление политики как явления в целом. Целостное и достоверное представление о политике, основанное на теоретическом познании. Задача теории как внутренней формы науки построить логическую модель политики. Т.к. теория может создавать бесконечное количество трактовок политики, используют понятия, обладающие конвенциональностью (определенный смысл и значение). Верификация (соотнесение теоретических оценок с практикой). Теория разнообразит представления о политике, наука придает достоверность и убедительность. 3) Технологическое отражение позволяет решать конкретные политические задачи и представляет политику как искусство. Решение конкретной проблемы означает выработку конкретных способов их воплощения на практике, т.е. применение.

 

2.Методы политологии: их характеристика.

Методы делятся на три группы: 1) Общенаучные или логические, которые применимы во всех науках. 2) Методы, которые либо дают оригинальную интерпретацию (объяснение) объекта исследования, либо ориентируются на особый подход к нему (пример: социологический подход). 3) Методы, заимствованные из прикладной социологии (из исследований: анкетирование). 1. Социологический метод выясняет, как политика зависит от социальной сферы, т. е. от общества. 2. Структурно-функциональный метод рассматривает политику как целостную систему, где каждый элемент выполняет определенную функцию. 3. Функциональный метод изучает политику через зависимости между политическими явлениями (например, политическая культура – режим власти, наличие полит.партий - избирательная система.  4. Системный метод рассматривает политику как систему-механизм, взаимодействующий с окружающим миром. Требования граждан, их пожелания, претензии, поддержка или недовольство – это «вход» системы; реакция на это гос-ва, власти – это «выход».  5. Антропологический метод изучает явления политической жизни на основе иррациональной, инстинктивной природы человеческого поведения, рассматривает человека как родовое существо, имеющее основные потребности  в пище, безопасности, свободе и т. д.  6. Сравнительный метод сопоставляет политические партии, политические системы, политические режимы и др., чтобы выявить наиболее эффективные формы организации общества и пути решения политических проблем. 7. Исторический метод изучает политические явления в их историческом развитии, что позволяет проводить параллели м/д прошлым и настоящим полит.процессом.8. Эмпирический метод изучает политику на основании эмпирических исслед-ний (стат.данные, опросы, анкетирование, эксперименты, наблюд-я.).

 

3.Специфика политологического знания и функции политологии.

Возникает вопрос: дает ли нам политология те знания, которые имеют характер объективной истины, т.е. не зависит от воли и сознания людей и верно отображает политическую реальность. 1)Первая часть знаний: знания, полученные: при помощи точных наук и базируются на результатах социальных исследований. Те знания, которые можно проверить, верифицированы. 2)Вторая часть знаний: идеалы, ценности, нормы, во круг которых среди большинства членов общества сложились соглашения конвенции. Эта часть дает объективную истину и доказывается приемлемость общества. Эти знания нельзя проверить.

Функции политологии:  1)Теоретико-познавательная, которая предполагает не только анализ и объяснение политических процессов и явлений, но и дает прогноз на будущее. 2)Оценочная, которая оценивает  суждения и свойства политических объектов, с точки зрения их приемлемости или неприемлемости. 3)Политической социализации, направленная на формирования политического сознания у людей, включающихся в сферу властных отношений. 4)Регулятивно – мотивационная: усвоение знаний влияет на  мотивы поведения людей. 5)Рационализация политической жизни.

 

4.Политология и экономические науки: механизм взаимодействия.

Экономика оказывает воздействие на политику, через социальную сферу, т.е. определяя материальное положение разных социальных групп тем самым различая социальные статусы их членов. Таким образом, люди, в зависимости от своего общественного положения, могут обращаться к различным политическим формам их удовлетворения: выдвижению требований к государственной власти, формированию партий, движений, выражение своего мнения на выборах. Но и политика взаимодействует на экономические процессы. Особенно когда, та или иная проблема приобретает социальный масштаб и затрагивает интересы большой части населения или всего Государства. Без помощи государства невозможно сформировать прочный рынок; борьба с коррупцией и теневой экономикой.

 

5.Основные парадигмы  политологии. Теологическая и натуралистическая парадигмы

Теологическая парадигма. В основе этого подхода лежат не присущие научному знанию логические и рациональные подходы, а принципы веры, необъяснимой с точки зрения разума убежденности в потусторонних источниках творения мира. 1)На ранних этапах существования социальных связей: Бог полностью определяет земные порядки, властвует. Роль человека – в передаче небесной воли. 2)С появлением трудов Фомы Аквинского утверждается следующая концепция: три элемента власти: принцип (исходит от Бога), способ и существование (производные от человеческого права). Власть проявляется не только божественной воли, но и волей человека. 3)К современным условиям это не относится. Хотя, ученые полагают, что этот подход сможет проявить себя на следующих ступенях развития научного знания.

Натуралистическая парадигма. В основе этой идеи лежат обоснования природных источников политической жизни, выступающих в следующих подходах: 1)Географический (территориальные, физикоклиматические и др.) природа политического поведения  - одна из форм эволюции и адаптации организма к условиям его существования, сложившийся под влиянием естественного отбора, как результат действия его физиологических механизмов образуют 2) биополитический подход. 3)Психологизаторский подход составляет: врожденные психические свойства человека, эмоциогенные, инстинктивно – рефлекторные черты и механизмы поведения.

 

6.Социальная и рационально-критическая  парадигмы

Социальная: политика рассматривается как та или иная форма социальной организации жизни человека, определенная сторона жизни общества. 1) Первый способ признает определяющее воздействие на политику тех или иных собственно социальных элементов (отдельных сфер общественной жизни, ее институтов, структур). Ученые оперируют внешними по отношению к ней факторами. 2)Другой способ объясняет сущностные свойства политики как типа социальности, опираясь на внутренние, присущие самой политике источники самодвижения и формы саморазвития. Рационально – критическая парадигма: объясняет природу политического взаимодействия не внешними по отношению к политике факторами, а действием ее внутренних структур, отношений институтов механизмов (взаимосвязи государства и гражданского общества; межгрупповые отношения; деятельность элит и др.) Сторонники такого рода подходов рассматривают ее как определенный вид рационально организованной деятельности.

 

7.Специфика политики  как социальной реальности. Ее  субъекты, структура, виды и функции

Политика регулирует социальные отношения, вырабатывает и поддерживает соответствующие нормы и правила социальной деятельности. Функции политики. 1)Выражение и реализация значимых интересов групп и слоев общества. 2)Решение конфликтов, умиротворение противоборствующих сторон.  3)Распределение и перераспределение общественных благ. 4)Управление и руководство общественными процессами посредствам общих целей социального развития. 5)Интеграция общества и обеспечение целостности общественной системы. 6)Социализация общества, включения в ее жизнь государства и общества. Через политику человек начинает реально воспринимать действительность. Воспринимая личность как самостоятельное, активное существо, политика способна осуществить человекотворческие задачи. 7)Обеспечение коммуникации, особые формы общения между конфликтующими по поводу власти группами (СМИ) и т.д. 9)Созидание действительности (проективная функция). Формирование новых отношений между людьми и государством, преобразование действительности, формирование возможностей для новых отношений между человеком и природой. Структура политики: обеспечивает формирование политики как целостной и качественно определенной области социальной жизни. Опора политики – политическая организация (совокупность институтов, транслирующих групповые интересы в сферу полномочий государства и поддерживающих конкуренцию субъектов в борьбе за власть (партии, лобби, политические движения, СМИ, профсоюзы и т.д.); политическое сознание существует в формах практической деятельности людей, институтах, механизмах и процедурах борьбы за власть и прочих материализованных формах. Мир политического сознания живет в виде ценностей, побуждений, оценок, мотивов поведения. Происходит преобразование различных способов мышления из духовной формы в материальную, и наоборот; политические отн-я: взаимосвязь м/д всеми учас-ками игры за власть и определяющий ритм существ-я политики.

 

8.Политические технологии. Проблемы манипулирования.

Политические технологии –   выработанные конкретные способы (технологии) для воплощения на практике, направленных на эффективную реализацию целей и задач конкретного субъекта в определенное время, в определенном месте. Функциональные типы предполагают рационализацию и алгоритмизацию нагрузок субъектов управления и власти, управление и контроль. Инструментальные – имитируют применение техник, направленных на рационализацию конкретной деятельности, имея совершенно др. цели. С т.з. областей: предметные технологии – помогают увидеть зоны пересечения тех. приемов, их взаимозаменяемость при решении задач. Уровневые – отражают степень социальной организации (глобальные, континентально – региональные, раскрывающие специфику Гос, национально – Гос, характеризующие власть и управление страны, корпоративные – отдельной организации, межличностные). Стратегические нацелены на отдаленный результат субъекта. Тактические – нацелены на краткосрочные цели. Циклические – постоянно используемые. Тиражируемые – повсеместное применение. Уникальные – применяемые в определенных условиях. Жесткие (неизменяемые) и мягкие (гибкая адаптация целей и ресурсов). Нормативные (жестко ограничены законами, норами, традициями). Девиантные (не имеют требований и стандартов (шантаж)). Явные и теневые.

 

 

 

 

 

9. Феномен политической  власти и ее структура. Субъекты  и объект, ресурсы, источники и  формы власти.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной мере всегда сопутствовать его развитию. Власть является атрибутом, неотъемлемым элементом любой общественной системы, необходимым средством ее функционирования и развития. В большинстве классических исследований, посвященных анализу феномена власти, власть рассматривается как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия. Для понимания сущности власти необходимо выделить основные составляющие данного феномена: 1. Источник власти (авторитет, сила, закон). 2. Субъект власти. Субъект власти воплощает в себе активное, направляющее начало. Им может быть личность, opган, организация, социальная общность, государство и др. Субъект определяет содержание властного отношения через: приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; подчинение, как подведение частной воли под всеобщую волю власти; наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом. 3. Объект власти - тот, на кого направлены усилия со стороны субъекта власти. Объектом может быть личность, а так же общество, класс, группа. 4. Функции власти: интегрирующая (направлена на объединение, сплочение народа в целом);  регулятивная (направляет энергию масс на создание механизмов, регулирующих жизнедеятельность общества); мотивирующая (формулируется приоритетными мотивами политической деятельности); репрессивная (предназначена для поддержания порядка и законности);  стабилизирующая функция способствует устойчивому развитию общества. Философский анализ феномена власти предполагает также выделение видов власти по сферам её функционирования, при этом выделяются следующие виды власти: экономическая; военная; семейная;  политическая и др. Отличительными чертами политической власти являются: легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны; верховенство и обязательность к исполнению ее решений для всего общества; публичность, т.е. всеобщность и одновременно безличностьпредписаний власти, обращенных от имени общества но средством абстрактных норм права; моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений; многообразие используемых для достижения цели ресурсов. Цель власти состоит в том, чтобы посредством прямого или косвенного воздействия на людей, обеспечить их объединение или разъединение: а) противодействовать деструкции, кризису, упадку, нейтрализовать напряжение, конфликты; б) стремиться к максимальной стабильности общественного целого, способствовать его совершенствованию, упрочению, прогрессу.

 

10.Понятие политической элиты, ее природа, структура и функции.

Политическая элита – составляющее меньшинство общества, творческая относительно привилегированная и сплоченная группа или совокупность групп к той или иной степени наделенная выдающимися социальными, психологическими  и политическими качествами и участвующие в принятии и осуществлении политических решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее. Функции: принятие и контроль за реализацией решений; формирование и представление интересов различных слоев населения, активизация населения. Для выполнения функции необходимо: обладание всеми способами управления и власти, способность к манипулированию общественным мнением. Виды: экономические, административные, военные, интеллектуальные (научные, технические, идеологические). Структура: селектор (не дифференцирован)  (политические активисты), потенциальные элиты (закрепление конкретных лиц за функциями), самодеятельные элиты (проиграли, но остались в поле, имеют косвенное влияние); оппозиция (опровергнуть результаты выборов) и сторонники. Правящая элита (центральные и региональные власти, высшая, средняя и высшая. Группа вето (реальная власть). Элиты в политике (не избираются, интеллигенция). Связанная группа (неформальное, анонимное объединение  обладателей высших властных полномочий).

 

11.Класические концепции элит Г. Моска, В. Парето. Р. Михельса. Их роль в развитии политики.

1)Моска доказал неизбежное деление  общества на две неравные и  по объему и по социальной  роли, которую они играют: 1. класс  управляющих – правящий класс, политическая элита (моральное, материальное, интеллектуальное превосходство, способность к управлению, эти характеристики могли не распространятся на всю элиту, а лишь на группу). Моска выделял две тенденции а) аристократическая – передача власти по наследству, если не юридически, то фактически. Это приводит к закрыванию элиты, и она деградирует и общество тоже; б) демократическая – постоянное обновление политического класса за счет активных представителей низших слоев, повышается степень политического риска.2. управляемый класс. 2)Парето считал, что миром правит наделенная особыми социальными и психологическими качествами творческое меньшинство – элита. При этом она имеет свою структуру и делится на правящую, участвующую в управлении государственными делами и не правящую, в которую входят люди наделенные для управления качествами, но в силу каких – либо причин (соц. Барьер) отстранены от участия в управлении. Развитие общества идет посредствам  циркуляции элит.      

3)Михельс исследовал социальные механизмы организационные структуры общества, которые порождают элитарность, стимулируют возвышение элитарного строя.   

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"