Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 10:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

шпора по политологии.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

 

33.Сущность, типология, этапы  полит.конфликтов, методы их разрешения. Полит.кризисы.

Полит.конфликт – разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов. Чаще всего именно конфликт лежит в основе поведения групп и индивидов, трансформации властных структур, развития полит.процессов. Важно также и то, что конфликты, означая соперничество тех или иных субъектов (институтов) с одними силами, как правило, выражают их сотрудничество с другими, стимулируя формирование полит.союзов, соглашений. Конфликты сигнализируют обществу и властям о существующих разногласиях, противоречиях, несовпадении позиций граждан. Причины полит.конфликтов: 1.Расхождения людей (их групп и объединений) в базовых ценностях и полит.идеалах, в оценках исторических и актуальных событий, а также в других субъективно значимых представлениях о полит.явлениях. 2.Вопросы власти. Люди занимают неравное положение в системе иерархий: одни управляют, командуют, другие - подчиняются. 3.Следствие непродуманной политики. Принятие властными структурами поспешного решения. 4.Несовпадение индивидуальных и общественных интересов. 5.Различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий. Типология политических конфликтов: Известны разные классификации полит.конфликтов, они строятся по различным основаниям. 1.По субъектам: межгосударственный; межнациональный (этнический); межклассовый; между соц.группами и общественными организациями; между расами (расовый) и др. 2.По сферам отношений между конфликтующими сторонами: военный, финансовый, таможенный, правовой и др. 3.По масштабности: мировой; региональный; локальный. Кроме того, конфликты классифицируют: по содержанию, по времени, по форме и др.

Этапы полит.конфликта: С точки зрения динамики конфликта он обычно описывается по следующей схеме: 1.накопление противоречий и формирование отношений сторон; 2.нарастание, развитие противоречий; 3.собственно конфликт; 4.разрешение конфликта. Первая стадия характеризуется накоплением противоречий, выяснением позиций сторон, скрытым накоплением сил. На этой стадии - в случае выявления - наибольшая вероятность недопущения конфликта. Вторая стадия является этапом разделения сторон. Все более обостряются противоречия. Стороны перестают воспринимать аргументы друг друга. Идет поиск и привлечение на свою сторону союзников, нейтрализация возможных союзников соперников. Третья стадия - самый острый, самый драматичный этап - протекание конфликта. Четвертая стадия - завершение конфликта. Полит.кризис - это состояние полит.системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении полит.напряженности. Полит.конфликты и кризисы соотносятся таким образом, что конфликт может быть началом кризиса и кризис может служить основанием конфликта. Конфликт по времени и протяженности может включать в себя несколько кризисов, и совокупность конфликтов может составлять содержание кризиса.

 

34. Особенности международного  полит.процесса.

Международные отношения – специфическая область мира политики. Они стали складываться по мере возникновения и развития государств, которые стали постепенно формировать внешние отношения друг с другом. Действуя за рамками собственных границ, в которых они обладали полным внутренним суверенитетом, государства должны были решать и другие задачи: устанавливать контроль за деятельностью на своей территории иностранных сил и структур, усложнявших достижение стабильности и др. Постепенно складывались и развивались такие механизмы взаимодействия государств на международной арене, как союзничество и конфронтация, протекторат (покровительство)   и партнерство и др. В целом специфичность международных политических процессов проявляются прежде всего в том, что в этой области не существует единого легитимного центра принуждения, единого источника власти, обладающего абсолютным авторитетом для всех участников этих отношений. В сфере международных политических отношений государства ориентируются в основном на собственные интересы и механизмы локального принуждения их реализации. Международная сфера политики регулируется различными нормами. Главный ее политический регулятор – баланс сил между государствами, подчиняющими свою деятельность по реализации национальных интересов на международной арене. Но в данной сфере сохраняются также определенные возможности как для правовых, так и для нравственных регуляторов. К принципам современных международных отношений относятся: признание суверенного равенства государств; нерушимость установленных границ; неприменение силы или угрозы силы в межгосударственных отношениях; равноправие народов, их право распоряжаться собственной судьбой и т.д. Данные принципы соответствуют долгосрочным интересам всех государств, стремящихся к обеспечению собственной безопасности. После распада СССР западные государства, объединенные в блок НАТО, предложили миру критерии урегулирования международных политических отношений на основе общественных идеологических стандартов и приоритетов: концепция транснационализма – предусматривает и оправдывает их вмешательство в дела суверенных государств не только в случае проведения ими экспансионистской политики, но и нарушения норм и принципов прав человека. Постоянный плюрализм государственных суверенитетов делает данные отношения непредсказуемыми, хаотичными. Сфера международных отношений – область неравновесных, неравномерных политических взаимодействий. В международной политике участвуют и другие самостоятельные субъекты: социальные группы, международные организации, отдельные лица и т.д. Поведение всех участников инициируется различными причинами (внутриполитические интересы, локальные, глобальные и др.).

35.Глобальные проблемы  современности.

Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти. 1 тенденция развития современных международных отношений — рассредоточение власти. Идет процесс становления мультиполярного (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в международной жизни приобретают новые центры. 2 тенденцией развития современных международных отношений стала их глобализация, заключающаяся в интернационализации экономики, развитии единой системы мировой связи, изменении и ослаблении функций национального государств, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований. 3 тенденцией развития международных отношений стало нарастание глобальных проблем, а соответственно стремление государств мира к совместному их решению. Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить на четыре основные группы: политические, экономические, экологические, социальные. Важнейшая из них, появление, быстрое накопление и совершенствование оружия массового поражения, которое в корне изменило ситуацию в мире и проблемы сохранения окружающей среды. 4 тенденцией современных международных отношений является усиление разделения мира на два полюса — полюса мира, благосостояния и демократии и полюса войны, брожения и тирании. 5 тенденцией стало то, что в целом как во внутренней, так и в международной жизни политика как стихийное столкновение социально-исторических сил все заметнее теснится началами сознательного, целенаправленного, рационального регулирования, основанного на праве, демократических принципах и знаниях. 6 тенденцией стала демократизация как международных отношений, так и внутриполитических процессов. Она наблюдается во всех странах независимо от господствующего в них типа политического режима. Достижения постиндустриальной революции - спутниковая связь и кабельное телевидение, телефаксы и электронная почта, глобальная сеть Интернет, делающая возможным почти мгновенное распространение и получение необходимой информации, стали признаками повседневной жизни людей и получают все более широкое распространение во всем мире.

 

36.Национальные интересы  России в новой геополитической  ситуации.

Национальные интересы России выступают вовне прежде всего как интересы Российского федеративного гос-ва. Современное Российское гос-во должно представлять интересы всего общ-ва, всего многонационального рос. народа. Вместе с тем, национальные интересы, как наиболее общие интересы, складываются не только на базе сотрудничества по вопросам развития общ-ва и гос-ва, но и на основе конфликтной составляющей, связанной с существованием частных интересов различных групп, организаций людей. Среди частных интересов могут возникать не только обоснованные, законные, легитимные интересы, но также интересы корыстные и даже незаконные, с точки зрения права. Обще приоритетные пр-цы: 1. В условиях развивающейся глобализации и интеграции России в мировое хозяйство она сохраняет право на выбор собственного пути демократического развития в соответствии с общечеловеческими ценностями и теми традициями, которые утвердились на протяжении веков развития российской государственности, вобравшей в себя опыт цивилизации многих народов, живущих на ее территории. Механическое копирование чужих законодательных моделей без учета условий страны подавляет ее государственные интересы и не приносит успеха. Поэтому упреки в адрес российских законодательных реформ в недостатке демократичности не учитывают того обстоятельства, что в России могут быть применены и используются свои методы реализации демократической суверенности федеративного гос-ва. 2.Воплощение в законодательстве принципа социальной справедливости - обеспечивает необходимое единство общества. На этой основе складывается не только легализация, но и легитимация государственной власти, то есть осознание ее различными социальными и иными группами населения, всеми народами страны как справедливой, соответствующей их надеждам Национальные интересы России в сфере внутриполитических отношений многообразны. К числу приоритетных могут быть отнесены: обеспечение суверенитета народа, территориальной целостности, развития демократии, политической стабильности, совершенствования национальных и федеративных отношений, решительная борьба с бюрократизмом и коррупцией и др. За истекшие годы эти приоритетные направления в основном обеспечены необходимым законодательным регулированием. Однако некоторые вопросы встают по-новому, соответственно, возникает потребность совершенствования имеющегося законодательства. Приоритетная задача - обеспечение территориальной целостности и территориального единства государства - решается не только на международном уровне, но и актами внутреннего законодательства. Действуют законы о гос.границе, акты, регулирующие различные стороны рос.федерализма, законы о пресечении терроризма и политического экстремизма и др. Однако в конституционном праве некоторые вопросы единого экономического и правового пространства еще нуждаются в дополнительном осмыслении и законодательном урегулировании, например, о принципах экономического сотрудничества регионов, об административных границах между субъектами РФ. 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"