Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 10:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
23.Политический процесс: сущность и типология.
Политический процесс – это форма функционирования политической системы общ-ва, совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих специфических функций в сфере власти. Политический процесс – это технология осуществления власти. Содержание политического процесса может быть самым разнообразным. Это может быть разработка какой-либо концепции (перестройка, демократизация, приватизация, разгосударствление и т.д.), формирование общественного мнения по той или иной проблеме, создание новых управленческих структур, проведение выборов и т.д. Организация политического процесса начинается с замысла, идеи, разработки плана, концепции, теории. Субъектам процесса необходимо выбрать цель, обосновать ее. В соответствии с целью намечаются задачи, выбираются средства, ресурсы, методы, определяются исполнители, темпы, сроки исполнения, число участников, их состав. Исполнители должны отвечать поставленным перед ними задачам и владеть соответствующими средствами, знаниями, навыками. В процессе осуществления различных политических проектов формируется политическая жизнь страны, своего рода политический быт с его обычаями, традициями, общением, связями, настроениями, ожиданиями масс, их поддержкой власти или безразличием к ней, возмущением по поводу тех или иных решений. Политический процесс предстает как зрелище, ритуал, театр со своими действующими лицами, победами и поражениями, атрибутами славы, власти, государственной символики. Несогласованность элементов политического процесса и отношений между ними разрушает процесс или приводит к непредвиденным результатам. Исход политического процесса зависит от совокупности факторов, как внутренних по отношению к нему, так и внешних. Речь идет о наличии ресурсов, благоприятных или неблагоприятных внешних условиях, об избранных средствах, методах, исполнителях. В проекте политического процесса должны учитываться как внутренние, так и внешние факторы, однако часто именно внутренние факторы способны нарушить процесс, изменяя число его активных сторонников и участников, сроки завершения и результаты. Политический процесс можно условно разделить на 5 стадий: формирование (вызревание) политических приоритетов, выдвижение политических приоритетов на авансцену (повестку дня) политического процесса, формулирование политических проблем, требующих правительственных решений и принятия политических решений, приведение в действие механизма реализации принятых решений (политическая инструментализация), оценка рез-тов полит.решений.
24.Полит.участие. Полит.участие - действия, предпринимаемые частными лицами и имеющие целью повлиять на гос.политику, на управление гос.делами или на выбор полит.лидеров на любом уровне полит.власти. Многообразие форм и разновидностей политического участия зависит от определенных свойств действующего субъекта (пол, возраст, род занятий, религиозная принадлежность, образование и т.д.), режима правления (и, следовательно, набора тех средств, которые государство предоставляет гражданам для защиты их прав и интересов), а также от конкретной политической ситуации. Формы: Люди неодинаково вовлечены в полит.процесс. По степени участия можно выделить 4 группы: аполитичная (не участвуют в политике); голосующая на выборах; участвующие в деятельности полит.партий, в др. полит.организациях; искатели полит.карьеры и полит.лидеры. Основной и оптимальной формой полит.участия для большинства населения явл-ся выборы. Потребность и степень вовлеченности гр-н в политику зависят от конкретной ситуации, духовного климата в общ-ве, а также от состояния и пол.системы, и самого человека. Однако в целом в реальной жизни большинство гр-н не имеют ни ср-в, ни возможностей для пост.участия в политике. Виды: Полит.участие м.б.организованным и неорганизованным, эпизодическим и постоянным, легальным и нелегальным; автономным и мобилизованным. Автономное участие- сознательная активность гр-н, более или менее осведомленных в полит.жизни, с целью оказания влияния на позицию и деят-ть политиков. Мобилизованное участие-вынужденные действия гр-н под давлением гос-ва или других полит.структур; участие в полит.жизни зависит от неполит.стимулов (страх,долг,подкуп). Функции: Ф-ции полит.участия: соц.контроль гр-н за органами власти, воздействие на процесс принятия полит.решений, влияние на развитие полит.институтов, корректировка гос.режима. Выборы играют осн.роль в полит.участии: 1)они позволяют сформулировать свои треб-я избирателям и обеспечить поддержку кандидатам; 2) голосование - один из осн. механизмов разрешения полит.конфликтов; 3) надежное ср-во легитимации полит.режима; 4) ср-во полит.социализации.
25.Принятие и реализация политических решений.
26.Гос-во в полит.системе общ-ва. Понятие форм управления и гос.устройства.
ГОСУДАРСТВО – осн.институт полит.системы, организующий,
направляющий и контролирующий совместную
деятельность и отношения индивидов, общественных
групп, классов. Элементы государства:
представительные органы (парламент),
надзорно-контрольные органы, органы охраны
общественного порядка, исполнительно-распорядительные
органы (президент, премьер, правительство),
органы гос.безопасности, судебная система,
вооруженные силы. Типология государств:
1. По полит.режиму: тоталитарные, авторитарные,
демократические. 2. По административно-
Форма
правления - это организация верховной государственной
власти. Она влияет на структуру высших
гос.органов и принципы их взаимодействия.
В гос.праве принято различать две основные
формы правления: монархию и республику.
Для монархии характерно то, что власть
главы государства передается по наследству,
и она считается независимой от какой-либо
другой власти, государственного органа
или избирателей. Для республики характерным
является то, что глава государства - президент
- является выборным и сменным, а власть
считается производной от представительного
органа или избирателей. Форма гос.устройства – политико-территориальное устройство
государства, в том числе политико-правовой
статус его составных частей и взаимоотношения
центра и государственных органов в регионах
государства. Принято различать две основные
формы государственного устройства: унитарное
и федеративное. Унитарное государство
- это единое государство, которое подразделяется
на административно-
27.Гражданское общ-во и правовое соц.гос-во.
Демократическое реформированное общества идет по пути к правовому государству, гражданскому обществу, которое призвано быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод.
Основные отличительные признаки правового государства: 1.верховенство закона во всех сферах общественной жизни; 2.реальность прав и свобод личности; 3.взаимная ответственность государства и личности; 4.разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную; 5.наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов. Правовое государство есть правовая форма осуществления государственного суверенитета народа. Это означает, что все публично-властные полномочия находятся у государства и его органов, а организация и функционирование самой власти строится на правовых началах. Государство, стремящееся к торжеству правопорядка, строит свои взаимоотношения с другими субъектами политической системы на основе закона. В механизме этих взаимоотношений определяющее значение имеет то обстоятельство, что государство является фундаментом политической системы. Есть общее главное действующее лицо гражданского общества - человек, как личность, а не как безликий народ. Человек как личность — это индивид, имеющий определенную обусловленную систему потребностей, интересов, ценностей. Гражданское общество - это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов. Гражданское общество невозможно представить без национальных, религиозных традиций, обычаев, мифов, символов, стереотипов поведения, морально-этических норм, ценностей и т.п.
В качестве основополагающего условия существования как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, ее право на самореализацию. Оно утверждается на признании права индивидуальной, личной свободы. В рассматриваемом контексте гражданское общество обеспечивает права человека, в то время как государство - права гражданина. В обоих случаях речь идет о правах личности: в первом случае - о ее правах как отдельного человека на жизнь, свободу и т.д., а во втором - о ее политических правах.
Характеристики социального государства: 1.движение к утверждению в обществе соц.справедливости; 2.ослабление соц.неравенства; 3.предоставление каждому человеку работы или иного источника существования; 4.сохранение мира и согласия в обществе; 5.формирование благоприятной для человека жизненной среды.
28.Концепции полит.партии: осн.хар-ки.
Политическая партия - имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимое общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников, ставящее своими задачами участие в определении политического курса данного государства, в формировании органов гос.власти и управления. В разных странах существуют разные подходы к организации работы политических партий. В России структура партии строится по примерно одинаковой системе на трех уровнях — партия — региональные отделения — местные отделения. На уровне самой партии высшим органом является съезд, который формирует постоянно руководящие органы, на уровне региона — собрание (конференция) и руководящие органы регионального отделения. Общие признаки политических партий: это длительное по времени объединение; наличие устойчивых местных организаций, связанных с центром; Обеспечение народной поддержки (голосование и членство); специфическая идеология. По отношению к идеологии различают радикальные (революционные), реформистские и консервативные партии. Основными функциями политических партий являются: 1.Изучение и обобщение интересов различных соц. групп и интересов; 2.Представительская (по средствам программ и лозунгов полит.партии представляют интересы народа); 3.Коммуникативная (связь власти и общества); 4.Полит.социализация (передача полит.традиций, полит.культуры следующим поколениям); 5.Рекрутирование (выдвижение наиболее одаренных членов в руководство).
29. Понятие, сущность и
разновидности партийных
Партийная система – полит.институт, характеризующий: отношения между полит.партиями и государством; взаимоотношения партий с другими общественными элементами полит.системы и гражданами. Различают однопартийные или многопартийные системы. Многопартийная система - политическая система с несколькими политическими партиями. Многопартийные системы разделяют: на полуторапартийные с одной доминирующей партией; на двухпартийные с двумя ведущими партиями; собственно многопартийные системы. Многопартийность - конституционный принцип организации политической жизни в демократических государствах; является выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма. Согласно принципу многопартийности государство признает и гарантирует право граждан объединяться в соответствии со своими политическими воззрениями в политические партии, равенство всех политических партий перед законом, свобода их деятельности.
Однопартийная система - партийная система с одной политической партией. Такие системы характерны для стран с тоталитарными и наиболее авторитарными режимами. Конституция РФ содержит положение о том, что «в России признаются полит.многообразие, многопартийность». То есть юридически в России люди могут объединяться в партии, но фактически в данный период можно сказать, что в России полуторапартийная система, так как при множестве партий одна является главной, она занимает 2\3 мест в правительстве, значит оказывает прямое воздействие на страну принятием полит.решений и законов.
30.Общественно-политические движения.
Общественно-политические движения – это добровольные, самоуправляемые объединения, созданные на основе общности интересов для осуществления общих целей. Это одна из форм выявления и реализации полит.интересов определенных групп и отдельных граждан общества. В движения включаются граждане, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя уставными нормами и программными целями политических партий, а также лица со спонтанными, неявно выраженными социально-политическими интересами. В отличие от полит.партий социальная база общественно-политических движений аморфная, пестрая и более широкая. К одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, этнических, региональных и других групп. Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув этой цели, движения прекращают свое существование, трансформируются в другие движения или партии. Общественно-политическое движение в отличие от партии не ставит задачи завоевания политической власти. Общественные движения пытаются влиять на власть для достижения своих целей. Некоторым из политических движений удается просуществовать довольно длительный период, и они становятся значительной политической силой. С ними вынуждены считаться правительства и политические партии. К таким можно отнести движение в защиту прав человека, окружающей среды. По отношению к политической системе подобные объединения играют роль посредников и групп давления. В современной России самодеятельные добровольные объединения граждан играют огромную стабилизирующую роль. Они действуют на основе общественного договора, являясь посредником между человеком и государством. В зависимости от целей и интересов, которые они выражают, выделяют движения: молодежные, женские, благотворительные, “проблемные” (защита мира или окружающей среды), культурные. Можно провести классификацию общественно-политических движений. Основаниями являются: 1. масштаб (местный, региона, государства, группы государств, глобальный); 2.цель (социально-политическая, культурологическая, этнополитическая, экономическая); 3.количество участников (движение массовое, элитарное); 4.место в политическом спектре (левое, правое, центристское); 5.продолжительность существования ("однодневки" и "долгожители").
31. Политические идеологии как сотавная часть культуры и политической жизни общества.
Политическая идеология - это система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры.
32.Полит.культура общ-ва.
Особенности полит.культуры
Полит.культура – совокупность типичных для конкретной страны форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся там нормы и традиции взаимоотношения личности, общества и государства.
В структуре полит.культуры принято выделять следующие элементы: 1. когнетивные 2.нормативно-оценочные 3.эмоционально-психологические 4.установочно-поведенческие
Когнетивный элемент – полит.культура составляет доминирующие в обществе или наиболее характерные для той или иной социальной группы типичные, укоренившиеся представления граждан о разных аспектах полит.жизни общества. Нормативно-оценочный элемент – полит.культура образовывает характерные для данного общества и отдельных людей политические ценности, нормы, цели, идеалы. Нормативно-оценочный компонент является своеобразным эталоном, по которому данный социальный субъект дает оценку существующим полит.отношениям, событиям полит.жизни, выносит вердикт об их соответствии или несоответствии своим нормам, идеалам, ценностям.
Эмоционально-психологический элемент составляют чувства и переживания, которые испытывают социальные субъекты в связи с их участием в полит.процессах.
Установочно-поведенческий элемент – полит.установки и соответствующие стереотипы поведения, которые способствуют переводу представлений и ценностей в плоскость практической реализации.
Современное полит.общ-во. В России сложились опред.особенности полит.культуры, прежде всего обусловленные ее геополитическим положением, доминировавшими формами коллективного образа жизни, длительной отдаленностью граждан от реальных рычагов власти, низкой полит.ролью механизмов самоуправления и самоорганизации населения. В настоящее время полит.культура российского общества являет собой культуру внутренне расколотую, в которой преобладают нормы и ценности патриархального типа, отображающие низкий гражданский статус личности и доминирование гос.форм регулирования жизни над механизмами самоуправления и самоорганизации общества. Доминирование подобных норм и ценностей препятствует утверждению в обществе демократических форм организации власти. В целом же сформировавшиеся черты массового стиля полит.поведения поддерживают и воспроизводят в нашем обществе черты прежней, тоталитарной государственности. Таким образом, одна из задач реформирования российского государства и общества - преобразование полит.культуры на основе ценностей демократического типа, правовых, взаимоуважительных норм и отношений индивида и власти. Демократизировать политико-культурные качества российского общества можно прежде всего путем реального изменения гражданского статуса личности, создания властных механизмов, передающих властные полномочия при принятии решений представителям народа. Нашему обществу необходимы последовательное укрепление духовной свободы, реальное расширение социально-экономического и полит.пространства для проявления гражданской активности людей, вовлечение их в перераспределение общественных материальных ресурсов.