Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 14:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

shpory_po_politologii.docx

— 229.88 Кб (Скачать)

1.Предмет, функции и методы политологии, её место в системе общественных наук. Предметом политологии является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни. Следует иметь в виду, что политология представляет собой целую совокупность наук, отличающихся друг от друга методами, подходами, способами исследования политической жизни, но объединяемых предметом, которым является или политика в целом, или отдельные ее стороны. Научный метод - это система принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности. Среди многочисленных и разнообразных методов, использование совокупности которых способствует превращению политологии в самостоятельную научную дисциплину, можно выделить следующие: институциональный (направлен на изучение взаимодействия таких политических институтов как государство, право, политические партии и движения, анализирует официальные структуры и формальные правила принятия политических решений); исторический (предполагает исследование политических явлений и процессов во времени и пространстве, выявляет и анализирует изменение политических норм, отношений, институтов власти в тесной связи прошлого и настоящего); социологический (позволяет изучать обусловленность политики социально-экономическими, идеологическими, культурными и другими факторами, анализировать взаимодействие социальных групп, преследующих свои интересы в политической борьбе); бихевиористский (изучает политику в тесной связи политических действий конкретной личности и мотивов его поведения); психологический (позволяет изучать субъективный механизм политического поведения, то есть побуждения, желания, страсти субъектов политического процесса на основе анализа их индивидуальных психологических качеств и черт, влияющих на политическое поведение); системный (изучает политику как целостное образование с ее взаимодействием с внешней средой, анализируя характер обмена ресурсами и информацией между политикой и другими сферами общественной жизни, а также способы распределения ресурсов институтами власти).

Функции. Политология тесно связана с жизнью общества, с его политической системой. Социальное признание политологии определяется теми функциями, которые она осуществляет в интересах стабильности общества. Вот наиболее важные из них: Теоретическая - имеет своей целью разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих характер политического развития общества на его разных этапах. Такого рода парадигмы должны быть, с одной стороны, достаточно общими, чтобы охватить политическую жизнь общества в целом, а с другой - в максимальной степени конкретными, чтобы не потерять из виду характер взаимоотношений отдельных частей этого целого. Методологическая - с помощью неё раскрываются общие закономерности политики, различных политических систем, политических отношений, создается база для развития более частных политических теорий и для других общественных наук. Аналитическая функция - позволяет давать анализ, оценку результатов деятельности государства, партий, других элементов политической организации общества. Прогностическая - предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив развития общества, своевременное внесение корректировок в политическую деятельность субъектов политики. Воспитательная - выражается в утверждении определённой политической культуры общества с конкретными правилами, традициями политического поведения. Мировоззренческая - позволяет правильно оценивать соотношение общечеловеческих и классовых интересов, правильно определять свое место в политической жизни общества. Прикладная функция - предусматривает практическое использование достижений политологии, разработку критериев эффективности деятельности политических институтов. Функции политологии тесно взаимосвязаны между собой, они дополняют друг друга.

Тесная связана с философией, которая осуществляет мировоззренческое осмысление политики. Связь с социологией. Она показывает, как различные социальные образования, общественное мнение влияют на политику. Экономические науки интересуют политолога, как взаимодействуют экономика и политика. Связь с психологией, которая помогает раскрыть субъективные механизмы полит. поведения индивидов и групп, влияние убеждений. Тесно связана с правовыми науками, историей, географией, логикой, статистикой, антропологией, демографией и др.

 

2.Политика как  общественное явление. Термин «политика» появился более двух с половиной тысячелетий назад и происходит от греческого слова «politike» — искусство управления государством. Древнегреческий философ Аристотель понимал политику как форму общности людей — «общее дело», «общее благо». Платон рассматривал политику как «искусство жить вместе». В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей, классами, нациями, социальными группами и слоями. В историческом аспекте возникновение политики связано с социальной, этнической, религиозной дифференциации общества. В политике отражаются коренные, долговременные интересы различных социальных групп, связанные с удовлетворением их потребностей. Политика есть сфера властных отношений. Власть первооснова, суть политических отношений. Политика есть сфера деятельности определенных общественных институтов и структур: государства, партий, общественных организаций и движений, а также отношений между ними. Политику можно определить как искусство, ибо она имеет дело с субъективной стороной социальных процессов. Различают политику внутреннюю и внешнюю, мировую. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, его структур и органов по регулированию взаимодействия людей внутри данного сообщества. Внешняя политика-это деятельность голоса, на международной арене регулирующая его отношения с другими субъектам внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями, иными общественными объединениями, международными организациями. Мировая политика совокупная деятельность государств, международных организаций и др. субъектов международных отношений. Политика является особым аспектом социального бытия, связанным с организацией и координацией действий ради достижения согласованных целей. Политика – это сфера деятельности и поведения, связанная с властью, организацией и управлением в рамках государственно-организованных сообществ.

 

3. Сущность, структура и  функции политической власти. По своей природе и происхождению власть – социальное явление. Она складывается и существует в разных формах: сила, принуждение, побуждение, убеждение, манипуляция, авторитет. Власть различается по объёму: от семейной до государственной; по объекту: личная власть, власть в группе, политическая власть; по характеру реализации: бюрократическая власть, демократическая, деспотическая. Политическая власть – это способность проводить свою волю в политике и в правовых нормах, несмотря на сопротивление. В отношении власти выделяют два аспекта: конфликтный и целевой. Они соответствуют двум основным способам реализации властных отношений: принуждению и побуждению к действию. Конфликтный аспект власти обусловлен несовпадением социальных интересов и асимметрией властных ресурсов. Но власть содержит в себе механизм не только обострения, но и согласования социальных конфликтов. Если конфликтный аспект обусловлен противоречиями социальных интересов, то целевой – целостностью социальных общностей. В структурном отношении власть можно разделить на три составляющих: субъект, объект, ресурсы и процесс.

Субъект воплощает активное, направляющее начало власти: он с помощью приказа, распоряжения оказывает воздействие на объект, предписывая ему необходимое поведение.

Объект власти обязан подчиняться, поскольку без этого условия не возникнет властного отношения, поэтому власть – это всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта, предусматривающее социальные нормы, закрепляющие право одних отдавать приказы тем, кто обязан им подчиниться, и позволяющие применять определённые санкции (наказание или поощрение) в зависимости от поведения объекта (неповиновение или подчинение).

Использование различных методов и средств для осуществления власти носит название ресурсов власти. Они многообразны, но их можно свети к классификации: 1) Экономические ресурсы (материальные ценности, деньги, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.). 2) Социальные ресурсы (способность изменения социального статуса или ранга, должность, престиж, образование, социальное обеспечение и т.п.). 3) культурно-информационные (знания и информация, средства их получения и распространения – институты наук и образования, средства массовой информации и др. 4) принудительные (оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди – армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением и т. д.).

 Процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способом взаимоотношения между партнерами

Функции полит. власти: 1. Господство - механизм социальной власти, который принимает форму социальных институтов и предполагает расчленение социальных групп на господствующие и подчиненные, выделение и обособление особого аппарата управления. 2. Руководство – способность партии, группы, класса осуществлять свою политическую линию путем воздействия различными методами с формами власти на руководимые сферы, объекты, коллективы, отдельных людей. 3. Управление – использование полномочий власти по формированию целенаправленного поведения объектов управления. 4. Организация – согласование, упорядочение, обеспечение взаимосвязи действий отдельных людей, классов, групп. 5. Контроль – обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе.

 

4. Политический  режим: понятие, сущность, критерии. Политический режим (от фр. regime – управление) – это совокупность способов осуществления политической и государственной власти. Его относят к характеристике государственной власти, т.к. он влияет на общественную жизнь через государственные институты (парламент, правоохранительные органы, выборы и т.д.). Политический режим возникает в обществе, в его политической системе, под влиянием многих факторов: целей, которые ставят перед собой находящиеся у власти социальные группы и партии; уровня политической культуры и традиций, сложившихся в обществе. Политический режим — это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества. На состояние политического режима оказывает влияние: политическая стабильность общества, соотношение социальных сил и степень обостренности борьбы между ними, исторические, парламентские, социально-культурные традиции и др. факторы. Чтобы понять сущность того или иного политического режима, необходимо охарактеризовать его на основании следующих позиций: - характер государственной власти и степень ее контроля над обществом; - механизмы формирования власти; - характер взаимоотношений между обществом и властью; - роль и значение негосударственных и неполитических организаций и структур; - характер существующих в обществе запретов; - роль идеологии в жизни общества; - характер политического лидерства; - соотношение прав и свобод граждан; - положение средств массовой информации; - роль политических партий; - соотношение между законодательной и исполнительной властью; - роль и значение органов подавления; - тип политического поведения.

3 основных  типа полит. режима: тоталитарный, авторитарный, демократический. Тоталитаризм — политический режим, при котором осуществляется абсолютный контроль над всеми областями жизни общества. Тоталитарные режимы делятся на «правые и левые тоталитаризмы». Правый тоталитаризм существовал в форме фашизма. Он основывался на идеологии национал-социализма. Левый тоталитаризм в классическом виде проявился в сталинизме. Корни этой идеология находились в марксизме. Политический режим авторитарного типа является промежуточным между тоталитарным и демократическим режимом, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма. Авторитарные – характеризуются режимом личной власти, диктаторскими методами правления. Разновидности: однопартийные, военные – возникают в результате государственных переворотов. Режим личной власти - источником авторитета выступает индивидуальный лидер, и доступ к власти зависит от доступа к лидеру. Бюрократически-олигархические режимы - власть существ, группой лиц, нередко представляющих интересы различных общественных слоев. Демократические – пределы власти устанавливаются обществом в соответствии с законом. Модели демократии: 1) индивидуалистические: личность признается главным источником власти, ее права всегда приоритетны перед правами государства; 2) плюралистические: реальным творцом политики явл. не личность, не народ, а заинтересованная группа; 3) коллективистские: имеют такие общие черты, как отрицание автономии личности; первичность народа в осуществлении власти, отношение к нему как к единому целостному организму; абсолютность власти большинства, его приоритет перед меньшинством и отдельной личностью.

 

5. Демократия: теория и  практика. Демократия дословно означает «народовластие», власть народа. Это управление государством в соответствии с народными предпочтениями. При демократическом политическом режиме провозглашается принцип равенства и свободы всех людей, массы народа участвуют в управлении государством. Демократическое гос-во предоставляет своим гражданам широкие права и свободы, а не ограничивается только их провозглашением, создавая для народа государство равных прав и возможностей. Признаки демократического режима: 1. Наличие политического и идеологического плюрализма. 2. Всеобщее избирательное право и система свободных выборов органов власти. 3. Принцип разделения властей. 4. Развитая система парламентаризма. 5. Принцип взаимной ответственности граждан и государства. 6. Средства массовой информации свободны и независимы. 7. Права и свободы граждан гарантируются законом. Классификация демократических моделей: 1.в зависимости от приоритета в реализации власти: - либеральная (индивидуалистическая) личность признается первичным и главным источником власти. – коллективистская (тоталитарная) опирается на народ как единого субъекта, обладающего правом издавать законы и решать важнейшие проблемы общественной и государственной жизни. – плюралистическая (групповая) главным субъектом политики являются различные группы людей. 2. В зависимости от участия граждан в политической жизни: - партиципаторная модель необходимость участия широких слоев общества в выборах своих представителей, в принятии решений, в политическом процессе – плебисцитарная модель народ должен сам участвовать в принятии важнейших политических решений. – модель представительной демократии граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, законов. – модель элитарной демократии носителем демократических ценностей является элита, которая способна более эффективно управлять обществом. Масса должна иметь право периодически контролировать элиту с помощью выборов. Демократия в наибольшей мере обеспечивает гражданам свободу мнений, участие в делах государства, защиту от произвола правителей.

 

6.Сущность, структура и  функции политической системы  общества. Впервые теория политических систем была детально разработана крупным американским политологом Истэном в 50-60 гг. нашего столетия. Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. В современных науках сложилось 2 подхода к изучению политической системы: институциональный и системный. В рамках институционального подхода, политическую систему изучают как совокупность государственных и негосударственных институтов социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политика–властные отношения. Предметом исследования являются обособленные, организационно оформленные центры власти: государство, партии, общественные объединения и подчиненные им структуры. Институциональный подход дает возможность детально изучить отдельные организации, их возникновение, развитие, функционирование. Однако в стороне остаются не институциональные формы взаимодействия таких субъектов политики как личность, политические элиты, различные группы интереса и группы давления. При системном подходе главным предметом анализа является не институт, а социальное взаимодействие между индивидами и группами, которые осуществляют определенные политические роли. Структура политической системы: Институциональная подсистема, включают в себя различные организации, как собственно политические – государство, политические партии, так и организации неполитического характера, которые могут преследовать серьезные политические интересы, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, церковь и др. Зрелость институциональной подсистемы определяется степенью ее дифференциации и специализации ролей и функций ее структур. Нормативная подсистема включает совокупность норм, регулирующих политические отношения. К ним относятся не только законы, но и нормы политической морали, политические традиции, обычаи, символы. Политико-культурная подсистема – это сфера включает приоритетные ценности, идеалы, убеждения, стандарты политического поведения, политическую ментальность. Коммуникативная подсистема характеризует взаимодействия факторов, основанных на согласии и конфликте. В этой подсистеме проявляются формы взаимодействия власти, общества и индивида. Функциональная подсистема – представляет совокупность способов и методов реализации власти. Конкретное выражение и проявление функциональная подсистема находит в политическом процессе и политическом режиме. Функции: политическое целеполагание; властно-политическая интеграция общества; регулирование режима социально-политической деятельности; обеспечение целостного управленческого воздействия на общественные процессы. Жизнеспособность системы обеспечивается ее способностью к адаптации, приспособлению к окружающей среде. Функция адаптации может осуществляться с помощью политического регулирования. Не менее важна функция реагирования. С ее помощью политическая система отвечает на импульсы, сигналы идущие извне. Это позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Экстрактивная функция – изыскание и извлечение ресурсов для нужд системы. Дистрибутивная – использование ресурсов по назначению. Регулятивная реализуется через введение норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также путем применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил. Жизнестойкость политической системы зависит от ее способности изменяться в соответствии с новыми общественными процессами, формировать сплоченное общество, реальное единство интересов и целей разнообразных групп интереса.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"