Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 14:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

shpory_po_politologii.docx

— 229.88 Кб (Скачать)

 

40. Сущность и основные  субъекты международных отношений. Международные отношения – это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных, гуманитарных, экологических и иных связей и взаимоотношений между различными субъектами мирового сообщества. Международные отношения можно определить и как совокупность интеграционных связей между государствами, партиями, частными лицами, создающую среду для реализации международной политики. Основные субъекты международных отношений – государства. Если в области внутренней политики государства опираются на законы и нормы, то во внешней – на собственные интересы. В зависимости от числа и характера участников международных отношений выделяют следующие их виды: двусторонние и многосторонние, межличностные, межпартийные, межгосударственные и др. Международные отношения подразделяются также на глобальные и региональные, приоритетные и второстепенные. Для международных отношений характерны различные виды состояний: стабильность и нестабильность, доверие и вражда, сотрудничество и конфликт и т. д. Основу международных отношений составляет мировая политика, которая представляет собой совокупную внешнеполитическую деятельность политических лидеров, движений, политических партий, государств, международных организаций и т. д. Мировая политика включает в себя все политические процессы, происходящие в сфере международных отношений. Её основу составляют межгосударственные взаимодействия, которые могут быть как двухсторонними, так и многосторонними. В 1970-е годы в Хельсинки (Финляндия) в заключительном акте СБСЕ были сформулированы принципы современных международных отношений. Они включают: –суверенное равенство государств; - нерушимость установленных границ; - неприменение силы или угрозы силы в межгосударственных отношениях; - признание территориальной целостности государств; - мирное урегулирование споров; - невмешательство во внутренние дела других государств; - уважение прав и свобод человека; - равноправие и право народов распоряжаться собственной судьбой; - сотрудничество между государствами и добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Время показало, что мировое сообщество в целом поддерживает и реализует эти принципы. Осуждаются нарушения прав человека, агрессия, терроризм. Однако в связи с распадом СССР и политическими изменениями в Восточной Европе изменился баланс сил в мире. В результате западные государства, объединенные в НАТО, предложили миру концепцию транснационализма, предусматривающую и рассматривающую их вмешательство в дела суверенных государств не только в случае проведения экспансионистской политики, но и нарушения прав человека, применения вооруженной силы внутри страны против мирного населения. Эта позиция вызвала противодействие. Многие страны были не согласны не столько с содержанием политико-правовых требований, сколько с тем, что право на оценку государственной политики было присвоено определенной группой стран. Важнейшим регулятором международных отношений является международное право, которое представляет собой совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами. Главными субъектами международного права являются государства, международные организации, нации и народы. Современное международное право существенно отличается от того, которое применялось в прошлом. Его нормы создаются в процессе согласования воли государств, из него исключены такие положения как право победителя, право аннексии, право на контрибуцию и т. п. Устав ООН нормативно закрепил идею сотрудничества государств, что стало основой создания разветвленной системы договорных и иных документов нового поколения. Основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН. К их числу относятся принципы суверенного равенства государств, неприменения силы, нерушимости государственных границ, добрососедского выполнения международных обязательств и др. В XX веке обозначилась тенденция расширения числа субъектов мировой политики. Возрастает роль межгосударственных союзов, которые создаются государствами для реализации своих общих интересов. Всё более важными субъектами международных отношений становятся международные организации, которые охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются с целью решения экономических, политических, культурных, экологических и иных проблем. Международные организации имеют постоянные органы управления, четко определенную компетенцию и функции. Они создаются на основе специальных соглашений, где определены их цели, задачи, организационная структура и обязанности членов организации. Международные организации – постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, создаваемые на основе международного соглашения в целях содействия решению международных проблем. Они подразделяются на межгосударственные (межправительственные) и неправительственные организации. Межгосударственные организации являются объединениями государств, основанными на договорах. Как самостоятельные субъекты политики межгосударственные организации могут вступать в международные отношения от своего собственного имени, а также от имени всех входящих в них государств. Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть чисто неправительственными, а также могут носить смешанный характер, т. е. включать в себя и правительственные структуры, и общественные организации, и индивидуальных членов. Международные организации также подразделяются на всемирные и региональные. Первой международной организацией стал Всемирный почтовый союз, который возник в 1875 году. В настоящее время в мире имеется около 300 межгосударственных организаций и более 2500 неправительственных. В качестве примеров современных международных организаций можно привести: - региональные организации, такие как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ) и др.; - экономические организации: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) и т. д. - финансовые организации: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Азиатский банк развития (АзБР) и т. п. - организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства: Международное энергетическое агентство (МЭА), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК) и др. - торговые организации: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) и т. д. - профессиональные организации: Международная организация журналистов (МОЖ), Международная организация криминальной полиции (ИНТЕРПОЛ), Международная организация труда (МОТ) и др. - демографические организации: Всемирная ассоциация молодежи (ВАМ), Международная демократическая федерация женщин (МДФЖ) и пр. - организации в области культуры и спорта: Международный олимпийский комитет (МОК), Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и т. п. - военные организации: Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Тихоокеанский пакт безопасности (АНЗЮС), Западноевропейский союз (ЗЕС) и др. - профсоюзные организации: Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП), Всемирная федерация профсоюзов (МФП). - организации в поддержку мира: Движение неприсоединения. - религиозные организации: Всемирный совет церквей (ВСЦ), Христианская мирная конференция (ХМК) и др. - экологические организации: Гринпис, «Друзья Земли» и т. п. - межпартийные организации: Социалистический интернационал, Африканский Социалистический интернационал и др. Международные организации являются важным субъектом международных отношений и оказывают в последние годы все большее влияние на мировой политический процесс в целом.

Наиболее значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН), которая была создана в 1945 году в целях поддержания и упрочения международного мира и развития многостороннего сотрудничества государств. Важнейшими органами ООН являются Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности. Генеральная ассамблея, включающая всех членов ООН, вправе рассматривать любые вопросы, которые входят в компетенцию этой организации. Она может давать по ним рекомендации Совету Безопасности и государствам-участникам. Очередные сессии проводятся раз в год, в случае необходимости созываются чрезвычайные и специальные сессии. Совет Безопасности работает на постоянной основе, он ответственен за поддержание мира и состоит из 15 членов: 5 постоянных (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай), 10 избираются на два года Генеральной Ассамблеей. Решения принимаются на основе единогласия и обязательны для всех членов ООН. В случае угрозы миру или акта агрессии Совет Безопасности обладает широкими полномочиями для их устранения, вплоть до применения вооруженной силы. К числу других главных органов ООН относятся Экономический и Социальный совет (вопросы экономического и социального сотрудничества членов ООН), Совет по опеке (вопросы международной опеки над подмандатными территориями), Международный суд (правовые споры межу государствами) и Секретариат (административно-техническое обслуживание органов и комитетов ООН). В рамках ООН существует целый ряд организаций, которые в системе международных отношений действуют вполне самостоятельно. К их числу относятся: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ) и др.

 

41. Внешняя политика государств в системе международных отношений. Внешняя политика – действия государства и его институтов за пределами своей суверенной территории для реализации национальных интересов. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней. Она регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене. Внешняя политика является неотъемлемой составной частью государственной политики, детерминируя действия государства в сфере внутренней политики. Иногда она является просто функцией внутренней политики. Можно выделить некоторые специфические и базовые черты внешней политики. Одной из ее важнейших черт является выработка и реализация целей внешнеполитической деятельности. Конечно, формулирование программ и организация политических действий всегда обусловлены конкретной ситуацией на международной арене. Одной из черт, характеризующих внешнеполитическую деятельность государства, как уже отмечалось, является способность этого государства поддерживать политическую стабильность на должном уровне внутри государства. Взаимосвязи и взаимозависимости внутренней и внешней политики распространяются практически на все сферы общественной жизни, будь то экономика, культура, наука. Поэтому очевидна и обратная связь воздействия внутренней политики на внешнюю. Виды: Одним из таких видов является пассивная внешняя политика, которая присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре. Агрессивная внешняя политика заключается в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства. Активная внешняя политика заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой. Консервативная внешняя политика заключается в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой. Основными субъектами внешней политики являются: – государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса. – неправительственные организации, так называемая "народная дипломатия", которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов. Успех внешней политики зависит от объективности и реальности отражения насущных общественных интересов, а также от адекватно выработанных средств и методов реализации этих интересов и достижения поставленных целей. Традиционными целями внешней политики государства можно назвать: – повышение материального и духовного уровня жизни населения, укрепление экономического и политического могущества государства; – обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности; – недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; – повышение престижа и роли государства в международных отношениях; защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире. Все перечисленные цели тесно взаимосвязаны между собой. Успешная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных.

Функции внешней политики: - охранительная. Она связана с защитой прав и интересов граждан за пределами страны. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства. – Информационно-представительская функция означает создание положительного имиджа государства в мировом сообществе. Эта функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы обеспечить благоприятные условия для успешного решения внешнеполитических задач. Информационно представительская функция реализуется в рамках культурных и научных обменов, проведения переговоров, заключения международных договоров. Организаторская функция внешней политики заключаются в инициативных организаторских действиях, направленных на поиски выгодных контактов и создание благоприятных внешнеполитических условий деятельности государства. Существенное значение для реализации этих функций имеет деятельность центральных органов внешней политики. Регулирующая функция внешней политики необходима для того, чтобы ликвидировать нарушения равновесия в системе внешнеполитических связей. Указанные выше функции внешней политики имеют универсальный характер. Универсальность возникает вследствие того, что все подсистемы внешней политики тесно взаимосвязаны, и ни одна функция в отдельности не может удовлетворить потребности государства в достаточной степени. Существенным элементом процесса внешнеполитической деятельности является выбор средств и оценка их результативности. Сгруппировать их можно по основным сферам жизнедеятельности общества: информационно-пропагандистские средства, политические, экономические, военные. Информационно-пропагандистские средства (или идеологические) играют важную роль в адаптации государства к сложным полииерархическим международным структурам в области средств массовой информации, деятельности культурных центров и др. Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны, как для решения внутренних проблем, так и для воздействия на политику иных государств. Экономическая мощь страны является особо важным средством внешней политики, определяющим позиции и место государства в мировом сообществе. Военными средствами внешней политики принято считать военную мощь государства, т.е. численность армии, виды вооружений, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства часто используются в целях оказания косвенного давления на иные страны. Формами давления могут быть учения, парады, маневры, испытания новых видов оружия. Помимо указанной типологии иногда выделяют также средства внешней политики, которые можно определить как устойчивые (территория, климат, природные ископаемые, геополитическое положение) и переменные (направления и концепции внешней политики, политические лидеры, политическая культура, политическая система и др.). Внешняя политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для решения внутриполитических задач и укрепление международных позиций государства.

 

42. Геополитика и процессы  глобализации в современном мире. Геополитика - междисциплинарное научное направление, изучающее зависимость внешней политики государств и характера международных отношений от системы политических, экономических и военных стратегий, обусловленных географическим положением страны (региона) и рядом природно-географических  факторов. Цель геополитики – разработка геостратегии государства, т.е. обоснование направлений и механизмов его внешнеполитической деятельности. Геополитика как наука установила, что преимущества получает то государство, которые контролирует геостратегически ключевые точки пространства. Было показано, что потеря контроля над пространством одним геополитическим субъектом всегда означает его приобретение другими. Геополитические интересы Республики Беларусь связаны с обеспечением суверенитета и территориальной целостности страны. Геополитическое положение Беларуси исключает одностороннюю ориентацию ее национальных интересов. Термин «глобализация» вошел в широкий научный оборот в начале 1990-х гг. Глобализация международных отношений – усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер общественной жизни и деятельности в области международных отношений. Основные факторы, которые обусловливают процесс глобализации: 1) экономический – организационные формы экономической деятельности выходят за национальные границы, приобретают международный характер, способствуя формированию единого экономического пространства; 2) политический – ослабление жесткости государственных границ, облегчение свободы передвижения граждан товаров и услуг, капиталов; 3) производственно-технический означает резкое возрастание масштабов производства, международных форм его осуществления, качественно новый уровень средств транспорта и связи, обеспечивающий быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей; 4) информационный – радикальное изменение средств общения, обмена экономической, финансовой, информацией. 5) социологический фактор, проявляющийся в ослаблении роли традиционных социальных связей и обычаев, повышении мобильности людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, международной миграции; 6) экологический фактор, проявляющийся в осознании людьми опасностей обострения глобальной экологической, энергетической и других проблем, что обусловливает объединение усилий мирового сообщества, консолидацию ресурсов, координацию действий в различных сферах. Относительно сути глобализации существуют различные точки зрения.

1. Глобализация – это постоянно идущий длительный исторический процесс. Расширение взаимодействия происходило от деревень к городам, к княжествам, целым государствам, регионам и, наконец, через эпоху великих географических открытий к миру в целом. 2. Глобализация – это качественный скачок в развитии международных отношений. На внутреннюю жизнь отдельных государств все более активное влияние пытаются оказывать международные организации (гуманитарные, например, «Красный крест», и политически ориентированные, например, «Гринпис»). Граждане отдельных стран, ставшие членами таких организаций или активно принимающие участие в их деятельности, чувствуют себя причастными скорее не к национальным, а «общепланетарным» ценностям в интерпретации конкретной политической структуры.

Есть опасения, что безудержный процесс глобализации, основанный на групповых интересах богатейших стран мира подорвет миропорядок, усилит противостояние по линиям Север-Юг, Запад-Восток. Эти тенденции обсуждались на состоявшейся в сентябре 2000 года юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН.  В ходе встречи было заключено свыше 300 соглашений. В заключение сессии подписана Всеобщая декларация, которая определила дух процесса глобализации как основанный на принципах свободы, равенства, солидарности, терпимости, уважения к природе, взаимной ответственности. Реакцией на противоречивый характер глобализации выступает движение антиглобализма. Антиглобалисты – не простые противники глобализации, они выступают против нынешней модели глобализации, которая приносит прибыль транснациональным корпорациям, основывается на доминировании США. Антиглобалисты используют тактику прямого политического давления, привлекают к себе внимание СМИ, рассчитывают на моральную поддержку общества. Большинство антиглобалистких лидеров отказываются взаимодействовать с мировыми институтами корпоративного капитализма, утверждая, что тем самым будут укреплять позиции последних. Лозунг антиглобалистов: мыслить глобально, действовать локально.

 

43. Международные организации: сущность, типы, функции. Международными называются организации, созданные в соответствии с международным правом для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной и иных областях, членами которых являются представители двух и более стран. Они имеют постоянные органы управления с определенной компетенцией, полномочиями и функциями. Создаются на основе многостороннего договора или специальных соглашений. Международные организации делятся на международные межправительственные (межгосударственные) организации и международные неправительственные (общественные) организации. Международные межправительственные (межгосударственные) организации являются стабильными объединениями государств и обладают рядом признаков. Во-первых. Они создаются в соответствии с международным правом. Во-вторых, в основе международных организаций лежат международные договоры. В-третьих, цель создания международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной 9НАТО), экономической (ЕС) и в др. в- четвертых, все международные организации должны иметь организационную структуру. Они имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы. В-пятых, они имеют самостоятельные международные права и обязанности, т.е. обладают автономной волей. Они имеют больше рычагов влияния на политику, чем неправительственные. Международными неправительственными (негосударственными, общественными) организациями считаются такие организации, которые учреждаются не на основе межправительственного соглашения, а на основе частных инициатив. Такие организации должны быть призваны хотя бы одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее, чем в двух государствах. Создаются подобные организации на основе учрежденного акта. Определенным преимуществом этих организаций является отсутствие бюрократических структур и возможность прямого воздействия на парламенты и правительства своих стран. Оказывают большую помощь нуждающимся в различных регионах мира. Международные организации могут выступать как от своего имени, так и от имени входящих в них государств. Разрешая те или иные проблемы они на добравольной и равноправной основе вырабатывают возможные решения  с учетом законных интересов всех участников мирового политического процесса.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"