Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 14:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

shpory_po_politologii.docx

— 229.88 Кб (Скачать)

 

14. Политические  партии: сущность, структура, функции, типология. В научной литературе сложились различные подходы к пониманию сущности политической партии и ее определению. Идеологическое направление рассматривает партию как определенную идеологическую общность, союз идейных единомышленников, которых объединяют общие взгляды, интересы и убеждения. Институциональный подход подчеркивает, прежде всего, организационно-структурный аспект деятельности партии. Выделяются такие признаки партии, как наличие особой структуры, длительность существования, связи между организациями, работа со сторонниками и др. Функциональный подход предполагает исследование политических действий, роли и задач партий в политическом механизме. Под партией понимается наиболее активная, сознательная и организованная часть какого-либо класса, выражающая и защищающая его интересы. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политических партий, их назначение в обществе. К числу наиболее общих функций политических партий относятся: представительство социальных интересов; выработка программных установок, политической линии партии; формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан; участие в борьбе за власть и ее осуществление, подготовка и выдвижение кадров. Социальная функция политических партий связана с представительством интересов классов, социальных групп и слоев. Будучи посредником между гражданским обществом и государством, партия призвана обеспечить артикуляцию, публичное выражение, формулирование интересов различных групп. Идеологическая функция политических партий связана с выработкой программных установок, политического курса, стратегии и тактики партий. Воспитательная функция политической партии предполагает политическое просвещение и образование своих членов и сторонников, воспитание их в духе определенных ценностей и традиций, приобщение к политической жизни. Важнейшей задачей политической партии является борьба за завоевание и использование государственной власти в интересах поддерживающих ее групп населения, т.е. Политическая функция. Политические партии осуществляют подбор и расстановку управленческих кадров, участвуют в формировании правящей элиты, т.е. выполняют функцию политического рекрутирования. Они являются институтами, в рамках которых воспитываются политические лидеры и государственные деятели. Анализ функций политических партий позволяет сделать вывод, что в демократическом обществе партии выступают в роли посредника между гражданским обществом и государством. Тип партии отражает наиболее существенные признаки определенной группы политических партий. В основу типологии могут быть положены различные критерии. По своей идейно-политической ориентации политические партии подразделяются на коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные, а также партии, опирающиеся на различные религиозные и национальные доктрины. По отношению к существующему порядку, содержанию целей и задач выделяют революционные партии (стремящиеся к радикальному, качественному преобразованию общества), реформистские (стремящиеся к совершенствованию общественных отношений без структурных принципиальных изменений), консервативные (отстаивающие сохранение устойчивых, сложившихся форм общественной жизни) и реакционные партии (стремящиеся к восстановлению предшествующих общественных порядков и структур). В соответствии с характером членства, принципами организации партии делятся на кадровые и массовые. Кадровые партии отличаются немногочисленностью, организационной рыхлостью, свободным членством, децентрализованной структурой. Статус члена партии четко не определен, отсутствует система официального членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов. Кадровая партия ориентируется на участие и победу в выборах. Для массовой партии характерно фиксированное членство, четкая организационная структура, централизованный, тесные и постоянные связи между членами партии. Деление партий на кадровые и массовые дополняется типологией партий по характеру их деятельности на парламентские и авангардные. Парламентская партия борьбу за власть связывает главным образом с выборами в представительные учреждения. В соответствии с представительством в органах власти и распределением депутатских мест в парламенте партии различаются по своему политическому «весу» и влиянию на процесс принятия политических решений. Возможно выделение мажоритарной партии, получившей абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса; партии с мажоритарным призванием, которая в ситуации чередования партий у власти способна победить на следующих выборах; доминирующей партии, получившей относительное большинство депутатских мест, и миноритарной партии, имеющей минимальное число мандатов. По месту в системе государственной власти  партии подразделяются на правящие и оппозиционные. Правящими считаются партии, которые победили на выборах и сформировали правительство. В зависимости от признания или непризнания партиями основ конституционного строя выделяют системную и внесистемную оппозиции. Внесистемная оппозиция полностью или частично отвергает существующую систему общественно-политических ценностей. Деятельность внесистемных партий направлена на дискредитацию институтов власти, подрыв их легитимности. Широко используются внепарламентские методы политической борьбы. Системная оппозиция признает основополагающие принципы общества и расходится с правящим большинством главным образом в выборе путей и средств достижения общих стратегических целей.

 

15. Партийные системы  и их типология. Понятие системы отображает способ взаимодействия различных партий в борьбе за власть. Старейшим критерием, используемым для классификации партийных систем, является количественный: выделяют беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы. Оптимальной формой и условием демократического развития общества выступают многопартийные (двухпартийные) системы. Их отличительной особенностью является отсутствие монополии на власть со стороны одной партии и существование реальной политической оппозиции. Беспартивные системы в мире встречаются редко. Это немногие сохранившиеся режимы и некоторые сохранившиеся режимы и некоторые сохранившиеся диктатуры, налагающие запрет на дея-ть других партий. В качестве примеров можно назвать своеобразные полит. устройства Ирана и Ливии. Однопартийная система – неустойчива, препятствует разделению властей. Отсутствие конкурирующей партии делает правящую партию « самодержавной». Любая оппозиция считается преступлением против режима. Существует при тоталитарных режимах. Многопартийная система – основа демократического общества: сдерживает бюрократизацию; заставляет правительство действовать эффективно; позволяет исключить монополию одной партии на власть, внедрять в практику и сознание людей альтернативность мышления и действия. Множество партий ещё не критерий демократизма, т.к. небольшие партии не в состоянии конкурировать с более крупными по характеру и возможностям действия на массы.

 

16. Становление многопартийной  системы в РБ. Многопартийная система предполагает наличие в стране нескольких политических партий, соревнующихся в борьбе за власть. В настоящее время деятельность партий регламентируется Законом РБ «О политических партиях» (от 5 октября 1994г., новая редакция 2005г.). На протяжении 90-х г. В Беларуси сформировалось более 40 партий, представляющих практически весь спектр политических направлений. Большинство партий так и не смогли привлечь на свою сторону значительное число сторонников, оказать позитивное влияние на политический процесс в республике. Некоторые из них объединились, другие распались. Сейчас в Министерстве юстиций зарегистрировано 15 политических партий. В зависимости от отношения к ценностям открытого общества действующие партии располагаются: - правоцентристские (Объединенная Гражданская партия, партия БНФ, консервативно-христианская партия – БНФ); - Либерально-Демократическая партия; - левоцентристские (Белорусская социал-демократическая (Громада), Социал-демократическая партия народного согласия); - левые (Коммунистическая партия Беларуси, Белорусская партия левых сил «Справедливый мир», Аграрная партия). Следует отметить, что в настоящее время политические партии не стали влиятельным элементом политической жизни общества: отсутствует полноценная социально-политическая база, структурированное общество, когда социальные слои более или менее осознают свои интересы; незначительное представление их в парламенте. В палату представителей (2008г.) вошли депутаты от 2 партий (представители коммунистической партии Беларуси получили 6 мест, Аграрной партии 1 место). Многопартийная система РБ находится на начальном этапе своего развития. На становление партий и многопартийной системы значительное влияние оказывает форма правления. В президентской форме правления, при которой президент формирует правительство и определяет направления его деятельности, сдерживается развитие многопартийной системы и образование сильных политических партий. Сегодня перед политическими партиями стоит задача разработки такой программы действий, которая была бы принята и поддержана обществом. Перспективы политических партий зависят от того, насколько они будут отражать интересы граждан, гибко реагировать на социальную деформацию ценностей. В политической системе Беларуси политические партии не занимают столь важное место, как в западных странах.

 

17. Общественные объединения, их место и роль в политической  жизни общества. Общественное объединение – это добровольное формирование граждан, объединяющихся на основе общих интересов и оказывающих влияние на государственную власть с целью их реализации. Они являются показателем демократичности политической системы, политической активности граждан, их взаимодействие с обществом и государством. Их функции заключаются в выявлении и удовлетворении интересов и потребностей членов объединения; информировании органов власти о своей деятельности; политической социализации граждан; формировании политических элит. В создании общественного объединения можно выделить 3 этапа: инициатива организаторов, разработка проекта устава, государственная регистрация. Формы общественного объединения: политические партии, общественные организации, общественные движения.

Общественная организация – это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру, фиксированное индивидуальное или коллективное членство. Для общественной организации характерны наличие устава, специализированного управленческого аппарата, относительная стабильность состава, членские, целевые взносы. К общественным организациям можно отнести профессиональные союзы, союзы предпринимателей, кооперативные, религиозные, молодежные, женские, ветеранские, организации, творческие союзы (союз писателей, композиторов, театральных деятелей и т п.), разнообразные  добровольные общества (научные, технические, культурно-просветительные и др.). Функции общественных организаций: выявление интересов и потребностей членов организации, привлечение их к решению общественных проблем, к управлению на местном уровне и приобретение навыков такого участия, выявление новых форм социальных связей.

Под общественным движением понимается совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, не имеющие четкой организационной структуры и фиксированного членства. Общественные движения отличаются массовостью, широкой социальной базой, нередко стихийностью и спонтанностью действий, слабой организованностью. Функции общественных движений: защита интересов граждан, их объединение, решение отдельных социальных проблем, формирование общественного мнения; посредники между государственными органами и гражданами; оказание давления на государственную власть. Современные общественные движения квалифицируются: в зависимости от цели (антивоенные, экологические, правозащитные, религиозные, антиядерные, против расовой и национальной дискриминации); - альтернативные (различные формы кооперативов, жилищных сообществ, школы, клиники, предприятия) ориентированы на разрыв с традиционными формами общественно-политического развития; - гражданские инициативы – спонтанная, кооперативная самоорганизация граждан для защиты своих интересов в сфере экологии, транспорта, образования и др. По масштабам действия: глобальные, международные, региональные. По способам и методам действия: насильственные и ненасильственные. По демографическому признаку: молодежные, женские, студенческие, ветеранов. По профессиональному признаку: союзы ученых, врачей, писателей, юристов и др.

Политическая роль общественных организаций и движений состоит в оказании влияния на процесс принятия политических решений органами государственной власти и управления на различных уровнях, в более или менее постоянном давлении на властные структуры. Общественные организации и движения выступают как своеобразные группы интересов и группы давления. Группы интересов — это добровольные организации, созданные для выражения и представительства интересов входящих в них людей как во взаимоотношениях с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций. Если группа интереса добивается удовлетворения собственных интересов путем целенаправленного воздействия на институты публичной власти, то она характеризуется как группа давления.

 

18. Общественные объединения в РБ. Общественные организации играют важную роль в формировании современного гражданского общества в Беларуси, демократии, защите прав и свобод граждан. Все более заметным становится их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных с социальной защитой населения. Их деятельность в стране регулируется Конституцией РБ и законом «об общественных объединениях» (1994г.) и внесенными в него в 2005г. поправками и дополнениями. В нем определены такие права, как представление и защита интересов своих членов в государственных органах; получение и распространение имеющей отношение к их деятельности информации; возможность учреждать собственные средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность и пользоваться государственными СМИ; участвовать в подготовке и проведении выборов; создавать союзы. По данным Министерства юстиций по состоянию на 1января 2010г. В стране зарегистрировано более2225 общественных объединений. Самая массовая общественная организация в стране – это Федерация профсоюзов Беларуси, объединяющая на добровольных началах трудящих, связанных общими интересами по роду деятельности. Она стала реальной силой, способной отстаивать интересы трудящих. Активно сотрудничает с Всеобщей конфедерацией профсоюзов. Классификация общественных объединений в РБ: по профессиональному признаку; научного и просветительского направления (аналитический центр «стратегия», общество «знание», Белорусская академия социальных наук). Общественные формирования, выражающие интересы национальных меньшинств (союз поляков, Белорусское объединение еврейских общин и организаций, татарское объединение « Аль-Китаб», 3 общественных организации цыган и др.). Объединение религиозной направленности около 140 религиозных общин (Белорусский Христианско - демократический Союз, центр православного просвещения преподобной Ефросиньи Полоцкой). По демографическому признаку (молодежные – более 165 организаций). В РБ действуют около 40 женских организаций: «Белорусская жаночая супольность», «Рогнеда», « Женщина и семья» и т.д. Чернобыльской и благотворительной направленности (свыше 350 объединений): «Вместе после Чернобыля», «Жизнь после Чернобыля», благотворительные организации «Шаг от Чернобыля» и «Жизнь с Чернобылем», Республиканское объединение «Милосердие» и др. Спортивной направленности (свыше 500 объединений): Национальный олимпийский комитет РБ, белорусская федерация футбола и др. Также зарегистрированы объединения инвалидов, ветеранов войны и труда, 2 правозащитные организации «Белорусский Хельсинский комитет» и «Белорусская ассоциация журналистов» и др. по мере формирования гражданского общества роль общественных объединений будет возрастать.

 

19. Политический  процесс: сущность, структура, стадии  протекания. Политический процесс – это форма функционирования политической системы общества, совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих специфических функций в сфере власти. Политический процесс – это технология осуществления власти. Содержание политического процесса может быть самым разнообразным. Это может быть разработка какой-либо концепции (перестройка, демократизация, приватизация, разгосударствление и т.д.), формирование общественного мнения по той или иной проблеме, создание новых управленческих структур, проведение выборов и т.д.

По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов:- субъекта, носителя власти;

- объекта, который должен быть создан или достигнут как цель процесса; - средств, методов, ресурсов, исполнителей процесса.

Ресурсами могут служить знание, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы. Организация политического процесса начинается с замысла, идеи, разработки плана, концепции, теории. Субъектам процесса необходимо выбрать цель, обосновать ее. В соответствии с целью намечаются задачи, выбираются средства, ресурсы, методы, определяются исполнители, темпы, сроки исполнения, число участников, их состав. Исполнители должны отвечать поставленным перед ними задачам и владеть соответствующими средствами, знаниями, навыками. В процессе осуществления различных политических проектов формируется политическая жизнь страны, своего рода политический быт с его обычаями, традициями, общением, связями, настроениями, ожиданиями масс, их поддержкой власти или безразличием к ней, возмущением по поводу тех или иных решений. Политический процесс можно условно разделить на стадии: функцианирования, развития и упадка. Стадия функцианирования не выводит политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов государственной власти. В стадии развития структуры и механизмы власти выводит политику государства на уровень, который позволяет адекватно отвечать на новые социальные требования населения, вызовы времени. Стадия упадка – распад политической целостности. Политические изменения имеют негативный характер по отношению к нормам и условиям целостного существования политической системы. С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила игры, доверяют власти. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Люди уверены в своих возможностях влиять на власть, ибо правительство учитывает общественное мнение в своих решениях. Нестабильный политический процесс часто возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"