Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 14:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

shpory_po_politologii.docx

— 229.88 Кб (Скачать)

Выделяются внешнеполитические кризисы, обусловленные международными противоречиями. Если такой кризис не разрешается путем переговоров и уступов сторон, то он может перерасти в войну. Внутриполитические могут быть частными и общенациональными. К частным относятся правительственный, парламентский, конституционный и партийный. Правительственный кризис означает потерю правительством авторитета, что проявляется в смене лидеров, отставке правительства и т д. Парламентский кризис – это изменения состояния сил в органах законодательной власти, когда парламент оказывается не в состоянии принимать решения и его решения расходятся с волей большинства граждан, а также в случае, если основные противоборствующие фракции в его составе ровны по силам. Итогом является роспуск парламента и назначение новых выборов. Конституционный кризис означает фактическое прекращение действия Основных законов страны, которая утрачивает легитимность. Выход из этого кризиса состоит в качественном обновлении или принятии новой Конституции страны. Партийный кризис представляет собой утрату партией своих социально-политических идеалов, программных целей и ориентиров, потере авторитета и влияния в массах. Выход из кризисной ситуации возможен лишь в обновлении партии. Наиболее опасным для власти является общенациональный кризис. Если для участвующих в нем конфликтующих социально-политических сил не будет найдено приемлемого для них выхода из тупиковой ситуации, вполне может перерасти в революционную ситуацию, насильственному захвату власти одной из противоборствующих сторон. Пути разрешения политических кризисов: революция – экстремальное средство разрешения социально-политических кризисов. Нередко он сопровождается мощным потрясением, отражающимся на жизни многих поколений. Реформа. Здесь борьба интересов, мнений и идей осуществляется в рамках гражданского согласия, через взаимные уступки, предполагающие диалог и компромиссы. Это наиболее благоприятный результат. Однако для достижения общественного согласия требуется политическая воля, мастерство правящих сил, способных осуществлять реформирование общественной системы. Здесь все спорные вопросы должны решаться на основе переговоров, компромиссов и консенсуса. Консенсус – не единство, не единосогласие. Это своего рода взаимоуступки, терпимость к мнению оппонента, а не реальное согласие. Его суть – найти приемлемое для всех решение. Принятое такое решение путем консенсуса является гарантией преодоления кризиса.

 

35. Государственная политика  и управление как категории  политической науки. Государственная политика представляет собой форму и сферу деятельности и взаимодействия государства, его институтов, общества, политических партий, отдельно взятых личностей в области различных сфер общественной жизни, а также их отношений по поводу поддержания власти или противодействия ей. Функции гос. политики: интеграция общества, обеспечение общественного порядка и организованности; - разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и ресурсов на осуществление этих целей; - распределение дефицитных ценностей; - предупреждение и регулирование групповых конфликтов; - поддержание единства и целостности общества; - отражение интересов различных соц. групп; - согласование интересов; - рационализационная; - мобилизационная, - гуманитарная. Государство изыскивает средства, планирует, организует, определяет формы и методы достижения поставленных целей, контролирует их выполнение с помощью гос. управления. Государственное управление рассматривается как руководство действиями определенной группы или коллектива по достижению той или иной цели. Управление в государстве осуществляется в соответствии с действующими здесь законами и правовыми нормами. В его функции входит реализация комплекса решений, принимаемых органами законодательной, исполнительной власти, формирование и исполнение бюджета государства, сохранение и поддержание на должном уровне инфраструктуры государства, осуществление связей с иными государствами и т.д. Управление предполагает наличие его субъекта и объекта, управляющих и управляемых. Это важнейшие составные элементы системы управления. Субъект управления – это специальный аппарат, представляющий собой систему государственных институтов, органов и учреждений, осуществляемых властные, распорядительные функции в отношении важнейших сфер общественной жизни и отношений государства с остальным миром. Субъекты управления имеют сложный, многоуровневый характер. Верхний уровень системы управления занимают Глава государства и его аппарат, высшие органы гос. власти. более низшую иерархическую лестницу занимают элиты, лидеры. Низший уровень – индивиды и организации, учреждения. Важно, чтобы связь между этими уровнями была крепкой, надежной и устойчивой. Система гос. управления в Беларуси имеет 3 основные уровня: общенациональный, региональный и нижний. Общенациональный представлен Главой государства и правительством. Региональный составляет органы государственно-административного управления областей, городов и районов. Нижний представлен органами местного управления и самоуправления. В системе гос. управления следует выделять объект – то есть то, на что направлены действия субъекта управления. Объект всегда должен быть подчинен субъекту. Без этого не может быть власти и управления. В процессе управленческой деятельности важно соблюдать общие принципы, то есть основные правила деятельности органов, людей, призванных осуществлять управление экономикой, социальной, политической жизнью общества. Принципы вытекают из самой сущности общества. Это: демократизм, проявляемый в полновластии граждан, их инициативе, сознательности в выполнении исполнительных функций. Объективность, проявляемая в том, что управление осуществляется на основе объективных законов. Конкретность, вытекающая из необходимости изучения конкретного содержания процессов, а также законов, которые их выражают. Оптимальность, эффективность, суть которого состоит в том, чтобы обеспечить решение поставленных задач возможно в короткий срок, при наименьших затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Основное звено, поиск и опора на то звено, которое объединяет систему, обеспечивает ее функционирование и совершенствание; выделение основной причинной связи, главного средства сохранения качественной специфики системы. Стимулирование трудовой и общественной активности людей. Территориально-отраслевой принцип, исходящий из наличия в государстве административно-территориальных единиц и различных сфер общественной жизни. Весьма актуальной становится задача обеспечение органического единства информаций, знаний и опыта.

 

36. Государственная молодежная  политика в РБ. Государственная молодежная политика – направление деятельности государства, цель которой создание необходимых социально-экономических, политико-правовых, организованных условий для социального становления и развития молодежи, реализации творческого потенциала молодого поколения в интересах развития общества. Государственная молодежная политика – система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан РБ в возрасте до 31 года. Государство ставит своей целью обеспечить полноценный правовой и социальный статус молодым гражданам, защитить их права и свободы, создать предпосылки для самореализации личности. Основные задачи гос. молодежной политики: 1.выявление потребностей и интересов молодежи; 2.создание благоприятных условий для реализации этих потребностей и интересов; 3.координация отношений между молодежью и обществом; 4.координация отношений внутри молодежи как особой социально-демографической группы общества; 5.создание условий для профессиональной ориентации подготовки и переподготовки кадров; 6.содействие трудоустройству молодежи; 7.поддержка молодых семей; 8.формирование новой концепции воспитания молодежи. Основополагающим документам, который определяет основы государственной молодёжной политики в нашей стране, является Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в РБ», принятый 24 апреля 1992г. Субъектами здесь являются: - молодые граждане в возрасте до 31 года; - молодые семьи, в которых один из супругов находится в возрасте до 31 года; - молодежные общественные объединения. Важнейшие признаки: 1.сочетание государственных, общественных интересов с интересами и правами молодых граждан; 2.комплексность и последовательность; 3.учет интересов и потребностей молодых граждан; 4.гласность и открытость; 5.участие самой молодежи в разработке и реализации государственной молодежной политики. Большое значение для воспитания молодежи имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественное отношение с их участием.

Подростки должны знать те права, которые закреплены в действующих правовых актах за ними. В связи с этим в нашей республике уделяется пристальное внимание вопросам правового образования и воспитания молодежи и всего населения страны. С 1 сентября 1999г. В соответствии с приказом Министерства образования РБ от 6.07.1999г. во всех вузах республики, в качестве одной из обязательных дисциплин был введен курс «основы права». В соответствии с современной концепцией государственной молодежной политики в РБ выделяются такие направления ее осуществления: - улучшение жилищных условий молодежи; - профориентация и содействие трудовой занятости молодежи; - социально-экономическая поддержка молодой семьи; - содействие гражданскому становлению, духовно-нравственному, патриотическому и экологическому воспитанию молодежи; - поддержка научного и научно-технического творчества, изобретательства молодежи; - поддержка рабочей молодежи, содействие вовлечению молодежи в сельскохозяйственное производство и закреплению молодых специалистов на селе; - развитие международного молодежного сотрудничества; - поддержка массового детского и молодежного спорта и туризма; - содействие медицинскому обслуживанию и сохранению репродуктивных функций молодых женщин, поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений; - развитие системы информационного обеспечения государственной молодежной политики.

По многим политическим вопросам ведется совместная политика нашей страны с Российской Федераций по проблемам сотрудничества в области молодежной политики (соглашение от 30 июня 1995г.). Наиболее политически активной составной частью молодежи Беларуси является студенческая молодежь. Период студенчества – особая стадия социализации. Для реализации государственной молодежной политики и обеспечения молодым гражданам гарантий, предусмотренных законодательством, могут создаваться социальные службы для молодежи, деятельность которых осуществляется под руководством государственных органов по делам молодежи и исполкомов местных Советов депутатов. В республиканском и местных бюджетах отдельным разделам предусматриваются средства на финансирование мероприятий в области государственной молодежной политики. Она стимулирует развитие молодежных объединений. Объединения могут создавать союзы и ассоциации. 19 июля 2005г. Президент подписал Закон « о внесении изменений и дополнений в закон « об общественных объединениях», принятый Палатой представителей и одобренный Советом республики. Этот закон выделяет особые типы общественных объединений – молодежные и детские. Молодежными признаются объединения граждан в возрасте до 31 года, которое выражает их специфические интересы, и деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи. Детским признается общественное объединение граждан до 18 лет. Сегодня важную роль играет республиканская программа « Молодежь Беларуси» на 2006-2010гг. большим прорывом является масштабный проект « Студенческая деревня», который успешно реализуется в столице нашей республики. Сейчас в РБ активно обсуждается проект нового Закона об основах государственной молодежной политики, внесенный в Палату представителей.

 

37. Политика государства  в сфере конфессиональных отношений в РБ. Религиозная жизнь в Беларуси представляет собой сложную систему отношений, которые включены в общую структуру общественной жизни и развиваются под влиянием социально-экономических и политических процессов. Влияние отдельных конфессий на общественную жизнь Республики Беларусь достаточно велико: прежде всего, это Белорусская Православная Церковь (БПЦ), к которой относит себя более 80% населения Беларуси, считающее себя верующими. Религия и политика в реальной жизни всегда тесно переплетены одна с другой, и Беларусь в этом плане не является исключением. Власть всегда стремилась использовать религиозные организации, втягивая их в те или иные политические процессы. С другой стороны, сами религиозные организации нередко боролись за приоритет над светской властью, используя свое духовное влияние на массы. В этой связи такую религиозную организацию, как церковь, можно рассматривать как одну из сил или институтов, которые формируют политику, наравне с такими институтами, как само государство, политические партии, СМИ и т.д. Политические и правовые решения опосредовали наличие двух этапов конфессиональной политики. Либерально-демократическая модель государственно-конфессиональных отношений, принятая РБ в1992г. утвердив приоритет прав и свобод личности в государственной политике, имела и негативные последствия. Отсутствие единой государственной политики в данной сфере и надлежащего механизма контроля за реализацией прав граждан на свободу совести вызвало определенные перекосы в области государственно-конфессиональных отношений. Начало формирования новой модели государственно-конфессиональных отношений связано с принятой в 1996г. На всенародном референдуме Конституцией РБ. Она подтвердила в качестве правовой основы вероисповедной политики государства такие цивилизационные нормы, как светскость государства, равенство граждан вне зависимости от их отношения к религии и равенство религиозных организаций. Государственные органы вновь вернулись к практике регулирования и контроля за состоянием религиозной ситуации в стране. Специальной компетенцией в области свободы совести наделен созданный Государственный комитет по делам религии и национальности РБ (1997г). Его задачами является подготовка предложений по урегулированию вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций и требующих решения правительства. В соответствии с этими задачами Госкомитет вырабатывает рекомендации, готовит проекты решений правительства по вопросам, относящимся к его компетенции, проекты законов РБ для внесения их в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания РБ. Сегодня в органах власти происходит своеобразная борьба за религиозное влияние. В этой борьбе уже сложились две партии представителей, которые условно можно назвать либералами и традиционалистами. Либералы за предельно широкое распространение понятия религиозной свободы и обвиняют традиционалистов в попытке установления теократии, а традиционалисты выступают за ограничение деятельности религиозных групп. Государство обязано создать правовое поле для нормальной жизнедеятельности объединений граждан, возникающих по мировоззренческим убеждениям. Для нынешнего этапа формирования новой модели государственно-конфессиональной политики Беларуси характерно признание того, что государство не вправе недооценивать значимость религиозной сферы общества, самоустранятся от разрешения возникающих в ней проблем, не вправе забывать, что в отношениях между государством и религиозными организациями. Именно оно является ведущей силой, обеспечивающей реализацию интересов всех граждан верующих и неверующих. В своей деятельности Госкомитет по делам религии и национальностей опирается на действующий при нем консультативный совет, в состав которого входят представители зарегистрированных религиозных организаций, юристы, специалисты в области религиоведения и др. В Беларуси в 2002 г. принят закон «О свободе совести и религиозных организациях». Этот процесс сопровождался выступлениями активистов-«правозащитников», так как ограничивалась деятельность новых религиозных культов. В то же время белорусское законодательство определяет основные приоритеты государства во взаимоотношениях с религиозными организациями. Эти приоритеты, исходя из действующего законодательства, базируются на двух основных принципах: равенства религий и вероисповеданий перед законом (Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г., ст. 16, ч. 1), Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» (ст. 6, ч. 1) и признание определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа; духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Беларуси; неотделимости ее от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама. Государственная политика в сфере свободы совести в Беларуси находится в состоянии поиска оптимальной модели, условием которой может стать как опора на национальные традиции и опыт, так и учет сложившейся современной конфессиональной ситуации, и нормы международного права в отношении равноправного отношения к различным религиям.

38. Политика и религия. Религия, будучи представлена церковью в структуре общества, как и все остальные структурные образования, подчиняется политической власти в лице государства. Анализ исторического развития позволяет выделить 4 типа взаимодействия: 1-превращение государственной власти в центр религии. Ярки пример, Римская империя, где императору покланялись как богу. 2-подчинение государства церковным учреждениям. Подобная ситуация имела место в христианской Европе средневековья, где папа, считавшийся наместником Бога на земле, по своему усмотрению раздавал короны, полностью подчиняя государственную власть церковной. 3-союз государства с церковью, который был достигнут в России подчинением монарха религиозной идее и личной его принадлежностью к церкви. 4-отделение государства от церкви, форма которого была обязательной частью политики СССР. Политика – сфера отношений между индивидом и социальными группами по поводу государственной власти, государственного устройства внутри общества и межгосударственных отношений, призванных выразить их общие интересы. Религия – специфическая форма общественного сознания, главными принципами которой является исповедание личного, духовного, совершенного начала - Бога, являющегося источником бытия всего сущего, и убеждения в том, что человек способен к общению, единению с Богом и вечной с ним жизни. И религиозная, и политическая сфера общественных отношений имеют отношения к человеку, которые неизбежно пересекаются и взаимовлияют друг на друга. Государство не берет на себя излишней и непосильной функции руководить религиозными отношениями и снимает с себя ответственность за действия церкви. В свою очередь, церковь тоже не вмешивается в государственную политику, занимаясь только выполнением своих функций. Такое отделение подразумевает демократический союз церкви и государства, поскольку при этом церковь не исчезает, а продолжает воздействовать на общественное сознание, не вмешиваясь в систему управления государством.

 

39. Этнополитические процессы  в современном мире. Национальная  политика в РБ. Население Земли образует множество разнообразных общностей. Особое место среди них по устойчивости в истории, по вкладу в культурное достояние человечества занимают этносы. Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп. Этнос выделяется из других общностей людей рядом признаков. – Самоназвание (эндо этноним) – собственное имя. Нет племени, народности, нации, у которых бы оно отсутствовало. Эндо этнонимы – имена, даваемые данному этносу другими народами, часто отличаются и от самоназвания, и друг от друга. – Общность самосознания как совокупность взглядов, оценок, мнений, отношений, выражающих представления членов данной социально-этнической общности о своей истории, судьбе, месте среди других народов, целях и интересах. Этническое самосознание формируется в древности, на основе отличия от других этносов по культурным, антропологическим, религиозным и иным признакам, противопоставляя «мы» и «они». В связи с тем, что исторически формировались такие общности людей, как роды, племена, народности, нации, то менялось и этническое самосознание их членов. Этничность – особая характеристика личности, состоящая в переживании индивидом своей принадлежности к определенной общности людей, проявляющаяся в сравнении «мы» и «они» в ходе взаимодействия с другими этносами. Этничность – это форма социальной организации культурных различий. Этническая политика – одно из направлений политики государства, касающееся его взаимоотношений с этническими группами, а также регулирования отношений между этническими общностями, населяющими страну. Этническая политика связана с решением проблем, касающихся: – становления единой политической нации; – защиты и реализации национальных интересов государства; – положения национальных меньшинств; – миграции; – демографической ситуации; – связей с зарубежными соотечественниками. Взаимодействие этнических общностей может происходить в различных формах. Так, в современном мире активно идут процессы миграции (лат. migration – переселение), то есть передвижение этнических групп, переселение их в другие регионы, в иную этническую или культурную область. В политическом плане мигранты могут создавать серьезные проблемы для стран, куда они переселяются. Развиваются в мире процессы интеграции (integration – объединение в целое каких-либо частей), характеризующиеся установлением этнических, культурных контактов различных народов в пределах одной социально-политической общности, государства (ЕС, Россия, США и др.). Консолидация – процесс слияния обычно родственных по языку, культуре народов в единую этническую общность (например, челканцы, кумандинцы, телеуты и др. образовали алтайский народ). Ассимиляция – процесс этнического взаимодействия этносов, в результате которого представители одного этноса усваивают язык и культуру другого этноса и полностью утрачивают прежнюю этническую принадлежность. Ассимиляция бывает естественная (добровольная) и насильственная. Политика насильственной ассимиляции сопровождается, как правило, конфликтами, насилием. Аккомодация или адаптация означает приспособление людей к жизни в новой этнической среде или приспособление этой среды к ним для взаимного сосуществования. Аккультурация – процесс взаимопроникновения культур, в результате которого происходит изменение их первоначальных моделей. Этническая ситуация в ряде молодых государств Азии и Африки характеризуется трайбализмом (англ. tribe – племя) – сохранением племенной обособленности. Трайбализм проявляется в политическом обособлении на основе родоплеменного деления, в активном участии кланов в общественной жизни, в борьбе за ресурсы, власть, в истреблении других народностей и т.д. Этническая политика в любом государстве затрагивает положения национальных меньшинств. Меньшинством принято считать любую группу (народность), состоящую из граждан данного государства, составляющую меньшинство по отношению к большинству населения, имеющую свою специфику в области культуры, языка, традиций, религии. Важное значение имеет правовое закрепление положения национальных меньшинств. Государства-члены Совета Европы в 1995 году приняли рамочную Конвенцию «О защите национальных меньшинств». В ней отмечается, что потрясения, имевшие место в европейской истории, продемонстрировали необходимость защиты национальных меньшинств для стабильности, демократической безопасности и мира на континенте. Важно не только уважать этническую, культурную, религиозную, языковую самобытность любого лица, принадлежащего к национальному меньшинству, но и создавать условия, позволяющую выражать эту самобытность. Под этническим конфликтом принято понимать социально-политическую ситуацию, обусловленную несовпадением интересов отдельных этнических групп, государств в рамках единого этнического пространства и выражающуюся в их стремлении изменить сложившееся этническое неравенство или политическое пространство. В зависимости от состава участников выделяют: - «горизонтальные» конфликты между этническими группами (осетино-ингушский, ферганский конфликт между узбеками и турками-месхетинцами и др.); - «вертикальные» конфликты между этнической группой и государством (чеченский, карабахский конфликты). Среди причин этнических конфликтов в качестве главной выступают территориальные споры. Любое посягательство на этническую территорию воспринимается как посягательство на само существование этноса. Для обоснования территориальных претензий используются, как правило, исторические факты, принадлежность территории определенному этносу в прошлом. У сторон конфликта есть доказательства, закрепляющие их право на владение территорией. Потому территориальные проблемы в принципе неразрешимы, их постановка в программах политических движений свидетельствует о вызревании этнического конфликта. Второй важнейшей причиной этнических конфликтов является социально-экономический фактор. Это борьба за материальные ресурсы, разделение труда, политическую власть и т.д. Это безработица среди молодежи, малоземелье, люмпенизация значительной части населения. Среди материальных ресурсов важнейшими являются земля, ее недра, госбюджетное финансирование сфер образования, культуры. Серьезной причиной этнических конфликтов являются социально-психологические факторы, различного рода фобии, страхи, направленные на другие группы. Этнические группы стремятся поддерживать межгрупповые границы. Особую роль в возникновении этнических конфликтов играет идеологический фактор (национализм, религиозный фундаментализм). Особенно возрастает роль идеологии в переломные исторические периоды, когда возникают конфликты групповых интересов, этническая мобилизация. Усилению межнациональной напряженности способствует стремление национальных элит использовать религии и их институты в своих политических интересах. Причиной этнических конфликтов может выступать историческая память народов. Такие прошлые насильственные действия, как изменение границ, расчленение этнических общностей, вынужденное переселение, депортации народов в определенных условиях могут стимулировать разжигание межэтнической розни. Существуют различные типы классификаций этнических конфликтов. Так, В. А. Тишков выделяет латентные (скрытые) и актуализированные (открытые) конфликты. Латентные конфликты могут существовать десятилетиями, они не создают угрозы для жизни людей и могут перерастать в открытые лишь в определенных условиях. По характеру действий сторон различают насильственные (войны, бунты, погромы) и ненасильственные (митинги, демонстрации, голодовки) конфликты. По целям, выдвигаемым конфликтующими сторонами, выделяют статусные (борьба за создание своих национальных образований, увеличение объема властных полномочий этнической элиты), территориальные (споры из-за территорий, воссоединение этносов, сецессия), культурно-языковые (сохранение, возрождение языка, культуры этнического меньшинства). Многоаспектный характер этнополитических конфликтов предполагает пути урегулирования, которые позволили бы использовать различные средства – экономические, правовые, социально-психологические. Еще важнее предупредить конфликт, не дать ему перейти из латентной фазы в открытую. В современных условиях человечество создает правовые условия для разрешения национальных конфликтов. Всеобщая декларация прав человека (1948г.), Хельсинкский акт (1975г.), Парижская хартия (1990г.) провозглашают принцип равноправия наций и приоритет прав человека над правами нации и государства. Такие международные структуры, как Комитет ООН по правам человека, Совет ООН по устранению расовой дискриминации и др. осуществляют контроль за соблюдением правовых норм.

  Собственно национальное сознание многих народов мира оформилось в XVIII –XIX веках на основе становления и развития современных наций. Национальное сознание белорусов оформилось во второй половине XIX – начале ХХ веков. Сегодня развитие национального самосознания является важным фактором самосохранения и развития белорусской нации. Объективной предпосылкой возникновения и развития национальных отношений является существование социально-этнических групп, отличающихся по происхождению, языку, культуре, этническому самосознанию, религии. Национальные отношения не существуют в «чистом виде», они переплетены с другими общественными отношениями и проявляются во всех сферах жизни государства. Любая проблема (культурная, религиозная, языковая, экономическая) может приобрести национальный характер, если затрагивает интересы той или иной этнической общности. Национальная политика Беларуси строится на понимании белорусской нации как согражданства, как совокупности граждан различных национальностей. При разработке национальной политики РБ принимает во внимание и другие не менее важные принципы и установки. Важнейшими являются: учет особенностей страны, уровня ее социально-экономического развития, социально-исторические особенности формирования этноса, его государственности, демографические и эмиграционные процессы, конфессиональную характеристику, особенности национальной психологии, национальные традиции, обычаи и т.д. важнейшей составляющей национальной политики РБ является законодательное обеспечение соблюдения прав лиц, принадлежащим к национальным меньшинствам. Белорусское государство провозгласило и реализует демократические принципы своей национальной политики, которые нашли отражение в целом комплексе нормативно-правовых актов, так или иначе затрагивающих данный вопрос. Среди них важное место занимает Основной закон страны – Конституция РБ 1996г. В ней заложены основы политики Беларуси в данной сфере: государство регулирует отношения между национальными общностями на основе принципов равенства перед законом, уважение их прав и интересов; ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих на территории страны; все ровны перед законом и имеют право на равную защиту прав и законных интересов; каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность; оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону; каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. В РБ приняты и действуют свыше 20 законодательных актов, в отдельных положениях которых закрепляются права и свободы лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Важную роль в закрепление прав национальности играют двухсторонние соглашения. Данная категория документов ставит своей целью совершенствование сотрудничества с другими государствами в этой сфере. Государственные структуры стремятся обеспечить оптимальные условия для развития культур всех национальностей. В Беларуси действуют 122 общественные организации, представляющие граждан 24 национальных меньшинств. Их деятельность связана с изучением истории, культуры своих народов, проведением встреч, семинаров, фестивалей, выставок, налаживанием связей со странами происхождения. Создаются культурно-просветительные центры, самодеятельные коллективы народного творчества, школы выходного дня, проводятся республиканские фестивали национальных культур. Не остается без внимания и белорусского государства и работа с соотечественниками за рубежом. Большую поддержку общественным объединениям оказывает Государственный комитет по делам религий и национальностей, призванный проводить эффективную этническую политику в интересах всех народов, проживающих на территории страны. Для Белоруси сохранение своих национальных черт стоит в числе найболееважных стратегических задач. Однако для нашей республики важен также и цивилизационный аспект. Особенность геополитического положения Беларуси состоит в том, что она расположена на стыке двух цивилизаций (восточной и заподной). На протяжении всей истории белорусского народа это влияло и на внешнюю, и на внутреннюю политику государства, на конфессиональную ситуацию. Беларусь занимает позицию нейтралитета в отношении участия в военных блоках и союзах, а главным принципом внешней политики государства является многовекторность, то есть развитие многосторонних отношений.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"