Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 14:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

shpory_po_politologii.docx

— 229.88 Кб (Скачать)

Избирательная процедура включает в себя как правило, следующие мероприятия: назначение выборов; создание избирательных органов; организацию избирательных округов и участков; выдвижение и регистрация кандидатов: регистрация избирателей; проведение голосования; определение результатов голосования.

Избирательной кампании предшествуют назначение даты выборов, нарезка избирательных, создание избирательных комиссий, уточнение списков избирателей. Последующие стадии избирательного процесса - само голосование, подсчет голосов и определение результатов выборов.

«Нулевой» этап. На этом этапе ведутся переговоры политконсультантов с кандидатом, с заказчиком кампании о бюджете кампании, о гонорарах. На этом этапе также подбирается команда, которая будет работать на выборах. Регистрация. Для этапа характерны большая степень неопределенности.

Подготовительный этап или период «раскачки». Начинается набор работников штаба: шоферов, разносчиков, агитаторов и т.д. Организуется сбор подписей в поддержку кандидата и проходит его регистрация. Работники штаба организуют контакты с типографиями, средствами массовой информации. Результатами этапа будут налаженная инфраструктура и структура штаба, план работы на всю кампанию и регистрация кандидата.

Этап плановой работы. На этом этапе осуществляется основная агитационная работа, выпуск и распространение агитационно-печатной продукции, размещение материалов в СМИ, проведение встреч с избирателями и т.д.

«Финишная прямая». До самого открытия участков утром в воскресенье остается ощущение, что необходимо «сделать что-то еще», распространить еще одну листовку или выступить по телевизору.

Отчетный этап. Результаты уже известны. Следующие несколько дней после подсчета голосов будут потрачены на то, чтобы написать отчеты. На этом этапе неплохо также проанализировать ошибки в стратегии и тактике предвыборной борьбы.

Этапы избирательной кампании в Республике Беларусь: 1)формирование избирательных комиссий; 2)образование избирательных округов и избирательных участков; 3)составление списков избирателей; 4)выдвижение и регистрация кандидатов; 5)проведение предвыборной агитации; 6)голосование и определение результатов выборов; 7)второй тур голосования (если в первом никто не набрал 50 % + 1 голос) или перебаллотировка (т.е. повторные выборы, которые проводятся в случае неявки избирателей или если выборы признаны недействительными); 8)подведение итогов и опубликование результатов выборов.

 

31. Политическая культура, её сущность, структура и функции. Политическая культура – это совокупность политических знаний, убеждений и принципов, проявляющихся в способах и результатах политической деятельности людей. Сферой функционирования политической культуры является вся политическая жизнь общества, охватывающая те общественные отношения, воззрения, виды деятельности, которые связаны с осуществлением власти и управления. Охватывая все сферы политической жизни, политическая культура включает в себя культуру политического сознания; культуру политического поведения отдельных лиц и социальных общностей; культуру функционирования существующих в рамках данной системы политических институтов и организаций. Вместе с тем политическая культура включает в себя определенный уровень политического сознания социальных групп, классов, различных политических движений, способность их к политическим действиям и сами эти действия. Субъективная сторона политической культуры включает в себя идеологический и психологический, эмоционально-волевой компоненты. Она формируется в процессе освоения человеком культурных ценностей общества. Таким образом, политическая культура не сводится лишь к знаниям и убеждениям. Она содержит систему способов реализации этих знаний, ценностных ориентаций, образцов поведения политических субъектов, то есть наций, классов, социальных групп и т.д. Американский политолог Г. Алмонд выделил два уровня политической системы: институциональный и ориентационный, выражающий формы ориентации населения на объекты политики. Эти ориентации делятся:

– на познавательные (знания о политике, политических институтах, механизмах осуществления власти);

– эмоциональные (чувства людей к тем, кто осуществляет власть, доверие, презрение и т. д.);

– оценочные (суждения, мнения, опирающиеся на ценности, стандарты).

В совокупности, по мнению Алмонда, эти ориентации и составляют политическую культуру. Их анализ позволяет понять, почему одинаковые по форме институты власти в разных странах действуют по-разному, выяснить причины конфликтов, мотивацию политического поведения граждан. Польский политолог Е. Вятр в структуре политической культуры выделяет четыре основных компонента: 1) знания о политике, политической системе; 2) оценку политических явлений; 3) эмоциональную сторону политической позиции; 4) "образцы" политического поведения. Довольно часто в структуре политической культура вычленяются такие элементы, как культура политического сознания, культура политического поведения и культура функционирования политических институтов. Первый включает в себя политические установки, представления, убеждения, а также политические традиции, обычаи и нормы. Второй – культуру политического участия в политической деятельности. В культуру функционирования политических институтов входят: культура принятия и реализации политических решений, культура электорального процесса, а также культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов. Политическая культура обеспечивает накопление и передачу политического опыта, что необходимо для поддержания устойчивости системы политических отношений. Следующей функцией политической культуры является упорядочивание и регулирование политических отношений. В данном случае культура вторгается, часто принудительным образом, в повседневную жизнь человека. Посредством норм и предписаний общественная жизнь приобретает упорядоченность и целесообразность. Одна из важнейших функций политической культуры – воспитательная. Она проявляется в политическом формировании личности на основе ценностей, соответствующих интересам и целям тех или иных классов, социальных групп. Следующей функцией политической культуры является упорядочивание и регулирование политических отношений. В данном случае культура вторгается, часто принудительным образом, в повседневную жизнь человека. Посредством норм и предписаний общественная жизнь приобретает упорядоченность и целесообразность. Иногда в качестве самостоятельной выделяется познавательная функция политической культуры. Суть ее состоит в вооружении субъекта знаниями, необходимыми для его успешной деятельности в сфере политики. Речь идет о знании законов и принципов, определяющих общественное развитие способов, методов и средств управления социальными процессами, функционирования политической системы и т.п. Некоторые исследователи выделяют такие функции, как нормативную, коммуникативную и сигнификативную. Нормативная функция служит обеспечению стабильности политической системы и направлена на обеспечение посредством использования политических норм такого поведения граждан, которое служило бы эффективному достижению ее цели. Коммуникативная функция политической культуры служит обеспечению политического общения членов общества и трансформации индивидуальной политической культуры в групповую, групповой – в национальную, национальных – в общечеловеческую. Коммуникативная функция обеспечивает взаимопонимание различных слоев общества, хотя и не гарантирует их от столкновений между собой. Сигнификативная функция вытекает из того, что действия, обычаи и традиции приобретают политико-культурное значение лишь в конкретном политическом и историческом контексте, занимая свое место в системе ценностей и поведенческих ориентиров людей. Некоторые политологи выделяют два основных типа политической культуры: тоталитарный и плюралистический. Тоталитарный тип основывается на идеях о принципиальной одномерности социально-экономической и духовной жизни общества. Важной особенностью тоталитарной политической культуры является культ борьбы, используемый в качестве универсального метода в решении и созидательных и разрушительных задач. признак слабости. Плюралистическая политическая культура проявляется в общенациональном согласии относительно принципов организации и функционирования политической жизни и ее базисного ядра – государственной власти, относительно целей и норм политической деятельности. При этом в обществе преобладает убежденность, что все необходимые и желательные перемены могут быть интегрированы в существующую политическую систему. Оптимальным вариантом, с точки зрения Г. Алмонда и С. Вербы, является смешанный тип политической культуры, который они предложили назвать "культурой гражданина". Это в своей основе активистская культура, интегрирующая определенные элементы патриархальной и подданнической культур. "Культура гражданина", по их мнению, наиболее характерна для традиционно демократических систем; она способствует нормальному их функционированию и образует основу их стабильности. Особенности политической культуры Беларуси обусловлены тем, что она формировалась на стыке двух великих цивилизаций – восточнославянской и западной. С одной стороны, шло отрицание крайних форм этих цивилизаций, например тотального экспансионизма и индивидуализма, с другой стороны – было стремление взять лучшие черты этих культурно-исторических типов. В процессе исторического развития белорусский народ стал поликонфессиональным. Белорусская политическая культура отличается терпимостью, компромиссным характером.

 

32. Политическая социализация  как процесс включения личности в политику. Политическая культура выступает важным фактором социализации личности, ибо социализация – это процесс, с помощью которого политическая культура передается, а также приобретается и изменяется. Под политической социализацией понимается также совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Иными словами, под социализацией понимается процесс обучения человека нормам, отношениям и поведению, предпочтительным для существующей политической системы. Политическая социализация – это вступление личности в политику: формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков политического участия, врастание в определенную политическую культуру. Социализация человека в сфере политики представляет двусторонний процесс. С одной стороны, она включает передачу индивиду существующих норм, ценностей, традиций, знаний, образцов политического поведения и ролей, с другой – преобразование их в свои собственные ценностные ориентации и установки. В итоге формируется социально-политическая зрелость индивида и способность участвовать в политических процессах. Таким образом, в результате политической социализации индивидуум приобщается к политической культуре, формирует свою политическую ориентацию, усваивает правила и нормы политического поведения. Социализация как процесс может осуществляться напрямую посредством участия в политических акциях, мероприятиях, кампаниях и косвенно, например, невольное подражание детей родителям в политических предпочтениях. Итак, социализация ставит перед собой две главные задачи. Первая – привить людям устойчивые образцы поведения, что способствует укреплению власти, порядка в обществе, его интеграции и предотвращению отклонений от признанных обществом норм и образцов. В таком понимании политическая социализация предполагает жесткую зависимость индивидов от социальных стандартов. В свою очередь это несет в себе потенциальную угрозу самостоятельному развитию личности, ведет к подчинению ее власть имущим. Это характерно для тоталитарных и авторитарных обществ. Однако социализация предполагает и другую установку, которая также вытекает из объективной потребности общества в объединении политических субъектов, но уже на основе согласования и единства их политических интересов и целей. Это характерно для развития демократических политических систем. В политологии различают горизонтальную и вертикальную социализацию. Под вертикальной политической социализацией подразумевается передача политико-культурных ценностей от старшего поколения к младшему, от дедов к отцам и сыновьям. Горизонтальная социализация осуществляется в пределах одного поколения – братьев, сестер, одноклассников, среди равных, среди друзей. Иными словами, представители одного поколения тоже влияют друг на друга. Существуют два уровня политической социализации. Первичный – уровень ближайшего окружения, в первую очередь семья, круг знакомых и т.д. И вторичный уровень политической социализации, на котором человек включается в систему политических отношений, – это его взаимодействие с себе подобными в рамках государственных структур и различных негосударственных организаций. Принято считать, что политическая социализация осуществляется на трех уровнях личности: биологическом, психологическом и социальном. Биологический уровень личности оказывает немаловажное воздействие на сознание человека и его политическое поведение. Среди элементов этого уровня следует выделить наследственность, темперамент, пол, возраст, состояние здоровья и т.д. Такие элементы, как эмоции, воля, память, способности, мышление, характер составляют психологический уровень в структуре личности и оказывают влияние на политического сознание и поведение человека. Социальный уровень социализации человека характеризуется мировоззрением, его интересами, целями, ценностными установками и ориентациями. Они усваиваются индивидом в процессе воспитания и непосредственно определяют его политическое поведение. На начальном этапе, в детском возрасте, происходит первое знакомство с такими понятиями, как власти, закон, государство, права и обязанности и др. Следующий этап – это период сложившихся политических представлений и предпочтений индивида. Это также наиболее деятельностный этап. Человек стремится выразить, реализовать себя в различных видах деятельности, в том числе и политической. В этот период еще возможна корректировка взглядов и убеждений личности под влиянием среды или изменившихся условия жизни. Третья стадия связана чаще всего с отходом индивида от активной политической и иной деятельности, с мировоззренческой косностью и негибкостью мышления. На этом этапе процесс политической социализации замедляется, усиливается критическое отношение к политическим новациям и реформам.

 

33. Политические  конфликты: сущность, типы, этапы, виды, пути урегулирования. Конфликт – это столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, разногласие, острый спор, чреватый борьбой враждующих сторон различного уровня и состава участников. Политические конфликты – столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, целей, взглядов, ценностей. Такими субъектами могут быть отдельные личности, социальные группы, политические партии, государства, социально-политические системы в целом. Суть их заключается в таком столкновении сторон, где главным объектом выступают вопросы власти, распределения ресурсов, господства и подчинения, цели политики. Их можно классифицировать по различным основаниям. С точки зрения зон и областей проявления, политические конфликты можно разделить на внешне-и внутриполитические, которые подразделяются на целый ряд разновидностей. Внешнеполитические (международные) конфликты включают в себя конфликты межсистемные, между государствами, военно-политическими блоками, между регионами, мировыми религиями. Самым крупным по масштабу является глобальный конфликт. Это война, имеющая всемирный характер. Наиболее распространенными среди внешнеполитических конфликтов в истории человечества является межгосударственные конфликты. Они происходят между двумя или большим количеством стран за обладание территорией, ресурсами и т.д. Внутриполитические конфликты – конфликты, происходящие внутри общества, внутри его политической системы. Среди такого рода конфликтов можно выделить социально-классовые, межнациональные, организационные, межличностные, а также конфликты политической жизни. По направленности действия и значимости для деятельности политических институтов и системы в целом конфликты делятся на конструктивные, способные привести к устранению недостатков, слабых мест в функционировании данной системы. Наиболее опасными для политической жизни общества являются конфликты между структурными подразделениями власти: центр-регионы, законодательные – исполнительные органы и т.д. по временным характеристикам конкурентного взаимодействия сторон политические конфликты делятся на долговременные и кратковременные. С точки зрения публичности конкуренции сторон, политические конфликты делятся на открытые и закрытые. В соответствии со строением и организацией режима правление выделяют вертикальные (между различными уровнями власти: органами центрального и местного управления, центральными и местными элитами). Горизонтальные – происходят внутри правящей элиты, между не правящими партиями. Беларусь обошли стороной акции массового протеста, носящие насильственный, угрожающий характер. Но и в нашей стране имеет место ряд тенденций для возможного возникновения конфликтов в политической сфере. Это: значительное снижение жизненного уровня значительной части населения; преобладание исполнительной власти над представительной; достаточно сильная централизация власти при слабо развитой системе местного самоуправления; отсутствие в обществе устойчивых демократических традиций и политического опыта у населения.

Выбор пути разрешения конфликта зависит от конфликтующих сторон и условий их взаимодействия (расстановки сил в обществе, исторического опыта, условий для конфликтных действий, а также для возможных переговоров и консультаций). Управление конфликтами призвано максимизировать позитивные последствия конфликтов и предотвращать или минимизировать наносимый ими ущерб. Частью механизма управления конфликтами является урегулирование конфликта – разработка и применение системы мер, направленных на снижение интенсивности и масштабов конфликта. Полное исчерпание конфликтов требует изменений в интересах или смены стратегий сторон. Пути и способы урегулирования конфликтов: 1- отрицание или замалчивание имеющихся конфликтов; 2- применение репрессивных мер по отношению к одной или всем конфликтующим сторонам; 3- осуществление реформ, призванных частично устранить предпосылки конфликта; 4- попытка коренного разрешения конфликтов путем устранения их непосредственных причин; 5- достижение компромисса между конфликтующими сторонами на основе взаимных уступков. Этапы разрешения конфликтной ситуации: подготовительный, переговоры, выход из конфликта и контроль за согласованными решениями. На подготовительном этапе обычно происходит детальный, всесторонний анализ участниками конфликта сложившейся конфликтной ситуации. Здесь же выделяются «ресурсы», на которые могут опереться участники конфликта; рассматриваются уровни притязаний на предмет их соответствия ресурсом, а также принятым в обществе нормам и правилам. В итоге составляется своего рода «дерево конфликта», помогающее определить оптимальную деятельность по разрешению конфликтной ситуации. Переговорный процесс может быть достаточно длительным и трудным, так как предполагает непосредственный конфликт участников конфликтной ситуации или их доверенных лиц, посредников. Успех зависит от степени проработки вопросов на предварительной стадии и от профессионализма посреднической стороны, ее умение создать из участников конфликта коллектив, способный к решению задач, к диалогу. На третьем этапе осуществляется выход участников из конфликтной ситуации, происходит окончательное оформление достигнутых договоренностей, определяются способы и средства контроля за реализацией принятых решений.

 

34.Политический кризис: предпосылки проявления, этапы, виды, пути выхода. Кризис – резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние. В политике кризис означает переломный момент в развитии политического процесса, резкий переход политической ситуации из одного качественного состояния в другое. Это сбой в функционировании политической системы, выражаемый в углублении и обострении имеющихся конфликтов, во всеобщим недовольстве и возмущении народа деятельностью правящих кругов, их неспособностью решать стоящие перед страной, народом важнейшие проблемы их жизнедеятельности. Проявления политического кризиса: - неспособность государства и его органов выполнить необходимые функции, когда даже принятые законы и постановления не выполняются; - распространение политических идей, отрицающих ценность политической системы, переживающей кризисную ситуацию; - деятельность аппозитивных сил, направленная на ликвидацию существующей политической системы, государственных органов.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"