Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 14:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

shpory_po_politologii.docx

— 229.88 Кб (Скачать)

 

20. Теория и практика политической модернизации общества. Модернизация – это переход общества от традиционного аграрного состояния к современному – индустриальному, а затем и к постиндустриальному. Теория модернизации представляет собой одно из направлений теории общественно-исторического развития, которые сложились в Новое время. Основы теории модернизации связаны с социологией развития, заложенной работами Ф. Тенниса, Вебера, Т.Парсона, в которых выделяются два типа обществ: традиционное и современное.

Теория политической модернизации получила стимулы для развития в 1950-60-е гг. в связи с освобождением от колониального господства целого ряда государств третьего мира, а затем – с процессами демократизации в1980-90-е гг. Различают первичную и вторичную типы модернизации. Первичная охватывает эпоху промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий, провозглашения равных прав (Западня Европа, США, Канада). Вторичная – отраженная, «догоняющая». Происходила на основе социокультурных контактов с уже существующими центрами индустриальной культуры (Россия, Бразилия, Турция). В 50-60-е гг. 20 века модернизация понималась как вестернизация, те копирование западных устоев во всех областях. Использовались технологии демократизации и экономическое сотрудничество с государствами Западной Европы и США. В 1950-60-е гг. модернизация встала как практическая проблема для стран Азии, Африки, Латинской Америки, освободившихся от колониальной зависимости. Но попытки воспроизвести западные образцы приводили к непредвиденным результатам: рост и произвол бюрократии, коррупция катастрофическое расслоение населения, политическая аморфность граждан, рост нестабильности, постоянные политические перевороты, усиление экономического отставания  от развитых стран. В результате взгляд на модернизацию, как на линейное движение и последовательное освоение западных образцов, потерпел крах. Политическая модернизация понимается как изменение политической системы: возрастающее участие в политике различных групп населения (с помощью политических партий и групп интересов); формирование новых политических институтов (разделения властей, системы выборов, многопартийности). Модернизация – процесс весьма сложный и болезненный. Важнейшей проблемой модернизации является формирование политической элиты, способной проводить реформы, и создание эффективной политической системы, которая опирается на поддержку общества.

 

21. Политическая деятельность как основа политической жизни общества. Политический процесс состоит из действий. Политическое действие определяется как вмешательство отдельного человека или группы в отношения власти данной системы с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям. Деятельность социальных групп или индивидов связана со стремлением усовершенствовать или изменить социально-экономический и политический порядок. Политические действия ориентируют политическую систему на достижение определенных целей, выражающих интересы различных групп. Эти интересы облекаются в теоретическую, идеологическую форму. От того, какой идеологии придерживаются участники политического процесса, направлена ли их деятельность на революционные изменения общества или на его реформирование. Политическое действие всегда совершается "здесь" и "сейчас", то есть в конкретной ситуации. Потому необходим анализ объективного положения дел, конкретных условий, прежде чем начать действовать. Надо выявить специфику каждой ситуации, чтобы выбрать правильные методы и средства политического действия. Важен и тот инструментарий, с помощью которого оценивается ситуация. Разумно изменить наши схемы и догмы, если в них не укладывается политическая реальность, ибо она всегда богаче любых схем. Лица, действующие в политике, должны иметь солидный багаж знаний, быть компетентными. Кроме того, они должны творчески применять свои знания в той или иной ситуации. Теория в политике имеет смысл тогда, когда может дать адекватный ответ на конкретную проблему. В любой политической системе есть определенные нормы, правила игры, которые обязаны соблюдать участники политического процесса. Нарушают, как правило, эти нормы те, кто хочет изменить политическую систему посредством насилия. Однако в случае завоевания власти они устанавливают свои нормы действия, свои правила игры. Так, различается позитивное политическое действие, заключающееся в том, чтобы сделать нечто для достижения определенной цели, и негативное, состоящее в том, чтобы "прекратить что-то делать". Позиция воздержания не является нейтральной, поскольку всегда имеет определенные последствия. Политическое действие можно характеризовать как рациональное и иррациональное. Рациональное действие означает, что его агент имеет четкое представление о целях, знает адекватные этим целям методы, способен эффективно применять их, устанавливая систему приоритетов, а также способен менять стратегию, если она не приводит к желаемым результатам. Что же касается иррационального политического действия, то оно, как правило, заканчивается неудачей из-за неспособности политиков увязать цели и средства, слепого отношения к действительности, которую рассматривают в соответствии со своими догмами и схемами. Это почва политических иллюзий, которые зачастую приводят к печальным для общества последствиям. Политическое действие можно рассматривать как инерционное и творческое. Инерционные действия воспроизводят принятые нормы поведения, существующую политическую систему, сохраняют ее. Творческие действия вносят в политику перемены, новые моменты, динамику. Политическое действие может быть стихийным или организованным. Как правило, действия элит более организованны, что дает им возможность сохранять свое господство, разрабатывать стратегию и тактику, претворять в жизнь свои планы. Однако в любом политическом действии может быть и доля стихийности, случайности, несогласованности. Виды политических действий зависят от типа общественных преобразований, от отношения политических сил к действительности. Максимальным радиусом действия обладают революция, мятеж, восстание, контрреволюция, крестьянская война. Революция представляет собой свержение господствующих групп, преобразование общества в целом. Контрреволюция – это политическое движение, руководимое отстраненными от власти группами, их представителями, теми, кто порвал с революцией. Бунт – результат возмущения масс действиями местных властей, перерастающего в беспорядок, погромы. Реформы ведут к общественным переменам, не подрывая основ существующего строя и власти правящего класса. Политические перевороты ведут к переменам в сфере власти, в первую очередь персональным, путем использования физического насилия. Примером специфических политических действий служат митинги, демонстрации, забастовки, собрания, пикетирование, шествия и т.д. Особыми видами политических действий являются выборы и проведение избирательных кампаний, референдумы, официальные визиты государственных, партийных делегаций в другие страны, дипломатические переговоры.

 

22. Политическое участие: сущность, формы, типы, уровни, факторы. В политологии термин «политическое участие» используется для обозначения форм политического поведения граждан. Политическое участие рассматривается как вовлеченность членов данной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой основе в процесс политико-властных отношений. Участие людей в политике служит одним из средств выражения и достижения их интересов. Политическое участие позволяет выявить реальную роль гражданина, отдельных слоев, групп, классов, как на местном уровне, так и в политической системе общества. Если граждане принимают активное участие в формировании элиты, в определении основных целей политики, контроле за ее осуществлением, то такую политическую систему можно считать основанной на участии. Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной) и опосредованной (представительной). Прямое участие имеет место в рамках небольших политических общин, где массы на собраниях принимают решения большинством голосов. Оно характерно для местного управления и самоуправления, осуществляемого гражданами через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. При опосредованном участии массы выбирают своих представителей для осуществления политической власти. Чем крупнее общество, тем меньше возможностей для самоуправления. Опосредованное участие дает больше возможностей для искажения воли масс, поскольку избранные представители, депутаты могут преследовать собственные интересы, не совпадающие с интересами тех, кого они представляют. Массы могут терять контроль над своими представителями, и степень их политического участия снижается. Одна из наиболее разработанных схем политического участия включает следующие элементы:

- реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, не связанная с необходимостью участвовать в каких-либо действиях; - участие в делегировании полномочий (выборах). Это электоральное поведение; - участие в деятельности политических и иных организаций; - выполнение политических функций в рамках государственных и иных политических институтов (в том числе в партиях и т.д.). Эту функцию реализуют профессиональные политики, должностные лица, депутаты, лидеры и функционеры партий; - прямые действия (участие в митингах, демонстрациях и т.д.).

Типы участия весьма неравнозначны. Одни из них занимают скромное место в политической жизни, другие весьма развиты, что позволяет судить о политической культуре конкретного общества. Политическое участие может быть направлено против действий и решений властей, выражая протест, возмущение, неприятие данной политической линии. Политический протест – это вид негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов. К формам политического протеста относятся такие действия, как политическое и гражданское неповиновение, петиции, бойкоты, повреждение собственности, саботаж, убийства, похищения, террор, партизанские действия, революции, войны. На уровень политического участия влияют такие социальные факторы, как образование, социально-экономический статус, возраст, пол, место жительства, профессия, доступ к политической информации, социально-экономическая ситуация.

 

 

23. Политическая элита: сущность, функции, типология. Политическая элита – это социальная группа, занимающаяся наиболее высокие позиции в обществе, обладающая максимальной властью и возможностями влияния на обществе, обладающая максимальной властью и возможностями влияния на общество, это организованное меньшинство, контролирующая группа, обладающая реальной политической властью. В основном это профессиональные политики высокого ранга, высшие государственные служащие, авторитетные члены общества, способные влиять на решение политических проблем. Элиты обладают четко выраженным групповым сознанием, общей волей к действию и консолидированностью. Их определенная социально–политическая однородность способствует сохранению достаточного единомыслия и едино действия в самых сложных ситуация. Тем самым власть укрепляется, сохраняется ее цельность и целеустремленность. Политические элиты могут приходить к власти в результате выборов, выиграв политическую борьбу у других организованных меньшинств, претендующих на роль политической контролирующей группы. В этом случае взаимодействие элиты и массы носит легальный и легитимный характер. Однако политическая элита может прийти к власти революционным путем или посредством государственного переворота. В такой ситуации новая политическая элита стремится обрести необходимую легитимность неформальным признанием со стороны народа. В любом случае отношение элиты с массами строится на принципах лидерства и авторитетного руководства, а не слепого подчинения. Политическая элита выполняет различные функции. Первая функция стратегическая заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, в определении политической программы действий. Коммуникативная предусматривает эффективное представление выражение и отражение в политической программе интересов и потребностей различных социальных слоев населения и реализацию их в практических действиях. Организаторская предусматривает объединение масс для воплощения политических решений в жизнь. Интегративная состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его экономических и политических систем, в недопущении конфликтов. Политическая элита вырабатывает государственную политику, формирует политическую стратегию и стремится к ее успешной реализации. Политические элиты бывают "открытого" и "закрытого" типов. Элиты "открытого" типа рекрутируют в свой состав представителей из различных социальных слоев, хотя кандидаты в элиту проходят длительный отбор через устоявшиеся структуры воспроизводства элиты. Тем самым устраняется возможность массового проникновения в элиту людей некомпетентных, политически неподготовленных. Наиболее распространенным путем попадания в элиту открытого типа является избирательная система. Политические элиты "закрытого" типа формируются из ограниченного, замкнутого круга представителей. Это, например, политическая элита феодального общества – родовая аристократия. Среди самых распространенных систем рекрутирования в элиту выделяют антрепренерскую и систему гильдий. В политической практике чаще всего происходит сочетание этих систем. Антрепренерская система ориентирована на личностные качества кандидата, его активность и изобретательность, на конкурентную борьбу между кандидатами. Антрепренёрская система формирует открытую политическую элиту. Выбор осуществляется через избирательную систему. Недостатком данной системы является возможность прихода к власти случайных лиц, формирование неоднородной элиты. Неоднородность элиты увеличивает вероятность возникновения внутренних конфликтов, опасных для стабильности общества. Система гильдий типична для закрытой циркуляции элит. Она предполагает медленное продвижение кандидата на вершину власти. Отбор производится из определенных социальных групп. Производит отбор кандидатов узкий круг руководящих работников партии, движения или других организаций. Такая элита отличается стабильностью и предсказуемостью. В структуре политической элиты выделяют высшую и среднюю политические элиты. Представители высшей политической элиты занимают стратегические посты в системе принятия решений. Таких людей немного. Эти лица персонально известны общественности, и именно они принимают основные государственные решения.  В среднюю политическую элиту включают тех, кто занимает положение пониже во властной пирамиде, но обладает достаточно весомым влиянием на процессы принятия политических решений на государственном и региональном уровне.

Существуют и другие подходы к выделению структурных элементов политической элиты. Так польский политолог В. Милановски выделяет: - «правящую элиту» - это группа, управляющая обществом от имени государства; - «потенциальные элиты» - группы, стремящиеся к власти; - «селекторат» - это группы,  подготовленные к выполнению управленческих задач; - «самодеятельные элиты» - группы, проигравшие выборы, но активно готовящиеся к очередным выборам (оппозиция и сторонники политического режима);

- «элиты в политике» - авторитетные  представители интеллигенции, способствующие  укреплению позиций правящей  элиты; - « группы вето» - группы в составе правящей элиты, от которых зависит окончательное принятие политических решений; - «связанная группа» - неформальное (анонимное, теневое) объединение, оказывающее активное влияние на политику властных институтов государства.

 

24. Основные факторы и  пути формирования политической  элиты. Предпосылки возникновения элиты обусловлены рядом факторов:

– политическая власть представляет собой сложную систему организованных центров власти; функционирование этой системы предполагает существование особого слоя политических лидеров и руководителей, которые и занимают ключевые места в этих центрах власти и имеют определяющее общественное влияние;

– в реальной политической практике сохраняется отчуждение масс от непосредственного и постоянного процесса принятия политических решений и от контроля за политикой; власть народа и управление государством разделены;

– технология политического властвования требует выполнения политическими институтами их функций в короткие сроки, что резко ограничивает механизм консультирования с народом при принятии решений и способствует элитизации политики;

– выработка многих политических решений требует специальных профессиональных знаний, что также ограничивает контроль за властью "снизу", со стороны общества;

– кроме того, политикой интересуются далеко не все люди, для многих другие сферы проявления социальной активности представляют большую привлекательность, и реально заниматься политикой стремится меньшинство;

– важным фактором является стремление элиты сохранить свою власть. Элиты способствуют стабильности, воспроизводимости, пролонгации (продлению) власти, сохранению влияния политических лидеров и руководителей.

Формирование политической элиты - процесс достаточно длительный. В нем велика роль устоявшихся политических традиций, политической культуры. Большинство кандидатов проходят многолетнюю «стажировку» в своих партийных организациях. Немаловажным основанием при формировании политической элиты является принадлежность к определенному полу. Женщины значительно в меньшей мере представлены в элите, чем мужчины. Во многих исламских странах важным институтам, влияющим на формирование карьеры политических лидеров, является церковь. В странах Латинской Америки достаточно часто началом успешной политической карьеры становится служба в армии. Наиболее типичный путь продвижения в элиту – делегирование, т.е. выдвижение того или иного лица путем выборов. Другим путем обновления элиты является назначение на пост лица, так или иначе проявляющего себя в политической деятельности. С давних времен распространен и такой путь продвижения в элиту как протекция. Здесь решающую роль в политической карьеры того или иного человека имеет покровительство высокопоставленного лица, которое по разным соображениям обеспечивает ему включение в элиту. Возможен и такой путь попадания в элиту, как самовыдвижения или самовключения. Характерен для лидеров оппозиции. В реальной жизни возможны различные комбинации этих путей попадания в элиту

.

25. Политическое лидерство  и его сущность. Под лидерством понимается сложный механизм взаимодействия лидеров (лидер-личность и лидер-группа) и их последователей, которое связано с активным и действенным влиянием на людей. В лидерстве четко проявляется способность лица (группы), находящихся на вершине властной пирамиды, изменять желаемым для себя образом социальное поведение других людей, социальных слоев, общества (если речь идет об общенациональном лидере). Лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений. Особенностью лидерства является то, что власть лидера носит неформальный характер. Это авторитетная власть, которая имеет продолжительное влияние. Следует отметить, что в политике лидерство и должность  тесно взаимосвязаны. Должность  стабилизирует положение лидера, значительно усиливает его, способствует пролонгации власти. Лидерство также предполагает не просто случайное использование власти, а продолжительное влияние. В политической теории различают понятия «политический лидер» и «политический руководитель». Власть политического лидера основана на личном авторитете, влиянии, опирается на поддержку общества или некоторых социальных групп. Руководитель получает властные функции в результате назначения или выборов. Лидерство обычно нестабильно, оно требует постоянного поддерживания. Руководство стабильно, поскольку опирается на закон и подразумевает функциональные отношения. Политический лидер (от англ. leader – ведущий) – это личность, оказывающая постоянное и доминирующее влияние на все общество или то или иное политическое объединение при принятии решений и ведущий за собой последователей. Влияние лидера, его политический и управленческий статус позволяет ему играть главную роль в принятии решений в политическом процессе и конкретных ситуациях. Выделил три основные функции, которые выполняет лидер. Во–первых, это диагностическая функция. "Постановка диагноза" – период, когда лидер изучает ситуацию, оценивает ее, определяя наиболее важные проблемы, выделяя негативные тенденции и устанавливая, что и как должно быть исправлено. Диагностическая функция связана с директивой. Директивная функция включает в себя определение направления действий: как и что конкретно надо предпринять в определенный момент, чтобы решить проблему. Лидер в политике выполняет важнейшую мобилизационную функцию. Действуя на людей в массе, лидеры способны воодушевить и повести их за собой на реализацию самых сложных задач, требующих от граждан и мужества, и жертвенности, и героизма. В современной политической науке выделяют и другие функции политического лидера. Это функция интеграции социальной группы, общества. Важнейшая функция лидера – это нахождение и принятие оптимальных политических решений применительно к конкретной ситуации Политический лидер выполняет и другие функции: легитимация определенного политического строя; защита от беззакония и самоуправства бюрократии; коммуникация власти и общества, предотвращение отчуждения граждан от власти.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"