Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 14:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

shpory_po_politologii.docx

— 229.88 Кб (Скачать)

 

7. Политическая система Республики Беларусь. Модель политической системы Республики Беларусь можно представить следующим образом: Государственная политика – это целенаправленный курс институтов государственной власти на разрешение общественных проблем. В настоящее время политико-правовые принципы и нормы, лежащие в основе функционирования политической системы белорусского общества, сориентированы на международные демократические стандарты. Конституция провозглашает РБ унитарным демократическим социальным правовым государством. Органы гос. власти РБ осуществляют свою деятельность на основе принципа разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной, каждая из которых самостоятельна. В нашей стране конституционно признается и гарантируется система местного самоуправления, утверждается многообразие политических институтов, идеологий и мнений.

Законодательная власть-президент. Парламент—национальное собрание Республики Беларусь (Палаты представителей и Совета Республики). Исполнительная и распорядительная власть: Правительство—Совет Министров Республики Беларусь. Местные исполнительные и распорядительные органы. Судебная власть: Конституционный Суд Республики Беларусь. Общие суды Хозяйственные суды Контрольно-надзорные органы власти, Органы прокуратуры, Комитет государственного контроля.

По конституции РБ демократия осуществляется на основании деятельности различных партий и организаций. Полит. система имеет все необходимые компоненты: политическое сообщество, должностные лица, правовые нормы и территории. Приняты законы в РБ, которые касаются деятельности партии (закон о политических партиях).

 

8. Государство, его  функции и структура. Государство — основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Термин «государство» употребляется обычно в двух значения слова. В первом, широком смысле слова под государством понимается объединение людей на определенной территории на основе публичной власти. В этом случае синонимом понятия «государство» выступают понятия «народ», «страна». Во втором, узком значении слова под государством понимается специальный аппарат управления обществом. В этом случае синонимом понятия «государство» является понятие «государственная машина» как совокупность органов управления.

Функции отражают основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью. Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:- обеспечение законности и правопорядка; - хозяйственно-организаторская функция (выработка экономической политики, регулирование экономических отношений, формирование госбюджета, управление налогообложением и т.д.); - социальная функция (социальная защита населения,  развитие здравоохранения, пенсионное обеспечение, решение экологических проблем); - культурно-воспитательная функция (развитие науки и культуры, системы образования,  охрана исторических и художественных памятников, организация досуга и др.). Внешние функции государства составляют: защита интересов данного государства на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие сотрудничества и интеграции с другими странами, участие в международном разделении труда. Внешние функции закономерно вытекают из внутренних и являются их продолжением; вместе с тем они оказывают обратное влияние на внутренние функции.

Для осуществления указанных функций государство формирует комплекс специальных органов и учреждений, составляющих в совокупности организационную структуру государства или государственный механизм. 1) представительные органы государственной власти. Представительные учреждения получают легитимацию посредством волеизъявления граждан (всеобщие выборы). Они подразделяются на высшие представительные органы (парламент), обладающие законодательной властью, и местные органы власти и самоуправления, образуемые в соответствии с административно-территориальным делением страны; 2) исполнительно-распорядительные органы, или органы государственного управления. Назначение этих органов непосредственное управление государственными делами, включающее в себя исполнительную деятельность (осуществление рекомендаций представительных учреждений) и распорядительную деятельность (осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий). Различают высшие (правительство), центральные (министерства, ведомства) и местные исполнительные органы; 3) органы судебной власти осуществляют правосудие, разрешение конфликтов и споров, восстановление нарушенных прав, наказание нарушителей закона. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного и др. судопроизводства;

4) органы прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государства, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами; 5) органы государственного контроля; 6) органы охраны общественного порядка (милиция, полиция); 7) органы государственной безопасности; 8) вооруженные силы (армия).

Указанные органы могут иметь различное оформление и название. Ни одно современное государство не может существовать без представительных учреждений, администраций и судопроизводства. Что касается органов прокуратуры, органов охраны общественного порядка, надзорно-контрольных органов, то они могут входить в систему исполнительно-распорядительной власти. Некоторые элементы государственного аппарата могут вообще отсутствовать в той или иной конкретной государственной структуре.

 

9. Формы государственного  правления. Под формой государства понимается способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства складывается из трех элементов: 1) формы государственного правления; 2) формы государственного устройства; 3) политического режима. При этом форма правления и форма государственного устройства раскрывают структурную сторону государства, а политический режим — его функциональную сторону. Различают две основные формы государственного правления: монархию и республику. Монархия (от греч. monarhia – единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, императора, шаха, царя и т.п.). Власть монарха, как правило, передается по наследству и считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Глава государства занимает пост на неопределенный срок и не несет юридической ответственности за свои действия. Существуют неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные) монархии. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Отличительной особенностью конституционной монархии является ограничение власти монарха конституцией. В зависимости от степени такого ограничения выделяют дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. При дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) полномочия главы государства ограничены в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх назначает правительство, которое ответственно перед ним. При парламентской монархии монарх лишь формально признается главой государства, но фактически обладает лишь представительными функциями. При парламентской монархии монарх лишь формально признается главой государства, но фактически обладает лишь представительными функциями. У ряда монархий есть определенные особенности. Государство, где монарх обладает не только светской, но и религиозной властью, называют теократической монархией. Имеют место выборные монархии – объединение нескольких монархий, главы которых из своей среды выдвигают единого правителя (Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты). В странах Содружества наций (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Гренада) формально главой государства является британский монарх, но его функции выполняет генерал-губернатор, назначаемый Короной по представлению правительства члена Содружества. Республика (лат. respublica от res – дело и publicus –  общественный) — это форма правления, при которой высшие органы государства являются выборными и сменяемыми. Республиканская форма правления была известна еще рабовладельческому и феодальному обществам, но наибольшее развитие и распространение получила в эпоху капитализма. Выделяют три основных разновидности республики — президентскую, парламентскую и смешанную. Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Отличительной чертой президентской республики является жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Классический пример президентской республики — Соединенные Штаты Америки, где и была впервые введена эта форма правления. В парламентской республике правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом. Выделяют также "смешанную" республику. Эта форма правления стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная отличительная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Смешанная республика существует во Франции, Австрии, Финляндии,  Болгарии, Польше и ряде других стран.

 

10. Формы государственного  устройства.  Под формой государственного устройства понимается структура государственности. То есть именно в категории "форма государственного устройства" находит выражение территориальное деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории. Основные формы государственного устройства в современном мире — это унитарное (простое) государство, федерация и конфедерация (сложные государства). Унитарное государство — это единое, простое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарное государство имеет единую Конституцию, единую правовую систему, единую систему высших органов власти и управления, единое гражданство. Унитарными государствами являются Франция, Швеция, Дания, Турция, Эстония, Беларусь и многие другие страны. Федерация — это сложное союзное государство, состоящее из государственных образований (штатов, кантонов, республик, земель и т.п.), обладающих определенной политической самостоятельностью. Члены федерации, имеют собственные конституции, законодательство, гражданство, высшие органы власти. Федерации формируются как на территориально-административной основе (США, Германия, Канада, Мексика, Бразилия, Бельгия и др.), так и национально-территориальной (Российская Федерация). Конфедерация — союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Государства, члены конфедерации, сохраняют государственный суверенитет, самостоятельное гражданство, независимую систему органов власти, свое законодательство и передают в компетенцию союза лишь решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи. Правовой основой создания конфедерации является договор. Конфедерация — неустойчивая форма государственности и обычно либо эволюционизирует в федерацию, либо распадается. Конфедерации имели место в США (1776-1787 гг.), Швейцарии (1291-1848 гг.), Германии (1815-1867 гг.). Помимо названных трех основных форм государственного устройства, в истории имели место и некоторые другие специфические формы – унии, империи. Империи — государственные образования, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Для империй характерна захватническая политика, угнетение и эксплуатация подчиненных и зависимых народов (Римская, Британская, Российская империи). Сегодня создаются содружества, состоящие из независимых государств, имеющих более или менее тесные контакты в различных сферах общественной жизни (Британское Содружество Наций, Содружество Независимых Государств).

 

11. Сущность и признаки  правового государства. Правовое государство — это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система с эффективным контролем политики и власти. Концепция правового государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства, невмешательство государства в дела гражданского общества. Основные признаки правового государства: 1. превращение государства в выразителя и защитника интересов гражданского общества. 2. Признание народа единственным источником государственной власти. 3. Господство закона во всех сферах общественной жизни. 4. Честное разграничение законодательной, судебной и исполнительной властей, при условии, что все эти ветви власти уравновешивают и сдерживают друг друга в рамках закона. 5. Признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, всесторонняя гарантированность и охрана. 6. Наличие эффективных форм госконтроля и надзора за соответствием нормативных актов закону, за реализацией действующего законодательства, соблюдением прав и свобод личности. 7. Установление в праве и последовательное обеспечение государством юридической ответственности за правонарушения.8. Четкое разграничение функций общества и государства. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь,- отмечается в статье 3 Конституции РБ,- является народ. Народ - осуществляет свою власть непосредственно через представительные и другие органы в формах и пределах определенных Конституцией. В Конституции зафиксированы основные принципы такого государства: уважение прав и свобод граждан, разделение властей, идеологический и политический плюрализм, признание единственным источником власти воли народа и др.

 

12. Гражданское общество, основные условия его формирования  и функционирования. Гражданское общество – это система относительно самостоятельных и независимых от государства социальных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и групп, удовлетворения частных интересов и потребностей. Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не опосредованные государством. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, нравы, обычаи, сферы образования, науки, культуры, находящиеся вне непосредственной деятельности государства. Интересы и потребности различных групп и индивидов осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, социальные движения, органы общественной самодеятельности и др. Экономическим базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам. Важным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры, отражающей богатство и многообразие интересов различных групп и слоев. Социальную основу гражданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения. Духовная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень интеллектуального, психологического развития личности. Гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой и немыслимы друг без друга. Гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей — индивидуальных и коллективных, часто противостоящих друг другу. Государство же, как выразитель воли всего населения призвано примирить, совместить эти интересы, обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественно-политической жизни. Но гражданское общество не может полноценно функционировать, если для этого не будет условий: 1. Экономические: многообразие форм собственность. Каждый член гражданского общества должен владеть собственностью, которая делает его независимым гражданином. Многоукладность экономики, свободный рынок и конкуренция. 2. Политико-правовые: юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод, а также их защита, многообразие политическихх групп, союзов, партий, организаций, групп давления. 3. Культурные: повышение образовательного уровня наличие класса среднего собственника. Идеального гражданского общества не создано сегодня ни в одной стране. Наиболее близки к нему Франция, Германия, Швейцария, США, Англия.

 

13. Институты государственной  власти в РБ. Государство – центральная составляющая политической системы. В условиях Беларуси государственная власть базируется на прочной правовой основе. Основными задачами белорусского государства на начало 21 в. являются: становление и развитие социально ориентированной рыночной экономики; обеспечение постепенного перехода к информационному обществу на основе реализации научных нововведений и новых, высокоэффективных технологий; повышение благосостояния народа до уровня европейских стандартов и формирования целостного, социального и духовно развитого человека; создание эффективного, правового социального государства в органичном единении с формированием и развитием гражданского общества. Конституцией РБ определено, что государственная власть в стране осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Объединяет эти ветви власти Глава государства – Президент, который, в соответствии с Конституцией обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов гос. власти, осуществляет между ними посредничество. Президентом может быть избран гражданин РБ по рождению, не моложе 35 лет, обладающим избирательным правом и постоянно проживающий в РБ 10 лет непосредственно перед выборами. Он избирается на 5 лет народом на основе всеобщего, свободного избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами РБ при условии наличия не менее 100 тысяч подписей избирателей. Выборы назначаются Палатой представителей. Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан страны, принявших участие в голосовании. Президент наделен большими полномочиями. Он назначает республиканские референдумы, выборы в палаты Парламента, местные представительные органы, назначает 6 членов Центризбиркома, определяет структуру правительства, назначает и принимает отставку его членов. Во время своего президентства он не может занимать другие должности. Он имеет полномочия подписывать законы. Отменять акты правительства, решения местных исполнительных и распорядительных органов, приостанавливать решения местных Советов депутатов. Является главнокомандующим Вооруженными Силами РБ. Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами. Он обращается с посланиями к народу и докладывает о положении в государстве и об основных направлениях внешней и внутренней политики. Представительным и законодательным органом страны является Парламент – Национальное собрание РБ. Он состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики. В палату представителей входят 110 депутатов, избранных народом при тайном голосовании. Депутатами могут быть граждане страны достигшие 21 года. Совет Республики является палатой территориального представительства, избирается на совместных заседаниях депутатов местных советов депутатов каждой области и города Минска по 8 членов Совета Республики. 8 членов назначается президентом РБ. Членом может быть гражданин страны, не моложе 30 лет и проживший на территории соответствующей области не менее 5 лет. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства, однако одно и тоже лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Срок полномочий Парламента – 4 года. Палаты собираются на две очередные сессии в год: первая открывается 2 октября с продолжительностью не менее 80 дней, вторая – 2 апреля с продолжительностью не менее 90 дней. Главная функция Парламента – законодательная. Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; проекты иных законов. Конституцией государства Парламенту предоставлено право контроля за выполнением законов и соблюдением законности. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти является Правительство – Совет министров РБ. Правительство состоит из премьер министра, его заместителей и министров. Премьер министр назначается президентом с согласия Палаты представителей. Оно руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. Разрабатывает основные направления внешней и внутренней политики и принимает меры по их реализации; разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, национальной безопасности, борьбе с преступностью; обеспечивает исполнение Конституции, законов государства, а также декретов, указов и распоряжений Президента; отменяет при необходимости акты министерства и иных республиканских органов гос. управления. Судебная власть принадлежит судам. Они подчиняются только закону. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется конституционным судом, который формируется Президентом и Советом Республики в количестве 12 судей, имеющих ученую степень. Общие суды призваны обеспечивать контроль за соблюдением законов и законности в стране. В условиях серьезных экономических неувязок значительно возрастает роль хозяйственных судов. Они принимают действенные меры к нарушителям налогового, таможенного и инвестиционного законодательства. Местное управление имеет дело с частными, местными вопросами, затрагивающими лишь жителей определенной территории, города и села. Функции: обеспечение участия населения в решении местных дел. Управление собственностью, финансовыми средствами местного управления. Обеспечение развития соответствующей территории; охрана общественного порядка; обеспечение потребностей населения в жизненно важных услугах. Основное звено здесь – Советы депутатов. Они избираются народом и представляют государственные органы на данной территории. Советы осуществляют свои функции через сессии (созывается 1 раз в квартал), комиссии и др. В РБ существует 3 уровня местных советов. К первичному уровню относятся сельские, поселковые, городские (районного подчинения) Советы. К базовому уровню – городские (областного подчинения), районные. К областному уровню – областные Советы. Минский обладает правами базового и областного советов. Согласно Конституции они избираются на 4 года на основе избирательного права при тайном голосовании. Их полномочия сохраняются до открытия первой сессии Совета нового созыва.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"