Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 14:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
48. Проблема легитимности и легальности власти. В политологии та власть, которая принимается массами как правомерная и опирается на их добровольное согласие подчинятся их велениям, а не навязывается им силой, называется легитимной. Легитимной является правящая группа, право которой на власть призвано и подтверждено, а какой-либо форме широким народным согласием. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Типология легитимности выведена М. Вебером. Он выделил 3 основные ее принципы: традиция, харизма и легальность. 1. Традиционная легитимность, основанная на вере, обычаях и традициях. Примером являются абсолютные монархии, где механизм управления ясен и понятен: один управляет, остальные подчиняются. 2. Харизматическая легитимность опирается на веру подвластных в исключительные личностные качества властвующего субъекта. Этот тип власти чаще наблюдается в переломные моменты истории. 3. Легальная – основывается на вере в законность установленного порядка, а также на уважении к закону и демократическим процедурам. О степени легитимности власти можно судить по результатам выборов, массовых демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или оппозиции существующему правительству. Отсутствие принуждения при осуществлении государственной политики также указывает на степень легитимности правления. С понятием легитимности тесно связано понятие « кризис власти». Для определения законности власти в франц. языке есть термин—легальность власти. a). Власть имеет законное происхождение; b). Власть осуществляется по закону (не через насилие, безнаказанность);c). Власть сама подчиняется закону. Легитимность и легальность власти—это близкие, но неоднозначные понятия. Легитимность—это этичная, оценочная характеристика власти. Легальность – это юридическая и этична нейтральная характеристика власти. Отличие двух показанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определённом этапе стать нелегитимной в глазах населения. Проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Крайней мочкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты - открытые формы недовольства режимов.
49. Типология политической системы общества. Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Типология политических систем берет за основу одни из критериев отбора и на этой основе создает классификацию. Наиболее общеизвестными являются следующие: 1.по критерию характера взаимоотношений с внешней средой политические системы подразделяются на: а) закрытые – имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.к. ресурсы развития находят внутри (СССР, Венгрия, Болгария); б) открытые – активно обмениваются ресурсами, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны (развитые демократические гос-ва Запада). 2. По политическому режиму выделяются: а) тоталитарные – характерны полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства; б) авторитарные – характерна неограниченная власть меньшинства при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для большинства; в) демократические – предполагаю приоритет прав личности, контроль общества над властью. В зависимости от исторического типа общества распространено деление политической системы на традиционные и модернизированные. Основу традиционных систем составляет не развитое гражданское общество, недостаточная разграниченность политических ролей. В модернизированных политических системах существуют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти. Выделяются также консервативные, сохраняющие и поддерживающие установленный порядок, политические системы, трансформирующиеся на реформы. В соответствии с характером взаимоотношений между центром и местами политические системы делятся на децентрализованные, централизованные и сверх централизованные. В соответствии с принципами легитимности власти отличают традиционные, рациональные и харизматические политические системы.
50.Тоталитарный политический режим: понятие, признаки, разновидности. Тоталитаризм — политический режим, при котором осуществляется абсолютный контроль над всеми областями жизни общества. Он характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), которая уничтожает в стране все политические свободы и возможности для возникновения политической оппозиции, полностью подчиняет жизнь общества своим интересам и сохраняет свою власть благодаря насилию, военно-полицейскому террору и духовному порабощению населения.
Термин "тоталитаризм" появился в двадцатые годы XX века. Автором его был Б. Муссолини. Появление термина связано с зарождением фашизма, теоретики фашизма называли его «тотальной концепцией жизни». Сначала понятие тоталитаризм использовали только для обозначения фашизма, в тридцатые годы начали применять по отношению к той системе организации власти, которая существовала в Советском Союзе в период сталинизма. Власть при тоталитаризме принимает форму всеобщего контроля и насилия. Она контролирует все сферы жизнедеятельности общества без исключения: экономику, культуру, религию, частную жизнь граждан, включая их мысли и мотивы поступков. Отношение общества и власти характеризуется тем, что общество полностью отчуждено от власти, но при этом оно не осознает этого отчуждения. В политическом сознании формируется представление о "слиянии общества с властью". Всеобщая регламентация жизни осуществляется через идеологию, которая превращается в своеобразную светскую форму религии. Тоталитарная идеология устанавливает свою монополию во всех сферах. Мораль, право, наука, экономическая эффективность, социальные отношения, культура, политические нормы – все подчинено идеологии. Общими отличительными признаками тоталитарной модели общества являются стремление к всеобъемлющей организации общества и полному контролю над личностью, контроль осуществляется огромным числом государственных и партийных органов, начиная от школы, и кончая органами государственной безопасности, устанавливается режим всеобщей слежки за гражданами. Характерным признаком тоталитаризма является стремление к радикальному переустройству общества в соответствии с определенной социальной утопией. При этом режиме репрессии имеют всеобщий характер, подавляется любая индивидуальная свобода, включая свободу мыслить. Тоталитарные режимы делятся на «правые и левые тоталитаризмы». Правый тоталитаризм существовал в форме фашизма. Он основывался на идеологии национал-социализма. Левый тоталитаризм в классическом виде проявился в сталинизме. Корни этой идеология находились в марксизме. Исторические примеры тоталитарных режимов: гитлеровский режим в Германии, фашистский режим в Италии, режим Сталина в СССР. Следует помнить, что цели и социальные основания этих режимов различны.
51. Сущность, признаки и
основные разновидности
52. Демократический режим. Проблемы перехода от тоталитаризма и авторитаризма к демократии. Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах. При демократическом политическом режиме провозглашается принцип равенства и свободы всех людей, массы народа участвуют в управлении государством. Признаки: 1- наличие политического и идеологического плюрализма; 2- всеобщее избирательное право и система свободных выборов основных органов власти; 3- принцип разделения властей; 4- развитая система парламентаризма; 5- принцип взаимной ответственности граждан и государства; 6- средства массовой информации свободны и независимы; 7- права и свободы гарантируются законом. Этапы перехода к демократии: на первом этапе происходит трансформация политической системы и стабилизация экономической. Характеризуется установлением основных демократических институтов, освобождением СМИ, ликвидацией полицейского государства, возникновением новых политических сил. На втором этапе происходит трансформация в экономической сфере, политическая система начинает постепенно стабилизироваться по мере принятия конституции, закона о выборах. На третьем этапе экономика начинает развиваться на основе роста, без чрезмерного вмешательства со стороны государства. Разновидности: по приоритетным субъектам: либеральная признает источником власти индивида. Плюралистическая предполагает, что главным субъектом политики являются различные группы людей. Коллективистская опирается на народ как единого субъекта, обладающего правом издавать законы и решать важнейшие проблемы общественной и государственной жизни. Подводя итог, следует отметить, что современные демократические режимы – это, как правило, развитые системы политического представительства. Наиболее полно политическое представительство реализовано в парламентаризме. Парламентаризм – это определенная система правовых, морально-этических норм и принципов, система «правил игры», система политических и гражданских институтов, которые функционируют в обществе.
53. Основные теории происхождения государства. Государство возникло как результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. В политической теории сложились разные теории происхождения государства. Теологическая теория (Ф. Аквинский и др.) исходит из идеи божественного происхождения государства. Государство трактуется как институт, дарованный Богом для организации жизни людей. Патриархальная теория (Н. Михайловский и др.) рассматривает государство как форму расширенной патриархальной власти. Государство является результатом соединения родов в племена, племен в большие общности, вплоть до государства. В теории общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо) государство выступает следствием договора между людьми по поводу условий и форм организации совместной жизнедеятельности. Согласно договору люди добровольно передают часть своей свободы и прав государству, чтобы обеспечить общественный порядок и неприкосновенность собственности. По мнению сторонников теории насилия (Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймер) государство возникает в результате завоевания одних народов другими. Государство есть форма господства более сильных и лучше организованных групп над слабыми. Классовая теория (К. Маркс, В.И. Ленин) связывает возникновение государства с появлением частной собственности, общественного разделения труда, расколом общества на классы с непримиримыми интересами. Государство – это форма организации политической власти в классовом обществе, машина для поддержания господства одного класса над другими. Существуют различные подходы к исследованию государства: политико-философский, при котором государство рассматривается как универсальная организация, призванная обеспечить единство, целостность общества, решение "общих дел", регулирование взаимоотношений правителей (власти) и народа; - классовый, согласно которому государство есть порождение разделения общества на классы и орудие господства одного класса над другим; - правовой (юридический) подход, исследующий государство как источник права, своеобразную иерархию законов, скрепленных властным суверенитетом. Указанные подходы не исключают друг друга и в своей совокупности помогают раскрыть сущность и специфику государства как политического института. Государство – это исторически обусловленная, выделившаяся из общества организация, которая осуществляет суверенную власть при помощи специального аппарата, как официальный представитель всего общества.
54. Формирование правового государства и гражданского общества в РБ. Итогом последних лет, прошедших с момента принятия Конституции РБ, явилась фактическая завершенность процессов национального и государственного строительства. Идет становление таких институтов, которые обеспечивают права человека, свободу слова, печати, участие в выборах высших должностных лиц. После провозглашения независимости политическая ситуации в РБ существенно изменилась и стала приобретать черты цивилизованного демократического государства. Человек, его права и свободы в нашей стране конституционно провозглашены в качестве « высшей ценности», которую государство обязано признавать, соблюдать и защищать. В стране все факты нарушений прав и свобод граждан являются предметом тщательного рассмотрения правоохранительных органов и судебного разбирательства, благодаря чему создаются условия для предотвращения злоупотреблений властью и формирования у населения активной гражданской культуры. В Беларуси приняты мери, направленные на создание единого информационного пространства. С целью совершенствования государственной системы правовой информации, согласно Указу Президента, был образован Национальный центр правовой информации. Отличительной чертой является использование установленных Конституцией РБ форм непосредственной демократии: референдум, выборы и Всебелорусские собрания. В РБ действует Избирательный кодекс, в котором детально изложены принципы проведения свободных, демократических выборов. Свою лепту в формирование гражданского общества вносит представительный орган нашей страны – Национальное собрание РБ. Благодаря высокому профессионализму депутатов и постоянному обновлению депутатского корпуса в республике создана законодательная база для становления правового государства и развития гражданского общества. Сохранилась и действует в полном объеме система Советов депутатов всех уровней – сельских, районных, городских, областных. Создана правовая база, регулирующая деятельность органов местного самоуправления. В республике удалось достичь экономического подъема, обеспечить справедливое распределение результатов труда, собственности и тем самым способствовать стабильности в обществе. С 90-х гг. 20 в. начался бурный рост предпринимательской активности. Однако она не сопровождалась устойчивостью из-за отсутствия у многих предпринимателей навыков для занятия индивидуальной деятельностью и нехватки первоначального капитала. В настоящее время частные сектор экономики вносит существенный вклад в создание валового внутреннего продукта страны. В Беларуси идет развитие « третьего сектора», способствующего самореализации и самодеятельности граждан, их коллективному участию в политическом процессе. Он представлен в Беларуси добровольными организациями, объединяющими граждан и выражающими их разнообразные интересы: общественные объединения с республиканским статусам, в том числе профсоюзные, ветеранские, молодежные и женские организации. Особое место в гражданском обществе занимают профсоюзы, которые призваны следить за соблюдением прав и условий труда наемных работников, а также защищать их права. Выразителями политических интересов общества выступают политические партии, которые осуществляют взаимодействие между гражданами и государством во имя определения политических целей. В РБ осуществляют свою деятельность свыше 2,5 тыс. религиозных общин. Формируя гражданское общество государство должно создавать условия для политического участия граждан в политических процессах, развития социальной инициативы, обеспечивать всеми возможными средствами права и свободы граждан. Незавершенность становления гражданского общества, как и правового государства, в РБ, объясняется объективными причинами: отсутствием прочного участия граждан в политических процессах и невысокой политической культурой населения.