Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 01:29, контрольная работа

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

1

Авторитаризм (лат. Auctoritas — влияние, власть) — форма власти, где носитель власти (диктатор или группа людей) провозглашает себя сам имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является только мнение на этот счет носителя данной власти.

Авторитаризм — это социально-политическая система, основанная на подчинении государству или его лидерам. По своим характерным чертам авторитарный режим находится между демократией и тоталитарным режимом. С тоталитарным режимом он схож характером власти неограниченный законами, а с демократией — наличием автономных, нерегулируемых государством общественных сфер. Авторитарзиму характерны следующие черты:

1. Опора  на силу. При этом авторитарный  режим мог не прибегать к  насилию и быть популярным  среди широких слоев населения;

2. Рекрутирование  политической элиты путем пополнения, назначения свыше, без какой-либо  конкурентной электоральной борьбы;

3. Самовластие  или же небольшое число носителей  власти. Ими являются один человек  или группа лиц;

4. Неограниченная власть, будучи неподконтрольная обычным гражданам. Власть может править при помощи законов, но принимает она их по своему усмотрению;

5. Монополизация  политики и власти, недопущение  политической конкуренции и оппозиции;

6. Отказ  от полного контроля над обществом, невмешательство или частичное вмешательство во внеполитические сферы и в экономику. Власть занимается в основном обеспечением собственной безопасности, общественного порядка, внешней политики и обороны. У авторитаризма есть свои сильные и слабые стороны.

К сильным относятся:

· преодоление сопротивления политических противников;

· высокая способность для обеспечения политической стабильности и общественного порядка;

· мобилизация общественных ресурсов на решение определенных задач.

К слабым относятся:

· полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей;

· отсутствие у граждан возможности предотвращения произвола или политических авантюр;

· ограниченность институтов политического выражения общественных интересов.

Тоталитаризм — это форма отношения власти и общества, где политическая власть берет под полный контроль общество, образуя с ним единое целое. Тоталитариный режим существует только тогда, когда общество поддерживает свое полное объединение с государством, то есть политическая власть полностью одобряется со стороны общества. оть тоталитаризм и называют крайней формой авторитаризма, существуют признаки, характерные только тоталитаризму и отличающих его от демократии и авторитаризма. Основные признаки тоталитаризма:

· монополия государства на средства вооружения;

· специфично организованная система применения силы, как средство контроля в обществе;

· всеобщая государственная идеология;

· монополия государства на СМИ;

· строго централизованный контроль над экономикой;

· одна массовая партия, управляемая харизматическим лидером. Значительные признаки тоталитарного режима выявляются при сравнении его с авторитаризмом. Не служит достаточным критерием однопартийность, поскольку она бывает и в авторитаритарном режиме. Различия существенны в отношениях государства с обществом. При авторитарном режиме сохраняется независимость общества по отношению к государству, а в условиях тоталитарного режима она отвергается. Государство стремится к господству над сферами общественной жизни.

Вождь является центром тоталитарной системы. Он объявляется самым справедливым и мудрым, всегда думающим о благе народа. Критическое отношение к нему пресекается.

Отличительными чертами тоталитаризма является организованный террор и полный контроль, применяемые для обеспечения приверженности масс партийного мировоззрения. Массовое истребление целых групп населения во времена Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность обычных граждан.

 

2

По этому поводу Макиавелли отмечал, что правители, которые полностью подчинялись судьбе, не смогли выстоять против ее ударов и потеряли власть По его мнению, власть в государстве может быть полученной с помощью оружия й или милости судьбы Формы государства зависят от количества правителей Это, по учению ученого, государства, управляемые \"единовластно\" - монархии Последние могут быть унаследованными или новыми, полученные с помощью оружия, или таким же образом присоединены к унаследованной монархеваної монархії.

Значительное внимание Макиавелли уделял исследованию процесса образования монархии Государство, образована силой с применением оружия, доставляет массу хлопот, и в ней трудно удержать власть

Рассуждая о монархии, Макиавелли предпочитал абсолютной монархии - ведь власть, осуществляемая монархом с помощью магистрата, не может быть надежной, поскольку монарх полностью зависит от во оли граждан, входящих в магистрат.

Необходимым условием сильного централизованного государства, по мнению Макиавелли, должны быть хорошее законодательство, хорошее войско и хорошие союзники Король должен четко формулировать цель и достигать ее всевозможными за асоби Если государству угрожает упадок или потеря независимости, то в этом случае он может игнорировать моральные Более того, монарх постоянно находится в состоянии вражды Его окружают враги как у государстве, так и снаружи Поэтому он может пренебрегать моральными принципами и применять насилие, может уподобляться льву и лисе Такой принцип в политике впоследствии получил название макиавеллизмллізму.

В целом заслуги Н Макиавелли в развитии политической науки состоит в том, что он:

1) отверг  схоластику, заменив ее рационализмом  и реализмом;

2) заложил  основы политической науки;

3) выступил  против феодальной раздробленности, за создание централизованного Пали;

4) ввел в  политический лексикон понятие \"государство\" и \"республика\" в современном  их понимании;

5) сформулировал  противоречивый, но вечный принцип \"цель оправдывает средства\"

 

3

Основные черты механизма государства:

1. МГ –  это система, т.е упорядоченная совокупность элементов;

2. Целостность  МГ обеспечена едиными целями  и задачами, стоящими перед государством;

3. Основной  элемент МГ – государственные  органы;

4. МГ является  организационной и материальной  формой, с помощью которой государство осуществляет власть;

5. Порядок  создания, статус и компетенция  элементов МГ предусмотрены нормативно-правовыми  актами государства. Под структурой МГ понимают его внутренне строение, порядок расположения его элементов, их соотношение и взаимосвязь. Таким образом, структура механизма государства:

1) Государственный  аппарат – совокупность государственных  органов, наделенных властными полномочиями  для осуществления государственной  власти.

2) Государственные  органы – элементы МГ, создаваемые  в установленном законом порядке, обладающие установленной законом структурой и наделенные определенной компетенцией.

3) Государственные  организации – элементы МГ, которые  призваны осуществлять охранительную  функцию государства (вооруженные  силы, службы безопасности, милиция и т.п.);

4) Государственные  учреждения – элементы МГ, осуществляющие  непосредственную практическую  деятельность по реализации функций  государства в социально-культурной, воспитательно-образовательной, научной  сферах, непосредственно государственными  властными полномочиями не обладающие (библиотека, поликлиника, школа, театр и др.);

5) Государственные  предприятия – элементы МГ, представляющие  собой систему предприятий, осуществляющие  хозяйственно-экономическую деятельность  в целях материального обеспечения функционирования государства.

6) Государственные  служащие – лица, специально занимающиеся  управлением в государстве;

7) Организации  и финансовые средства, необходимые  для обеспечения нормальной деятельности  ГА и МГ в целом. Государство отличается от других политических институтов следующими основными признаками:

1. Наличием особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции власти и управления.

2. Монополией на принудительную власть в отношении населения, проживающего на территории государства; для навязывания своей воли государство располагает аппаратом насилия (армией, службами охраны порядка и безопасности).

3. Правом и возможностью осуществления внутренней и внешней политики (экономической, социальной, военной и др.) от имени всего общества внутри и вне страны.

4. Суверенным правом издания законов и правил, обязательных для населения.

5. Организацией власти по определенному территориально-муниципальному делению;

6. Монопольным правом на взимание налогов и сборов с населения, на формирование общенационального бюджета. К внутренним функциям относятся:

1. Организационно-управленческая. Ее суть заключается в регулировании вертикальных и горизонтальных политических отношений и форм деятельности социальных субъектов.

2. Экономическая. Она состоит в том, что любое современное государство осуществляет регулирование экономики. Разница существует только в том, какова мера политического влияния на экономику. Это влияние может быть непосредственным и всеобщим, как это было в СССР и как оно сегодня существует, к примеру, на Кубе, в КНДР. А может быть преимущественно косвенным и ограниченным, как, например, в США, Великобритании.

В большинстве развитых стран мира в основе государственного регулирования экономики лежат идеи английского экономиста Д. Кейнса . Очень кратко суть кейнсианства в данном контексте сводится к следующему. Государство призвано так регулировать развитие экономики, чтобы, во-первых, обеспечивалась полная занятость рабочей силы посредством перераспределения прибыли; во-вторых, чтобы покупательная способность потребителей развивалась пропорционально развитию средств производства. В интересах регулирования экономических процессов государство использует налоговую, бюджетную, инвестиционную и кредитную политику.

 

3. Охраны общественного порядка и поддержания дисциплины.

4. Социальная. Она состоит в том, что государство берет на себя в той или иной мере решение проблем здравоохранения, жилищного и городского строительства, защиты социальных и профессиональных прав граждан. Государство гарантирует предоставление пособий определенным слоям населения, осуществляет регулирование семейно-брачных отношений и др.

5. Культурно-воспитательная. К этому направлению деятельности относятся: общее и профессиональное образование молодежи и взрослых, организация досуга, охрана художественных и исторических памятников, финансовая поддержка учреждений культуры (театров, музеев, спортивных комплексов) и др.

К основным внешним функциям государства относятся:

1. Защита интересов данного государства на международной арене;

2. Обеспечение обороны страны либо осуществление военной и политической экспансии в отношении других государств (агрессивные государства);

  1. Развитие устойчивых экономических, политических, культурных и прочих
  2. отношений с другими странами.

 

4

Поддержание режима свободы, реализация «главной и великой цели» политического сообщества непременно требуют, по Локку, чтобы публично-властные правомочия государства были четко разграничены и поделены между разными его органами. Правомочие принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей нации - парламенту. Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху, кабинету министров. Их дело ведать также сношениями с иностранными государствами (отправлять федеративную власть) . Соответствующие типы публично-властной деятельности располагаются им в иерархическом порядке. Первое место отводится власти законодательной как верховной (но не абсолютной! ) в стране.  Монтескье подчеркивает, что политическая свобода возможна вообще лишь при умеренных правлениях, но не в демократии или аристократии, а тем более в деспотии. Да и при умеренных правлениях политическая свобода имеет место лишь там, где исключена возможность злоупотребления властью, для чего необходимо достичь в государстве разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основная цель разделения властей — избежать злоупотребления властью. Чтобы пресечь такую возможность, подчеркивает Монтескье, «необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга» . Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству.

 

5

Политическая роль личности

— это место человека в политической системе общества, совокупность его неотъемлемых политических прав и свобод (например, статус человека (гражданина) в том виде, в котором он закреплен в Конституции РФ)

— это функции, которые выполняет человек в соответствии с политическим статусом (например, роль избирателя, депутата, члена партии, митингующего и т. д.) Типы политических ролей

—        Рядовой член общества (не оказывает влияния на политику, но заинтересован в ней).

—        Человек, состоящий в общественной организации или движении (косвенно включен в политическую деятельность, если это вытекает из его роли как члена организации).

—       Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации (целенаправленно и по своей воле включен в политическую жизнь в той мере, в какой она отражается на жизни этой политической организации или органа).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"