Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 01:29, контрольная работа
Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Политология".
— Профессиональный политик (политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни).
— Политический лидер (способен изменить ход политических событий и направленность политических процессов). Особенности политического участия индивида
— Самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур.
— Самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики.
Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами.
Виды политического участия
— Случайное (разовое) участие — личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом.
— Участие «по совместительству» — человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности.
— Профессиональное участие — человек делает политическую деятельность своей профессией. Критерии политического развития личности
— Наличие системы политических ценностей, норм.
— Стабильность политических мотивов.
— Способность к разработке программы политического поведения, адекватной целям и условиям.
— Способность ставить политические цели и добиваться их реализации в политической практике.
192
— Степень активности участия в политической жизни.
— Способность включить других в политическую деятельность.
— Уважение к другим взглядам и позициям.
— Общий уровень политической культуры.
Применение форм политического участия, их многообразные и многочисленные сочетания, открытие и использование новых во многом зависит от индивида как свободного, активного субъекта политики.
Формы политического участия
— Обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей.
— Лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц.
— Направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти.
— Политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воздействие на нее.
— Выборы, референдумы (лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу.
6.
1.Социализм
- теория, в основе которой лежит
равенство (материальных благ объема
прав и обязанностей) и общность
собственности. Социалистическое
течение ставило целью
Утопический социализм - течение, которое зародилось в начале XIX века и предназначалось для борьбы с эксплуатацией в обществе. Родоначальниками этого течения былиК. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн.
Утопический социализм видел первоочередную задачу общественного преобразования в создании крупного общественного производства, основанного на свободном труде и планомерно применяющего достижения науки и техники. Он изобразил будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей и расцвет личности.
Для этого течения характерно использование гипотетического метода, то есть выдвижение гипотез - "что было бы, если", "предположим, что" и т. д.
Свои идеи социалисты-утописты распространяли среди людей путем отправления писем.
2. Основными произведениямиКлода Анри де Рувруа Сен-Симона (1760-1825) являются"Письма женевского обитателя", "Взгляды на собственность".
К. А. Сен-Симон видел смысл истории в постепенном переходе от одной формации к другой (от рабовладельческой к феодальной, а от последней к промышленной) под воздействием роста знаний и развития экономики.
Считал, что будущее принадлежит крупному индустриальному производству и промышленному классу (предприниматели, рабочие, ученые). Отстаивал организованный труд, в основе которого лежит принцип: от каждого по способности, каждому по его делам. Для создания общества будущего, с точки зрения К. А. Сен-Симона, необходимо перестроить не только материальные условия жизни, но и развивать духовные качества людей.
3.Шарль
Фурье (1772 - 1837) считал, что для успеха
нового общества необходим
для всех, для чего общественный доход должен распределяться соответственно: 4/12 - капиталу, 5/12 - труду и 3/12 - таланту. С укреплением и развитием строя ассоциации эти пропорции, как предполагал Ш. Фурье, будут изменяться в пользу труда. Строй ассоциации создаст крупное коллективизированное и механизированное сельское хозяйство, соединенное с промышленным производством. Это соединение произойдет в первичных ячейках общества — "фалангах", располагающихся в огромных дворцах — "фалангстерах". Таким образом, состоится переход к общественной собственности в масштабах трудовых коллективов. При этом, по мнению Ш. Фурье, конкуренцию сменит соревнование, от которого будут выигрывать все.
Средства для создания и функционирования фаланг должны дать капиталисты.
Ш. Фурье не исключал возможности существования при этом частной собственности. Роль государства в таком обществе ничтожно мала и является пережитком прошлого.
4.Роберт
Оуэн (1771 - 1858) в отличие от вышеприведенных
утопистов свои теоретические
воззрения осуществлял на
Основным врагом общества Р. Оуэн считал частную собственность. Деньги предлагал заменить квитанциями, в которых указано количество труда затраченного работником. По этому принципу он намеревался организовать рынок справедливого обмена.
В 1800 году Р. Оуэн стал управляющим прядильного предприятия в Нью-Ленарке (Шотландия), где и осуществил свои идеи на практике. Онпостарался создать на этом предприятии так называемую идеальную промышленную общину, гарантирующую, по его убеждению, как благополучие трудящихся и высокую производительность, так и высокие прибыли. Р. Оуэн приучал рабочих к организованности и порядку, сократил рабочий день до 10,5 часов. Под его руководством строились детские сады, культурный центр и т. д.
Предприятие процветало и в условиях экономического кризиса 1815 -1816 годов, но после ухода Р. Оуэна в 1829 г. его блестящий эксперимент потерпел крах.
7
Важной характеристикой власти является легитимность.
В научный обиход термин «легитимность» ввел М. Вебер, указав на то, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке.
Существуют два основных подхода к определению легитимности власти:
- европейский,
отождествляющий легитимность
- американский, согласно которому легитимна любая власть, которая эффективно решает поставленные задачи.
Не всякая легальная власть легитимна (Б. Ельцин во второй срок своего президентства не был легитимен). Но и не всякая легитимная власть легальна (представители мафиозные структур нелегальны, но могут пользоваться поддержкой со стороны населения).
Легитимность (лат. legitimus – законный) – признание народом и политическими силами правомерности, законности политической власти, ее инструментов, механизмов деятельности и способов ее избрания. Легитимность власти фиксирует факт признания ее народом, т. е. народ доверяет власти осуществление определенных функций, а власть обязуется их выполнять.
Признаки легитимной политической власти:
1. резкое снижение уровня гражданского неповиновения (люди подчиняются властям, выполняют их распоряжения, соблюдают законы, не выступают за насильственное свержение правительства, ведут политическую борьбу в соответствии с общепринятыми правилами);
2. доминирование
в массовом сознании
3. сокращение репрессивного аппарата, обеспечивающего внешнее насильственное принуждение.
М. Вебер различил три модели легитимности (табл.1).
1. Традиционная
легитимность основана на
2. Рационально-правовая
легитимность основана на
3. Харизматическая
легитимность характеризуется
8
Современные международные отношения находятся в состоянии перехода от конфронтации и противостояния, основанных на ядерном сдерживании, к новому мировому порядку, опирающемуся на партнерство во имя мира. Однако осуществить этот поворот на практике очень трудно. Новые механизмы, которые смогли бы обеспечить стабильность и всеобщую безопасность, только формируются. Еще сохраняются недоверие и предрассудки в отношениях недавних «врагов», а теперь партнеров. Значительные средства продолжают тратиться на гонку вооружения. Так, военные расходы во всем мире в последнее время составляли 1000 млрд. долл. в год; более половины ученых мира работают над созданием новых видов оружия массового уничтожения. В это же время 800 млн. человек на планете живут в условиях абсолютной нищеты, а из 500 млн. голодающих около 50 млн. ежегодно умирают от истощения.
Современный этап международных отношений характеризуется нарастающей взаимосвязью и взаимозависимостью участников мирового сообщества. Это обусловлено тем, что выживание и развитие человечества можно обеспечить только совместными усилиями всех государств. Глобальные проблемы, которые встали перед человечеством (предотвращение ядерной войны, прекращение гонки вооружений, мирное разрешение межгосударственных и межнациональных вооруженных конфликтов; преодоление нищеты, экономического, сырьевого и продовольственного кризисов; создание здоровой среды обитания человека и т. д.), можно решить, лишь объединив возможности и ресурсы всего мирового сообщества.
Новый мировой порядок формируется на основе таких принципов, как демократизация, демилитаризация, гуманизация партнерских отношений, независимо от возможностей и размеров конкретного государства.
9(12)
Общественно-политические организации – добровольные объединения граждан, возникающие по их инициативе и для реализации их интересов.
Основными характерными чертами общественных организаций являются следующие:
– общественные организации не имеют властных отношений и не могут выносить обязательных решений и требовать их выполнения.
– в отличие от политических партий, они не ставят целью овладеть государственной властью, но их деятельность может приобретать политический характер.
– это добровольные организации граждан, возникшие по их инициативе.
Государство не вмешивается в их деятельность, но регулирует ее в соответствии с действующим законодательством.
Общественно-политические объединения действуют на основе следующих принципов:
– добровольность;
– сочетание личных и общественных интересов;
– самоуправление;
– равноправие участников;
– законность;
– гласность.