Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 01:29, контрольная работа

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

—       Профессиональный политик (политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни).

—      Политический лидер (способен изменить ход политических событий и направленность политических процессов). Особенности политического участия индивида

—       Самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур.

—       Самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики.

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами.

Виды политического участия

—       Случайное (разовое) участие — личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом.

—        Участие «по совместительству» — человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности.

—      Профессиональное участие — человек делает политическую деятельность своей профессией. Критерии политического развития личности

—        Наличие системы политических ценностей, норм.

—       Стабильность политических мотивов.

—        Способность к разработке программы политического поведения, адекватной целям и условиям.

—         Способность ставить политические цели и добиваться их реализации в политической практике.

192

—       Степень активности участия в политической жизни.

—       Способность включить других в политическую деятельность.

—        Уважение к другим взглядам и позициям.

—      Общий уровень политической культуры.

Применение форм политического участия, их многообразные и многочисленные сочетания, открытие и использование новых во многом зависит от индивида как свободного, активного субъекта политики.

Формы политического участия

—       Обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей.

—       Лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц.

—        Направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти.

—          Политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воздействие на нее.

—           Выборы, референдумы (лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу.

 

6.

 

1.Социализм - теория, в основе которой лежит  равенство (материальных благ объема  прав и обязанностей) и общность  собственности. Социа­листическое  течение ставило целью достижение  счастливой и справед­ливой жизни общества.

Утопический социализм - течение, которое зародилось в начале XIX века и предназначалось для борьбы с эксплуатацией в обществе. Родоначаль­никами этого течения былиК. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн.

Утопический социализм видел первоочередную задачу общественного преобразования в создании крупного общественного производства, ос­нованного на свободном труде и планомерно применяющего достиже­ния науки и техники. Он изобразил будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей и расцвет личности.

Для этого течения характерно использование гипотетического метода, то есть выдвижение гипотез - "что было бы, если", "предположим, что" и т. д.

Свои идеи социалисты-утописты распространяли среди людей путем отправления писем.

2. Основными  произведениямиКлода Анри де  Рувруа Сен-Симона (1760-1825) являются"Письма  женевского обитателя", "Взгляды  на собствен­ность".

К. А. Сен-Симон видел смысл истории в постепенном переходе от од­ной формации к другой (от рабовладельческой к феодальной, а от пос­ледней к промышленной) под воздействием роста знаний и развития экономики.

Считал, что будущее принадлежит крупному индустриальному произ­водству и промышленному классу (предприниматели, рабочие, ученые). Отстаивал организованный труд, в основе которого лежит принцип: от каждого по способности, каждому по его делам. Для создания общества будущего, с точки зрения К. А. Сен-Симона, необходимо перестроить не только материальные условия жизни, но и развивать духовные качества людей. 

3.Шарль  Фурье (1772 - 1837) считал, что для успеха  нового общества необходим рост  производительности труда, обеспечивающий  богатство

для всех, для чего общественный доход должен распределяться соответственно: 4/12 - капиталу, 5/12 - труду и 3/12 - таланту. С укреплением и развитием строя ассоциации эти пропорции, как предполагал Ш. Фу­рье, будут изменяться в пользу труда. Строй ассоциации создаст крупное коллективизированное и механизированное сельское хозяйство, соединенное с промышленным производством. Это соединение произойдет в первичных ячейках общества — "фалангах", располагающихся в огромных дворцах — "фалангстерах". Таким образом, состоится переход к общественной собственности в масштабах трудовых коллективов. При этом, по мнению Ш. Фурье, конкуренцию сменит соревнование, от которого будут выигрывать все.

Средства для создания и функционирования фаланг должны дать капиталисты.

Ш. Фурье не исключал возможности существования при этом частной собственности. Роль государства в таком обществе ничтожно мала и является пережитком прошлого.

4.Роберт  Оуэн (1771 - 1858) в отличие от вышеприведенных  утопистов свои теоретические  воззрения осуществлял на практике.

Основным врагом общества Р. Оуэн считал частную собственность. Деньги предлагал заменить квитанциями, в которых указано количество труда затраченного работником. По этому принципу он намеревался организовать рынок справедливого обмена.

В 1800 году Р. Оуэн стал управляющим прядильного предприятия в Нью-Ленарке (Шотландия), где и осуществил свои идеи на практике. Онпостарался создать на этом предприятии так называемую идеальную промышленную общину, гарантирующую, по его убеждению, как благополучие трудящихся и высокую производительность, так и высокие прибыли. Р. Оуэн приучал рабочих к организованности и порядку, сократил рабочий день до 10,5 часов. Под его руководством строились детские сады, культурный центр и т. д.

 

Предприятие процветало и в условиях экономического кризиса 1815 -1816 годов, но после ухода Р. Оуэна в 1829 г. его блестящий эксперимент потерпел крах.

 

7

Важной характеристикой власти является легитимность.

В научный обиход термин «легитимность» ввел М. Вебер, указав на то, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке.

Существуют два основных подхода к определению легитимности власти:

- европейский, отождествляющий легитимность и  легальность политической власти;

- американский, согласно которому легитимна  любая власть, которая эффективно  решает поставленные задачи.

Не всякая легальная власть легитимна (Б. Ельцин во второй срок своего президентства не был легитимен). Но и не всякая легитимная власть легальна (представители мафиозные структур нелегальны, но могут пользоваться поддержкой со стороны населения).

Легитимность (лат. legitimus – законный) – признание народом и политическими силами правомерности, законности политической власти, ее инструментов, механизмов деятельности и способов ее избрания. Легитимность власти фиксирует факт признания ее народом, т. е. народ доверяет власти осуществление определенных функций, а власть обязуется их выполнять.

Признаки легитимной политической власти:

1. резкое  снижение уровня гражданского  неповиновения (люди подчиняются  властям, выполняют их распоряжения, соблюдают законы, не выступают  за насильственное свержение  правительства, ведут политическую борьбу в соответствии с общепринятыми правилами);

2. доминирование  в массовом сознании представлений  об естественности, необходимости, целесообразности сложившегося  политического порядка;

3. сокращение  репрессивного аппарата, обеспечивающего внешнее насильственное принуждение.

М. Вебер различил три модели легитимности (табл.1).

1. Традиционная  легитимность основана на обычаях, силе и верности традициям, сложившимся  в конкретном обществе. Традиционная  власть воспринимается как легитимная потому, что она «существовала всегда»: она освящена историей, ее признавали предшествующие поколения. Как правило, такая власть опирается на свод конкретных норм – прочных и не подлежащих никаким сомнениям обычаев, которым не требуется обоснование, ибо они существуют испокон веку. Наиболее характерные примеры традиционной власти можно найти в племенах или небольших группах, где она существует в форме патриархата (главенства отца в семье или хозяина над своими слугами) или геронтократии (власть старших, обычно наиболее авторитетных деревенских старейшин). Этот тип проявляет себя и в системах наследования власти и привилегий, свойственных, например, династическим системам правления, сохранившимся в Саудовской Аравии, Кувейте и Марокко. Хотя в развитых индустриальных странах реальная роль монархии незначительна, ее существование, пусть даже и в конституционной форме, в таких странах, как Великобритания, Бельгия, Голландия и Испания, тоже имеет значение, сохраняя в их политической культуре ценности: уважение к традиции и чувство долга. 

2. Рационально-правовая  легитимность основана на принципе  законности, с помощью которого  устанавливается политическая власть. При этом власть ассоциируется  с четко определенными правилами, получившими выражение в праве, законе. Эта власть характерна для большинства современных государств: полномочия президента, премьер-министра или любого иного официального лица высшего ранга в конечном итоге всегда опираются на четко сформулированные конституционные нормы, которыми и прописано, что именно человек, занимающий этот пост или должность, вправе или не вправе делать. Преимущество этой формы власти заключается в том, что, поскольку она связана с «местом», а не с «человеком», здесь не столь велика опасность злоупотреблений. Этот тип власти создает ограничения для государства или правительства, а кроме того, благодаря рациональному разделению труда содействует эффективности государственного управления. Вебер видел и негативную сторону этого вида политической легитимности: эффективность, полагал он, всегда чревата дегуманизацией власти – тем формализмом и безразличием к человеку, который распространен в бюрократических организациях.

3. Харизматическая  легитимность характеризуется личной  преданностью лидеру, вождю в  силу его необычайных качеств. Здесь речь идет об авторитете – о той власти, что как будто сама собой исходит от сильной личности, от ее харизмы. Совершенно не связанная со статусом, общественным положением или местом в государственной иерархии, харизматическая власть основывается исключительно на способности лидера притягивать к себе людей. Исторически такой властью обладали те, в ком видели героев или святых. Хотя многие политические лидеры новейшей истории масштаба де Голля, Кеннеди и Тэтчер и обладали какими-то элементами именно такого авторитета, назвать носителями харизматической власти их все же нельзя: все они были государственными деятелями в современном понимании проблемы. Более подходящими к данному случаю примерами считаются Наполеон, Муссолини, Гитлер, Сталин, аятолла Хомейни, Фидель Кастро. Харизматическая власть – это не просто «дар Божий», в таких системах всегда есть свой «культ личности» как дополнительный фактор «порождения» харизмы. Харизматическая власть имеет два последствия. Во-первых, поскольку такая власть не нуждается в формальных правилах и процедурах, у нее в большинстве случаев нет и границ: лидер здесь превращается в совершенно непогрешимого мессию, а массы – в верных его последователей, от которых требуется лишь подчинение и послушание. Во-вторых, власть и авторитет здесь столь полно ассоциируются с одним человеком, что созданной им системе не удается пережить своего создателя: в любом случае это относится к режимам Наполеона, Муссолини или Гитлера.

 

8

Современные международные отношения находятся в состоянии перехода от конфронтации и противостояния, основанных на ядерном сдерживании, к новому мировому порядку, опирающемуся на партнерство во имя мира. Однако осуществить этот поворот на практике очень трудно. Новые механизмы, которые смогли бы обеспечить стабильность и всеобщую безопасность, только формируются. Еще сохраняются недоверие и предрассудки в отношениях недавних «врагов», а теперь партнеров. Значительные средства продолжают тратиться на гонку вооружения. Так, военные расходы во всем мире в последнее время составляли 1000 млрд. долл. в год; более половины ученых мира работают над созданием новых видов оружия массового уничтожения. В это же время 800 млн. человек на планете живут в условиях абсолютной нищеты, а из 500 млн. голодающих около 50 млн. ежегодно умирают от истощения.

Современный этап международных отношений характеризуется нарастающей взаимосвязью и взаимозависимостью участников мирового сообщества. Это обусловлено тем, что выживание и развитие человечества можно обеспечить только совместными усилиями всех государств. Глобальные проблемы, которые встали перед человечеством (предотвращение ядерной войны, прекращение гонки вооружений, мирное разрешение межгосударственных и межнациональных вооруженных конфликтов; преодоление нищеты, экономического, сырьевого и продовольственного кризисов; создание здоровой среды обитания человека и т. д.), можно решить, лишь объединив возможности и ресурсы всего мирового сообщества.

Новый мировой порядок формируется на основе таких принципов, как демократизация, демилитаризация, гуманизация партнерских отношений, независимо от возможностей и размеров конкретного государства.

 

 

9(12)

Общественно-политические организации – добровольные объединения граждан, возникающие по их инициативе и для реализации их интересов.

Основными характерными чертами общественных организаций являются следующие:

– общественные организации не имеют властных отношений и не могут выносить обязательных решений и требовать их выполнения.

– в отличие от политических партий, они не ставят целью овладеть государственной властью, но их деятельность может приобретать политический характер.

– это добровольные организации граждан, возникшие по их инициативе.

Государство не вмешивается в их деятельность, но регулирует ее в соответствии с действующим законодательством.

Общественно-политические объединения действуют на основе следующих принципов:

– добровольность;

– сочетание личных и общественных интересов;

– самоуправление;

– равноправие участников;

– законность;

– гласность.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"