Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 01:29, контрольная работа

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

Волюнтаристские теории[править | править вики-текст]

Наиболее широко распространённая из современных волюнтаристских теорий — это «автоматическая теория». Согласно этой теории, изобретение земледелия автоматически приводит к появлению прибавочного продукта, что позволяет некоторым индивидам отделиться от производства питания и стать гончарами, ткачами, плотниками, каменотесами и т. д., таким образом, создавая дальнейшее разделение труда. Из этой профессиональной специализации развивалась политическая интеграция, которая объединила некоторое число до этого независимых общин в государство. Этот аргумент чаще всего приводился британским археологом В. Г. Чайлдом.

 

Принципиальным противоречием этой теории является то, что сельское хозяйство не создаёт автоматически прибавочного продукта. Мы знаем об этом, так как многие земледельческие народы мира производят мало прибавочного продукта.

Ирригационная теория[править | править вики-текст]

Основная статья: Ирригационная теория

Ирригационную теорию связывают с именем немецкого учёного-марксиста К. Виттфогеля. В своей работе «Восточный деспотизм» он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. И действительно, в первых городах-государствах — Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жёсткого централизованного управления, распределения, учёта и др. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.

Расовая теория[править | править вики-текст]

Основная статья: Расовая теория

Появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы — деления населения в силу прирождённых качеств на две породы людей — рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые — слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816—1882) объявлял арийцев высшей расой, призванной господствовать над низшими, к которым относились евреи и др. В нацистской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая система ценностей в виде «вождя нации», «чистоты крови», история представлялась как история борьбы высшей арийской расы с другими низшими расами. Расовая теория считалась важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем войну, которая, по мнению другого представителя этой теории, немецкого философа Ф. Ницше, являлась жизненной необходимостью для государства. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.

Демографическая теория[править | править вики-текст]

Сущность данной теории состоит в том, что практически все общественные процессы, в том числе и образование государства, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определённой территории, которым нужно управлять.

Кризисная теория[править | править вики-текст]

В этой концепции используются новые знания, основной упор делается на организационные функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики. При этом особое значение придаётся крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике и, прежде всего, селекционной деятельности. Теория учитывает как крупные, общезначимые кризисы, так и кризисы локальные, например те, которые лежат в основе революций (французской, октябрьской и др.)

 

12(17)

Антидемократический режим – такой политический режим, при осуществлении которого государственными органами власти не учитываются интересы населения и не соблюдаются права и свободы граждан.

Признаки антидемократического режима:

1. Не учитываются  интересы личности при управлении  государством;

2. Полный  контроль государства над всеми  сферами общественной жизни (экономической, политической, социальной, культурной, идеологической и др.);

3. Огосударствление  всех общественных организаций;

4. Личность  лишена каких-либо прав;

5. Реально  действует примат государства  над правом;

6. Наличие  милитаризация общественной жизни;

7. Не учитываются религиозные убеждения населения;

8. Наличие  цензуры;

9. Отсутствие  политического плюрализма.

Антидемократический режим бывает:

- авторитарный  – разновидность антидемократического  режима, при котором политическая  власть осуществляется контролирующим  лицом или группой лиц при минимальном участии населения;

- тоталитарный - разновидность антидемократического  режима, при которой осуществляется  абсолютный контроль над различными  сторонами жизни человека и  всего общества в целом.

Демократический режим-режим при котором человек свободно может высказывать свое мнение.Говоря иначе это свобода слова,свобода действий с свобода печати.К демократическим режимам относят такие формы правления,где главную роль играет парламент.Называется парламентским режимам.А парламентский режим у нас бывает где ???В республике!!!

Антидемократический режим-Режим,при котором невозможно высказывать свое мнение.Иными словами нет свободы слова и печати...

 

13(18)

Кризис власти – это перерыв в функционировании политической системы с позитивным или негативным для неё исходом.

Кризис власти означает, что существующая система достигла предела, дальше которого она существовать или двигаться не может, исчерпала ресурсы или смысл своего существования. Кризис может наступить, если политическая система наталкивается на сильное сопротивление внутри страны или извне.

Кризис проходит три фазы:

1. Предкризисная  фаза, когда обнаруживаются первые  симптомы и причины кризиса.

2. Кульминация  кризиса, достижение предела развития

3. Разрушение  системы или её переход в новое состояние, либо создание новой системы (смена курса, власти, реформа, революция)

Выход из кризиса –

это достижение стадии нового равновесия. Общим условием выхода из кризиса – доступность системы к критике со стороны общества, открытость информации, гибкость и способность системы к изменению. Для любой олигархии, российской в особенности характерно:

· Большее или меньшее влияние на политику страны нелегитимных органов власти.

· Способность олигархических группировок к трансформации и адаптации к новым политическим и экономическим условиям.

· Наличие в правящем клане противоречивых тенденций и интересов, выливающихся нередко в острые противоречия вплоть до открытых столкновений.

· Особая роль в правящем клане узкого круга лиц, связанных между собой тесными узами, в первую очередь экономическими интересами.

· Проявление семейственности –«соправителями» чаще всего выступают жены, дочери, другие ближайшие родственники.

· Расцвет коррупции.

Олигархические режимы могут существовать как в открыто авторитарных формах, так и при формально демократических конституциях..

 

14(19)

Внешняя политика – это общий курс государства в международных делах. Она регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и методами. Внешняя политика любого государства тесно взаимосвязана с его внутренней политикой и должна отражать характер государственного и общественного строя. В этом случае она сочетает национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных международных проблем, возникающих на пути социального прогресса. Среди основных целей внешней политики следует выделить, во-первых, обеспечение безопасности данного государства, во-вторых, стремление к увеличению материального, политического, военного, интеллектуального и др. потенциала страны и, в-третьих, рост ее престижа в международных отношениях. Реализация этих целей обусловливается определенным этапом развития международных отношений и конкретной ситуацией в мире. При этом деятельность государства во внешней политике должна учитывать цели, интересы и деятельность других государств, иначе она окажется неэффективной и может стать тормозом на пути социального прогресса.

К важнейшим функциям внешней политики государства относятся: 1. Оборонительная, противодействующая любым проявлениям реваншизма, милитаризма, агрессии со стороны других стран. 2. Представительно-информационная, имеющая двойное назначение: информирование своего правительства о положении и событиях в той или иной стране и информирование руководства других стран о политике своего государства. 3. Торгово-организаторская, направленная на установление, развитие и укрепление торгово-экономических и научно-технических связей с различными государствами.

Главным средством внешней политики является дипломатия. К наиболее распространенным дипломатическим методам относятся официальные визиты и переговоры на высшем и высоком уровне, конгрессы, конференции, совещания и встречи, консультации и обмен мнениями, подготовка и заключение двусторонних и многосторонних договоров и других дипломатических документов. Участие в работе международных и межправительственных организаций и их органов, дипломатическая переписка, публикации документов и т.п., периодическое беседы государственных деятелей во время приемов в посольствах и миссиях.

Внешняя политика имеет свой собственный конституционно-правовой механизм организации, главными определяющими которого являются обязательства данного государства, закрепленные в нормах международного права, созданного на основе взаимных уступок и компромиссов.

 

15(20)

Политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности. 

 Особенности политической культуры в современной России:   - слаборазвитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на политическое участие;   - предрасположенность к конформизму, легковерность и подвижность политических принципов;   - подданническое отношение к любому центру реальной власти;   - заидеологизированность мышления, непримиримость к любым нетрадиционным взглядам;   - низкая компетентность в управлении делами общества и государства;   - правовой нигилизм;   - неразвитость гражданских позиций.    В России подданническая политическая культура была дополнена рядом специфических черт, что обусловлено влиянием цивилизационных, географических, исторических факторов на ее развитие. К таким чертам относятся:    1. Подданнический тип политических ориентации обычно характеризуется общепринятой приверженностью всего населения к таким ценностям, как привычка подчиняться власти, дисциплинированность, наличие социальных гарантий, равенство. В России политическая культура дуалистична и представляет собой неорганическое взаимодействие двух социокультурных потоков, ориентирующиеся на различные системы ценностей.    2. Разобщенность и неоднородность российской политической культуры обусловили конфронтационный характер отношений между ее носителями. Противоположные представления и образы желаемого справедливого общества, существующие у различных социальных групп, при низкой общей культуре российского населения, постоянно сталкивались, составляя основу острой, порой жестокой, политической борьбы. Это объясняет, почему Россию на протяжении всей ее истории сотрясали бесконечные бунты, гражданские войны, революции.    3. Доминирование подданнических политических ориентации было обусловлено концентрацией политического господства в руках правящего класса, начиная с раннего средневековья. Процесс концентрации политического могущества был вызван тем, что освоение громадных российских просторов при отсутствии развитой технологической, материальной и коммуникационной инфраструктуры можно было осуществлять лишь с помощью сильной власти князей и их дружин.    4. Отсутствие свободного индивида и зрелого гражданского общества всегда приводит к тому, что политическая жизнь концентрируется в руках правящего класса. Политически бесправному населению приходилось лишь выполнять предписания правящего класса.    Вывод: подданническая политическая культура сформировала устойчивые образцы политического поведения, которые сохраняют свою актуальность в современных условиях, несмотря на революционные потрясения XX века.

 

 

16(22)

Политическая партия – основанное на общности идей и ценностей добровольное объединение людей, представляющих интересы определенных общественных классов, групп и слоев и стремящихся к их реализации путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Американский политолог Дж. Паломбарой определил специфические для партии признаки:

· партия есть носитель идеологии или общих ценностных интересов.

· Партия есть организация, т.е. достаточно устойчивое и длительное объединение людей со своей структурой, включающее местные организации, поддерживающее связи с центральными органами.

· Цель партии – завоевание, осуществление власти или участие в ней, что характеризует партию как политическую организацию и отличает от групп давления.

· Партия стремится обеспечить себе поддержку со стороны народа, в том числе в таких основных формах как активное членство и голосование избирателей на выборах.

Политическая партия – сплоченное на основе идеологии и программы организационно упорядоченное общественное объединение, стремящееся к завоеванию и использованию государственной власти для реализации политических интересов поддерживающих социальных групп.

Функции политической партии:

1.Коммуникативная  обеспечивает взаимосвязь общества  с властью.

2.Выражение  и представительство интересов.

3.Разработка  программ, политических доктрин, которые  становятся не только основой  деятельности партии, но в случае  прихода ее к власти превращает  ее в правящую, определяет принципиальное  содержание и основные направления  деятельности органов государства.

 

4.Формирование  политической элиты, кадрового состава  государственного управления из  числа лидеров.

5.Участие  в выборах и деятельность органов  государственной власти.

6.Политическая  социализация граждан, формирование  общественного мнения.

О политическом влиянии партии в обществе принято судить по трем критериям:

· Прочность социальной базы партии, количество поддерживающих ее программу и действия граждан (избирателей).

· Число депутатских мандатов в Парламенте.

· Численность организации в ее политических инициативах и влиянии на преобразование в обществе.

Типы политических партий.

Классификацию типов политических партий провел французский политолог М. Дюверже.

· Кадровые партии – большинство европейских партий. Их структура, организация внутренней жизни и деятельности нацелена на победу на выборах в органы государственной власти. В партиях нет фиксированного членства. Их основное звено – комитеты партий, состоящие из активистов. Они подбирают кандидатов, изучают общественное мнение, помогают кандидатам в составлении предвыборных программ

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"