Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 01:29, контрольная работа
Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Политология".
· Массовые
партииимеют первичные территориально-
Итальянский политолог Дж. Сартори дополнил классификацию М. Дюверже новым типом политических партий:
· Партия избирателей функционирует только в период избирательной кампании, претендует на выражение общенациональных интересов, и стремятся привлечь на свою сторону большее число избирателей независимо от политико-идеологических взглядов.
По отношению к правящему режиму партии подразделяются на правящие и оппозиционные.
Правящая партия – партия власти, победившая на выборах и сформировавшая Правительство.
Оппозиционная партия выражает интересы, ценности, которые не совпадают с целями правящего режима.
Их ключевые функции:
· Систематическая критика действия Правительства с указанием ошибок и недостатков.
· Предложение альтернативных вариантов решения социальных проблем.
· Контроль действия властей, соизмерение их с Конституцией, законами, предвыборными обещаниями.
· Подготовка условий для смены Правительства на очередных выборах.
По характеру политико-идеологических доктрин различаются партии: революционные, реформаторские, либеральные, консервативные.
Революционные партии нацелены на радикальное преобразование в обществе.
Радикализм – решительное и бескомпромиссное осуществление политических намерений и проектов, стремление к коренному преобразованию общественных отношений
Реформаторские партии акцентируют внимание на общественных изменениях путем реформ, парламентских форм и методов деятельности. Они стремятся к преобразованию общества, не разрушая основ утвердившегося социально-экономического и политического строя.
Либеральные партии считают приоритетом своей деятельности обеспечение социальных условий реализации прав и свобод личности, равенства граждан перед законом, их ответственность перед обществом и государством, народовластие, плюрализм, конституционализм, разделение властей.
Консервативные партии ориентируются на сохранение традиционных исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни.
Типы партийных систем– определенная конфигурация, совокупность партий и их взаимосвязь в процессе конкуренции, борьбы за власть и ее осуществление.
Типы партийных систем выделили М. Дюверже, Е. Вятр, Дж. Сартори.
Выделяют следующие типы партийных систем:
· Монопартийные (КПСС)
· Двухпартийные (США, Великобритания).
· Многопартийные (Италия (14), Нидерланды (12), Швеция, Норвегия и Дания (по 5).
17 (25)
Сферой политической культуры является политическая жизнь общества, все, что затрагивает проблемы власти и управления, участия людей в политике, а также пограничные зоны: взаимодействия политики и права, политики и экономики, политики и нравственности. Это позволяет рассматривать политическую культуру как важнейший элемент политической системы любого общества, как характеристику политических отношений в процессе функционирования политической системы. Функции политической культуры вытекают из ее сущности и характеризуют ее значение в политической системе общества. Познавательная функция - формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность. Интегративная - достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя. Политическая культура формирует стабилизирующую основу политической жизни и способствует повышению эффективности управления. Коммуникативная - позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт. Регулятивная - заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения. Воспитательная - дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации людей. Структура политической культуры Структура политической культуры делится на три части: культура политического сознания, культура политического поведения, культура функционирования политических институтов. Эти три элемента подразделяются на подструктуры. Культура политического сознания делится на три подструктуры: ≈ политические представления и убеждения; политические установки; ≈ политические ценности, традиции, обычаи, нормы. Культура политического поведения включает в себя: = культуру политического участия; = культуру политической деятельности. Культура функционирования политических институтов делится на три подструктуры: ■ культуру электорального процесса; ■ культуру восприятия и регулирования социально-политических конфликтов; ■ культуру принятия и реализации политических решений. Основные черты политической культуры: › она фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта; › является продуктом естественного исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества; › имеет тотальный характер - политические отношения пронизаны, насыщены, пропитаны политической культурой; › характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения и не сводится к сумме политических субкультур. Типы политической культуры Политическая культура включает в себя политические ориентации трех типов: патриархальную, подданническую и ориентацию на активное участие. В конкретном: обществе может доминировать какой либо из них. Эти три "чистых" (идеальных) типа ориентации выступают основой трех типов политической культуры: патриархальной, подданнической и культуры участия. Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени', рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид слабо восприимчив к глобальной политической культуре и не выполняет конкретных политических ролей. Данный тип политической культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура представлена населением местных субкультур. Подданическая политическая культура предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий) и опасается ее диктата. Культура участия отличается политической активностью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся с помощью законных средств (выборов, демонстраций) влиять на политику и власть. Виды политических субкультур Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различных общностей порождает отличающиеся друг от друга модели политической культуры - субкультуры, которые существуют во всех странах. Среди наиболее значимых в политологии выделяются следующие типы субкультур: ≈ региональные; ≈ социоэкономические; ≈ этнолингвистические; ≈ религиозные; ≈ возрастные. Региональные субкультуры обусловливаются различиями между отдельными регионами страны. На политическую культуру региона существенное воздействие оказывают такие факторы, как климат, наличие определенных природных ресурсов, экономическая специализация данного региона, его место в общей системе разделения труда. Это порождает экономические различия, влияющие на образ .жизни людей, общий уровень культуры и на их политико-культурный уровень. Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различный экономический статус и различия в образе жизни, в интересах, играющих особенно важную роль в политической жизни. Для предпринимательского слоя, например, наиболее актуальными политическими ценностями являются экономическая свобода, стабильность, контроль за государством со стороны гражданского общества, участие в принятии решений. Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этническими особенност.ши соответствующих социальных групп. На политическую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие факторы, как этническое самосознание и особенности национального характера. Политические ценности, предпочтения и установки вторичны по отношению к этническим факторам. Религиозные субкультуры возникают в тех случаях, когда религия выступает основным всепронизывающим элементом общей культуры определенной группы людей. Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений. В основном эта субкультура существует в политически зрелых обществах. Старшие поколения, политическая культура которых сложилась в условиях отжившей политической реальности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок молодежи, не отягощенной практикой старого политического режима. Возрастные отличия оказывают относительно меньшее воздействие на политическую культуру людей в стабильных системах. Особенности политической культуры России
18(26)
Политическая социализация - это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к определенной политической культуре, что, в свою очередь, способствует обеспечению и поддержанию стабильности политической системы. Содержанием политической социализации является приобщение человека к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.
Политическая социализация выполняет ряд важнейших функций: 1) определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет постичь индивид через политическое участие; 2) формирует представления о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации; 3) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе; 4) вырабатывает определенное отношение к политической символике; 5) формирует способности к познанию окружающего мира; 6) формирует убеждения и отношения, являющиеся “кодом” политической жизни.
Выделяются различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация -это непосредственное приобретение политических знаний и установок. Косвенная социализация - это своего рода “проекция” черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, например, установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т.п.).
Политическая социализация личности осуществляется в несколько этапов.
На первом из них - этапе политизации - у детей под влиянием оценок родителей, их отношений и реакций формируются первые представления о мире политики.
Второй этап - персонализация. В этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского.
На третьем этапе - этапе идеализации - важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества и на этой основе образуются устойчивые эмоциональные отношения к политической системе.
Четвертый этап, получивший название институционального, характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываются представления об институтах власти. Существует несколько моделей политической социализации. Американский политолог P.M. Мерельман выделяет четыре таких модели.
Первая - системная - характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. Важнейшими агентурами социализации являются школа и семья, а также окружение личности, ее сверстники.
Вторая модель, обозначаемая как гегемонистская, формирует молодежь, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме “своей”. Ведущими агентурами в этой модели являются средства массовой информации.
В третьей модели, названной плюралистической, целями социализации являются формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участия в их реализации, высокого уровня гражданской активности. В результате граждане становятся привержены определенным политическим группам и могут их свободно менять в зависимости от результатов политики и степени реализации своих интересов. Агентурами являются школа, родители, средства массовой информации, партии и группы интересов.
Четвертая модель - конфликтная - сводится к формированию лояльности к определенной группе и готовности поддержать ее в борьбе против других групп. Агентурами социализации являются органы пропаганды и агитации, представляющие интересы группы.
19(27)
Элита - сплоченная и привилегированная группа, обладающая высоким статусом и влиянием, которые обусловлены ее непосредственным участием в принятии важнейших политических решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.
Первые современные классические концепции элит возникли в конце XIX – начале XX вв. Они связаны с именами Г. Моски, В. Парето, а также Р. Михельса. Их объединяют следующие общие черты:
-Признание элитарности любого
общества, его разделение на
-Особые психологические
-Групповая сплоченность. Элита представляет собой более или менее сплоченную группу, объединяемую не только общностью профессионального статуса и социального положения, но и элитарным самосознанием.
-Легитимность элиты, более или
менее широкое признание
-Структурное постоянство элиты
-Формирование и смена элит в ходе борьбы за власть.
Политическая элита промышленно развитых государств неоднородна. В структуру современной политической элиты входят различные социально-профессиональные группы: политические лидеры, чиновничество, интеллектуалы, бизнесмены, технократы. Все они отличаются различной степенью влияния на процесс принятия важнейших политических решений.
Существуют различные подходы к рассмотрению структуры современной политической элиты. Так, современный индийский политолог П.Шаран делит современную элиту на три группы: высшая, средняя и административная. Кроме них выделяется маргинальная элита, то есть потенциальные кандидаты в среднюю элиту, которым недостает тех или иных критериев для вхождения в нее.
Высшая элита представлена теми, кто непосредственно участвует в процессе принятия политических решений или оказывает существенное влияние на него. Их численность – от ста до двухсот человек, они занимают руководящие посты в институтах государственной власти, крупных политических партиях и т.п.
Средняя элита формируется на основе трех переменных: доходов, профессионального статуса и образования. Она составляет 5% взрослого населения страны, объединенного указанными показателями.
К административной элите относится высший слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и других органах управления.
20(28)
— направления рус. общественной мысли 1840—1850-х гг., представители которых вели между собой полемику о путях общественно-исторического и культурного развития России.
Активными участниками московского западнического кружка были А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, Н.Х. Кетчер, К.Д. Кавелин и др. С участниками кружка был также тесно связан В.Г. Белинский. Наиболее видные представители славянофильства (С.) — И.В. Киреевский, П.В. Киреевский, А.С. Хомяков, И.С. Аксаков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин.
Если западники настаивали на том, что страны Зап. Европы и Россия развиваются по единым для всего человечества законам, то славянофилы полагали, что важнейшей исторической задачей России является развитие самобытных общественных и культурных начал. Западников объединяла критическая установка по отношению к славянофилам, уверенность в приоритете общих закономерностей исторического развития над особенными и специфическими. Вместе с тем западники по-разному трактовали особенности зап. цивилизации и, соответственно, по-разному представляли себе перспективы исторического развития России.
В основном линии размежевания в среде западников определялись расхождением социально-политических позиций. Постепенно оформилось противостояние двух течений — революционно-демократического и социалистического, с одной стороны, и умеренно-либерального — с другой. Лидерами первого направления в западничестве (З.) были Белинский, Герцен, Огарев, второго — Грановский, Кавелин, Боткин и др.
Полемика между западниками и славянофилами началась после публикации в 1836 первого
21(29)
2.Политические воззрения Платона