Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 14:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

shpory_po_politologii.docx

— 229.88 Кб (Скачать)

Если в начале 20 в. существовало 20 межправительственных и около 200 неправительственных организаций, то в настоящее время их около 300 межгосударственных и более 2500 неправительственных. Первой международной организацией явился Всемирный почтовый союз (ВПС), -1875г. (Брюсель) – выпускает ежегодники с перечнями всех международных организаций. В настоящее время в мире имеется около 300 межгосударственных организаций и более 2500 неправительственных. В качестве примеров современных международных организаций можно привести: - региональные организации, такие как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ) и др.; - экономические организации: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) и т. д. - финансовые организации: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Азиатский банк развития (АзБР) и т. п. - организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства: Международное энергетическое агентство (МЭА), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК) и др. - торговые организации: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) и т. д. - профессиональные организации: Международная организация журналистов (МОЖ), Международная организация криминальной полиции (ИНТЕРПОЛ), Международная организация труда (МОТ) и др. - демографические организации: Всемирная ассоциация молодежи (ВАМ), Международная демократическая федерация женщин (МДФЖ) и пр. - организации в области культуры и спорта: Международный олимпийский комитет (МОК), Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и т. п. - военные организации: Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Тихоокеанский пакт безопасности (АНЗЮС), Западноевропейский союз (ЗЕС) и др. - профсоюзные организации: Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП), Всемирная федерация профсоюзов (МФП). - организации в поддержку мира: Всемирный Совет мира (ВСМ). - религиозные организации: Всемирный совет церквей (ВСЦ), Христианская мирная конференция (ХМК) и др. - экологические организации: Гринпис, «Друзья Земли» и т. п. - межпартийные организации: Социалистический интернационал, Африканский Социалистический интернационал и др. Международные организации являются важным субъектом международных отношений и оказывают в последние годы все большее влияние на мировой политический процесс в целом. Наиболее значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН), которая была создана в 1945 году в целях поддержания и упрочения международного мира и развития многостороннего сотрудничества государств. Членом может стать любое государство, которое готово признать ее Устав и принять на себя вытекающие из него обязательства. Сегодня членами ООН являются 192 страны.

 

44. Глобальные проблемы современности и роль международных организаций в их решении. Термин "глобальные проблемы" в научной литературе начал употребляться с конца 60-х годов XX века. Сами глобальные проблемы возникли намного раньше. Уже с конца 50-х годов с достаточной очевидностью проявилась глобальная экологическая проблема. Мировые войны ХХ столетия, создание ракетно-ядерного оружия на рубеже 40-50-х годов поставило человечество перед угрозой самоуничтожения. Характерные черты глобальных проблем: - они имеют общечеловеческий характер, т.к. затрагивают интересы всех стран и народов, а в перспективе – будущее всего человечества; - в современных условиях приобретают всемирный характер, ибо сферой их действия впервые стала вся планета; - имеют комплексный, системный характер, и для их успешного решения необходимы совместные усилия всех стран и народов; - постоянно развиваются во времени и пространстве, в результате появляются новые глобальные проблемы, а некоторые могут и исчезать; - противоречивы с точки зрения пределов своего решения, т.к. полностью глобальные потребности удовлетворимы только в большой исторической перспективе, а в современных условиях они получают частичное, промежуточное решение при условии активного международного сотрудничества. Таким образом, глобальные проблемы – это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации, это проблемы, которые характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. Серьезной причиной обострения глобальных проблем является углубление противоречий, которые в предшествующих формациях определяются потребительским отношением человека к природе. Бесконтрольное и все более интенсивное использование природных ресурсов, усиление неблагоприятных последствий человеческой деятельности по отношению к природе поставили общество перед угрозой экологической катастрофы. Все глобальные проблемы находятся в неразрывной взаимообусловленной связи друг с другом. Каждая глобальная проблема выступает не сама по себе, а как "элемент" структуры всей системы глобальных проблем. Типологии глобальных проблем основана на концепции Л.Н. Самойлова:

- I класс. Суперглобальные (общемировые глобальные) проблемы современности. Они связаны с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества. Сюда включаются: проблема предотвращения мировой ракетно-ядерной войны, установление нового международного порядка на принципах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества, развитие экономической интеграции и т.д. - II класс. Общепланетарные (ресурсные) глобальные проблемы. Они связаны с проблемами оптимизации, гармонизации и гуманизации отношений общества к природе. К ним относятся: экологические проблемы во всех своих проявлениях, демографические, энергетические, продовольственные проблемы, проблемы использования космоса и т.д. III класс. Общечеловеческие (субглобальные) проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, которые связаны с демократизацией отношений общества и личности. Сюда включаются проблемы ликвидации эксплуатации, нищеты и других форм социального неравенства, проблемы здравоохранения, образования, проблемы планирования и регулирования роста уровня и качества жизни, гарантия прав человека и т.д. Огромное значение для успешного решения глобальных проблем приобретает опережающий научный расчет и прогноз. Возникнув стихийно, глобальные проблемы требуют планомерно направленных действий людей для их решения. И здесь необходимо сознательно и целенаправленно создавать и развивать глобалистику, как новую целостную систему знания, решающую вопросы сохранения цивилизации на нашей планете. Она формируется и складывается с учетом конкретных социально-политических особенностей и остроты глобальных проблем в обществе, в каждом отдельном государстве. Таким образом, для успешного преодоления всех глобальных проблем необходима продуманная, взвешенная политика всех государств по развитию международного сотрудничества и их активная деятельность по практической реализации всех намеченных мероприятий.

Особенно значителен вклад, который вносят действующие под эгидой ООН международные организации в решении глобальных проблем современности. Реализацию социального развития в развивающихся странах ООН связывает с утверждением нового Международного экономического порядка. Основной целью выступало повышение доли развивающихся стран в мировом промышленном производстве. Экономические проблемы призваны решать такие организации как ПРООН (программа по развитию), ЮНИДО (Программа ООН по промышленному развитию) и др. Наряду с задачами преодоления экономического отставания развивающихся стран большое место в деятельности международных организаций занимает решение продовольственной проблемы. Этими вопросами занимаются Всемирный продовольственный совет, Экономический и социальный совет ООН и др. Важную роль играют организации в решении энергетической проблемы. Среди них Международное Агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ) и др. Комитет по науке и технике ориентируется на подготовку всемирного плана по применению достижений науки и техники. В центре внимания находятся вопросы охраны окружающей среды. Большую работу в этой области проводят ЮНЕП (1972г.), занимающаяся проблемами сохранения среды обитания. В рамках международного сотрудничества подписано большое количество конвенций, протоколов и других актов. Например, Венская конвенция об охране озонового слоя, Конвенция по стойким органическим загрязнителям и т.д. Беларусь присоединилась ко всем конвенциям по борьбе с терроризмом и является их ответственным участником, твердым противником распространения оружия массового уничтожения, инициатором резолюции ООН о запрете создания новых систем такого оружия. Также поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, в сфере укрепления  и развития существующих международных режимов по предотвращения распространения оружия массового уничтожения, ликвидация имеющихся арсеналов.

 

45. Организация Объединенных Наций: структура, функции, проблемы реформирования. Наиболее значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН), которая была создана в 1945 году в целях поддержания и упрочения международного мира и развития многостороннего сотрудничества государств. Структуру руководящих органов, согласно ст.7 Устава, составляют Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, экономический и социальный совет, совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Генеральная ассамблея, включающая всех членов ООН, вправе рассматривать любые вопросы, которые входят в компетенцию этой организации. Она может давать по ним рекомендации Совету Безопасности и государствам-участникам. Очередные сессии проводятся раз в год, в случае необходимости созываются чрезвычайные и специальные сессии. Совет Безопасности работает на постоянной основе, он ответственен за поддержание мира и состоит из 15 членов: 5 постоянных (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай), 10 избираются на два года Генеральной Ассамблеей. Решения принимаются на основе единогласия и обязательны для всех членов ООН. В случае угрозы миру или акта агрессии Совет Безопасности обладает широкими полномочиями для их устранения, вплоть до применения вооруженной силы. Экономический и Социальный совет осуществляет под руководством Генеральной Ассамблеи функции ООН в сфере экономического и социального сотрудничества членов ООН. Совет по опеке был призван следить за осуществлением государствоми, управляющими подопечными территориями, основных задач международной системы опеки. В 2000 г. ООН объявила о конце существования колониальных и зависимых территорий в мире, в связи, с чем миссия Совета по опеке завершилась. Международный суд – главный судебный орган ООН (правовые споры межу государствами) и Секретариат – главный административный орган ООН (административно-техническое обслуживание органов и комитетов ООН). В рамках ООН существует целый ряд организаций, которые в системе международных отношений действуют вполне самостоятельно. К их числу относятся: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ), Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки (ЮНЕСКО); Международный суд и др. Кроме того, ООН реализует ряд международных программ: по контролю над наркотическими средствами, по окружающей среде (ЮНЕП), мировую продовольственную и по вирусу иммунодефицита человека. За время своего существования ООН внесла большой вклад в развитие международного права, содействовала процессу ликвидации колониальной зависимости и обретению народами Азии, Африки государственной независимости. Однако в реализации своей главной задачи – обеспечения международного мира и безопасности, предотвращения конфликтов между странами и народами – ООН оказалась наименее эффективна. В последние годы развернулась бурная дискуссия о необходимости реформирования ООН.

 

46. Внешняя политика РБ: основные направления и приоритеты. Внешняя политика Республики Беларусь служит обеспечению благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны как основы поступательного роста благосостояния белорусского народа. В своей деятельности на международной арене Беларусь руководствуется принципом многовекторности. Интересы страны естественным образом охватывают как западный, так и восточный векторы в связи с тем, что республика расположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на Восток. Основными направлениями политики на международной арене являются: • вхождение в мировое сообщество в качестве равноправного суверенного независимого государства; • активное взаимодействие с международными, прежде всего европейскими, структурами и организациями; • способствование строительству новой мировой и европейской систем безопасности, свободных от «разделительных линий»; • участие в многостороннем международном экономическом сотрудничестве; • энергичное сотрудничество в международных организациях, прежде всего системы ООН.

Республика Беларусь – одно из немногих на постсоветском пространстве государств, которое не имеет пограничных споров с соседями, межрелигиозных конфликтов, дискриминации граждан по языковому признаку. Ключевой приоритет внешней политики Республики Беларусь – страны-соседи. Стратегическим союзником Беларуси остается Россия, которая является основным торгово-экономическим партнером Беларуси, оказывает нашей стране практическую поддержку на международной арене. Приоритетом для Беларуси является сотрудничество в рамках СНГ. Беларусь – последовательная сторонница укрепления и развития политических, экономических, научных и культурных связей в Содружестве. Она уделяет серьезное внимание участию в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) и в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – перспективных, динамично развивающихся интеграционных объединениях. Естественным приоритетом внешней политики Республики Беларусь является Европейский союз. Беларусь готова к выводу взаимодействия с ЕС на качественно иной, полноформатный уровень, включающий конструктивное сотрудничество в политической сфере, и приветствует встречные шаги. Наиболее эффективно торгово-экономические связи развиваются с Германией, Польшей, Литвой, Латвией, Великобританией, Голландией, Италией, Францией, Бельгией. Особое место в системе белорусских внешнеполитических приоритетов занимает Китай. Белорусско-китайские отношения приобрели отчетливые черты стратегического партнерства, подтверждая серьезную нацеленность сторон на долгосрочное обеспечение взаимных интересов по всему спектру вопросов двусторонней и международной повестки дня.

На качественно новый уровень вышли отношения Республики Беларусь со странами Латинской Америки. Активно выстраивается белорусско-венесуэльский диалог. Установление эффективного политического взаимодействия с другими ключевыми государствами региона – Бразилией, Аргентиной – позитивно отразилось на оживлении деловых контактов, совместной реализации крупных экономических проектов. Традиционно эффективно развиваются отношения с надежным партнером Беларуси – Кубой. Приоритетное место во внешней политике Беларуси занимает многосторонняя дипломатия, продвижение и защита своих интересов в международных региональных и универсальных организациях. Именно в рамках многостороннего сотрудничества наиболее четко, полновесно проявляется миролюбивый характер белорусской внешней политики, вклад Беларуси в стабильность и безопасность, развитие мира и прогресса на Земле.

 

47. Источники и ресурсы  власти. Под источниками или основаниями принято понимать совокупность значимых для жизнедеятельности социальных субъектов факторов, на которые опирается правящая группа при осуществлении своей цели. В качестве ресурсов власти рассматриваются потенциальные основания власти, т.е. те средства воздействия на подвластных, которые могут быть использованы для усиления дееспособности власти, либо для достижения определённых политических целей. Принято выделять экономические, социальные, юридические, административно-силовые и культурно-информационные источники власти, и, соответственно, её ресурсы. Экономические: составляют господствующие формы собственности, объём валового национального продукта на душу населения, стратегически важные природные ресурсы, золотой запас страны, устойчивость национальной валюты, объём запасов жизненно важных материальных ценностей и т.п. Очевидно, что улучшение показателей, характеризующих состояние перечисленных факторов, составляют экономические ресурсы власти. Социальные: это те слои и группы населения, на которые власть опирается. В целях своего упрочнения власть может предпринимать определённые шаги по расширению численности таких групп, по повышению их социального статуса, созданию более благоприятных условий для развития их общественной активности. В то же время укреплению власти способствуют действия по расширению социальной базы правящей группы, привлечению на её сторону самых различных социальных сил. Важным ресурсом власти являются мероприятия по повышению занятости населения, а также жизненного уровня различных социальных слоёв. Юридические: совокупность законов и других нормативных актов, на которых власть сформирована, на которые она опирается в своей практической деятельности. Каждая правящая группа стремится использовать ресурс упрочения своего положения—расширение и совершенствование юридической базы своей деятельности. Значение этого ресурса власти особенно возрастает в переходные периоды общественного развития, когда прежнее законодательство не в полную меру отвечает новым реалиям жизни. Административно-силовые: образуют учреждения государства, обеспечивающие жизнедеятельность страны, её внутреннюю и внешнюю безопасность. К ним относятся институты исполнительной власти, органы безопасности, разведки и внутренних дел. Ресурсом власти выступают мероприятия по совершенствованию деятельности такого рода органов государства, улучшению их организационной структуры, технической оснащённости и т.п. Культурно-информационные: включают в себя совокупность учреждений, сохраняющих и накапливающих культурные ценности и информационный потенциал страны. К таким учреждениям можно отнести системы учёта и хранения национального культурного достояния, специальные центры по сбору и обработке различных видов стратегической информации, международные и национальные компьютерные сети, средства коммуникации и информации. Совершенствование их деятельности есть путь усиления оснований власти, повышения её эффективности. Некоторые авторы в качестве самостоятельных или дополнительных ресурсов власти называют также убеждения, чувства, язык.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"