Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:00, шпаргалка

Краткое описание

Билет№1. Воспитательное воздействие есть целостный процесс
Билет№11. Политическая идеология утопического социализма в лице Мора и Кампанеллы.
Билет№ 2. Неокантианство — направление в немецкой философии второй половины XIX — начала XX веков.

Файлы: 1 файл

Ответы на вопросы по ЗАОЧНОМУ ОБУЧЕНИЮ.docx

— 56.34 Кб (Скачать)

1

Представители классических криминологических школ (Беккариа, Бентам, Горвард, Лист, Фейербах и др.) уже в XVIII - XIX веках решительно отвергли теологическое понимание преступности как проявления сатанинского, дьявольского начала. По их мнению, преступление - следствие сознательного поведения человека, который, обладая полной свободой воли, осуществляет выбор варианта своих действий. Сам же этот выбор предопределен тем, насколько человек усвоил нравственные правила жизни.

 

Еще один постулат классиков  состоял в оценке наказания за совершенное преступление как неотвратимого  и справедливого ответа общества, не преследующего проявления жестокости, но направленного на устрашение, исправление  и обезвреживание преступника.

 

Многие идеи "классиков" сохраняют определенное значение и  в современном обществе. Так, испытание  временем выдержали такие положения  Беккариа, как необходимость соразмерности между преступлениями и наказаниями; преимущество предупреждения преступления перед наказанием и т.п.

 

В то же время представители  классических теорий при переоценке возможностей уголовного наказания  недостаточно внимания уделяли личности преступника, а также объективным  социальным факторам, детерминирующим  преступность, лишь к мерам воспитания и просвещения сводили предупреждение преступлений.

 

Серьезные пробелы классической школы дали определенный толчок к  развитию антропологического направления  криминологической теории, одним  из первых представителей которого стал итальянский тюремный врач-психиатр Ч. Ломброзо.

 

Проведенные Ч. Ломброзо исследования личности, организма лиц, совершивших преступления, привели к формированию так называемой теории прирожденного преступника. Основные идеи этой теории сводились к следующим положениям: преступником, являющимся особым природным типом, не становятся, а рождаются; причина преступности заложена не в обществе, а в самом преступнике; для врожденного преступника характерны особые физиологические, психологические и даже анатомические свойства. Последние при этом различаются в зависимости от преступной направленности личности на совершение убийств, изнасилований, посягательств на собственность. Подобные взгляды приводили к выводам о необходимости внесудебных процедур выявления и изоляции прирожденных преступников.

 

Несмотря на научную несостоятельность  данных положений, подтвержденную многочисленными  исследованиями, вряд ли следует оценивать  их только негативно. Ломброзо и его последователи впервые уделили особое внимание личности преступников, разработке антропологического метода их идентификации. Да и сама теория прирожденного преступника постепенно трансформировалась в биосоциальную, что наглядно проявилось в трудах последователей Ч. Ломброзо.

 

Так, достаточно широкое распространение  получила теория клинической криминологии (опасного состояния личности), объясняющая  преступность внутренне присущей отдельным  индивидам склонностью к преступлениям. Такие склонности, по мнению французского ученого Пинателя, определяются с помощью особых тестов, а также анализа профессии, образа жизни, поведения личности. Коррекция поведения потенциальных или реальных преступников может, по мнению представителей данной школы, осуществляться с использованием электрошока, хирургии, стерилизации, кастрации, медикаментозного воздействия.

 

Представители теории конституционного предрасположения к преступлению (Кречмер, Шелдон, супруги Глюк и др.) связывали совершение преступлений с работой желез внутренней секреции, влияющей как на внешность (физическую конституцию), так и на психику человека.

 

В качестве мер борьбы с  преступностью они предлагали, наряду с применением химических препаратов, помещение потенциальных преступников в специальные лагеря для привития умений и навыков общественно  полезного поведения.

 

Близки к идеям Ломброзо оказались и концепции умственной отсталости преступников (Годдард), их наследственной предрасположенности (Кинберг, Лонге и др.). В основе этих концепций лежали исследования поведения нескольких поколений близких родственников; идентичных и неидентичных близнецов; влияния на поведение лишних мужских хромосом.

 

2

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы  человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения  его как носителя индивидуального  начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и  предметной деятельности. Под «личностью»  понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком  смысле слова) или 2) устойчивую систему  социально значимых черт, характеризующих  индивида как члена того или иного  общества или общности.

Ли́чность престу́пника — совокупность социально-психологических свойств и качеств человека, являющихся причинами и условиями совершения преступлений.

Личность преступника  отличается от личности законопослушного человека общественной опасностью, ей присущи преступные потребности  и мотивация, эмоционально-волевые  деформации и негативные социальные интересы. Проблема личности преступника является одной из центральных для наук, связанных с преступностью, и, прежде всего, для криминологии.

 

Общественная опасность  личности формируется обычно ещё  до момента совершения преступления. Этот процесс находит выражение  в дисциплинарных и административных правонарушениях, аморальных поступках. Однако в криминологии момент качественного  перехода от личности, обладающей социально  опасными качествами, к личности преступника  связывается с моментом совершения лицом преступления. Одни криминологи  говорят, что о существовании  личности преступника можно говорить лишь в определённых законом временных  границах: от вступления в законную силу обвинительного приговора суда и до отбытия наказания и погашения  судимости. Другие указывают, что, в отличие от уголовно-исполнительной системы, криминолог должен рассматривать не только осуждённых, но и фактических преступников, поскольку самые опытные и опасные преступники нередко уходят от уголовной ответственности; не принимать их в рассмотрение — это значит не увидеть существенного пласта криминальной мотивации

3

Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный  характер. Они, прежде всего, зависят  от конкретных исторических условий  жизни общества, от содержания и  направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий.

К их числу исследователи  причин преступности относят также: значительную социальную дифференциацию населения по уровню материальной обеспеченности, социальному статусу (в том числе  и по происхождению); нарушения принципов  оплаты труда и потребления денежных, иных материальных благ (жизнь не по средствам, низкая или уравнительная  оплата труда и др.); различия в  характере и содержании обучения, воспитания, труда отдельных групп  населения, определяющие как реальные различия их сегодняшних позиций  в жизни общества, так и различия этих позиций на ближайшую перспективу; процессы разрушения семей, сопровождающиеся существенными изменениями традиционных родственных отношений, в том  числе по воспитанию детей; отягощенность  алкоголизмом, нервно-психическими, хроническими заболеваниями отдельных групп  населения, включая родителей, иных лиц, ответственных за воспитание детей  и подростков, сопровождающиеся нагнетанием  жестокости в межличностных отношениях; противоречия между субъективным стремлением  детей и подростков к самостоятельности  и объективным сужением ее реальных границ с помощью мер, применяемых  институтами социализации (семьей, школой и др.); противоречия между  духовными и особенно материальными  потребностями граждан и реальными  возможностями их удовлетворения; низкий уровень правовой культуры, значительные деформации нравственного и правового  сознания отдельных групп населения; традиционное осуществление основных воспитательных и профилактических функций лицами, не имеющими необходимой  профессиональной подготовки в этой области; недостаточное ресурсное  и кадровое оснащение сферы жизнедеятельности  общества, специализированной для проведения целенаправленной работы по исправлению  и перевоспитанию правонарушителей и др.

 

1

борьба  с преступностью представляется сложным социальным про-цессом, в котором взаимодействуют много-полярные силы, попеременно возникают,развиваются, прекращаются общественные отношения криминогенного (антикримино-генного), виктимогенного (антивиктимоген-ного), криминального (антикриминального)характера. криминологический контроль (преступнос-

ти) выступает в его широком значении и ре-

ализуется в двух основных функциях (назна-

чениях): стимулировании правопослушного

(правоосознанного) поведения и минимиза-

ции противоправного, уголовно наказуемого

поведения, что в итоге предполагает пониже-

ние уровня опасности преступности. По сути,

здесь обозначены и три целиориентации:

стимулирование правомерного поведения,

минимизация противоправного поведения и

сокращение преступности7.

Следовательно, в содержание кримино-

логического контроля как предупредитель-

ного воздействия на преступность входят:

выявление, изучение причин, условий со-

вершения преступлений, оказание на них

управленческого воздействия в целях их ми-

нимизации или устранения. Такое понятие

криминологического контроля предполагает его широкий смысл: «контролировать кри-

минологическую ситуацию».

В зависимости от характерных призна-

ков ситуации можно рассматривать адекват-

ные виды криминологического контроля,

например: 1) формальный и неформальный;

2) общий, видовой, индивидуальный; 3) госу-

дарственный (правоохранительный и др.) и

негосударственный (педагогический, произ-

водственный и др.).

2

Под преступностью  в криминологии понимается социальное исторически изменчивое, массовое, уголовно-правовое, системное явление  общества, проявляющееся в совокупности общественноопасных уголовно-правовых деяний и лиц, их совершивших, на определенной территории за определенный период времени. Причем преступность включает не просто множество преступлений. Их совокупность представляет сложное специфическое системно-структурное образование с многообразными взаимосвязями преступлений и преступников, разных видов преступлений и преступности в целом.

 

Социальная  природа и социальная обусловленность  преступности проявляются прежде всего в том, что они возникают из конкретных деяний, совершенных людьми в обществе и против интересов общества, их особого социального поведения. Преступность социальна еще и потому, что в основе поведения каждой личности лежат не биологические, а социальные причины, социально-экономические законы, обусловленные совокупностью сложившихся общественных отношений с их закономерностями и противоречиями.

 

Преступность  — это множество индивидуальных противоправных событий, которые в  своей массе образуют негативное социальное явление, имеющее обобщенные статистические показатели и закономерности, характерные для всей их совокупности.

В криминологии принято выделять количественные и  качественные показатели преступности:

К количественным показателям преступности относятся:

объем (состояние) преступности;

интенсивность (уровень) преступности;

динамика  преступности.

К качественным показателям преступности относят:

общественно опасный характер;

структуру преступности;

территорию  распространения преступности.

По окончанию  судебного разбирательства работниками  судебных органов заполняются специальные  карточки, в которых указываются  данные подсудимого, вид преступления, существо приговора, все эти данные активно используются в криминологическом  анализе преступности криминологами.

 

3

Экологическая преступность порождена как общими, так и специфическими причинами. Общие причины преступности коренятся  в сфере противоречий, возникающих  при взаимодействии человека и природы. Противоречие наиболее общего характера  заключается в том, что люди, являясь  живыми существами, частью биосферы, выделились из природной среды, создали человеческое общество, которое в целом противостоит породившей их экосистеме Земли.

Говоря об общих причинах экологической преступности, следует обратить внимание на деформации общественного экологического сознания. К ним относятся: 1) явная переоценка возможностей человека, его якобы способность оптимально воздействовать на окружающую среду; 2) ложное мнение о неисчерпаемости природных ресурсов и нереальные оценки способности природы к самовосстановлению (регенерации); 3) безразличное отношение к судьбе природы, ее состоянию, нанесенному ущербу окружающей среде, а также низкая экологическая культура широких слоев населения.

Одним из условий, способствующих рассматриваемым преступлениям, являются пробелы, декларативность  и другие недостатки природоохранного законодательства.

 

Финансирование, техническая оснащенность, кадровое и иное ресурсное обеспечение  природоохранных служб не соответствуют  сложности решаемых ими задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Согласно  теории опасного состояния преступление в ряде случаев возникает на основе предшествующего его совершению определенного психического состояния, предрасполагающего к конфликту  с социальными нормами. Опасное  состояние обычно временно, оно соответствует  внутреннему кризису, сменяемому эмоциональным  безразличием, вслед за которым приходит эгоцентризм, затем лабильность (неустойчивость), которая вновь может вылиться в кризис. Специалистами осуществляется диагностика опасного состояния. При  этом важную роль играет сопоставление  результатов обследования личности с данными, характеризующими социальную ситуацию, в которой она находится. При оценке ситуации, в частности, учитываются материальные условия, влияние со стороны окружения, наличие  психотравмирующих факторов и др. 14 Диагноз предопределяет строго индивидуальные профилактические меры.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"