Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Политологии"

Файлы: 1 файл

Voprosy_k_zachetu_Politologia_VS_2012-13.docx

— 89.18 Кб (Скачать)

22. Типология политической элиты и система рекрутирования элиты;

Политическая элита - это составляющая меньшинство общества внутренне  дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц (или совокупность групп), в большей  или меньшей степени обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие позиции  в общественных институтах и (или) непосредственно  влияющих на принятие властных решений  в обществе. Это относительно привилегированная, политически господствующая группа, претендующая на представительство  народа и в демократическом обществе в той или иной мере подконтрольная массам и относительно открытая для вхождения в ее состав любых граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью.

 

Ее существование обусловлено  действием следующих основных факторов: 1) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми  способностями, возможностями и  желанием участвовать в политике; 2) законом разделения труда, который  требует профессионального занятия  управленческим трудом как условия  его эффективности; 3) высокой общественной значимостью управленческого труда  и его соответствующим стимулированием; 4) широкими возможностями использования  управленческой деятельности для получения  социальных привилегий (поскольку политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей); 5) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями; 6) политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики.

 

Эти и некоторые другие факторы  обусловливают элитарность общества. Сама политическая элита неоднородна, внутренне дифференцирована и существенно  различается на разных исторических этапах и в разных странах. Это, а  также специфика исследовательских  подходов усложняют ее классификацию.

 

В зависимости от источников влияния  элиты подразделяются на наследственные, например аристократия, ценностные - лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции, властные - непосредственные обладатели власти и функциональные - профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию. Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита); открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство.

 

Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например, неофициальные советники президента, его "кухонный кабинет", или положением в структурах власти. В западных демократиях на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты. Среди самой высшей элиты часто выделяют ядро, характеризующееся особой интенсивностью коммуникаций, взаимодействия и насчитывающее обычно 200-400 человек.

 

К средней элите относят примерно 5 процентов населения, выделяющихся одновременно по трем признакам - доходу, профессиональному статусу и  образованию. Лица, обладающие высшими  показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите. Как отмечает Карл Дойч, "в целом люди, чей образовательный уровень гораздо выше, чем их доход, обычно более критичны к существующим отношениям, в своих политических убеждениях тяготеют к центризму или левому радикализму. Лица, чей доход заметно превышает уровень образования, также зачастую не удовлетворены своим положением, престижем и, как правило, занимают правые политические позиции. Таким образом, взгляды 5 процентов взрослого населения страны, составляющего элиту общества, определяемые соотношением доходов, профессионального статуса и образовательного уровня, могут многое поведать о том, что политически приемлемо и что не приемлемо для данной страны

Многие политологи отмечают тенденцию  возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых "субэлитой", - высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов - в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.

 

К политической элите, непосредственно  участвующей в процессе принятия политических решений, примыкает элита  административная, предназначенная  для исполнительской деятельности, однако на деле обладающая большим  влиянием на политику.

 

Одной из достаточно содержательных классификаций политической элиты  в демократическом обществе является выделение в зависимости от степени  развитости и соотношения вертикальных (социальная представительность) и  горизонтальных (внутри-групповая сплоченность) связей элиты ее четырех основных типов: стабильной демократической ("этаблированной") элиты - высокая представительность и высокая групповая интеграция; плюралистической - высокая представительность и низкая групповая интеграция; властной - низкая представительность и высокая групповая интеграция и дезинтегрированной - низкие оба показателя.

 

Социальная представительность

 

высокая низкая

 

Групповая интеграция

 

высокая стабильная демократическая  властная

 

низкая плюралистическая дезинтегрированная

 

Оптимальной для общества является стабильная демократическая элита, сочетающая тесную связь с народом  с высокой степенью групповой  кооперации, позволяющей понимать политических оппонентов и находить приемлемые для  всех, компромиссные решения.

 

Элитарность современного общества достаточно доказанный факт. Всякие попытки ее устранения и политической нивелировки  населения, приводили лишь к господству деспотических, нерезультативных элит, что в конечном счете наносило ущерб всему народу. Устранить политическую элитарность можно лишь за счет общественного самоуправления. Однако на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации самоуправление народа скорее привлекательный идеал, чем реальность. Для демократического государства имеет первостепенную значимость не борьба с элитарностью, а формирование наиболее результативной, полезной для общества элиты, обеспечение ее социальной представительности, своевременное качественное обновление, предотвращение тенденции олигархизации, превращения в замкнутую господствующую привилегированную касту.

 

Социальная результативность элиты, характеризующая эффективность  выполнения ею функций руководства  обществом, складывается из многих показателей. К числу важнейших из них относятся  оптимальное сочетание горизонтальной и вертикальной интеграции и эффективная  система рекругирования, обеспечивающая высокую профессиональную компетентность и необходимые для руководящих кадров ценностные ориентации: честность, уважение законов и прав человека, заботу об общем благе и т.п.

 

Горизонтальная интеграция - это  кооперация различных представителей элиты, ее групповая сплоченность. Удерживаемая в определенных пределах, она выступает  необходимым условием принятия коллективных решений, предохранения общества от политической поляризации и радикализации, повышения способности руководителей находить компромиссные решения и достигать консенсуса, предотвращать и разрешать конфликты. Однако внутригрупповая интеграция способствует социальной результативности элиты лишь тогда, когда она происходит не за счет ослабления ее социальной представительности, характеризующей выражение элитой интересов всего общества. Как отмечает Е. Хоффманн-Ланге, современные "элиты имеют тенденцию эмансипироваться от своего собственного базиса, требования которого они воспринимают как ограничение их свободы принятия решений

В современном демократическом  обществе партийные механизмы контроля за элитами дополняются государственными и общественными институтами. К таким институтам относятся выборы, СМИ, опросы общественного мнения, группы давления и т.д.

 

Большое влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты в целом оказывают системы  ее рекрутирования (отбора). Такие системы определяют: кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии, круг селектората (лиц, осуществляющих отбор) и побудительные мотивы его действий.

 

Существуют две основные системы  рекрутирования элит: гильдий и антрепренерская (предпринимательская). В чистом виде они встречаются довольно редко. Антрепренерская система преобладает в демократических государствах, система гильдий - в странах административного социализма, хотя ее элементы широко распространены и на Западе, особенно в экономике и государственно-административной сфере.

 

Каждая из этих систем имеет свои специфические черты. Так, для системы гильдий характерны:

 

  1. закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медленный, постепенный путь наверх. Примером здесь служит сложная чиновническая лестница, предполагающая постепенное продвижение по многочисленным ступенькам служебной иерархии; 2) высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров - формальных требований для занятия должностей. Это могут быть партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства и т.д.;

Антрепренерская система рекрутирования элит во многом противоположна системе гильдий. Ее отличают: 1) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций; 2) небольшое число формальных требований, институциональных фильтров; 3) широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны; 4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов; 5) изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами.

 

23. Понятие, структура и функции политических систем

 

 

Термин "политическая система" был  введён в политологию в 50-60-х гг. ХХ в. Сегодня основными подходами  к характеристике политической системы  являются системный и институциональный  подходы.

С точки зрения их политическую систему  можно рассматривать как систему  институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. Политический институт - это элемент политической системы. Ими являются: государство, партии, общественные организации.

 

В состав политической системы входят:

1. государство, политические партии, общественные организации, которые  в своей совокупности образуют  политическую организацию, выступающую  как подсистема в политической  системе общества;

2. политические партии;

3. политические отношения;

4. политическое сознание и политическая  культура.

Функции политической системы

Американский политолог Д.Истон предположил следующую модель политической системы.

Модель политической системы, предложенная Д.Истоном, даёт представление о том, как политическая система вырабатывает политику, с помощью которой распределяются ценности в обществе и достигаются коллективные цели.

В рамках системного подхода любая  система, в том числе и политическая, автономна и имеет границы  со средой. Своеобразные пограничные  столбы, которые указывают на пределы  систем, называются "вход" и "выход".

"Вход" - это практически любое  событие, которое по отношению  к политической системе является  внешним, воздействует на неё  и способно её изменить.

"Выход" - это ответная реакция  на взаимодействие, преобразованное  политической системой, её специализированными  институтами в решения, которые  передаются как информационный  сигнал в среду. Обратная связь  между "входом" и "выходом"  осуществляется через окружающую  среду. Это есть так называемая "петля обратной связи".

На "вход" в политическую систему  подаются импульсы различного рода. Во-первых, это требования, которые направляются в адрес властей и служат сигналом о наличии в обществе определённых потребностей. Помимо требований, в  политическую систему вводится множество  разнообразной информации: это ожидания, предпочтения, ценностные установки, настроения. Всё это может совпадать с  требованиями или выступать в  качестве побудительных мотивов  для требований.

Во-вторых, на "входе" существует импульс поддержки. Поддержка есть выражение лояльности членов общества по отношению к системе. Открытая поддержка материализуется в  действиях. Это участие в выборах, поддержка определённых партий и  лидеров, словесное одобрение принимаемых  решений. Скрытая поддержка выражается во внутренних установках и ориентациях  личности, в предрасположенности  к определённым политическим идеалам, нормам, моделям поведения.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"