Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Политологии"

Файлы: 1 файл

Voprosy_k_zachetu_Politologia_VS_2012-13.docx

— 89.18 Кб (Скачать)

Политическая система на "входе" и на "выходе" выполняет определённые функции.

К функциям на "входе" в политическую систему относятся:

- политическая социализация и  рекрутирование;

- артикуляция интересов;

- агрегирование интересов;

- политическая коммуникация.

На "выходе" политическая система  выполняет функции:

- нормотворчества;

- применения правил и норм;

- контроля за соблюдением правил и норм.

Следовательно, весь объём социальных взаимодействий в политической системе  может быть выражен как совокупность функций "входа" факторов из внешнего окружения в систему, их конверсии  внутри системы и функций "выхода". Политическая система может сохранять  устойчивость только при наличии  баланса между "входными" и "выходными" функциями.

Коротко охарактеризуем эти функции. На "входе" политическая система  выполняет функцию политической социализации и рекрутирования. Политическая социализация - это процесс приобщения личности к политике как особой сферы жизнедеятельности. В результате личность усваивает определённые политические нормы, ценности, модели поведения. Социализация, в том числе и политическая социализация, формирует определённый тип личности (демократический или авторитарный) и обеспечивает преемственность в развитии политической системы, её стабильность, формирование поддержки данному порядку. Именно поэтому социализация является важнейшей функцией политической системы. Она направлена на создание необходимого уровня поддержки - основы самосохранения политической системы. С этой функцией связано и рекрутирование.

 

24. Типология политических систем

Многообразие политических систем, существующих в современном мире, указывает на то, что взаимосвязь  и взаимозависимость подсистем, образующих политическую целостность, происходит различными способами. На характер взаимодействия элементов внутри политической системы и ее взаимоотношений с внешней средой влияет ряд переменных - культура, исторические традиции, экономическое развитие, зрелостъ гражданского общества и т. д. Доминирование тех или иных переменных в механизме взаимодействия системы с внешней или внутренней средами является основанием для типологазации политических систем.

Одна из первых классификаций политических систем исходит из характера их взаимоотношений  с внешней средой и выделяет открытые и закрытые политические системы. Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т. е. находят ресурсы развития внутри самой системы. (Примером могут служить  социалистические страны). Открытые системы  активно обмениваются с внешним  миром, успешно усваивают ценности иных систем, они подвижны и динамичны.

Основанием типологизации политических систем может служить социально-экономический фактор, обусловливающий политическое господство экономически доминирующего класса. Предложившие подобную классификацию К. Маркс и Ф. Энгельс взяли за основу способ производства и соответственно выделили рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социалистическую политические системы.

Однако в отмеченных типологиях абсолютизируется роль одного фактора  и не учитывается влияние других переменных, что делает их недостаточно прагматичными.

Общепризнанной считается типология  политических систем /. Алмонда. Он различал их по типу политической культуры и ролевой структуры (т. е. структуры ролей, выполняемых официальной властью, партиями, группами давления, средствами массовой информации). В соответствии с этими критериями выделяются четыре типа политических систем: 1) англо-американская, 2) европейская континентальная, 3) доинду-стриальная и частично индустриальная, 4) тоталитарная.

Политические системы англо-американского  типа отличаются «однородной, светской политической культурой», ориентированной  на либеральные ценности (свободу, безопасность, собственность), и «сильно разветвленной  ролевой структурой», представленной автономными партиями, группами зашиты интересов и т. д. Однородная политическая культура и развитая система многофункциональных  институтов, способных реагировать  на возникающие потребности, обеспечивают стабильность.

Континентальные европейские системы  отличаются «раздробленностью политической культуры», наличием изолированных  друг от друга субкультур, т. е. систем ценностей, идеалов, убеждений, присущих какой-то социальной группе (классу, этносу, конфессиональной или территориальной  общности). Так, французскую политическую культуру характеризует взаимопроникновение католической, социалистической и коммунистической субкультур. В соответствии с этими субкультурами происходит распределение политических ролей, но не в масштабах общества, а в масштабах группы. Каждая субкультура представлена своими партиями, средствами массовой информации. Фрагментарность и расколотость политической культуры порождают нестабильность, угрозу «цезаристского переворота» (Г. Алмонд), поэтому в европейских странах достаточно часты правительственные и парламентские кризисы.

Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы характеризуются  существованием закрытой, замкнутой  на саму себя местной («приходской») политической культуры. Люди маловосприимчивы к глобальной политической культуре, к национальной целостности и ориентируются на местную политическую подсистему - племя, клан, деревню. Многообразие политических субкультур сокращает возможности достижения согласия и компромисса. Это обусловливает высокий уровень насилия, выступающего средством примирения. Дифференциация политических структур и функций минимальна, непостоянна и неустойчива, поэтому, например, исполнительные органы могут присваивать себе функции законодательных.

В тоталитарных политических системах доминирует «подданническая» политическая культура, ценности и образцы политического  поведения навязываются властью. Политическая культура имеет классовый или  националистический характер. Существование иных субкультур невозможно. Хотя и существует дифференциация политико-правительственных структур, тем не менее вся власть концентрируется в руках монопольно властвующей партии. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности личности.

Позже, в рамках теории модернизации, Г. Алмонд и Д. Пау-элл обратились к рассмотрению числа переменных, лежащих в основании классификации политических систем. Эти составляющие показывают динамику развития политических систем, возможность перехода от одного типа к другому. Такими переменными Г. Алмонд и Д. Пауэлл считали дифференциацию политических ролей, самостоятельность подсистем и секуляризованность культуры. Структурная дифференциация рассматривалась как «процесс, в котором роли меняются и становятся более специализированными или самостоятельными, или путем которого вводятся новые типы ролей и появляются или создаются новые структуры и подсистемы». Новые роли требуют структурной специализации, существования относительно независимых и дифференцированных политических институтов (партий, групп давления и т. д.).

Дифференциация ролей предполагает и культурную секуляризацию. Г. Алмонд и Д. Пауэлл определили ее как «процесс, в ходе которого индивид, участвующий в политической деятельности, становится более рациональным, способным к анализу и учету эмпирической реальности».

На основе этих индикаторов они  предложили классификацию политических систем, в которой выделили три  группы: примитивные (со слабой культурной секуляризацией и дифференциацией  ролей); традиционные (с дифференцированной правительственной структурой, хотя фактически власть концентрируется  у монарха); современные (с дифференцированными  политическими инфраструктурами). Данная типология позволила охватить все  многообразие политических режимов, которые  когда-либо существовали и существуют в мире. Она вобрала в себя и более простые классификации, например, такую, как деление политических систем на традиционные и модернизированные в зависимости от специализации ролей и функций политических институтов.

Модернизированные системы обладают высокой структурной и функциональной специализацией политических институтов, что позволяет им достаточно эффективно реагировать на постоянно меняющиеся интересы гражданского общества. Отношения  между обществом и властью  рационализированы и оформлены  правом. В традиционных системах все  функции практически сконцентрированы у монарха, вождя, который опирается  на институты насилия и привычку населения подчиняться власти.

В систему Г. Алмонда и Д. Пауэлла входит и более частная классификация политических систем - по типу доминирующих политических ориентации (т. е. принципов, на которых основана желаемая модель общества): радикально-авторитарные (коммунистические системы); консервативно-авторитарные (фашистские системы); либерально-демократические (западные демократии); авторитарно-модернизирующиеся (системы в странах Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и т. д.).

25, 26

Определение понятия «политический режим»;

Типы  политических режимов и их разновидности

 

Политический режим: понятие и  виды

 

Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной  власти, которые проявляют ее характер и содержание.

 

Существуют следующие виды политического  режима:

 

авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной  власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства  населения государства;

переходный и чрезвычайный –  политические режимы, которые характеризуются  временным характером и формируются  в результате политического переворота или революции, а также при  стихийных потрясениях, которые  угрожают нормальному существованию  государства и безопасности граждан;

демократический – политический режим, при котором государственная  власть формируется и функционирует  на принципе подчинения меньшинства  большинству.

Признаки авторитарного политического  режима:

 

происходит отстранение населения  страны от формирования государственной  власти;

государственная власть полностью  сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны;

происходит устранение властью  оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом;

реализация постановлений государственной  власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата;

доминирование противоправных решений.

Выделяют следующие виды авторитарного  политического режима:

 

деспотический – режим, при котором  глава государства (деспот) хотя и  приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;

тиранический – режим, при котором  глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после  чего его жестокость, произвол падает на все население страны;

тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая  значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни;

конституционно-авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.

Признаки демократического политического  режима:

 

осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);

полное подчинение государства  праву;

провозглашаются и гарантируются  государством демократические права  и свободы.

Выделяют также следующие виды демократического политического режима : 1) демократия участия (участие в управлении страной всего населения); 2) демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы; 3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность.

 

27 Политических режим и политическая система современной России

 

Функционирующая в России общественно-политическая система во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие  из которых - репрезентативность (представительность) власти и ее ответственность перед  обществом, наличие действенного общественного  контроля за властью. Аналитики характеризуют эту систему терминами "авторитарная демократия", "режимная система", связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества.

 

Д.Истон выделял три объекта поддержки управления: политическое сообщество, режим, власть (правительство). При этом режим определяется как регламентированный метод определения политических отношений. Эта концепция режима включает методы назначения правительств, механизмы формального и неформального представительства и модели принуждения.

 

Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства  и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе  не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"