Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Политологии"
В характеристике избирательной системы важное место занимает проблема заградительного барьера (пункта), вводимого при использовании пропорциональной, а отчасти смешанной системы в целях избежания чрезмерно дробной партийно-фракционной структуры парламента и создания в нем достаточно крупных партийных фракций. Заградительный барьер (пункт) — это определенный законом минимальный процент голосов избирателей, который должна собрать данная партия или избирательный блок партий и иных объединений в масштабах всей страны, чтобы получить доступ в парламент и принять участие в распределении депутатских мандатов. Высота такого барьера существенно отличается в различных странах: в Израиле он достаточно низок — всего один процент; в Дании — два; в Аргентине — три; в Италии, Швеции, Венгрии и Болгарии — четыре; в Египте — восемь; в Турции — даже десять процентов. В ряде стран при создании избирательных блоков партий вводится особый, повышенный заградительный барьер
38. Теория политической модернизации: понятие и направления
Центральную роль в концепциях политического развития играет теория политической модернизации. Она описывает проблемы политического развития стран в переходный период.
Понятие теории модернизации не означает
целостного научного направления: это
своеобразная совокупность методологически
неоднородных концепций, моделей, логических
приемов анализа. Их цель – объяснить
природу социально-
Таким образом, теория модернизации представляет собой совокупность различных схем и моделей анализа, раскрывающих процесс и динамику преодоления отсталости традиционных государств.
Теоретическая основа этих концепций была заложена наследием Дж. Локка, А. Смита, Ф. Тённиса, М. Вебера, Т. Парсонса и других ученых.
Можно выделить два основных этапа развития теории политической модернизации:
1) В 1950–1960-е гг. ХХ в. модернизация понималась как вестернизация, т.е. простое копирование западных устоев во всех областях жизни. Она по сути своей являлась формой «догоняющего развития». Поскольку авторитет западных стран и Америки в области управления и стандартов потребления был бесспорен, эти стандарты «насаждались» тем странам, которые осуществляли переход от традиционного состояния к современному.
Искусственно утверждая
Отсталые страны Азии, Африки и
Латинской Америки при
2) В 1970–1990-е гг. связь между
модернизацией и развитием
Появились концепции «частичной модернизации», «тупиковой модернизации», «кризисного синдрома модернизации». Стали более детально исследоваться конкретные политические процессы, учитываться специфические исторические и национальные условия, культурное своеобразие различных стран. Основное внимание стали уделять национальной форме реализации реформ. Был сделан очень важный вывод: модернизация может осуществиться только при изменении ценностных ориентаций широких слоев населения, преодолении кризисов политической культуры общества.
Выделяют два типа модернизации:
• Спонтанная или «первичная» модернизация. Страны перешли к современным общественным структурам в результате постепенного, длительного развития (Западная Европа, США, Канада). Сначала в этих странах происходили перемены в духовно-идеологической сфере (Возрождение, Реформация, Просвещение), затем трансформировалась экономика, формировалось гражданское общество, изменялась политическая система, которая была направлена на представительство социальных интересов.
• Отраженная или «догоняющая» модернизация. Отставшие в своем развитии страны (Россия, Бразилия, Турция и др.
) пытаются преодолеть свою «
По мнению ученых либерального направления (Р. Даль, Г. Алмонд и др.), основным критерием политической модернизации является степень вовлеченности граждан в систему представительной демократии и открытая конкуренция элит.
39. Понятие, структура и функции политической идеологии
Главное содержание, общие цели и социальное назначение политики обосновывается политической идеологией. Понятие идеология(от греч. idea – идея, образ и logos – учение слово) впервые ввел в научный оборот французский философ и политик А. Дестют де Траси (1754-1836) в многотомном труде "Элементы идеологии". В его понимании идеология – это учение об идеях, которые должны выступать основополагающими принципами государства, права и воспитания.
В эпоху Просвещения это понятие
получило негативную окраску как
неадекватное реальности сознание, основанное
на религиозных и других предрассудках
и противостоящее рациональному, объективному
познанию действительности. Это отрицательное
отношение к идеологии было закреплено
и событиями Великой
Опираясь на достижения современной
политологической мысли, политическую
идеологию можно определить как
систематизированную
Носителями идеологии
Существующие в обществе идеологии отражают социальную дифференциацию общества и прежде всего характери остроту социальных, экономических, политических, религиозных, ценностных и иных конфликтов. Наиболее острая борьба идеологий происходит в странах с глубокими системными социальными конфликтами, связанными с проблемами переустройства общества.
Характерные черты идеологий –
групповой эгоизм, идеализация, приукрашивание
места и роли данной группы в обществе,
ее противопоставление другим группам
(классам), гипертрофированное выражение
ее интересов, не учет интересов других
слоев (яркий пример – марксизм с
его учением о пролетариате как
гегемоне в революционных
В обществе идеологии могут играть различную роль – и отрицательную, и положительную, укореняясь в массовой психологии и закрепляясь в нормах и традициях политической жизни. Они могут тормозить назревшие социальные проблемы, искусственно поддерживать классовые, национальные, религиозные и другие конфликты. Особенно это характерно для политических систем, не допускающих плюрализма идеологий, их свободного соревнования за влияние на общественное сознание. Но и в развитых демократических обществах роль идеологий не всегда однозначно положительна. И все же многообразие и противоречивость общественных интересов и ценностей, которое находит свое выражение и теоретическое обоснование в различных идеологиях, конституируют идеологии как необходимый компонент современного общества. Конструктивная роль идеологий определяется их базированием на общечеловеческих ценностях и национальных интересах.
40. Основные идеологические течения в современном мире: либерализм, консерватизм, социализм, национальные идеологии
Либерализм и неолиберализм. Либерализм
как самостоятельное
Основополагающими признаками либерализма являются:
• свобода личности;
• уважение и соблюдение прав человека;
• свобода частного владения и предпринимательства;
• правовое равенство граждан;
• договорная система образования государства;
• разделение властей, идея свободных выборов всех институтов власти;
• невмешательство государства в частную жизнь.
Однако следование классической модели либеральной идеологии привело к поляризации общества. Ничем не ограниченный либерализм в экономике и политике не обеспечивал социальной гармонии и справедливости. Идеи либерализма стили переживать кризис.
В результате длительных дискуссий
и теоретических поисков во второй
половине XX в. была выработана обновленная
концепция либерализма —
В основу программы неолибералов легли такие идеи, как: консенсус управляющих и управляемых; необходимость участия масс в политическом процессе; демократизация процедуры принятия политических решений; государственное ограничение деятельности монополий.
Неолиберализм позволил оградить личность
от злоупотреблений и негативных
последствий рыночной системы. Основные
ценности неолиберализма были заимствованы
другими идеологическими
Консерватизм и
Предпосылкой возникновения
В XX в. консерватизм вынужден был признать многие либеральные ценности и значительно терпеливее стал относиться к новаторским идеям в политике и общественной жизни. Однако в его основе остались идеи укрепления законности, государственной дисциплины и порядка, неприятие радикальных реформ.
Неоконсерватизм — стремление приспособить традиционные ценности консервативного толка к реалиям Современного постиндустриального общества. Отстаивая такие духовные ценности, как семья, религия, мораль, а также социальную стабильность, взаимную ответственность граждан и государства, уважение прав человека, неоконсерватизм находит немало приверженцев среди избирателей. Партии, основанные на идеях консерватизма, существуют в США (Республиканская партия), Японии (Либерально-консервативная), Англии (Консервативная). И число сторонников этого идейного течения продолжает расти. Консерваторы наращивают свой политический капитал во Франции, Германии и других странах мира.
Социализм (коммунизм). Социализм (от лат. socialis — общественный — идейное течение, целью которого является построение бесклассового общественно-политического строя, основанного на общественной собственности и полном (экономическом, политическом, социальном) равенстве всех граждан.
Идеи социализма известны с древнейших времен, но первые попытки описать устройство этого общественного строя были предприняты мыслителями Нового времени Томасом Мором (1478—1535) и Томмазо Кампанеллой (1568—1639). В XIX в., благодаря работам таких ученых, как А. Сен-Симон (1760— 1825), Р. Оуэн (1771-1851), Ш. Фурье (1772-1837), Л. Бланк (1811-1882) социалистические идеи приобрели теоретический, концептуальный характер и превратились в идеологию рабочего класса. Окончательно социалистическая идеология сформировалась и приобрела определенную политическую направленность благодаря деятельности К. Маркса, Ф. Энгельса, Ф. Лассаля, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина.