Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Политологии"

Файлы: 1 файл

Voprosy_k_zachetu_Politologia_VS_2012-13.docx

— 89.18 Кб (Скачать)

В характеристике избирательной системы  важное место занимает проблема заградительного  барьера (пункта), вводимого при использо­вании пропорциональной, а отчасти смешанной системы в целях избе­жания чрезмерно дробной партийно-фракционной структуры парла­мента и создания в нем достаточно крупных партийных фракций. Заградительный барьер (пункт) — это определенный законом минималь­ный процент голосов избирателей, который должна собрать данная партия или избирательный блок партий и иных объединений в масшта­бах всей страны, чтобы получить доступ в парламент и принять участие в распределении депутатских мандатов. Высота такого барьера сущест­венно отличается в различных странах: в Израиле он достаточно низок — всего один процент; в Дании — два; в Аргентине — три; в Ита­лии, Швеции, Венгрии и Болгарии — четыре; в Египте — восемь; в Турции — даже десять процентов. В ряде стран при создании избира­тельных блоков партий вводится особый, повышенный заградитель­ный барьер

 

38. Теория политической модернизации: понятие и направления

Центральную роль в концепциях политического  развития играет теория политической модернизации. Она описывает проблемы политического развития стран в  переходный период.

 

Понятие теории модернизации не означает целостного научного направления: это  своеобразная совокупность методологически  неоднородных концепций, моделей, логических приемов анализа. Их цель – объяснить  природу социально-политического  развития, выявить причины отклонения развития переходных обществ от стандартов американского и западноевропейского  образа жизни.

 

Таким образом, теория модернизации представляет собой совокупность различных схем и моделей анализа, раскрывающих процесс и динамику преодоления  отсталости традиционных государств.

 

Теоретическая основа этих концепций  была заложена наследием Дж. Локка, А. Смита, Ф. Тённиса, М. Вебера, Т. Парсонса и других ученых.

 

Можно выделить два основных этапа  развития теории политической модернизации:

 

1) В 1950–1960-е гг. ХХ в. модернизация понималась как вестернизация, т.е. простое копирование западных устоев во всех областях жизни. Она по сути своей являлась формой «догоняющего развития». Поскольку авторитет западных стран и Америки в области управления и стандартов потребления был бесспорен, эти стандарты «насаждались» тем странам, которые осуществляли переход от традиционного состояния к современному.

 

Искусственно утверждая политические ценности и институты (парламент, многопартийную систему, всеобщие альтернативные выборы, разделение властей, политическую свободу  и т.п.), оказывая при этом значительную экономическую помощь, тем не менее, не удалось добиться того результата, на который рассчитывали.

Отсталые страны Азии, Африки и  Латинской Америки при механическом утверждении стандартов общественной жизни западных стран столкнулись  с коррупцией чиновников, произволом бюрократии, катастрофическим расслоением населения, его пассивностью, нарастанием конфликтности и напряженности в обществе.

 

2) В 1970–1990-е гг. связь между  модернизацией и развитием была  пересмотрена. Модернизацию стали  рассматривать не как условие,  а как функцию развития.

 

Появились концепции «частичной модернизации», «тупиковой модернизации», «кризисного  синдрома модернизации». Стали более  детально исследоваться конкретные политические процессы, учитываться  специфические исторические и национальные условия, культурное своеобразие различных  стран. Основное внимание стали уделять  национальной форме реализации реформ. Был сделан очень важный вывод: модернизация может осуществиться только при  изменении ценностных ориентаций широких  слоев населения, преодолении кризисов политической культуры общества.

 

Выделяют два типа модернизации:

 

• Спонтанная или «первичная» модернизация. Страны перешли к современным общественным структурам в результате постепенного, длительного развития (Западная Европа, США, Канада). Сначала в этих странах происходили перемены в духовно-идеологической сфере (Возрождение, Реформация, Просвещение), затем трансформировалась экономика, формировалось гражданское общество, изменялась политическая система, которая была направлена на представительство социальных интересов.

 

• Отраженная или «догоняющая» модернизация. Отставшие в своем развитии страны (Россия, Бразилия, Турция и др.

) пытаются преодолеть свою «отсталость»  за счет социокультурных контактов  с передовыми странами. Развитие  общества в этом случае напоминает  «движение квадратного колеса»  (бразильский историк Н. Вернек Содре), т.к. чередуются эволюционные и революционные начала. Успех модернизации зависит от способности общественно-политических институтов адекватно реагировать на изменения. Эти страны могут остановиться на стадии частичной модернизации, когда традиционность и рациональность сочетаются при создании одних институтов, одного общества.

 

По мнению ученых либерального направления (Р. Даль, Г. Алмонд и др.), основным критерием политической модернизации является степень вовлеченности граждан в систему представительной демократии и открытая конкуренция элит.

 

39. Понятие, структура и функции политической идеологии

Главное содержание, общие цели и  социальное назначение политики обосновывается политической идеологией. Понятие идеология(от греч. idea – идея, образ и logos – учение слово) впервые ввел в научный оборот французский философ и политик А. Дестют де Траси (1754-1836) в многотомном труде "Элементы идеологии". В его понимании идеология – это учение об идеях, которые должны выступать основополагающими принципами государства, права и воспитания.

В эпоху Просвещения это понятие  получило негативную окраску как  неадекватное реальности сознание, основанное на религиозных и других предрассудках  и противостоящее рациональному, объективному познанию действительности. Это отрицательное  отношение к идеологии было закреплено и событиями Великой французской  революции, когда имело место  массовое уничтожение людей во имя  идеологических абстракций. И только со временем идеология получила признание.

Опираясь на достижения современной  политологической мысли, политическую идеологию можно определить как  систематизированную совокупность идей, относящихся к проблемам  власти и устройства общественной жизни  и отражающих интересы определенных групп (слоев, классов), которые служат закреплению или изменению существующих общественных институтов и отношений.

Носителями идеологии выступают, как правило, достаточно крупные  общественные группы – это прежде всего классы: буржуазия, рабочий класс, мелкая буржуазия, интеллигенция, крестьянство, а также нации. Однако существуют и идеологии, не имеющие классового или национального выражения, а ориентируются на определенные ценности. Например, идеология анархизма (дословно - безвластие) привлекает в свои ряды сторонников максимальной свободы личности, не ограниченной никакой формой власти. Идеологию "зеленых" "исповедуют" представители самых разных социальных групп, ориентирующиеся на постматериальные ценности.

Существующие в обществе идеологии  отражают социальную дифференциацию общества и прежде всего характери остроту социальных, экономических, политических, религиозных, ценностных и иных конфликтов. Наиболее острая борьба идеологий происходит в странах с глубокими системными социальными конфликтами, связанными с проблемами переустройства общества.

Характерные черты идеологий –  групповой эгоизм, идеализация, приукрашивание места и роли данной группы в обществе, ее противопоставление другим группам (классам), гипертрофированное выражение  ее интересов, не учет интересов других слоев (яркий пример – марксизм с  его учением о пролетариате как  гегемоне в революционных преобразованиях  общества и диктатуре пролетариата как выражающей интересы всех слоев  общества). Эти отличительные черты идеологий определяются прежде всего их сущностной характеристикой как социально тенденциозной коллективной формы сознания.

В обществе идеологии могут играть различную роль – и отрицательную, и положительную, укореняясь в массовой психологии и закрепляясь в нормах и традициях политической жизни. Они могут тормозить назревшие  социальные проблемы, искусственно поддерживать классовые, национальные, религиозные  и другие конфликты. Особенно это  характерно для политических систем, не допускающих плюрализма идеологий, их свободного соревнования за влияние  на общественное сознание. Но и в  развитых демократических обществах роль идеологий не всегда однозначно положительна. И все же многообразие и противоречивость общественных интересов и ценностей, которое находит свое выражение и теоретическое обоснование в различных идеологиях, конституируют идеологии как необходимый компонент современного общества. Конструктивная роль идеологий определяется их базированием на общечеловеческих ценностях и национальных интересах.

 

40. Основные идеологические течения в современном мире: либерализм, консерватизм, социализм, национальные идеологии

Либерализм и неолиберализм. Либерализм как самостоятельное идеологическое течение возник в конце XVII в. и  окончательно сформировался к середине XIX в. благодаря трудам Дж. Локка, Т. Гоббса, Дж. Милла, А. Смита и др. В основе либеральной идеологии лежит концепция о приоритете личных прав и свобод над всеми иными (обществом, государством). При этом из всех свобод предпочтение отдается экономическим свободам (свободе предпринимательства, приоритету частной собственности).

Основополагающими признаками либерализма  являются:

• свобода личности;

• уважение и соблюдение прав человека;

• свобода частного владения и  предпринимательства;

• правовое равенство граждан;

• договорная система образования  государства;

• разделение властей, идея свободных  выборов всех институтов власти;

• невмешательство государства  в частную жизнь.

Однако следование классической модели либеральной идеологии привело  к поляризации общества. Ничем  не ограниченный либерализм в экономике  и политике не обеспечивал социальной гармонии и справедливости. Идеи либерализма  стили переживать кризис.

В результате длительных дискуссий  и теоретических поисков во второй половине XX в. была выработана обновленная  концепция либерализма — неолиберализм.

В основу программы неолибералов легли такие идеи, как: консенсус управляющих и управляемых; необходимость участия масс в политическом процессе; демократизация процедуры принятия политических решений; государственное ограничение деятельности монополий.

Неолиберализм позволил оградить личность от злоупотреблений и негативных последствий рыночной системы. Основные ценности неолиберализма были заимствованы другими идеологическими течениями. Он привлекателен тем, что служит идейной основой правового равенства  индивидов и правового государства.

Консерватизм и неоконсерватизм. В основе консерватизма (от лат. conservare — сохранять, охранять) лежат идеи незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей, естественной иерархии и привилегий определенного слоя населения, моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии, собственности.

Предпосылкой возникновения консерватизма  стала Великая французская революция 1789 г., в результате которой мир  был потрясен радикализмом политического  переустройства. Поэтому консерватизм отвергает любые революционные  методы изменения общественного  устройства.

В XX в. консерватизм вынужден был признать многие либеральные ценности и значительно  терпеливее стал относиться к новаторским  идеям в политике и общественной жизни. Однако в его основе остались идеи укрепления законности, государственной  дисциплины и порядка, неприятие  радикальных реформ.

Неоконсерватизм — стремление приспособить традиционные ценности консервативного  толка к реалиям Современного постиндустриального общества. Отстаивая  такие духовные ценности, как семья, религия, мораль, а также социальную стабильность, взаимную ответственность  граждан и государства, уважение прав человека, неоконсерватизм находит  немало приверженцев среди избирателей. Партии, основанные на идеях консерватизма, существуют в США (Республиканская партия), Японии (Либерально-консервативная), Англии (Консервативная). И число сторонников этого идейного течения продолжает расти. Консерваторы наращивают свой политический капитал во Франции, Германии и других странах мира.

Социализм (коммунизм). Социализм (от лат. socialis — общественный — идейное течение, целью которого является построение бесклассового общественно-политического строя, основанного на общественной собственности и полном (экономическом, политическом, социальном) равенстве всех граждан.

 

Идеи социализма известны с древнейших времен, но первые попытки описать  устройство этого общественного  строя были предприняты мыслителями  Нового времени Томасом Мором (1478—1535) и Томмазо Кампанеллой (1568—1639). В XIX в., благодаря работам таких ученых, как А. Сен-Симон (1760— 1825), Р. Оуэн (1771-1851), Ш. Фурье (1772-1837), Л. Бланк (1811-1882) социалистические идеи приобрели теоретический, концептуальный характер и превратились в идеологию рабочего класса. Окончательно социалистическая идеология сформировалась и приобрела определенную политическую направленность благодаря деятельности К. Маркса, Ф. Энгельса, Ф. Лассаля, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"