Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Политологии"
К. Маркс и Ф. Энгельс являются
основоположниками
Социалистическая (коммунистическая) идеология предлагает следующие принципы устройства социалистического (коммунистического) общества:
• отмена частной собственности на средства производства;
• отсутствие эксплуатации человека человеком;
• плановое развитие экономики, отсутствие безработицы, неуклонный рост благосостояния всего народа;
• обеспечение равного права на труд и его вознаграждение в соответствии с принципом «от каждого — по способности, каждому — по труду»;
• бесплатные и общедоступные такие социальные блага, как жилье, образование, медицинское обслуживание;
• утверждение и реализация идей гуманизма и демократии. Попытки реализовать идеи социализма (коммунизма) предпринимались в СССР и многих других странах. Итоги этих экспериментов оказались достаточно неутешительными.
Фашизм. Идеологические истоки фашизма (от итал. fascio — пучок, связка, объединение) восходят к элитарным идеям Платона, Гегеля. Это крайне реакционное, антидемократическое, правоэкс-тремистское идейно-политическое движение, одна из разновидностей тоталитаризма.
Германский фашизм использовал
для своих теоретических
Как социально-политическое явление фашизм возник в начале XX в. в период индустриализации общества и связанных с ней острых кризисных процессов, разрушавших устоявшиеся экономические и социально-политические субкультуры. Фашизм отличается от других традиционных тоталитарных режимов тем, что черпает свои силы в массовом движении недовольных граждан. Массовые движения в условиях глубокого экономического и политического кризисов легко поддаются различного рода манипулированию. Идеология, способная в простой, доступной форме определить цели и способы их достижения, быстро овладевает находящимися под давлением различного рода проблем массами. И чем глубже кризис, поразивший общество, тем больше шансов у фашистской идеологии овладеть массовым сознанием.
Фашизм как идейно-политическое движение и как политический режим возник в 20-е гг. XX в. в Италии, а затем в Германии, Португалии, Испании и других странах.
Наиболее характерными для фашистской идеологии и фашистских режимов являются следующие признаки:
• культ насилия и вождя;
• крайний национализм и даже расизм;
• воинствующий антикоммунизм;
• тотальный контроль за обществом и личностью;
• отсутствие демократических прав и свобод;
• широкое использование
• агрессивность и экспансионизм во внешней политике;
• идеологическая и политическая нетерпимость.
41. Политический конфликт: понятие, стадии развития, методы урегулирования
Политический конфликт развивается во времени и пространстве. Как и у любого конфликта, в его динамике можно выделить универсальные стадии.
Первая стадия - предконфликтная ситуация, которая является процессом возникновения общественных противоречий, появлением взаємозаперечуючих интересов и тенденций в каких-либо явлениях. Передконфлікт протекает в латентных и открытых формах.
Латентная форма характеризуется
повышенным эмоциональным фоном
и социальной напряженностью. Социальное
напряжение представляет собой социально-
Вторая стадия - непосредственная конфликтное взаимодействие. Ей, как правило, предшествует привод (инцидент) - любая ситуация, которая легализует переход к действиям. Конфликт, который произошел, имеет свою логику развития. Он может развиваться по спирали, чередуя в себе периоды подъема и спада. Об эскалации конфликта говорит динамика перерастания мирных митингов и демонстраций в акции протеста с проявлением насилия, втягивания в конфликт новых участников, рост эмоционального напряжения, расширение взаимных претензий и появления новых предметов спора. Интенсивность конфликта определяется и конечной целью его участников.
Ими могут быть такие:
"победа любой ценой" - полностью
ликвидировать или поставить
под свой контроль другую
"преобладание" - стремление одной из сторон обеспечить для себя доминирующую позицию;
"мир" - маневрирование, что позволяет
надеяться на достижение
Первые две программы
Третьей стадией является завершение конфликта.
Возможны несколько вариантов выхода из конфликта:
самозгасання конфликта. Это ситуации, когда длинные конфликты теряют свою актуальность и затухают сами по себе;
урегулирование конфликта. Урегулирование лишь частично снимает проблему, но при этом сам предмет спора не исчерпан. Сделка была навязана сильным противником более слабом, или сделка стала результатом вмешательства внешней третьей стороны. Наиболее активная часть сторонников конфликта может выражать свое недовольство достигнутым соглашениям, поэтому не исключена опасность возникновения нового конфликта;
решения конфликта, то есть заключения договора на основе найденного компромисса. При этом преодолеваются те условия, которые привели к конфликту, восстанавливается равновесие во взаимоотношениях участников, установка на борьбу заменяется установкой на партнерство.
Возможность разрешения конфликтов определяется несколькими условиями:
во-первых, конфликт должен перейти
из латентной в открытую форму, что
позволяет поставить более
во-вторых, признание каждой стороной своего оппонента и одновременно ограничить неконтролируемые процессы;
в-третьих, четкое представление о
предмете спора. Принятие взаимоприемлемых
решений возможно только при условии
четкого представления о
по-четвертых, нормативное регулирование конфликта. Оппоненты должны пригодиться о соблюдении определенных правил игры, выполнение которых помогает снизить уровень противостояния и начать процедуру переговоров;
по-пятое, готовность сторон к взаимным уступкам;
по-шестое, ослабление конфликта за счет перевода его на второй уровень.
Так, например, напряжение митинговой стихии может быть снята борьбой сторон в парламенте, Конституционном суде, в согласительных комиссиях и других организациях, которые берут на себя решение и отстаивания сторон. Подобный способ регулирования конфликта получил название метода институционализации.
Инструментом решения
42. Политическая культура: понятие, структура, функции
«Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Указанные индивидуальные ориентации, по мнению американских ученых, включают в себя несколько элементов:
а) познавательную ориентацию – истинное или ложное знание о политических объектах и идеях;
б) аффективную ориентацию – чувство связи, ангажированности, противодействия и т.д. в отношении политических объектов;
в) оценочную ориентацию – суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование применительно к политическим объектам и событиям неких оценочных критериев.
В данном определении выделяются две характерные особенности. Во-первых, политическая культура понимается как совокупность ориентаций на политическую деятельность. Это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее. Во-вторых, политическая культура предстает как структура ориентации, в которую включены: знания о политической системе, ее функциях, решениях и действиях; чувства относительно политической системы и политических деятелей (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политической системе (оценочные ориентации).
Данная концепция политической культуры призвана объяснить тот факт, что сходные по форме политические системы и их институты в разных странах функционируют по-разному. Кроме того, указанный подход задает общие объективные критерии для сравнительных исследований политического поведения в различных странах.
Итак, политическая культура – это
исторически обусловленная
Структура политической культуры может быть представлена совокупностью следующих элементов:
Культура политического
Культура политического
Культура функционирования политических институтов
Политические представления и убеждения Культура политического участия Культура электорального процесса
Политические ценности, традиции, обычаи и нормы Культура политической деятельности Культура принятия и реализации политических решений
Политические установки
Политическая культура, как и всякая иная, передается от поколения к поколению; самым главным ее выражением является политическое поведение людей. Таким образом, политическая культура в качестве своих структурных элементов включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения, а также культуру функционирования политических институтов. В политическую культуру включаются также политический опыт, стереотипы, политические мифы, идеология, политические символы, политическая социализация.
Характерные черты политической культуры состоят в том, что она:
фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;
является продуктом
имеет тотальный характер: политические отношения пронизаны, пропитаны политической культурой;
характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.
Политическая культура выполняет в обществе определенные функции:
идентификации, реализуя потребность человека в принадлежности к сообществу, группе;