Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Политологии"

Файлы: 1 файл

Voprosy_k_zachetu_Politologia_VS_2012-13.docx

— 89.18 Кб (Скачать)

К. Маркс и Ф. Энгельс являются основоположниками коммунистической идеологии. В работе «Манифест Коммунистической партии» (1848) они сформулировали ее основные принципы. Коммунистическая идеология обосновывает необходимость  и неизбежность радикального переустройства общества путем свержения буржуазного  строя и установления диктатуры  пролетариата. В качестве конечной цели революционных реформ предполагается построение бесклассового общества, основанного на общественном самоуправлении.

Социалистическая (коммунистическая) идеология предлагает следующие  принципы устройства социалистического (коммунистического) общества:

• отмена частной собственности  на средства производства;

• отсутствие эксплуатации человека человеком;

• плановое развитие экономики, отсутствие безработицы, неуклонный рост благосостояния всего народа;

• обеспечение равного права  на труд и его вознаграждение в  соответствии с принципом «от  каждого — по способности, каждому  — по труду»;

• бесплатные и общедоступные такие  социальные блага, как жилье, образование, медицинское обслуживание;

• утверждение и реализация идей гуманизма и демократии. Попытки  реализовать идеи социализма (коммунизма) предпринимались в СССР и многих других странах. Итоги этих экспериментов  оказались достаточно неутешительными.

Фашизм. Идеологические истоки фашизма (от итал. fascio — пучок, связка, объединение) восходят к элитарным идеям Платона, Гегеля. Это крайне реакционное, антидемократическое, правоэкс-тремистское идейно-политическое движение, одна из разновидностей тоталитаризма.

Германский фашизм использовал  для своих теоретических обоснований  идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше.

Как социально-политическое явление  фашизм возник в начале XX в. в период индустриализации общества и связанных с ней острых кризисных процессов, разрушавших устоявшиеся экономические и социально-политические субкультуры. Фашизм отличается от других традиционных тоталитарных режимов тем, что черпает свои силы в массовом движении недовольных граждан. Массовые движения в условиях глубокого экономического и политического кризисов легко поддаются различного рода манипулированию. Идеология, способная в простой, доступной форме определить цели и способы их достижения, быстро овладевает находящимися под давлением различного рода проблем массами. И чем глубже кризис, поразивший общество, тем больше шансов у фашистской идеологии овладеть массовым сознанием.

Фашизм как идейно-политическое движение и как политический режим  возник в 20-е гг. XX в. в Италии, а  затем в Германии, Португалии, Испании  и других странах.

Наиболее характерными для фашистской идеологии и фашистских режимов  являются следующие признаки:

• культ насилия и вождя;

• крайний национализм и даже расизм;

• воинствующий антикоммунизм;

• тотальный контроль за обществом и личностью;

• отсутствие демократических прав и свобод;

• широкое использование государственного регулирования в экономической  сфере;

• агрессивность и экспансионизм  во внешней политике;

• идеологическая и политическая нетерпимость.

 

41. Политический конфликт: понятие, стадии развития, методы урегулирования

Политический конфликт развивается  во времени и пространстве. Как  и у любого конфликта, в его  динамике можно выделить универсальные  стадии.

 

Первая стадия - предконфликтная ситуация, которая является процессом возникновения общественных противоречий, появлением взаємозаперечуючих интересов и тенденций в каких-либо явлениях. Передконфлікт протекает в латентных и открытых формах.

 

Латентная форма характеризуется  повышенным эмоциональным фоном  и социальной напряженностью. Социальное напряжение представляет собой социально-психологическую  реакцию населения на объективные  экономические, социальные и политические условия жизнедеятельности. Массовые настроения определяются чувством недовольства (фрустрации), тревоги, поиском виновных ухудшение положения, закреплением за ними "образа врага", оптимистическим и пессимистическим прогнозам о дальнейшем развитии ситуации, появлением многочисленных слухов. Социальное напряжение проявляется и на уровне массового поведения: обращения граждан в органы власти, радикальных выступлений в СМИ. Противоречия могут быть осознаны и решены уже на этой фазе; если этого не происходит, предконфликтная ситуация переходит в открытую фазу. Возможность дальнейшего развития ситуации зависит от такого психологического фактора, как терпение. Это своеобразный "порог чувствительности", "порог" восприятие неблагонадежных условий, пройдя который люди воспринимают ситуацию как конфликтную и начинают действовать "Виртуальные цветы и музыкальные открытки". Открытая фаза - это пик социального напряжения, когда люди осознают свои интересы, происходит разграничение участников конфликта и осознание себя единственной группой, чьи действия блокируются другой стороной, появляются лидеры, формируются программы требований и стратегия действий, идеология, которая позволяет мобилизовать сторонников каждого лагеря.

 

Вторая стадия - непосредственная конфликтное взаимодействие. Ей, как  правило, предшествует привод (инцидент) - любая ситуация, которая легализует переход к действиям. Конфликт, который  произошел, имеет свою логику развития. Он может развиваться по спирали, чередуя в себе периоды подъема  и спада. Об эскалации конфликта  говорит динамика перерастания мирных митингов и демонстраций в акции  протеста с проявлением насилия, втягивания в конфликт новых участников, рост эмоционального напряжения, расширение взаимных претензий и появления  новых предметов спора. Интенсивность  конфликта определяется и конечной целью его участников.

 

Ими могут быть такие:

 

"победа любой ценой" - полностью  ликвидировать или поставить  под свой контроль другую сторону;

"преобладание" - стремление одной  из сторон обеспечить для себя  доминирующую позицию;

"мир" - маневрирование, что позволяет  надеяться на достижение компромисса.

Первые две программы поведения  продуцируют конфликты более  высокой степени напряжения и  затрудняют возможности их полного  решения. Конфликтное взаимодействие может быть физическим, в том числе  с использованием насилия, идеологической (доминируют методы убеждения) или носят  юридический характер.

 

Третьей стадией является завершение конфликта.

 

Возможны несколько вариантов  выхода из конфликта:

 

самозгасання конфликта. Это ситуации, когда длинные конфликты теряют свою актуальность и затухают сами по себе;

урегулирование конфликта. Урегулирование лишь частично снимает проблему, но при этом сам предмет спора  не исчерпан. Сделка была навязана сильным  противником более слабом, или сделка стала результатом вмешательства внешней третьей стороны. Наиболее активная часть сторонников конфликта может выражать свое недовольство достигнутым соглашениям, поэтому не исключена опасность возникновения нового конфликта;

решения конфликта, то есть заключения договора на основе найденного компромисса. При этом преодолеваются те условия, которые привели к конфликту, восстанавливается равновесие во взаимоотношениях участников, установка на борьбу заменяется установкой на партнерство.

Возможность разрешения конфликтов определяется несколькими условиями:

 

во-первых, конфликт должен перейти  из латентной в открытую форму, что  позволяет поставить более точный диагноз самой проблеме: одновременно ограничить неконтролируемые процессы;

во-вторых, признание каждой стороной своего оппонента и одновременно ограничить неконтролируемые процессы;

в-третьих, четкое представление о  предмете спора. Принятие взаимоприемлемых решений возможно только при условии  четкого представления о сущности взаимных претензий участников конфликта;

по-четвертых, нормативное регулирование конфликта. Оппоненты должны пригодиться о соблюдении определенных правил игры, выполнение которых помогает снизить уровень противостояния и начать процедуру переговоров;

по-пятое, готовность сторон к взаимным уступкам;

по-шестое, ослабление конфликта за счет перевода его на второй уровень.

Так, например, напряжение митинговой стихии может быть снята борьбой сторон в парламенте, Конституционном суде, в согласительных комиссиях и других организациях, которые берут на себя решение и отстаивания сторон. Подобный способ регулирования конфликта получил название метода институционализации.

 

Инструментом решения конфликтов являются переговоры (прямой диалог сторон или с использованием посредников), арбитраж (в этой роли может выступать  институт власти, Конституционный суд, международные организации), посредничество (конфликтные или согласительные комиссии, известные политики), разъединения сторон, использование силы (принудительных санкций, закона, в том числе норм международного права) и традиций.

 

42. Политическая культура: понятие, структура, функции

 

 

«Политическая культура есть совокупность индиви­дуальных позиций и ориентаций участников данной политической систе­мы. Это субъективная сфера, образующая основание политических дейст­вий и придающая им значение». Указанные индивидуальные ориентации, по мнению американских ученых, включают в себя несколько элементов:

 

а) познавательную ориентацию – истинное или ложное знание о политических объектах и идеях;

 

б) аффективную ориентацию – чувство  связи, ангажированности, противодействия  и т.д. в отношении политических объектов;

 

в) оценочную ориентацию – суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование  применительно к политическим объектам и событиям неких оценочных критериев.

 

В данном определении выделяются две  характерные особенности. Во-первых, политическая культура понимается как  совокупность ориен­таций на политическую деятельность. Это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее. Во-вторых, политическая культура предстает как структура ориентации, в которую включены: знания о по­литической системе, ее функциях, решениях и действиях; чувства относи­тельно политической системы и политических деятелей (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политической системе (оценочные ориентации).

 

Данная концепция политической культуры призвана объяснить тот  факт, что сходные по форме политические системы и их институты в раз­ных странах функционируют по-разному. Кроме того, указанный подход задает общие объективные критерии для сравнительных исследований политического поведения в различных странах.

 

Итак, политическая культура – это  исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического  взаимодейст­вия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей по­ведения.

 

Структура политической культуры может  быть представлена совокупностью следующих  элементов:

 

Культура политического сознания

 

Культура политического поведения

 

Культура функционирования политических институтов

 

Политические представления и  убеждения Культура политического участия Культура электорального процесса

Политические ценности, традиции, обычаи и нормы Культура политической деятельности Культура принятия и реализации политиче­ских решений

Политические установки  Культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов

Политическая культура, как и  всякая иная, передается от поколения  к поколению; самым главным ее выражением является политическое по­ведение людей. Таким образом, политическая культура в качестве своих структурных элементов включает в себя культуру политического созна­ния, культуру политического поведения, а также культуру функциониро­вания политических институтов. В политическую культуру включаются также политический опыт, стереотипы, политические мифы, идеология, политические символы, политическая социализация.

 

Характерные черты политической культуры состоят в том, что она:

 

фиксирует устойчивые, повторяющиеся  связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического  опыта;

является продуктом естественно-исторического развития общества;

имеет тотальный характер: политические отношения пронизаны, пропитаны  политической культурой;

характеризует политическое сознание и политическое поведе­ние основной массы населения.

Политическая культура выполняет  в обществе определенные функции:

 

идентификации, реализуя потребность  человека в принадлежности к сообществу, группе;

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"