Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Политологии"

Файлы: 1 файл

Voprosy_k_zachetu_Politologia_VS_2012-13.docx

— 89.18 Кб (Скачать)

Экономической основой правового  государства являются произ водственные отношения, базирующиеся на многоукладное™, на раз личных формах собственности (государственной, коллективной, аренд ной, частной, акционерной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потре бителям материальных благ; индивидуальный производитель выступа ет как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельнос ти и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства  составляет саморегули-рующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граж-дан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого го сударства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудо вых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой госу дарственности связан с резкой переориентацией социальной деятельнос ти государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интереса ми граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет ста-бильность его правовых устоев. Правовое государство - это одновремен но и социальное государство.

Нравственную основу правового  государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Режим  правовой государственности реально  утверж дает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяю-щую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод лично сти во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, тер пимости к различным религиозным воззрениям и т. п. Духовная насыщен ность государственной жизни в значительной степени определяет нравствен ную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических отношениях.

Правовое государство - это суверенное государство, которое кон центрирует в себе суверенитет народа, наций  и народностей, насе ляющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу об щественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показа телем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (пра вовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его сувере нитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

Политическая природа государства  наиболее четко проявляется в  его суверенитете. Именно в суверенитете концентрируется вся гамма потребностей и интересов различных звеньев  политической системы общества. Благодаря  суверенитету координируются интересы госу дарственных и негосударственных организаций, обеспечивается их справедливое правовое равновесие и свободное развитие.

 

32. Роль гражданского общества в формировании правового государства

Правовое государство - многомерное  развивающееся явление. В ходе общественного  прогресса оно приобретает новые  свойства, напол няется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность пра вом. Правовое государство - это такая форма организации и деятель ности государственной власти, которая строится во взаимоот ношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если дей ствующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законода тельство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой госу дарственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных госу дарствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жес ткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового государства.

Экономической основой правового  государства являются произ водственные отношения, базирующиеся на многоукладное™, на раз личных формах собственности (государственной, коллективной, аренд ной, частной, акционерной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потре бителям материальных благ; индивидуальный производитель выступа ет как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельнос ти и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства  составляет саморегули-рующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граж-дан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого го сударства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудо вых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой госу дарственности связан с резкой переориентацией социальной деятельнос ти государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интереса ми граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет ста-бильность его правовых устоев. Правовое государство - это одновремен но и социальное государство.

Нравственную основу правового  государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Режим  правовой государственности реально  утверж дает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяю-щую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод лично сти во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, тер пимости к различным религиозным воззрениям и т. п. Духовная насыщен ность государственной жизни в значительной степени определяет нравствен ную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических отношениях.

Правовое государство - это суверенное государство, которое кон центрирует в себе суверенитет народа, наций  и народностей, насе ляющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу об щественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показа телем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (пра вовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его сувере нитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

Политическая природа государства  наиболее четко проявляется в  его суверенитете. Именно в суверенитете концентрируется вся гамма потребностей и интересов различных звеньев  политической системы общества. Благодаря  суверенитету координируются интересы госу дарственных и негосударственных организаций, обеспечивается их справедливое правовое равновесие и свободное развитие.

 

33. Сущность и структура политических партий. Особенности их становления

Политические партии, их сущность и их место в политической системе.

 

 

Партия от lat часть и делать – действующая часть общества (в политическом плане).

 

 

Некоторые значения:

 

Партия понимается как группа людей, придерживающихся одной политической доктрины (Б. Констан);

 

Партия понимается как выразитель интересов определенного класса (К. Маркс);

 

Партия, как организация, действующая  в системе государства (М. Дюверже).

 

 

Первые массовые политические партии появились в середине 19 века. Самые  первые партии возникли в Великобритании: Виги и Тори. В России политические партии стали возникать в начале 20 века. После прихода к власти большевиков все партии были ликвидированы, и возникла однопартийная система. С 90-х годов 20 века формируется многопартийная система.

 

 

Толчком к возникновению партий явились демократические революции => парламентские выборы.

 

 

Функции:

 

 

Партия выражает интересы больших  социальных групп. Чем большей группы она выражает интерес, тем больше у нее шансов одержать победу на выборах.

 

Интеграционная функция – объединение  вокруг себя больших групп людей (например при подготовке к выборам).

 

Формирование политической идеологии  и политических доктрин (идеи содержаться  в программе партии и в других партийных документах).

 

Завоевание политической власти (путем  участия политических партий в выборах). Участие в борьбе за власть –  атрибутивный признак партий.

 

Участие в осуществлении власти (только те партии, которые одержали победу).

 

Формирование общественного мнения (через СМИ).

 

Воспитательная функция.

 

Кадровая функция. Партия всегда готовит  кадры: для своих нужд, для общественных (молодежных) организаций; для государственных  постов (теневой кабинет министров).

 

Классификация политических партий.

 

По критерию их происхождения (Дюверже):

 

 

Партии парламентского происхождения, те которые возникли в результате конкуренции кандидатов при выборах  парламента. Такие партии активизируются только во время подготовки и проведения выборов; не имеют жесткой структуры (аморфны); нет жесткой партийной  дисциплины. Пример: США – республиканцы  и демократы.

Партии внешнего происхождения, т.е. партии идеологических союзников; активны  всегда; имеют четкую структуру; жесткую  дисциплину. Пример: КПРФ.

По идеологическому признаку (Констан):

Левые – партии социалистической и коммунистической направленности. Главная идея – социалистический строй, к которому прийти можно только революционным путем. В сфере  экономики – общественная собственность, плановое ведение хозяйства. В политической сфере – низшие слои должны взять  власть (власть рабочих и крестьян). Противники всех иных идеологий. Противники всякой религиозной веры. Ультра-левые – КПРФ Патриоты России, умеренно-левые – Трудовая Россия, НБП.

Центристы – защищают интересы среднего класса. Реформы, чтобы улучшать общество. Идея частной собственности, свободной  конкуренции. Идеи демократии. Формирование органов власти выборным путем. Терпимо относятся к другим идеологиям; терпимы к религии. Единая Россия, Справедливая Россия (более социально направлена).

Правые – защищают интересы крупной  буржуазии. Общество изменится само. Защитники традиций, семьи, религии, государства. СПС, Яблоко, ультра-правые: фашисты, РНЕ.

 

34.(33) Функции политических партий. Типология политических партий и партийных систем

Существуют различные типы политических партий. Под типом партии в политологии  понимается система ее существенных признаков, в которых выражаются социальная природа, идейная основа, главная социально-ролевая функция  партии, особенности ее внутреннего  устройства и преобладающий характер методов деятельности. Необходимо отметить, что в целом типология политических партий достаточно условна. В конкретной политической действительности партия может иметь характерные черты  разных типов партий.

 

 

Типология (классификация) партий

 

По социальной

направленности

 

программы

 

и деятельности 

Социал-демократические;

либерально-де­мократические;

коммунистические;

классовые;

националистические;

ра­совые;

фашистские;

религиозные;

государственно-патриотические;

народные

По идейным основаниям

деятельности 

Доктринальные (защита своей идеологии);

прагматические (ориентирующиеся  на практическую целе­сообразность действий);

харизматические (объединяющиеся вокруг кон­кретного политического лидера)

По методам выполнения

программы 

Революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества);

реформатор­ские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без резких струк­турных изменений)

По характеру

политических действий 

Реакционные;

консервативные;

умеренные;

радикальные;

экстремистские

По представительству

в высших органах

 

государственной власти и отношению

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"