Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Политологии"

Файлы: 1 файл

Voprosy_k_zachetu_Politologia_VS_2012-13.docx

— 89.18 Кб (Скачать)

 

Россия получила в наследство правление  коммунистической партии и ограниченную автономию в составе Советского государства. В результате сложилась  ситуация, когда в государственных  структурах выражаются не интересы партий, а социально-экономических групп, имеющих непосредственный доступ к  политической власти. В российском обществе происходила борьба между  требованиями суверенитетов субъектами федерации, отсутствовало разделение между экономическими и политическими  иерархиями. Политика осуществлялась через структурированные, хотя и  неформальные взаимоотношения. В итоге  складывается ситуация, когда формальные процедуры демократии скрывают опасный  для общества торг между реальными  политическими и экономическими акторами.

 

Напряжение между государством и политическим режимом является также напряжением между формальными  и неформальными политическими  отношениями, между законом и  политикой, между институционализированной и персонифицированной политической властью. За формальным фасадом демократической политики, проводимой на уровне государства, режим считал себя в основном свободным от подлинно демократической отчетности и контроля со стороны общества. Систему, сложившуюся при Б.Ельцине можно назвать "режимно-государственной", при которой в центре режима находился президент с большим объемом полномочий. Результатом такой политической практики явилось ослабление государства, не способного утвердить принципы конституциональной независимости политической системы от существующего режима.

 

Политическая власть, осуществляемая в России, не использует методы традиционного  авторитаризма, а имеющий место  политический режим не может себя изолировать от некоторых черт современной  либеральной демократической политики таких, как критика со стороны СМИ, парламентский надзор, а также выборов. В то же время политика 1990-х гг. основывалась на классических постулатах либеральной демократии и рыночной экономики, и имела двоякий характер: отсталая командное управление старого типа и бюрократическое регулирование экономики (отсюда огромные возможности у элиты для получения выгод и доступа к власти); и передовая, направленная на подлинное разделение властей, отделение политики от экономики, подчинение политики закону и свободные выборы. Не препятствуя дальнейшему развитию демократии, власть воспроизводила практику прошлого, хотя и в радикально новых формах. Рождающаяся новая общественно-политическая реальность несет в себе сложный сплав частично преодоленных, а частично преобразованных традиций прошлого. Эти особенности характеризуют неизбежный переходный период, так как для становления действительного демократического режима важна не просто политизация, сопровождающаяся конфликтами, а действительная поляризация и борьба активных политических сил: только тогда стороны смогут заключить пакт, обеспечивающий дальнейшее разрешение конфликтов в обществе согласительными методами.

Политическая интеграция в постсоветской  России происходит на уровне режима, а  не на уровне политической системы. Политическая система регулируется конституционными нормами, законами, судебными решениями, а режим действует в зависимости  от личных связей, покровительства  и попытками сохранить свою автономию. Политические институты создаются, но политические процессы остаются не институционализированными, так как в их основе лежат личные связи.

 

Чем более институционализирована политическая система, тем более упорядочено государство, которое угрожает гибридному, относительно автономному режиму. Таким образом, кризис российского государства, помимо прочих факторов, был частично вызван возникновением постсоветского режима. Легитимность режима основывается не на том, чем режим является, а на том, что он представляет. В России форма проведения реформ подорвала значительную часть их содержания.

 

Политический режим 1990-х гг. имел двоякую направленность: с одной  стороны, стремление к демократии, международной  интеграции (вступление в Совет Европы в 1996 году), менее бюрократизированной  и подлинно рыночной экономике; с  другой стороны, он унаследовал, продолжил  и даже развил многие черты прошлого.

 

Корнями постсоветского политического  режима являются, с точки зрения исследователей, особенности российской политической культуры - патернализм, этатизм и т. д. Особенность заключается  также в том, что неформальные отношения (в настоящее время  в значительной мере формализованные) стали новым политическим порядком.

 

Экономика в России развивается  по рыночным законам в отсутствии эффективно функционирующей рыночной системы.

 

Политика лидерства в центре, воспроизводимая в различных  формах в субъектах федерации, имеет  в своей основе структуры старой элиты и нарождающегося социально-экономического порядка. Такой режим не является волюнтаристским правлением, он функционирует  в соответствии с логикой дворцовой  политики, совмещенной со сложностями  современной экономической системы.

 

Решительным шагом на пути к демократии является переход власти от группы людей к набору правил. Р.Даль, давая характеристику демократического государства, говорит, что главное - это свободные альтернативные выборы для избрания политических представителей, основные гражданские права и ясно обозначенные "правила игры", защищающие эти основные свободы.

 

Двойное лицо российской политики отражает напряжение, существующее между принципами функциональности (общественной целесообразности) и законности (демократии). В какой-то момент эти два принципа совпадут и станут взаимоподдерживающими, хотя остаточное напряжение сохраняется и это является большим достижением либерально-демократических реформ. Сосуществование режимной системы и демократического режима является непростым. С одной стороны, режимная система является глубоко авторитарной и стремится изолировать себя от эффективного демократического контроля (принцип функциональности); с другой стороны, для достижения законности и устойчивости режимная система использует демократические институты, такие как выборы и другие формы привлечения общественной поддержки. Выборы сохраняют потенциал для превращения демократии из режимной в реальную. Голоса избирателей являются важнейшим ресурсом режимной системы. В сегодняшней России ни один политик не может построить или завоевать власть без использования голосов в качестве ресурса. Если бы существовал политический потенциал авторитарного ресурса, им бы, несомненно, воспользовались.

 

Это сосуществование режимной политики и демократического режима создает  институты, которые формально являются демократическими, но несут ответственность  только перед самими собой. В то же время институты демократии (парламент, суды и сама федеральная система) сохраняют способность независимого функционирования и являются фундаментом  перехода к демократическому режиму.

 

Режимная политика обусловлена  ограниченной политической активностью  общества, что подорвало общее  представление о демократизации, которая трансформирует активную гражданскую  позицию в массовую демократию. Нынешние политические партии заняты тем, что  осуществляют связи с элитой и  мобилизуют идеологические и политические ресурсы на межэлитную борьбу. В ходе их развития коммуникативные функции возьмут на себя представители общественных объединений в нарождающемся гражданском обществе. Кроме этого, по мере развития рыночных отношений, предприниматели сами добиваются большей независимости от бюрократии для защиты своих личных и имущественных прав в рамках независимой системы законов. Средний класс по мере своего развития также будет стремиться обеспечить свои имущественные права и личные свободы в системе законов. В результате укрепления законности режимная система постепенно уступает место демократическому режиму. Для его установления необходимо, чтобы противостояние оппонентов завершилось добровольным принятием всеми сторонами демократических норм и ценностей и согласием институализировать свои интересы в рамках новой политической системы.

28 Государство как универсальный политический институт

 

1      Государство –  это политическая общность, имеющая  определенную структуру, организацию  политической власти и управление  социальными процессами на определенной  территории.

2      Государство является  наиболее важным институтом политической  системы. Значимость государства  определяется максимальной концентрацией  в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и  решающим образом влиять на  социальные изменения.

3      С момента своего возникновения государство неоднозначно трактовалось в истории политической мысли. Выдвигались самые разнообразные причины возникновения и существования государства: в теологической теории это – Божественная сила; в договорной – сила разума, сознания; в психологической – факторы психики человека; в органической – биологические факторы; в материалистической – социально-экономические факторы; в теории насилия – военно-политические факторы.

В литературе выделяются факторы, влияющие на образование государства: географические, этнические, демографические, информационные.

Возникновение государственности  обусловлено причинами, среди которых  вряд ли можно выделить какую-либо в  качестве главной, определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.

 

29 Основные функции и направления деятельности государства

Функции государства обусловлены  его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере ее изменения, по мере пере­хода к сущности другого  порядка.

Функции государства - это основные направления его дея­тельности, определенная работа, круг его деятельности, осущест­вляемой по установленной в законе или договоре обязанности.

Необходимо отличать функции государства  от функций отдель­ных его органов. В осуществлении функции государства, так или иначе, в большей или меньшей степени участвуют все его органы. Напротив, функцию определенного органа не может подменять ни­какой другой. В то же время все составные части органа (управле­ния, отделы, сектора и т.п.) должны через свои непосредственные обязанности обеспечивать общие функциональные задачи органа.

Исходя из названных выше задач, можно выделить следующие функции  государства на современном этапе:

Внутренние: 1) установление и охрана правового порядка, об­щественной безопасности, прав собственности, иных прав и свобод граждан; 2) экономическая; 3) культурная; 4) социальная; 5) эко­логическая.

Внешние: 1) поддержание мира и мирного  сосуществования;

 

 

  1. обеспечение делового партнерства и сотрудничества; 3) защита государственного суверенитета от внешнего посягательства.

 

30.

 

Под формой правления понимается организация  высших органов государственной  власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в  их формировании и деятельности). При  одном и том же типе государства  могут быть разнообразные формы  правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная  власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

абсолютная (всевластие главы государства);

конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

парламентская (президент — глава  государства; правительство ответственно только перед парламентом);

президентская (президент — глава  государства; правительство ответственно перед президентом);

Государственное устройство — это  внутренняя национально-территориальная  организация государственной власти, деление территории государства  на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства —  это элемент формы государства, который характеризует территориальную  организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

Унитарные

Федеративные

Конфедерации

Ранее существовали и иные формы  государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарные государства — это  единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных  единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Федеративные государства —  это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного  решения политических или экономических  задач.

 

31. Сущность и основные характеристики правового государства

Правовое государство - многомерное  развивающееся явление. В ходе общественного  прогресса оно приобретает новые  свойства, напол няется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность пра вом. Правовое государство - это такая форма организации и деятель ности государственной власти, которая строится во взаимоот ношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если дей ствующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законода тельство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой госу дарственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных госу дарствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жес ткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового государства.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"