Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:24, шпаргалка
Немного о функциях политологии
15. Познавательная функция позволяет получить определенную сумму знаний о политической жизни, ее закономерностях. В основе прогностической функции политологии находятся познание объективных тенденций в соц. и политической сферах жизни, анализ реальной политической ситуации, ее определяющих противоречий и общественных сил. Нормативно-инструментальная функция политологии заключается в выполнении одной из центральных задач науки - обосновании политического действия , его средств и методов. Экспертная функция является основой оценки тех или иных политических проектов с точки зрения соответствия их выводам политической науки, общественным потребностям и принятым в обществе политическим и моральным ценностям. Идеологическая функция выступает научной базой для формирования идеалов и интересов, являясь основополагающим теоретическим элементом науки. Изменение системы взглядов личности, соц. общностей, место и роль в них политических знаний отражается в мировоззренческой функции политологии. Практически – деятельностные функции политологии определяются по характеру политической деятельности субъекта, т.к. результат познания и изменения мировоззрения выражается в их практически–политической деятельности.
Задача политологии – изучение политики как в ее сущности, так и в ее проявлении.
17. Прогнозирование - это разработка прогноза; в узком значении - специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо процесса.
Прогноз политических событий направлен на выявление того, что произойдёт в результате определённой человеческой деятельности при существующих тенденциях общественного развития. Следовательно, прогнозирование нельзя сводить к установлению той или иной степени вероятности события, ибо основу прогнозов составляют не только законы теории вероятности, но и законы детерминизма.
18. Принятие политического решения - это выработка нескольких вариантов действия для ликвидации возникшей политической проблемы и дальнейший выбор оптимального (наилучшего) из них, реализация которого должна устранить проблему с максимальной эффективностью. Г. Лассуэлл считал целесообразным выделение в процессе принятия политического решения шести этапов: 1. постановки проблемы и поиска информации о ней; 2. выработки рекомендаций - поиска альтернативных решений проблемы; 3. отбора наилучшей альтернативы; 4. предварительного убеждения в правильности решения тех, на кого оно направлено; 5. оценки эффективности решения; 6. обновления, пересмотра или отмены решения.
19. Власть и политику иногда отождествляют, считая их нераздельными и взаимообусловленными. Действительно, власть является центральным началом политики, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и ее удержание -- проблема политическая, независимо от того, решается она путём выборов, назначений, захвата.
Политика в наиболее абстрактной форме обычно интерпретируется как область взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями. Это - важнейший и сложнейший пласт общественной жизни, самостоятельный мир политических ценностей и интересов.
Власть - наиболее ценная и желанная "добыча" в различных революциях и переворотах. При этом борьба за удержание государственной власти бывает не менее острой, а иногда и более жестокой и яростной, чем борьба за ее завоевание. Поэтому теория политики - это в значительной мере теория государственности. Вокруг данного стержня вращается все остальное. Государство - ядро, нервный узел всей политики.
20. Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — совокупность
методов, приёмов и форм осуществления
политических отношений в обществе, то
есть способ функционирования его политической
системы. Политический режим характеризуется методами
осуществления политической власти, мерой
участия граждан в управлении, отношением
государственных институтов к правовым
основам собственной деятельности, степенью
политической свободы в обществ
Политическая система — совокупность политических ин-тов, норм, ценностей, идей и отношений, в которых реализуется политическая власть.
21. Основные характеристики
государства. Многие мыслители, как в западной, так и в отечественной
политологии занимались исследованием проблемгосударст
22. Гражданское о́бщество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.
Признаки гражданского общества:
- Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
- Развитая демократия;
- Правовая защищённость граждан;
- Определённый уровень гражданской культуры.
Концепции гражданского общества:
В общественных науках выделяют следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества: как противопоставление анархии; как противоположность церкви; как комплекс общественных отношений, противоположных государству; как конкретный феномен западной цивилизации. О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.
23. Политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.
Лидерство - явление сложное и многогранное. В настоящее время существует множество подходов к определению понятия лидерства и его природы. Лидерство это управленческий статус, связанный с принятием решений и позволяющий влиять на поведение других людей. Лидерство это влияние (В.Кац, Л.Эдингер), характеризующееся постоянством, воздействием на всю группу, однозначностью направленности воздействия, признанием со стороны группы правомерности руководства. Политическое лидерство представляет собой постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу. Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации.
24. Политическая партия - это организованная группа единомышленников, представляющая и выражающая политические интересы и потребности определённых социальных слоёв и групп общества, иногда значительной части населения, и ставящая целью их реализацию путём завоевания государственной власти и участия в её осуществлении.
Партийная система - институт, который характеризует политическую организацию общества и сам характеризуется, с одной стороны, отношениями между политическими партиями и государством, а с другой - взаимоотношениями партий с другими общественными элементами политической системы и гражданами.
27. Можно выделить три крупных этапа в истории формирования и развития политологии.
Первый период - предыстория от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период представлен Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф. Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья.
Второй период - с начала Нового времени до середины ХIХ в. - характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и, соответственно, истоки их научного анализа.
В третий период, охватывающий 1880-1890-е гг. и первые десятилетия ХХ в., политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов.