Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:20, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 43 вопроса по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПОЛИТОЛОГ. МОИ.doc

— 497.50 Кб (Скачать)

В разработку концепции  правового государства внесли вклад  Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон и др. Сам термин «правовое  государство» утвердился в немецкой литературе нач. XIX в. в трудах К. Велькерта  и Р. фон Моля.

Правовое государство – это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Иначе говоря, правовое государство можно определить как государство, в котором господствуют право и закон.

Основополагающими принципами правового государства являются:

Принципы  правового государства

ВЕРХОВЕНСТВА  ЗАКОНА

господство  закона во всех сферах общественной жизни. Закон, принятый верховным органом  власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов. Вся общественная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законами, закрепленными конституцией правового государства.

НЕОТЧУЖДАЕМОСТИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН

признание, утверждение, надлежащее гарантирование и реализация  прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права  и свободы человека имеют естественный характер (принадлежат ему от рождения), а не являются  октроированными (дарованными, жалованными).

ВЗАИМНОЙ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА И  ЛИЧНОСТИ

отношения между  государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем  издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Граждане несут ответственность перед государством по соблюдению установленных правовых норм.

РАЗДЕЛЕНИЯ  ВЛАСТЕЙ

НА  ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ, ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ, СУДЕБНУЮ

исключение  монополизации власти в руках  одного лица, органа или социального  слоя и обеспечение соответствия всей системы публичной власти требованиям  права и их последовательного  соблюдения. В правовом государстве разделение властей включает в себя организационно-правовой механизм их взаимодействия, взаимных сдержек и противовесов с целью удержания каждой из них в пределах своих полномочий и вместе с тем обеспечения самостоятельности и независимости от других властей.

ЭФФЕКТИВНОГО  КОНТРОЛЯ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ЗАКОНОВ

реализуется путём  деятельности независимых контрольно-надзорных  органов (судов, прокурорского  надзора, арбитража и др.).

Важно подчеркнуть, что правовое государство не только провозглашает права и свободы, но и создает разветвленный механизм социально-правовой защищенности человека – систему взаимосвязанных форм и средств (нормативных, конституциональных и процессуальных), обеспечивающих надлежащую защиту и реализацию определенных прав и соответствующих обязанностей.

 В современной  политической теории и практике  понятие правового государства  неразрывно связано с идеей социального государства.

Впервые концепция  социального государства была выдвинута  немецким ученым Л. Штайном во второй половине XIX в. Он писал, что социальное государство “обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого”. В 1930 г. немецкий ученый Г. Геллер ввел в научный оборот понятие “социальное правовое государство”.

Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, поддержки социально слабых групп населения. В таком государстве реализуется принцип соучастия граждан в управлении производством и распределении благ, обеспечивается социальная справедливость путём предоставления равных возможностей для самореализации личности в обществе.

Историческая  практика формирования правового социального государства в развитых западных странах (США, Германии, Англии, Скандинавских странах и др.) позволяет сформулировать ряд условий, необходимых для формирования социального государства:

  • реализация всех принципов правового государства;
  • законодательное закрепление частной собственности, принципов смешанной экономики рыночного типа, социальной и политической свободы и демократии;
  • открытость государственной власти, ее демократизм и либерализм, приверженность гражданскому миру, общественному согласию и справедливости;
  • гарантированная социальная защита всех слоёв населения;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33.Понятие и основные черты гражданского общества, его взаимодействие с правовым государством.

 

Обеспечение прав человека предполагает непосредственное и активное участие индивида в общественном развитии, в решении социальных проблем, касающихся его жизненных интересов. Важнейшим социальным механизмом, обеспечивающим такое участие, является гражданское общество.

Понятие "гражданское  общество" возникло в глубокой древности. Его корни восходят к идеям Аристотеля, который определял государство как совокупность свободных граждан. Своё дальнейшее развитие концепция гражданского общества получила в трудах мыслителей XV – XVIII вв. Так, по мнению Н. Макиавелли, государство не должно вмешиваться в частную жизнь граждан и тем самым существовать независимо от гражданского общества. Дж. Локк отстаивал главенство гражданского общества, основой которого является частная собственность граждан. Более глубокую теоретическую разработку гражданскому обществу дали немецкие философы Нового времени И. Кант и Ф. Гегель. В современном понимании гражданского общества существует множество разнообразных подходов. Однако общим для всех является рассмотрение гражданского общества как связующего звена между гражданином и государством.  Основа гражданского общества – свободный, полноправный, ответственный за свои действия человек. Поэтому все организации, институты, группы, которые призваны способствовать реализации интересов, целей, устремлений отдельной личности, являются несущими конструкциями здания гражданского общества. В развитом гражданском обществе создаются и свободно существуют политические партии, массовые общественные организации, движения, ассоциации, группы по интересам и т.д. Члены такого общества свободны, равноправны, активно участвуют в политической, экономической, культурной, социальной жизни, их совместная деятельность выступает как система саморазвивающихся элементов и ценностей, которая существует рядом с государством и дополняет его.Таким образом, гражданское общество представляет собой систему негосударственных общественных институтов и общностей людей, которые создают условия для самоорганизации индивидов и коллективов, осуществления их личных интересов и формирования совокупности неполитических отношений в обществе (экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, религиозных и т.д.).

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА:

  • многоукладная рыночная экономика на основе частной собственности;
  • разнообразие форм собственности и их правовое равенство;
  • конкуренция;
  • наличие негосударственных предприятий, кооперативов, арендных коллективов, акционерных обществ и других добровольных объединений граждан в области хозяйственной деятельности как гарант реализации экономических прав граждан.СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА:
  • «средний класс», к которому традиционно относят научных и научно-технических работников, интеллигенцию, менеджеров, администраторов среднего уровня, фермеров, мелких владельцев, рабочих высокой квалификации, работников сферы услуг;
  • главные признаки «среднего класса» – достойный доход, определённый образ жизни, общественный престиж.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА:

-многопартийность;

  • наличие и свободная деятельность массовых демократических движений, организаций, ассоциаций с целью реализации интересов различных групп населения;
  • наличие и эффективное функционирование органов общественного самоуправления граждан;
  • деятельность негосударственных СМИ, значимость общественного мнения в политической и социальной сфере.
  • ПРАВОВАЯ ОСНОВА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА:
  • реализация всех принципов правового государства;
  • обеспечение правовыми методами социальной справедливости и защищённости каждого человека.

ДУХОВНАЯ  ОСНОВА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА:

  • идеологический плюрализм;
  • свобода совести, мысли, слова, реальные возможности публичного высказывания своего мнения;

 

 

 

 

 

 

34.Содержание и структура политической культуры.

Термин «политическая  культура» появился в 18 веке. Его  впервые ввел в научный оборот немецкий философ Гердер. Теория политической культуры сформировалась в 50-60 гг. ХХ века.

Политическая культура – это система исторически сложившихся политических представлений, убеждений, ценностей, норм и методов политического поведения всех субъектов политического процесса данной політіческой сістемы.

Политическая  культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение

Политическая  культура является сложным образованием. В ее структуре выделяют следующие  компоненты.:

познавательный  компонент: доминирующие в обществе представления и знания о политической действительности.

эмоциональный – психологический компонент: чувства и эмоции, которые испытывает человек, участвуя в политической жизни общества

оценочный компонент: оценка политических явлений.

поведенческий компонент: мотивы и модели политического  поведения. 

Политическая  культура выполняет ряд функции, важнейшими из которых является.

 

 

 

 

35.Типология политической культуры.

В современных обществах существуют различные типы политических культур. Классической является типология предложенная американскими политологами Г.Алмондом и С. Вербой. Они выделили 3 основных типа: патриархальный, подданический и активистский

  1. Для патриархального типа характерны ориентации граждан на местные ценности — общину, род, клан, деревню, племя и т. п. Таким образом, индивид с патриархальной культурой ориентирован на конкретные личности — вождей, шаманов. Знания о политической системе у членов сообщества полностью отсутствуют, политические ориентации не отделены от экономических и религиозных. Поэтому у личностей с патриархальной культурой нет никаких ожиданий, связанных с самой политической системой.
  2. Подданнический тип культуры характеризуется пассивным отношением граждан к политической системе. Здесь личность уже ориентирована на политическую систему, связывает с ней свои ожидания, но в то же самое время опасается санкций с ее стороны. Представления о возможностях влияния на процесс выработки решений отсутствуют, личность не рассматривает себя как творца политического процесса.
  3. Активистский тип, или политическая культура участия, отличается активным включением индивидов в политическую жизнь. Граждане умело артикулируют свои интересы и через выборы, группы интересов, партии оказывают влияние на процесс выработки политики. В то же самое время они демонстрируют лояльность к политической системе, законопослушность и уважение к принятым решениям.

 

Современные исследователи говорят  также о различиях восточной  и западной политической культуры. Западная культура базируется на индивидуализме как мировоззренческой и поведенческой  позиции, когда абсолютным приоритетом  является сам человек, его личная свобода. Этической нормой политической культуры восточного типа является традиция. Патриархально-клановая структура восточного общества предопределила слабые позиции человека по сравнению с государством.

Политическая культура представляет собой относительно целостную систему ценностей, норм и образцов поведения, но она не исключает внутренней неоднородности. Разнообразные группы: национальные (этнические меньшинства), социальные (классы, слои), религиозные, демографические (молодежь, люди пожилого возраста), региональные (жители столицы и периферии) – имеют свои особенности в восприятии свободы, демократии, государства, власти, проявляют неодинаковую политическую активность.

 

 

 

 

 

38 Политическая социализация

Под политической социализацией понимается процесс усвоения политических ценностей и политических ориентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества.

В результате процесса политической социализации индивиды и  группы приобщаются к определенной политической культуре, что, в свою очередь, способствует обеспечению и поддержанию стабильности политической системы. Содержанием политической социализации является приобщение человека к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"