Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:20, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 43 вопроса по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПОЛИТОЛОГ. МОИ.doc

— 497.50 Кб (Скачать)

Исследователи выделяют несколько этапов политической социализации.

На первом из них — этапе политизации — у детей под влиянием оценок родителей, их отношений и реакций формируются первые представления о мире политики.

Второй этап — персонализация. В этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского.

На третьем  этапе — этапе идеализации — важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества, и на этой основе образуются устойчивые эмоциональные отношения к политической системе.

Четвертый этап, получивший название институционального, характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываются представления об институтах власти.

Первая — системная — характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. Важнейшими агентурами социализации являются школа и семья, а также окружение личности, ее сверстники.

Вторая модель, обозначаемая как гегемонистская, формирует молодежь, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме «своей». Ведущими агентурами в этой модели являются средства массовой информации.

В третьей модели, названной плюралистической, целями социализации являются формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участия в их реализации, высокого уровня гражданской активности. В результате граждане становятся привержены определенным политическим группам и могут их свободно менять в зависимости от результатов политики и степени реализации своих интересов. Агентурами являются школа, родители, средства

массовой информации, партии и группы интересов.

Четвертая модель — конфликтная — сводится к формированию лояльности к определенной группе и готовности поддержать ее в борьбе против других групп. Агентурами социализации являются органы пропаганды и агитации, представляющие интересы группы.

Первая модель социализации в большей степени  характерна для англо-американской культуры. Вторая — для стран  незападной цивилизации. Третья присуща  континентально-европейской культуре. И наконец, последняя модель характерна для закрытых (авторитарных) политических систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36.Сущность политического конфликта. Типология политического конфликта

В политической науке конфликт рассмертивается как один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Он может быть определен как разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга властные полномочия или ресурсы. Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию интересов и признание их общественно необходимыми, за все то, что составляет власть и политическое господство.

Теории  конфликтов в основном сложились  в XIX-XX вв.  Существует  три основных подхода к пониманию роли конфликтов в обществе:

1) Признание ведущей роли конфликтов в общественном развитии, принципиальной неизбежности и неустранимости их из жизни, (это направление представляют Г. Спенсер, Л. Гумплович, К. Маркс, Г. Моска, Р. Дарендорф, М.А. Бакунин, В.И. Ленин и др.);

2) Отрицательное отношение к конфликтам, так как они проявляются в   войнах, революциях, классовой борьбе, социальных экспериментах, признание  их аномалиями общественного  развития, вызывающими нестабильность, нарушение равновесия в социально-экономической и политической системах (сторонниками данного направления являются Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, В.С. Соловьев, П.А. Сорокин);

  1. Рассмотрение конфликта в качестве одного из многих видов социального взаимодействия и социальных контактов наряду с конкуренцией, солидарностью, кооперацией, партнерством (Г. Зиммель, М. Вебер, Р. Парк, Ч. Миллс).

Субъектами  политического конфликта могут  быть субъекты любых политических отношений: отдельные личности, активно участвующие в политической жизни и непосредственно влияющие на её функционирование и развитие; малые и большие группы (социальные группы, слои; классы; нации; государства и их коалиции, партии и т.д.; неформальные объединения в виде политизированных социальных движений, экономических и политических групп давления и т.д.).

В политической науке существуют разные теоретические подходы, объясняющие  причины возникновения политических конфликтов. Основными являются следующие:

  • Сточки зрения марксистского  подхода причина политического конфликта это экономические противоречия.
  • С позиции ресурсного подхода источник конфликтов кроется в неравном распределении средств жизнедеятельности: территории, сырьевых и энергетических ресурсов, материальных и духовных благ, ресурсов власти, привилегий.
  • Сторонники ценностного подхода природу конфликта ищут во взаимоисключающих системах верований, убеждений, культурных стереотипах и несовпадениях представлений о справедливости, присущих разным социальным группам.
  • Приверженцы биологического подхода видят в конфликтах проявление присущего человеку инстинкта агрессивности, аналогичного инстинкту животных.

Признаки  политического конфликта:

    • Наличие не менее двух противоборствующих субъектов;
    • Несовместимость интересов, ценностей и целей политических субъектов;
    • Направленные непосредственно друг против друга действия.

Политический  конфликт представляет собой определенный, имеющий начало и завершение процесс. Выделяют следующие стадии политического  конфликта.

 

Типология политического конфликта.

Для того чтобы  своевременно и целенаправленно воздействовать на тот или иной конфликт, важно точно определить его тип. От этого во многом зависят способы и методы разрешения политических конфликтов, темпы и направленность их  развития. В современной политической литературе существует различные типологии политических конфликтов.

- с точки  зрения масштабов и уровней  проявления различают внешнеполитические (межгосударственные) и внутригосударственные  конфликты. Внешнеполитические конфликты – это конфликты между двумя или несколькими государствами за сферы влияния и господство на мировой арене. Внутригосударственные конфликты – это конфликты внутри государства между различными политическими силами.

- по степени  публичности развития политических конфликтов различают открытые, выраженные в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих сторон, и закрытые политические конфликты, где доминируют теневые способы и приемы защиты субъектами своих интересов.

- по продолжительности  действия политические конфликты подразделяют на кратковременные и долговременные.

-  по строению  и организации политического  режима выделяют горизонтальные ( между равными по рангу участниками)  и вертикальные конфликты ( между  выше- и нижестоящими субъектами).

- по степени  и характеру нормативной регуляции  выделяют институциализированные  конфликты (порядок разрешения  таких конфликтов четко прописан  в нормативных актах) и неинституцианализированные  конфликты (конфликты, не регулирующиеся  законодательством).

Различают три основных типа политических конфликтов.

  1. Конфликты интересов преобладает в экономически развитых странах, устойчивых государствах (борьба вокруг размеров налогов, объема социального обеспечения и т.д.); этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение.
  2. Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; они требуют больше усилий по урегулированию, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как “свобода”, “равенство”, “терпимость” труднодостижим.

3. Конфликты  идентификации: характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом; этот тип конфликта возникает в условиях расовых, этнических, языковых противоречий.

Урегулирование  конфликтов - предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и т.п.);

Существуют пять основных способов разрешения конфликтов:

  1. соглашение в результате совпадения мнений всех сторон;
  2. соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы;
  3. соглашение, навязанное одной из сторон конфликта;
  4. застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.
  5. подключение арбитров, беспристрастный подход которых гарантирован, а рекомендации принимаются за основу компромиссных действий.

Можно выделить следующие негативные последствия  конфликтов:

  • дестабилизация общества, государства или любой другой политической организации, порождение хаотических и анархических процессов, снижение управляемости;
  • повышение политической апатии и абсентеизма, снижение политический активности;
  • ослабление возможностей общения и сотрудничества с оппонентами в будущем. Если конфликт не разрешен при обоюдном согласии сторон, то традиции вражды еще долго будут тормозить сотрудничество в будущем;
  • отвлечение участников конфликта от решения конструктивных, созидательных экономических и иных задач и бесплодная растрата их сил, энергии, ресурсов и времени на борьбу друг с другом. Особенно разрушительные последствия влекут за собой межгосударственные и внутриполитические конфликты с массовым применением насилия (революции, гражданские войны).

При определенных условиях конфликты имеют функциональные, позитивные для общества и политической системы результаты. Это:

  • инициирование социальных и политических изменений, обновления, прогресса;
  • артикуляция, четкая формулировка и выражение интересов, предание гласности реальных позиций сторон по тому или иному вопросу;
  • побуждение участников к взаимодействию и выработке новых, более эффективных решений, устраняющих саму проблему или ее значимость;
  • выработки у участников конфликта умения и навыков защиты своих интересов и решения возникающих в будущем проблем;
  • выявление политических группировок и их лидеров;
  • усиление    внутренней    политической    сплоченности    в    случае возникновения     внешних     (международных,     межэтнических     и    т.п.) конфликтов.

Конечно, как  негативные, так и позитивные последствия  конфликтов нельзя рассматривать вне  конкретной ситуации. Реальное соотношение  позитивных и негативных последствий  конфликта непосредственно зависит  от их природы, порождающих их причин, а также от умелого управления конфликтами.

 

 

 

37.Политический кризис: типы и виды.

Политический  кризис - это высшая точка социального  напряжения, всеобщего недовольства и возмущения деятельностью политико-властных структур. Международный политический кризис проявляется в резком обострении противоречий между государствами. Политический кризис отражает резкое обострение социально-политических противоречий, расстройство прежних общественных отношений, недоверие масс правящей элите страны. Политологи различают несколько типов политических кризисов:

    • правительственный - отражает неспособность правительства управлять обществом;
    • парламентский - кризис представительных органов власти;
    • конституционный кризис - отражает несовершенство конституционных норм государства;
    • общенациональный кризис - знаменует массовое недовольство властью и стремление общества к радикальным переменам. Как правило, он разрешается «сменой» властвующей элиты. Однако не исключается и другой исход. Социально-политические противоречия могут быть смягчены или преодолены посредством реформ, изменения политического курса государства, корректировки поведения органов власти;
    • внешнеполитический кризис - характеризуется обострением 
      противоречий между государствами или какого-либо государства с мировым сообществом.

В   зависимости   от   особенностей   (характера)   проявления   принято выделять 5 основных форм политических кризисов:

Кризис  легитимности отражает несоответствие политического режима ожиданиям и запросам общества, в результате резко снижается политическое влияние властных структур государства, растет недоверие к ним граждан.

Кризис  участия характеризуется нарушениями принципов равенства политического участия общественных групп и углублением в связи с этим социальных и идеологических разногласий.

Кризис  идентичности имеет своим следствием распад прежних идеалов и ценностей, составляющих сердцевину доминировавшей в обществе политической культуры.

Кризис  распределения благ проявляется в массовом недовольстве граждан условиями и качеством жизни, ростом цен и низкой зарплатой, недоступностью материальных и духовных благ.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"