Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:20, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 43 вопроса по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПОЛИТОЛОГ. МОИ.doc

— 497.50 Кб (Скачать)

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ

  1. Философские и общелогические методы:

- диалектический  метод, который предполагает рассмотрение  политических явлений с учетом  их постоянного изменения, взаимосвязи  частей и компонентов и внутренней  противоречивости;

- метод восхождения  от абстрактного к конкретному;

- анализ и  синтез;

- индукция и  дедукция;

- обобщение.

  1. Общенаучные методы:

- системный  подход,

- комплексный  подход,

- моделирование,

- типологизация.

3. Методы фундаментальной политологии:

-институциональный  метод, который предполагает, что в центре исследования должны находиться политические структуры, их свойства и взаимосвязи; -социологический метод, ориентированный на выявление социальной обусловленности политики, влияния на нее экономики, культуры, идеологии и социальной структуры; -исторический метод, рассматривающий политические явления в процессе их становления в прошлом и развития в настоящем; -сравнительный метод, предполагающий сопоставление однотипных объектов (политических систем или ее отдельных структурных компонентов, моделей политических режимов в разных странах) у разных народов с целью выявления сходства и различий;

-системный метод, который применяется при исследовании сложных многоуровневых объектов (политические системы, институты). -структурно-функциональный метод, который состоит в рассмотрении внутренней структуры системы с позиции функционального назначения каждого ее элемента;

-антропологический  метод, исходящий в объяснении  политики из природы и универсальности  родовых качеств человека; -психологический метод, направленный на изучение психологических механизмов политического поведения; -бихевиоралистский метод, рассматривающий политику как поведение индивидов и групп, имеющих определенную мотивацию и установки. Как уже отмечалось, этот подход требует эмпирической проверки всех выводов; нормативно-ценностный метод оценивает политические процессы с точки зрения оптимального варианта, идеала.

Эмпирические  методы:

-опрос - один из самых распространенных методов сбора политической информации. Опрос может проводиться в форме бесед, интервью, анкетирования, позволяющей выявить состояние общественного мнения по тому или иному вопросу;

-наблюдение, которое позволяет непосредственно отслеживать политические факты. Наблюдение бывает двух типов: невключенным и включенным. В первом случае события и факты отслеживаются со стороны, во втором - предполагается непосредственное участие наблюдателя в каком-либо событии или деятельности организации;

статистические  методы, с помощью которых производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, отражающих различные состояния объекта;

-математические  методы, которые открывают возможность для моделирования политических процессов;

 

 

4,5.Становление политологии как науки.

Этапы развития политической мысли

  • первый этап уходит в историю Древнего мира, Античности и продолжается до Нового времени. Это период господства мифологических, а позже философско-этических и теологических объяснений политических явлений и постепенной замены их рациональными трактовками. При этом сами политические идеи развиваются в общем потоке гуманитарных знаний;
  • второй этап начинается с Нового времени и продолжается приблизительно до середины XIX в. Политические теории освобождаются от религиозного влияния, приобретают светский характер и, самое главное, становятся более привязанными к конкретным потребностям исторического развития. Центральными вопросами политической мысли становятся проблема прав человека, идея разделения властей, правового государства и демократии. В этот период происходит становление и первых политических идеологий. Политика осознается как особая сфера жизнедеятельности людей;
  • третий этап - это период становления политологии как самостоятельной научной и образовательной дисциплины. Процесс оформления политологии начинается приблизительно во второй половине XIX в. Затем потребуется почти сто лет для окончательного оформления и профессионализации политической науки.

 

 

6.Функции политологии и связь с другими предметами

  • Методологическая функция заключается в разработке теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке законов и категорий данной науки.
  • Познавательная функция заключается в исследовании многообразия политических явлений с целью получения знания о их сущности, содержании и закономерностях развития.
  • Аналитическая функция - всесторонний анализ политических процессов, оценка деятельности институтов политической системы.
  • Прогностическая функция - выработка научных прогнозов дальнейших изменений в политической сфере, выявление тенденции развития общественных процессов.
  • Инструментально-практическая функция - разработка рекомендаций для совершенствования каких-либо сторон политической практики.
  • Воспитательная функция призвана формировать демократическую политическую культуру граждан.

Связь политологии с другими науками.

 

Экономика, История, Социология, Философия, Культурология,, Религиоведение, Этнография, География, Антропология, Статистика

 

 

 

 

 

 

13.Понятие и структура политической системы. Модель политической системы Д. Истона.

Впервые понятие «система» применительно  к обществу использовал американский социолог Толкот Парсонс     (1902 – 1979 гг.). Он рассматривал общество как сложную открытую систему, состоящую из четырех подсистем, каждая из которых выполняет определенную функцию.

Политическая  система – это упорядоченная  на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных  органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Политическая  система - (как комплексный конституционно-правовой институт) совокупность норм, устанавливающих  конституционно-правовой статус государства  как особого политического образования, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулирующих взаимоотношения вышеперечисленных субъектов.

Политическая  система общества - сложная, многогранная система отношений государственных  и негосударственных социальных институтов, выполняющих определенные политические функции. Она призвана отражать многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают влияние на государственную власть.

 

Модель  политической системы Д. Истона.

Первая модель политической системы была предложена Д. Истоном.

Политическая  система, взаимодействуя с внешней  средой, вырабатывает ответные реакции  на поступившие импульсы. В этом отношении он достаточно четко определил  границы политической системы, использовав, понятия “вход” и “выход”.

 

На “входе”  он выделил два основных элемента: требования и поддержку, в которых  выражается воздействие внешней  среды на политическую систему.

Требования  направляются в адрес властей  и служат сигналами об имеющихся  в обществе потребностях. Поддержка выражает лояльность членов общества к системе. Без поддержки политическая система недолговечна и обречена гибель.

 

 

Политическая  система, реагируя на воздействия внешней  среды, преобразует требования и  поддержку на “выходе” в решения  и действия. Политические решения имеют форму новых законов, заявлений, регламентов. Политические действия осуществляются в виде различных мер по регулированию и решению важных проблем общественной жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.Функции политической системы. Типология политических систем.

-Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).

  • Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).
  • Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).
  • Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).
  • Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).
  • Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).
  • Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).
  • Легитимация политической власти (т. е. достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

          Типология политических систем.

по типу политического  режима: демократические, авторитарные, тоталитарные, теократические (клерикально-фундаменталистский)

 

по форме  правления: монархические, республиканские

 

по форме  устройства: унитарные, федеративные, конфедеративные

 

по типу политической культуры: Патриархальная, Подданническая, Активистская

 

по степени  политических изменений: традиционные, модернизированные

 

по степени  открытости общества: открытые, закрытые

 

по типу партийной  системы: однопартийные, двухпартийные, многопартийные

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Характеристика тоталитарного режима.

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота) — политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм, сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы — тоталитаризма.

Исторически понятие  «тоталитарное государство» (итал. stato totalitario) появилось в начале 1920-х для характеристики режима Муссолини. Тоталитарному государству были свойственны не ограниченные законом полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризация общественной жизни. Правоведы итальянского фашизма и немецкого нацизма использовали термин в положительном ключе, а их критики — в отрицательном. На Западе в годы холодной войны получила широкую известность теория, согласно которой сталинизм наравне с фашизмом был одной из форм тоталитаризма. Эта модель стала предметом исследований в области истории и политологии.

При использовании  в настоящее время этого термина, как правило, подразумевается, что  режимы Гитлера в Германии, Сталина в СССР и Муссолини в Италии были тоталитарными. Различные авторы также относят к тоталитарным режимы Франко в Испании, Салазара в Португалии, Мао в Китае, «красных кхмеров» в Камбодже, Ахмеда Зогу и Энвера Ходжи в Албании, Ким Ир Сена и Ким Чен Ира в Северной Корее, Саддама Хусейна в Ираке, Хо Ши Мина во Вьетнаме, Ф. Кастро на Кубе, Сапармурада Ниязова в Туркменистане и др.

Признаки тоталитарного  общества:

  1. Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества.
  2. Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией.
  3. Коллективизм как принцип общественной жизни и деятельности людей.
  4. Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества.
  5. Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации.
  6. Жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации.
  7. Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения.
  8. Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить «новое общество»).
  9. Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.
  10. Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.
  11. Централизованное планирование экономики.
  12. Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силами и распространением оружия среди населения.
  13. Приверженность экспансионизму.
  14. Административный контроль над отправлением правосудия.
  15. Стремление стереть все границы между государством, гражданским обществом и личностью.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"