МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ
- Философские и общелогические методы:
- диалектический
метод, который предполагает рассмотрение
политических явлений с учетом
их постоянного изменения, взаимосвязи
частей и компонентов и внутренней
противоречивости;
- метод восхождения
от абстрактного к конкретному;
- анализ и
синтез;
- индукция и
дедукция;
- обобщение.
- Общенаучные методы:
- системный
подход,
- комплексный
подход,
- моделирование,
- типологизация.
3. Методы фундаментальной
политологии:
-институциональный
метод, который предполагает, что
в центре исследования должны находиться
политические структуры, их свойства и
взаимосвязи; -социологический метод,
ориентированный на выявление социальной
обусловленности политики, влияния на
нее экономики, культуры, идеологии и социальной
структуры; -исторический метод, рассматривающий
политические явления в процессе их становления
в прошлом и развития в настоящем; -сравнительный
метод, предполагающий сопоставление
однотипных объектов (политических систем
или ее отдельных структурных компонентов,
моделей политических режимов в разных
странах) у разных народов с целью выявления
сходства и различий;
-системный метод, который применяется при исследовании
сложных многоуровневых объектов (политические
системы, институты). -структурно-функциональный
метод, который состоит в рассмотрении
внутренней структуры системы с позиции
функционального назначения каждого ее
элемента;
-антропологический
метод, исходящий в объяснении
политики из природы и универсальности
родовых качеств человека; -психологический метод, направленный
на изучение психологических механизмов
политического поведения; -бихевиоралистский
метод, рассматривающий политику как поведение
индивидов и групп, имеющих определенную
мотивацию и установки. Как уже отмечалось,
этот подход требует эмпирической проверки
всех выводов; нормативно-ценностный
метод оценивает политические процессы
с точки зрения оптимального варианта,
идеала.
Эмпирические
методы:
-опрос - один из самых распространенных
методов сбора политической информации.
Опрос может проводиться в форме бесед,
интервью, анкетирования, позволяющей
выявить состояние общественного мнения
по тому или иному вопросу;
-наблюдение, которое позволяет непосредственно
отслеживать политические факты. Наблюдение
бывает двух типов: невключенным и включенным.
В первом случае события и факты отслеживаются
со стороны, во втором - предполагается
непосредственное участие наблюдателя
в каком-либо событии или деятельности
организации;
статистические
методы, с помощью которых производится
накопление и систематизированное обобщение
разнообразных эмпирических данных, отражающих
различные состояния объекта;
-математические
методы, которые открывают возможность
для моделирования политических процессов;
4,5.Становление политологии
как науки.
Этапы развития
политической мысли
- первый этап уходит в историю Древнего мира, Античности и продолжается до Нового времени. Это период господства мифологических, а позже философско-этических и теологических объяснений политических явлений и постепенной замены их рациональными трактовками. При этом сами политические идеи развиваются в общем потоке гуманитарных знаний;
- второй этап начинается с Нового времени и продолжается приблизительно до середины XIX в. Политические теории освобождаются от религиозного влияния, приобретают светский характер и, самое главное, становятся более привязанными к конкретным потребностям исторического развития. Центральными вопросами политической мысли становятся проблема прав человека, идея разделения властей, правового государства и демократии. В этот период происходит становление и первых политических идеологий. Политика осознается как особая сфера жизнедеятельности людей;
- третий этап - это период становления политологии как самостоятельной научной и образовательной дисциплины. Процесс оформления политологии начинается приблизительно во второй половине XIX в. Затем потребуется почти сто лет для окончательного оформления и профессионализации политической науки.
6.Функции политологии
и связь с другими предметами
- Методологическая функция заключается в разработке теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке законов и категорий данной науки.
- Познавательная функция заключается в исследовании многообразия политических явлений с целью получения знания о их сущности, содержании и закономерностях развития.
- Аналитическая функция - всесторонний анализ политических процессов, оценка деятельности институтов политической системы.
- Прогностическая функция - выработка научных прогнозов дальнейших изменений в политической сфере, выявление тенденции развития общественных процессов.
- Инструментально-практическая функция - разработка рекомендаций для совершенствования каких-либо сторон политической практики.
- Воспитательная функция призвана формировать демократическую политическую культуру граждан.
Связь
политологии с другими науками.
Экономика, История, Социология, Философия, Культурология,, Религиоведение, Этнография, География, Антропология, Статистика
13.Понятие и структура
политической системы. Модель политической
системы Д. Истона.
Впервые понятие «система» применительно
к обществу использовал американский
социолог Толкот Парсонс (1902 – 1979 гг.).
Он рассматривал общество как сложную
открытую систему, состоящую из четырех
подсистем, каждая из которых выполняет
определенную функцию.
Политическая
система – это упорядоченная
на основе права и иных социальных
норм совокупность институтов (государственных
органов, политических партий, движений,
общественных организаций и т.п.),
в рамках которой проходит политическая
жизнь общества и осуществляется
политическая власть.
Политическая
система - (как комплексный конституционно-правовой
институт) совокупность норм, устанавливающих
конституционно-правовой статус государства
как особого политического образования,
политических партий, общественных и религиозных
организаций и регулирующих взаимоотношения
вышеперечисленных субъектов.
Политическая
система общества - сложная, многогранная
система отношений государственных
и негосударственных социальных
институтов, выполняющих определенные политические функции. Она
призвана отражать многообразные интересы
социальных групп, которые непосредственно
или через свои организации и движения
оказывают влияние на государственную
власть.
Модель
политической системы Д. Истона.
Первая модель
политической системы была предложена
Д. Истоном.
Политическая
система, взаимодействуя с внешней
средой, вырабатывает ответные реакции
на поступившие импульсы. В этом
отношении он достаточно четко определил
границы политической системы, использовав,
понятия “вход” и “выход”.
На “входе”
он выделил два основных элемента:
требования и поддержку, в которых
выражается воздействие внешней
среды на политическую систему.
Требования
направляются в адрес властей
и служат сигналами об имеющихся
в обществе потребностях. Поддержка выражает лояльность членов
общества к системе. Без поддержки политическая
система недолговечна и обречена гибель.
Политическая
система, реагируя на воздействия внешней
среды, преобразует требования и
поддержку на “выходе” в решения
и действия. Политические решения имеют форму
новых законов, заявлений, регламентов.
Политические действия осуществляются
в виде различных мер по регулированию
и решению важных проблем общественной
жизни
14.Функции политической
системы. Типология политических систем.
-Обеспечение политической власти
для определённой социальной группы или
для большинства членов данного общества (политической системой
устанавливаются и осуществляются конкретные
формы и методы властвования — демократические
и антидемократические, насильственные
и ненасильственные и т. п.).
- Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).
- Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).
- Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).
- Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).
- Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).
- Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).
- Легитимация политической власти (т. е. достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).
Типология политических
систем.
по типу политического
режима: демократические, авторитарные,
тоталитарные, теократические (клерикально-фундаменталистский)
по форме
правления: монархические, республиканские
по форме
устройства: унитарные, федеративные, конфедеративные
по типу политической
культуры: Патриархальная, Подданническая,
Активистская
по степени
политических изменений: традиционные, модернизированные
по степени
открытости общества: открытые, закрытые
по типу партийной
системы: однопартийные, двухпартийные,
многопартийные
15. Характеристика
тоталитарного режима.
Тоталитаризм (от
лат. totalis — весь, целый, полный; лат.
totalitas — цельность, полнота) — политический
режим, который стремится к полному
(тотальному) контролю государства над всеми сторонами
жизни общества. В сравнительной политологии
под тоталитарной моделью понимается
теория о том, что фашизм, сталинизм и,
возможно, ряд других систем являлись
разновидностями одной системы — тоталитаризма.
Исторически понятие
«тоталитарное государство» (итал.
stato totalitario) появилось в начале 1920-х для
характеристики режима Муссолини. Тоталитарному
государству были свойственны не ограниченные
законом полномочия власти, ликвидация
конституционных прав и свобод, репрессии
в отношении инакомыслящих, милитаризация
общественной жизни. Правоведы итальянского
фашизма и немецкого нацизма использовали
термин в положительном ключе, а их критики
— в отрицательном. На Западе в годы холодной
войны получила широкую известность теория,
согласно которой сталинизм наравне с
фашизмом был одной из форм тоталитаризма.
Эта модель стала предметом исследований
в области истории и политологии.
При использовании
в настоящее время этого термина,
как правило, подразумевается, что
режимы Гитлера в Германии, Сталина в СССР и Муссолини
в Италии были тоталитарными. Различные
авторы также относят к тоталитарным режимы
Франко в Испании, Салазара в Португалии,
Мао в Китае, «красных кхмеров» в Камбодже,
Ахмеда Зогу и Энвера Ходжи в Албании,
Ким Ир Сена и Ким Чен Ира в Северной Корее,
Саддама Хусейна в Ираке, Хо Ши Мина во
Вьетнаме, Ф. Кастро на Кубе, Сапармурада
Ниязова в Туркменистане и др.
Признаки тоталитарного
общества:
- Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества.
- Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией.
- Коллективизм как принцип общественной жизни и деятельности людей.
- Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества.
- Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации.
- Жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации.
- Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения.
- Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить «новое общество»).
- Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.
- Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.
- Централизованное планирование экономики.
- Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силами и распространением оружия среди населения.
- Приверженность экспансионизму.
- Административный контроль над отправлением правосудия.
- Стремление стереть все границы между государством, гражданским обществом и личностью.