Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 20:56, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 25 вопросов по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

Полит управ.docx

— 72.10 Кб (Скачать)
  1. Связь политики и управления.

Политика и управление есть две взаимосвязанные сферы человеческой деятельности, которые на протяжении истории по разному соотносились друг с другом в зависимости от стадий развития социума, численности проживающего населения, уровня его социальной дифференциации, господствующих типов экономических отношений и т. д. Но неизменным оставались главные цели и ценности политики и управления – создание и сохранение порядка в социуме, преодоление хаоса в человеческих отношениях, во взаимоотношении общества и природы. Смысл и содержание понятия «порядок» менялись на протяжении истории, но постоянным оставалось понимание того, что только государство как самая мощная и совершенная система организации политической власти и управления способно реально гарантировать каждому члену сообщества порядок и стабильность, свободу и право, безопасность и защиту, хотя их мера постоянно изменялась, всегда оставаясь предметом острых философских и политических дискуссий.

Политику и государственное управление объединяет общая природа происхождения, связанная с феноменом власти вообще, и политической в частности. Власть изначально представляет собой, общественно выделенную и организованную силу. Власть есть отношение между людьми, при которых одни властвуют (принимают решения, командуют), а другие подчиняются. Большинство идей и концепций, как классических, так и современных, связывают категорию «власть» с потребностью общества в порядке и согласовании действий людей, управлением и регулированием человеческих отношений.

Политика осуществляется, как правило, политическими методами (переговоры, компромиссы, убеждение, поиск консенсуса, выдвижение альтернатив и т.д.), конкретный выбор которых зависит от типа политического режима и характера взаимоотношений между государством и обществом.

Государственное управление по отношению к политике в этом плане становится чистым видом административно-политической и профессионально-публичной деятельности, требующей специального знания и специальной подготовки.

Соотношение политики и государственного управления всегда носит конкретный характер. Оно зависит от множества факторов, в том числе от уровня организации политической власти, форм государственного правления, типа политического режима. Рассмотрим подробнее эти и другие вопросы в последующих главах.

 

  1. Политическое управление: понятие, подходы, функции.

Управление политическое

основная форма регулирования общественных отношений в классовом обществе, которая осуществляется публичным образом через власть государства. От всех остальных форм управления политическое отличается абсолютным характером в пределах политической организации.

В современных обществах используются различные способы управления:

  • политические;

  • правовые;

  • экономические;

  • административные;

  • финансовые;

  • силовые;

  • идеологические;

  • партийные

  • религиозные;

  • смешанные способы.

Правовые способы, как указывалось выше, заключаются в том, что государство, его институты принимают специальные решения — правовые нормы (законы, указы, постановления и т. п.), обязательные для исполнения всеми гражданами, в том числе и самими государственными органами и чиновниками, на всей территории страны. Правовые нормы часто подкрепляются государственным принуждением, за нарушение ряда норм установлено наказание.

Экономические способы состоят в принятии государством различных мер помощи, поддержки или, наоборот, введения ограничений деятельности организаций и поступков граждан, которые государство считает полезными или вредными для общества. Так, например, снижаются налоги на предприятия, отрасли, товары и учреждения, в которых заинтересована власть, или которые выполняют важные социальные функции. Напротив, увеличение налогов и введение иных барьеров свидетельствует о том, что власть не заинтересована в некоторых видах активности.

Административные способы характерны для системы, в которой возможности распоряжаться в различных областях общественной жизни или в обществе в целом предоставлены административному, а, по сути дела, бюрократическому аппарату.

Идеологические и религиозные приемы близки друг к другу. Их объединяют ссылки на некоторые идеологические основания и «высшие авторитеты», которые и определяют содержание принимаемых решений. 

Политические способы ориентированы на то, чтобы новые проблемы и задачи решать новыми приемами, соответствующими возникающим ситуациям, особенностям процессов, происходящих в современном обществе. Новыми способами приходится решать и так называемые старые проблемы.

Функции политического менеджмента:

  • работа на укрепление авторитета политического либо государственного деятеля;

  • увеличение количества сторонников определенной политической программы;

  • влияние на электоральные взгляды населения;

  • работа над привлекательностью образа политической партии либо общественной организации;

  • создание политических блоков и союзов;

  • воздействие на противников, с которыми субъект политического менеджмента находится в конфликте, а также на лиц, имеющих право принимать государственные решения.

При этом объект, на который направлено воздействие, является полностью свободным в своем волеизъявлении, он не обязан симпатизировать или, наоборот, относиться негативно к субъекту управления.

 

  1. Политическое и административное управление: общее и особенное.

 

За понятием «политико-административное» стоят определенные процессы и взаимодействия, которые сопутствуют функционированию современной исполнительной власти, ее взаимодействию с политическими и общественными акторами в процессе разработки, принятия и реализации государственной политики.

Концепция политико-административного управления, безусловно, интегрирует многие положения теории общественно-государственного управления: необходимость реконструкции отношений между государством и современным обществом, «открытости» государственного управления, анализа практики сотрудничества различных центров и уровней государственной и общественной власти, нравственного измерения выработки политических решений и многое другое.

Политико-административное управление рассматривается как важная функция исполнительной власти, не только исполняющей законы, проводящей в жизнь волю правящих сил, но и принимающей участие в разработке политики, выступающей в качестве главного посредника интеракции государства и общества, а также, в определенных случаях, в роли влиятельного политического актора. 

Управление политическое - основная форма регулирования общественных отношений в классовом обществе, которая осуществляется публичным образом через власть государства. От всех остальных форм управления политическое отличается абсолютным характером в пределах политической организации.

Административное управление – вид государственной деятельности по управлению делами государства, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть. Оно имеет следующие отличительные признаки: непрерывный и оперативный характер деятельности; осуществление специализированных функций, требующих единообразной технологии; установление юридическо-функциональных режимов; применение мер административной ответственности; деятельность иерархически построенного аппарата управления; профессиональный персонал; административное усмотрение.

 

 

 

  1. Политический менеджмент: понятие, подходы, виды. 

Политический менеджмент как один из видов менеджмента представляет собой такую систему управления, в основе которой положен политические процессы, предсказания их последствий, выработка рекомендаций для политического руководства и обеспечения реализации их в политической практике.

Подходы:

  • оценка уровня информированности участников политических событий о проблемную ситуацию, учет этого уровня при оценке силы их влияния на принятия возможного решения;

  • систематизация политических событий с учетом их соответствия уровню активности различных участников политических событий;

  • оценка степени политической активности участников политических событий в их отношении к решению, что принимается (по известной схеме: выражение намерения - действия - насилие);

  • политический мониторинг - отслеживание и раннее предотвращение наиболее нежелательным действиям со стороны любых участников политических событий относительно решения, которое готовится;

  • процедура (по особой технологии) противодействия оппозиционным силам в ходе принятия и реализации политического решения;

  • выявление иерархии действий (и на поддержку, и на противодействие) участников политических событий по поводу принятия политического решения (по схеме: главное - необходимо - второстепенное);

  • политический контент-анализ позиций сторонников и противников решения;

  • экспертная оценка для анализа проблемной ситуации и для выбора альтернатив принятому решению;

  • прогнозирование возможной судьбы политического решения, что готовится, и конечных результатов реализации его;

  • глубокое качественное отработки всех элементов алгоритма принятия политического решения.

Современная политология выделяет следующие виды политического менеджмента: менеджмент избирательной кампании и менеджмент правящей команды. При этом процесс управления может рассматриваться на разных уровнях управленческой иерархии: общегосударственном, региональном, местном, отраслевом и др.

 

5. Политическое управление в советской административно-командной системе.

Предпосылки становления административно-командной системы

Такая форма государственной системы первоначально затрагивала только хозяйственную сферу, однако ее эффективность в глазах большевиков, со временем поспособствовала ее внедрению в социальную структуру общества.

Основой для становления командной системы стала исключительная доминирующая роль коммунистической партии, властные амбиции верхушки ВКП (б) и полное отсутствие сопротивления оппозиционных сил. Прикрываясь наставлениями Ленина и искаженными догмами марксизма, партийное руководство ВКП (б) создавало изолированное государство, которое только на теории могло называться социалистическим.

Для контроля над населением была введена система карательных органов НКВД, представители которой очищали общество от «врагов социализма», под категорию которых попадал каждый третий гражданин.

Административно-командная система в действии

Окружение Сталина представляло собой исключительно проверенных людей, «ненадежные» элементы были давно устранены от государственного управления. Государственный аппарат, как и советский социум, были подчинены авторитету Генерального Секретаря, который был своеобразным гарантом строительства социалистического общества.

Вождю доверяли, с его решениями не спорили. В свою очередь, Сталин не осмеливался на открытые противозаконные действия и все преступления, которые совершал против общественности и государства, прикрывал ширмой весьма либеральных, на первый взгляд, нормативно правовых актов.

Ярчайшим примером этому является принятие Конституции СССР в 1936 году, в которой простому населению предоставлялись весьма широкие права и свободы, однако на самом деле закон закреплял авторитет Сталина и безграничность его власти.

Для формирования благоприятного настроения народных масс, большевиками проводились фестивали и праздники, на которых всегда присутствовала пропагандистская агитация. Свято веря в «мудрые решения партии и товарища Сталина», советский народ в своем большинстве не замечал репрессий со стороны ВКП(б) и активно поддерживал партийное руководство.

Политика по отношению к рабочим

Индустриализация, не смотря на беззаконные пути проведения, принесла положительные плоды для экономики страны. Но условия жизни и труда работников предприятий были приближенными к казарменным. В 1932 году большевиками была введена система паспортов и трудовых книжек.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"