Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 20:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на 25 вопросов по дисциплине "Политология".
Политическая кибернетика (Political cybernetics) - научное направление, в рамках которого политические явления исследуются с помощью научного аппарата кибернетики, - науки об управлении, получении, передаче и преобразовании информации в кибернетических системах. В этом смысле ее можно определить как науку об управлении в политике, или о политическом управлении.
Предметом политической кибернетики является функционирование механизма политического управления.
Применение системно-кибернетического подхода к анализу политических явлений отвечает представлению о демократии как норме политической организации общества в связи с акцентуацией принципа обратной связи как фундаментального принципа управления вообще. В политическом управлении обратная связь выступает как контроль “снизу” за субъектом политического управления, как политическая обратная связь. Политическое развитие, понимаемое как переход от традиционного общества к современному обществу западного типа, по сути своей, представляет собой формирование и расширение сферы влияния политического общества, системы институтов политического опосредования -партий, групп интересов, независимых СМИ, - обеспечивающих детерминирующее воздействие общества на органы политической власти. Применительно к политике процесс институализации обратной связи и повышения ее эффективности можно рассматривать как фундаментальный показатель политического развития.
Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г.
Решительным шагом на пути к демократии
является переход к выборной системе формирования
власти. Свободные альтернативные выборы
сохраняют потенциал для превращения
российской демократии из режимной в реальную.
Голоса избирателей являются важнейшим
ресурсом режимной системы. В сегодняшней
России ни один политик не может построить
или завоевать власть без использования
голосов в качестве ресурса. Если бы существовал
политический потенциал авторитарного
ресурса, им бы, несомненно, воспользовались.
В то же время современная политическая
практика создает институты, которые формально
являются демократическими, но не несут
ответственности перед обществом. Так,
политические партии, в основном, осуществляют
связи с элитой и мобилизуют идеологические
и политические ресурсы на межэлитную
борьбу. Экономика в России развивается
по рыночным законам в отсутствии эффективно
функционирующей рыночной системы, поэтому
предприниматели стремятся использовать
существующие законы для обретения независимости
от бюрократии в целях защиты своих личных
и имущественных прав. Средний класс по
мере своего развития также будет стремиться
обеспечить свои имущественные права
и личные свободы в системе законов. В
результате укрепления законности режимная
система постепенно уступает место демократическому
режиму. Для его установления необходимо,
чтобы противостояние оппонентов завершилось
добровольным принятием всеми сторонами
демократических норм и ценностей и согласием
институционализировать свои интересы
в рамках новой политической системы.
Вместе с тем институты демократии (парламент,
суды, местное самоуправление) сохраняют
способность независимого функционирования
и являются фундаментом перехода к демократическому
режиму. Устойчивость и стабильность режима
во многом зависят от эффективности государственного
управления. Инициируя проведение административной
реформы, правящий режим пытается сформировать
системные очертания механизма принятия
решений за счет изменения характера и
стиля деятельности административных
структур. В современной России все отчетливее
проявляются характерные черты демократии:
строятся основы правовой государственности
и созда-ются устои гражданского общества;
власть на федеральном и местном уровнях
выбираема и сменяема; действуют механизмы
непосредственной демократии (референдумы),
существует систе-ма разделения властей
в государстве; гарантированы основные
права человека, реально действует политическая
оппозиция, в том числе и "непримиримая";
формально судебные органы независимы
от исполнительных органов власти; отсутствует
ведущая идеология; в экономике складывается
свободный и конкурентный рынок при многообразии
форм собственности; существуют независимые
средства массовой информации и коммуникации.Для
усиления в России демократических тенденций
необходимо проведение реформ, имеющих
положительный результат для большинства
людей: реформы административно-
Государственная экономическая политика - совокупность взаимосвязанных мер, предпринимаемых органами государственной власти и управления в целях формирования определенного вектора развития экономики страны и решения социально-экономических проблем.
Успешное развитие национального хозяйства требует формирования на основе предвидения и прогнозирования процессов, протекающих в его рамках, соответствующей экономической политики, выбора рациональной стратегии и тактики ее реализации как на государственном, так и на региональном уровне.
Экономическая политика определяет основные направления и принципы государственного вмешательства в экономику для реализации его стратегических целей государства. Она характеризуется определенными целями, на достижение которых направлена, механизмами принятия решений, сферами реализации (экономика, техника, международные отношения и т.п.).
Главными целями государственной экономической политики считаются: рациональное использование ресурсного потенциала страны, обеспечение экономического роста и безопасности страны, создание условий для повышения благосостояния населения. В процессе формирования системы целей экономической политики обязательно учитывается взаимосвязь составляющих эту систему элементов (цели не могут быть взаимоисключающими).
Реализация государственной экономической
политики связана с применением различных
инструментов, поэтому различают фискальную(
Фискальная экономическая политика. Фискальная политика осуществляется по следующей схеме: привлечение необходимых государству денежных средств - распределение этих средств - обеспечение применения средств по назначению. Этот вид экономической политики государства включает такие направления, как бюджетная политика, налоговая политика, политика доходов и расходов.
Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода. Бюджетная политика заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования.
Монетарная экономическая политика - это непосредственное или опосредованное регулирование со стороны государства денежной массы и денежного обращения в стране. В отличие от фискальной экономической политики цели монетарной политики более узкие и связаны только со стабилизацией денежного обращения.
Государственная социальная политика - целенаправленная деятельность государства по управлению общественными процессами и отношениями в социально-культурной сфере. Она должна быть соотнесена с конкретно-историческими обстоятельствами, подкреплена финансовыми ресурсами и рассчитана на определенные этапные социальные результаты.
Принципами государственной политики в социальной сфере являются экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства; доверие к регулирующей роли рынка; ответственность государства за "игру" рыночных сил, выработку законодательства, создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни; социальная справедливость и социальная солидарность общества; гендерное равенство; участие граждан в государственном управлении, общественной и государственной жизни.
Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений: оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица; регулирование доходов населения; демография, семья, материнство и детство, молодежь; социальная защита; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; социальное страхование; образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации; наука; здравоохранение; обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; культура; физическая культура, спорт, туризм; экологическая безопасность; защита социальных прав всех категорий граждан.