Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 20:56, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 25 вопросов по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

Полит управ.docx

— 72.10 Кб (Скачать)
  • направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);

  • наличие народной поддержки, добровольность членства;

  • наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.

В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

  • выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;

  • разработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры;

  • создание возможностей для политической социализации личности;

  • подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;

  • организация избирательных кампаний и участие в них;

  • борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

 

21. Власть и оппозиция: механизмы взаимодействия

В РФ на сегодняшний день не существует механизма взаимодействия власти с

существующей оппозицией. Оппозиция в России не имеет должной поддержки среди

россиян, большинство их которых относятся к ней лояльно. Чаще всего оппозиционными

партиями россияне считают КПРФ и ЛДПР.

На сегодняшний день в РФ нуждается в существовании «сильной» оппозиции

четко формулирующей свои политические идеи. При развитом демократическом режиме

власть и оппозиция должны являться полноправными политическими партнерами.

Сильная оппозиция не должна осложнять работу действующей власти, она, наоборот, при

определенных условиях должна быть готова помочь ей.

Те группы людей, которые сегодня называют себя оппозицией в РФ, разрознены, у

них нет идеологии, сплоченных лидеров, политической силы, способной бороться за

власть в стране, нет хотя бы одного лидера, который мог бы объединить все эти

разрозненные оппозиционные группы.

В России, в отличие от многих стран мира, существуют оба вида оппозиции,

которые ведут борьбу не только с существующими органами власти, но и между собой.

Такое положение вещей устраивает президента, правительство и парламент, так как они

имеют возможность бороться с ними порознь и добиваться успеха.

Оппозиции нужны идеологическое единство, ясность и определенность целей,

организационное сплочение, тесный контакт с широкими массами населения страны.

Нельзя власти подходить к предложениям оппозиции, как к чему-то

необдуманному, имеющему целью скомпрометировать существующую власть. Все

предложения оппозиции должны быть тщательно учтены при выработке указов, законов,

постановлений и в процессе повседневной деятельности президента, правительства и

парламента.

Оппозиция должна укрепить свои ряды, покончить с внутренней оппозицией,

вырасти численно преимущественно за счет молодежи. Должна четко выработать

идеологическую платформу, доступную для понимания широкими слоями населения,

сформировать национальную идею.

 

22. Политическая ответственность  органов власти: технологии формирования  и повышения.

Политическая ответственность органов государственной власти и должностных лиц представляет собой их ответственность перед народом страны или его частью за деятельность, не соответствующую мандату доверия, выразившуюся в неспособности или нежелании проводить политику и осуществлять государственную власть во благо общества и государства.  
 
Санкции политической ответственности можно условно подразделить на: недоверие, оказываемое выборным должностным лицам избирателями при проведении выборов или референдума; отставку, роспуск, отрешение от должности государственного органа или должностного лица иным государственным органом или должностным лицом (группой органов или должностных лиц); отзыв депутатов законодательных (представительных) и руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов вследствие утраты доверия избирателей в результате совершения противоправных или аморальных поступков, грубого нарушения Конституции страны, федерального и регионального законодательства. 

Социальная ответственность как интегральная категория всех видов ответственности является действенным фактором как нейтрализации конфликтогенных источников в обществе на различных уровнях управления, так и разрешения конфликтных ситуаций. Важную роль здесь играет не только негативная ответственность, но и позитивная мотивирующая - создание благоприятных социальных условий для населения.

Для этого государство должно обеспечить четкое разграничение функций и ответственности между властью и бизнесом, между уровнями власти федеральной, региональной и местной, их взаимодействий с общественными организациями для решения общих социальных проблем. Это связано с тем, например, что административная ответственность за реализацию социальных программ в большинстве случаев различна между несколькими федеральными органами власти.

Поэтому дальнейшая актуализация проблемы ответственности госаппарата за социальную политику, повышение социальности российского государства на всех уровнях должны сопровождаться дальнейшим совершенствованием технологий формирования и повышения ответственности.

Необходимо повысить ответственность законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации за ненадлежащее исполнение полномочий, обеспечение достойного уровня и качества жизни граждан и развития соответствующих территорий, практиковать ежегодные отчеты высших должностных лиц субъекта РФ перед соответствующим законодательным органом, освобождение руководителей от выборных должностей в случае их неудовлетворительной работы по вышеуказанным показателям.

23. Эффективность политического  управления: понятие, подходы.

В сфере государственного управления ключевым фактором, отрицающим или оправдывающим конкретные методы и формы деятельности, традиционно считается эффективность. Поэтому большинство частных проблем реализации государственного управления можно объединить в одну, наиболее общую и актуальную как на региональном, центральном (федеральном), так и на межгосударственном уровнях - проблему эффективной организации работы системы административно-государственного управления.

Если рассмотреть изменения в подходах к анализу условий эффективного управления через призму развития моделей организационных систем, то можно выделить три типа таких системных моделей, каждый из которых базируется на организационных принципах, выработанных, соответственно: 1) "классической школой", 2) кибернетическим подходом и 3) синергетическим подходом.

Механический тип организационной системы характеризуется крайне слабой структурной реакцией на изменения среды. Соответственно для организационных систем такого рода характерен небольшой инновационный потенциал и незначительные возможности его реализации. Конфликт между бюрократией и изменениями (инновациями) здесь весьма ощутим.

Адаптивный тип организационной системы характеризуется приспособлением к изменениям внешней среды. Организационные системы такого типа реагируют post factum, стараясь приспособить свою организационную структуру к новым условиям. Тип обратной связи в данном случае отрицательный.

Креативный тип организационной системы характеризуется активной ролью в преобразовании среды и гибкой организационной структурой. Организации такого типа ориентированы на внутриорганизационное развитие и развитие внешней среды. Они способны оперативно менять как цели деятельности, так и структуру. Тип обратной связи в данном случае положительный.

Кибернетика и, позднее, синергетический подход определили также и новые условия эффективности:

·необходимость отказа от искусственного навязывания направлений развития сложноорганизованных систем;

·актуализация "чувствительности" к начальным условиям, заключающаяся в выделении особенного в условиях генезиса организации и процессе ее развития (наибольшее внимание уделяется "личной" истории организации);

·определение эффективности управленческой деятельности не через анализ количества затраченных ресурсов, а посредством исследования качественного распределения управленческого воздействия (конфигурации административного воздействия);

·признание множественности потенциальных сценариев развития сложноорганизованных систем (принципиально важно для эффективного управления учитывать максимальное количество такого рода сценариев или моделей);

·ускоренный качественный рост системы определяется включением механизмов положительной обратной связи, приводящим к "режимам с обострением".

Таким образом, новый системный показатель эффективности стал еще более сложным, поскольку он включает в себя как исторические, экономические, психологические (мотивационные), так и структурно-коммуникативные составляющие.

 

24. Критерии оценки эффективности  политического управления.

Исторически доминировавшим в оценке эффективности государственного управления выступал критерий экономической эффективности; современные подходы строятся на более широком - социальном - подходе, не только апеллирующем к обобщающему взгляду на структуру общественных отношений, но увязывающем стадии производства и потребления общественного продукта. Не случайно в исследовательской литературе последних десятилетий получило разработку понятие социальной эффективности в качестве альтернативы экономической (или механической) эффективности.

Обращаясь к методологическому аспекту исследуемой проблемы, следует отметить, что оценка эффективности системы государственного управления представляет собой самостоятельную и сложную проблему теории административно-политического управления. Сложность этой проблемы предопределена отсутствием в государственном секторе единственного показателя результатов, каким в коммерческом секторе является прибыль, а также тем, что "продукция организаций государственного сектора, как правило, трудно поддается измерению и не предназначена для конкуренции". В рамках подходов Всемирного банка, осуществляющего на протяжении многих лет изучение эффективности, используется понятие потенциала государства, определяющего способность государства производить и пропагандировать коллективные действия; понятие "эффективность" характеризует использование потенциала для удовлетворения потребности общества в соответствующих благах.

Кроме того, сложность оценки эффективности госуправления определена также тем, что она предполагает как непосредственные, так и опосредованные результаты и включает значительное число измерений (экономическое, политическое, непосредственно управленческое, этическое, психологическое и др.). Вследствие этого, а также в силу многофакторности процесса социального управления, предполагающего взаимодействие сил различной природы (социальных и природных, объективных и субъективных, индивидуальных и коллективных и пр.), адекватная оценка эффективности предполагает рассмотрение системы взаимодействий "субъект управления - взаимодействия - управляемые объекты" и включает такие критерии, как состояние и производительность, результат и качество функционирования, структура, объем и актуальность производимых продуктов. В наиболее общем плане понятие эффективности в данном контексте понимается как отношение чисто положительных результатов (превышение желательных последствий над нежелательными) и допустимых затрат, как увеличение отдачи на единицу ресурса в единицу времени. Решение можно назвать эффективным, если наилучший результат достигнут при минимальных издержках или если заданный результат получен при самых низких издержках выбора.

Многообразие измерений управленческой эффективности определяет ее внутреннюю дифференциацию (организационная, экономическая, политическая и др.); востребованность того или иного измерения и критерии оценки различных видов эффективности определяются сферой потенциального применения понятия "эффективность". В особенности это справедливо применительно к сфере государственного управления, целью которого является достижение трудно артикулируемого понятия общего блага - понятие, в содержании которого существенен удельный вес социальной составляющей, включающей, в свою очередь, значительное число измерений.

Понятие социальной эффективности в данном контексте определяет функцию минимизации трансакционных издержек и непосредственно связано с эффективностью функционирования механизма координации социальных взаимодействий. Концептуализация понятия "социальная эффективность" в современной литературе строится на следующих предпосылках:

Социальная эффективность администрации заключается в уменьшении на макроуровне политической неопределенности, формулировке четких правил игры и контроле за их исполнением.

Социальная эффективность тем выше, чем больше вложения общества в повышение способности государства "эффективно проводить и пропагандировать коллективные мероприятия".

Ключевым способом повышения потенциала государства и, соответственно, социальной эффективности как результата использования этого потенциала является создание эффективной системы норм и правил, проясняющих социальные взаимодействия и ограничивающих риски разного рода.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"