Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:36, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".

Файлы: 1 файл

политология!.doc

— 556.50 Кб (Скачать)

1. Политология  - предмет и функции и т.д.

С середины 1 тыс. Н.э. Начинает складываться направление, названное политической философией, основным предметом внимания которого было государство.

К концу 19 –  начало 20 века складывается собственно политическое направление, политическая наука (ПОЛИТОЛОГИЯ).

Современная политология  по своей структуре представляет единую науку и объединяет политическую философию, теорию внутренней и международной  политики, политическую психологию, пол. Астрологию и т.д.

Политическая наука обобщает знания о фактах, делает выводы, дает объяснения политическим явлениям, институтам, процессам; устанавливает их связи и тенденции развития. Т.о., современная политология является интегрирующей наукой о политике во всех ее проявлениях, закономерностях развития политической сферы. Она интегрирует отрасли научного знания, которые изучает различные аспекты политической действительности.

пол. история  – изучает политическую жизнь  общества в историческом обзоре. 
пол. семиотика – принципы, свойства и функции политического языка как средства политики.

пол. философия  – изучает ценностные мировоззренческие  аспекты политико – властных отношений ист. пол. учений – изучает процесс становления и развития политической науки.

пол. психология – механизмы политического поведения людей, их установки, чувства, интересы, убеждения и др.

пол. география  – влияние географических факторов на политическую действительность.

геополитика –  изучает влияние географических факторов на стратегический потенциал  внешней политики государства, геополитические изменения в мире.

пол. антропология – изучает природные свойства и естественное право человека как  субъекта политического творчества, влияние этнических факторов на политическое поведение людей. 
пол. этика – изучат моральные нормы политических отношений.

Объект современной  политологии – политическая сфера  общества и все происходящие в  ней процессы. 
Предмет политологии – пол. Власть, закономерности ее становления, функционирования и изменения. Политическая власть – основа политики, главное средство, обеспечивающее жизнедеятельность политической системы.

Функции политологии:

 - познавательная Исследует и объясняет политические явления и процессы, обогащает способы и приемы познания политики. Вооружает граждан систематизированными политическими знаниями навыками политического учения. – инструменталистская.

 Овладев политическими знаниями, практическими знаниями политического учения люди обретают способность свободно и сознательно оценивать и изменять политическую действительность, достаточно легко в ней самоопределяться. К тому же она вырабатывает рекомендации для властных структур и других субъектов политики. Они используются в качестве инструмента совершенствования политических отношений, политических технологий и политического правления общества. 
- прогностическая Прогнозирует развитие и последствия в политических процессах, предвидит перспективы политических систем и отношений

- воспитательно  – мировоззренческая Способствует приобщению личности и общества к демократическо – политической культуре

- методологическая Теории или учения, обращенные к научным исследованиям.

Политология как  сравнительно молодая наука призвана постоянно совершенствовать, обогащать  арсенал методов и способов познания своего предмета. Ее категории, выводы, идеи используются другими науками (гуманитарные), если они затрагивают проблемы политической жизни общества.

- управленческая Термин политика (с греческого) означает искусство управления государством. Основой политики выступает политическая или государственная власть, а реализуется политическая власть через государственное управление.

 

2. Политика как общественное явление

Объектом  политологии является политическая действительность, или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит к числу наиболее сложных и основополагающих общественных образований.

В самом общем  виде политика есть область отношений между различными общностями людей – классами, нациями, социальными группами и слоями. В историческом аспекте возникновение политики связано с социальной, этнической, религиозной дифференциацией общества. В политике отражаются коренные, долговременные интересы различных социальных групп, связанные с удовлетворением их потребностей. Политика выступает как инструмент регулирования, соподчинения или примирения этих интересов в целях обеспечения целостности общественного организма.

Понимание политики как сферы взаимодействия различных  социальных групп и общностей  людей получило название коммуникационного. У истоков его стоял Аристотель. Он рассматривал политику как форму общения, способ коллективного существования человека. Согласно Аристотелю, человек – существо по своей природе общественное и реализовать себя он может только в обществе – в семье, селении (общине), государстве. Государство выступает как высшая и всеобъемлющая форма социальной связи или "общения" людей.

Таким образом, политика есть сфера властных отношений. Власть – первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее качество политики. Только на этой основе можно выделить политику, политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Классик политической науки, немецкий социолог М. Вебер подчеркивал, что политика "означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которых оно в себя заключает... Кто занимается политикой, тот стремится к власти. Определение политики через власть характерно для многих мыслителей – Н. Макиавелли, В. Парето, К. Маркса и др. Такой подход к пониманию политики характеризуется как силовой, директивный.

Властные определения  политики конкретизируются и дополняются  с помощью институциональных  определений. Последние рассматривают  политику как сферу взаимодействия государства, партий, других общественно-политических институтов и структур, в которых воплощается и материализуется власть и политика. Данные политические институты возникают по мере осознания классами и другими социальными группами своих интересов для их представительства и защиты. Центральное место в политической системе общества занимает государство, представляющее собой универсальную политическую организацию, обладающую легитимным правом на принуждение.

В современных  условиях все более активную роль в политической жизни, наряду с государством, играют политические партии, общественные организации и движения, группы давления. В совокупности они составляют организационный остов политики, придают ей внутреннюю целостность, позволяют выполнять определенные функции в обществе.

Обладая таким  свойством, как власть, политика имеет  верховенство в системе общественных отношений, определяет обязательность политических решений для всего  общества. Основным назначением политики является управление социальными процессами как систематическое и целенаправленное воздействие на общество для сохранения и оптимального функционирования данного социально-экономического строя. Отсюда еще один подход к определению политики, связанный с объяснением ее функций – управления, поддержания порядка, сохранения стабильности социума, авторитарного распределения ценностей и др. Приверженцами функционального подхода к пониманию политики являются американские ученые Т.Парсонс, Д.Истон, Г.Алмонд и другие представители системного анализа. Т.Парсонс писал: "Политика представляет собой совокупность способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно: эффективного действия для достижения общих целей".

Политика выступает  как организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, что обусловлено такими ее свойствами, как универсальность, всеохватывающий характер, инклюзивность (включенность во все сферы), способность воздействовать практически на любые стороны жизни. Функциональность политики не только позволяет ей глубоко воздействовать на другие сферы общественной жизни, но и связывает ее с ними. Политика глубоко опосредована экономической сферой общества, экономическими отношениям и интересами, концентрированным выражением которых она является. Вместе с тем она обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное воздействие на экономику и другие сферы общественной жизни. Тесная связь существует между политикой и моралью, политикой и культурой, политикой и идеологией, политикой и правом.

Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают  всего многообразия ее определения, но в совокупности позволяют раскрыть сущность политики как социального  явления. Политика есть сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами.

Различают политику внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, его структур и органов по регулированию взаимодействия людей внутри данного сообщества. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, возможно выделение экономической, социальной, культурной, национальной, демографической и других видов политики.

Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, регулирующая его отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями, иными общественными объединениями, международными организациями. Внешнеполитический курс любого государства определяется, главным образом, характером его внутренней политики, и в то же время существенно влияет на внутреннюю политику. В конечном итоге и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу – сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений.

Политика  как наука и искусство

Политику можно  рассматривать как науку и  искусство. Главная задача политики как науки – определение целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование различных аспектов политической деятельности. Политика вправе рассматриваться как наука в том смысле, что она может служить источником знаний об одной из жизненно важных сфер бытия людей, классов, партий и государств. Но политика и сама должна строиться на основе соответствующих научных знаний и считаться с результатами действия объективных закономерностей общественного развития, с наличием определенных социальных механизмов, принципов и норм, регулирующих развитие общественного организма. Принятие политических решений в современных демократических системах предполагает всестороннюю научную экспертизу, систему консультаций, профессионализм отношений. Политика всегда есть итог кропотливой трудоемкой работы политических деятелей, исследовательских центров и научных институтов, следствие коллективного ума многих людей и организаций. Однако полного тождества науки и политики быть не может, как не могут быть тождественными теория и практика. Это определяется вероятностным характером политического процесса, присутствием в политике как рациональных, так и иррациональных начал.

Политика требует  не только знаний, но и мастерства политического  лавирования и компромиссов, умения увлечь и повести за собой массы, способность адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, предвидеть ход политических событий. Не все в политике поддается голому расчету; в ней присутствуют и эмоции, интуиция, мастерство. Поэтому политика представляет собой не только науку, но и искусство – искусство управления государством, искусство завоевания и удержания власти, претворения в жизнь различных общественных целей и интересов. Существует мнение, что политика – искусство возможного. Политический руководитель ограничен в своей деятельности наличными ресурсами; он должен учитывать соотношение сил, общественное мнение, состояние политической культуры и ряд других факторов. Искусство политики заключается в том, чтобы достичь поставленной цели с минимальными затратами и потерями.

 

3. Основные характеристики власти

Власть является одной из важнейших  политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью  определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов  населения. Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.  Выделяются универсальные свойства власти: ее всеобщность, то есть функционирование во всех сферах общественной жизни и политических процессах, ее способность проникать во все виды деятельности, объединяя или разъединяя людей, общественные группы. Пространство власти может быть совсем малым, скажем, личность самого человека, семья, и предельно большим – государственная власть, власть религий, идеологий, международных структур. Можно выделить различные виды власти: экономическая и политическая, светская и церковная, законодательная, исполнительная и судебная, центральная, региональная, местная, государственная, партийная, семейная, власть аппарата, лидеров, родителей и т.д.

Соотношение политики и власти. Власть и политику иногда отождествляют, считая их нераздельными и взаимообусловленными. Действительно, власть является центральным началом политики, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и ее удержание – проблема политическая, независимо от того, решается она путем выборов, назначений, захвата. Как правило, власть не самоцель для социальных сил, стремящихся реализовать свои цели. Однако, придя к власти, эти силы начинают формировать конкретные структуры власти самых разных масштабов – от правительства, президента, парламента до региональных и местных структур. Новые правители, осуществляя свои интересы и цели, сами вырабатывают и проводят в жизнь собственную политику, которая становится средством этой власти. Иными словами, политика оказывается причиной власти, а власть – причиной политики. Можно сказать, что политика и власть связаны круговой причинно-следственной зависимостью.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"