Шпаргалка по "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 22:18, шпаргалка

Краткое описание

Ответы к экзамену по политологии

Файлы: 1 файл

Ответы к экзамену по политологии.docx

— 35.49 Кб (Скачать)

1. Политология как наука

В связи с  многомерностью характера политика выступает в единстве 3-х взаимосв-ых аспектов:

1. Как сфера  общественной жизни

2. Как один  из видов активности социальных  субъектов

3. Как тип  социальных отношений между индивидами, малыми группами и т.д.

1-ый  аспект. Политика предстоит в контексте структуры общества, как элемент, занимающий свое место и играющий определенную роль. За политикой закреплены функции общих и частных интересов, осуществление господства, поддержание порядка, реализации общезначимых целей, руководства людьми, регулирование ресурсов, управление общественными делами.

2-ой  аспект. Связан с интерпретацией политики, как способ совокупной и индивидуальной активности социальных субъектов, как вида человеческой деятельности и социального поведения.

3-ий  аспект. Как высший вид человеческого общения.

Структура политики:

1) форма - это  ее организационные структуры  - гос-во, партии и т.д., а также законы и нормы, придающие устойчивость, стабильность, регулирование;

2) содержание - выражается  в ее целях, ценностях, мотивах, механизмов, принятия политических решений, в проблемах, которая она решает;

3) процесс (отношение) - сложный много - субъектный и конфликтный характер политической деятельности, проявление и осуществление отношений для различных организаций, соц. групп и индивидов.

Роль  политики как особой сферы общественной жизни обусловлено  ее тремя свойствами:

1) универсальность;

2) всеохватывающий  характер, способность воздействовать на практически любые стороны жизни;

3) включенность  или проникающая способность,  т.е. возможность безграничного  проникновения.

Политология выполняет ряд  функций:

1) гносеологическая (познавательная) - наиболее полное  конкретное познание  политической  реальности, раскрытие присущих  ей объективных связей основных тенденций и противоречий;

2) рационализация  политической жизни - обосновывает  необходимость создания одних  и ликвидации др. полит. институтов, разрабатывает оптимальные модели  и политические структуры управления, прогнозирует развитие политических  процессов;

3) политическая  социализация - формирование гражданственности  и политической культуры населения;

4) прогностическая  - политология способна дать долговременный  прогноз о возможности политического  развития той или иной страны  на данном историческом этапе;  представить альтернативные варианты  будущих процессов, рассчитать  вероятные потери по каждому  из альтернативных вариантов,  включая побочные эффекты.

Политика  может осуществляться на неск. уровнях:

1) низший уровень  - включает решение местных проблем:  школа, жилищные проблемы и  т.д. Полит. д-ть на этом уровне осуществляется отдельными индивидами, но часть вопросов может решаться местными ассоциациями;

2) локальный  уровень - требует гос. вмешательства, наиболее активно политика осуществляется группами, заинтересованными в развитии своего региона;

3) национальный  уровень - занимает центральное  место в теории политики, что  опр. положениями гос-ва, как основного института распределения ресурсов;

4) международный  уровень - основными субъектами  выступают суверенные гос-ва политической деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 

2. Политическая власть

Власть – это социальное взаимодействие, отношение, отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или группу, изменяя их поведение в соответствии со своими целями.

Политическая  власть - это центральная категория политической науки, борьба за завоевывание и осуществление власти, основное содержание политики, а значит и наук, изучающих политику.

Основные  свойства политической власти:

1) всеобщность  - функционирует во всех сферах  человеческого общения;

2) инклюзивность - проникая во все виды чел. д-ти, соединяет противопоставляет соц. группы и отдельных индивидов;

Формы власти (по Дюверже):

1) анонимные,  т.е. распыленное среди членов  примитивного общества;

2) индивидуализированная  - возникающая с усложнением процесса  труда и новых видов деятельности;

3) институционализированная - опирается на деятельность специальных институтов;

4) надгосударственная - представлена законодательными (Европарламент)  и исполнительными (Комиссия Европейских  Сообществ) институтами. (1 и 2 формы  догосударственные)

Три аспекта власти:

1) директивный  - власть понимается как господство, выполнение приказов и директивов;

2) функциональный - реализация функций общественного  правления;

3) коммуникативный  - власть реализуется через общение,  понятное всем странам.

Власть: 1) субъекты - государство, его институты, политические элиты, лидеры партий.

2) объекты - индивид,  соц. группы, масса, класс и  т.д.

3) функции - господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация   и мобилизация;

4) основание  - экономическое, социальное, юридическое,  административно - силовые, культурно  - информационные;

5) ресурсы - принуждение,  насилие, убеждение, поощрение,  право, традиции, страх, мифы и  т.д.

6) источники  - властное первоначала - сила, авторитет,  тайна, престиж, богатство и  т.д.

Отличительные черты политической власти: легальность в использовании силы; обязательность ее решений для всего общества и для всех др. видов власти; публичность, т.е. всеобщность и безличность, обращение ко всем от имени всего общества при помощи закона; моноцентричность наличие единого центра принятия решений, в отличие эконом. власти; многообразие ресурсов.

Политическая  власть может выступать  в 2-х формах:

1) официальная  (легальная);

2) неофициальная  (нелегализированная)

Субъектно-объектные  отношения власти реализуются на нескольких уровнях:

1) мегауровень-наделенные властными полномочиями международные организации (ООН, НАТО)

2) макроуровень - центральные органы государства;

3) микроуровень - власть на местах.

Разделение властей  по горизонтали, распределение властей  между тремя властными органами: законодательный, исполнительный, судебный.

Легитимность – признание сложившегося порядка осуществления политической власти в качестве нормального, правильного, законного. Это не правовая категория.

Критерии эффективности власти:

1) достаточность  основания власти и эффективность  использования ее ресурсов;

2) рациональность  вертикальных и горизонтальных  структур власти;

3) эффективный,  действенный и своевременный  контроль за выполнением и  распоряжением властных структур;

4) организационно - техническое обеспечение учета и анализа властных распоряжений;

5) наличие действенной  системы санкций в случае невыполнения  властного приказа;

6) эффективная  система самоконтроля власти, одним  из показателей которых является  авторитет, который зависит от  ее легитимности.

Виды  легального господства: традиционный, харизматический, рационально - бюрократический. 

 

3. Политическое лидерство

Политическое  лидерство - способ взаимодействия лидера и масс, в процессе которого лидеры оказывают значительное влияние на общество.

Политические  лидеры - наиболее влиятельные лица, способные мобилизовать общество или значительную ее часть для достижения значительных целей.

У лидерства в политике есть свои особенности:

1) между межнациональным  лидером и обществом как правило  нет прямого взаимодействия, оно  опосредовано партиями, группами  интересов, СМИ;

2) носит многоролевой характер, лидер ориентирует различные социальные интересы, вынужден к оправданию массовых ожиданий от его деятельности;

3) политическое  лидерство корпоративно, за решением  лидера скрывается работа многочисленных  экспертов;

4) в той или  иной степени институционализировано, т.е. деятельность лидера в той или иной сфере ограничено существующими социальными отношениями, нормами и процедурами принятия решений.

Функции политического лидерства:

1) программная  - определение и формулирование  интересов соц. групп, цели  и соц. и полит. деятельности, выявление способов и методов  реализации интересов.

2) управленческая  функция - процесс выработки и  принятия политических решений.

3) мобилизационная  функция - мобилизация масс на  достижение полит. целей, распределение  соц. ролей и функций, инициирование  соц. инноваций.

4) интегративная  функция - интеграция общества, объединение  масс. Лидер призван обеспечить  национальное единство в масштабах  большого сообщества в котором  он руководит, или государство в целом.

5) коммуникативная  - коммуникация власти и масс, т.е. организация связи между  обществом и властью, убеждение  общества правильности и целесообразности  применяемых решений.

6) функция легитимации  - это обеспечение поддержки власти  на основе личного авторитета  и влияния на массы. 

Типология лидерства:

1) по имиджу (Херманн):

- знаменосцы - стремятся  к воплощению великой мечты,  к изменению политической системы;

- служители - стремятся вступать в роли  выразителей интересов своих  приверженцев;

- торговцы - способны  убеждать людей, продавать свои  идеи;

- пожарники - отвлекаются на порождающие экстремальные  события проблемно - насущные  моментам требования.

2) на основе  эмоционального отношения и лидеру  его последователей (Джибб):

- лидер -патриарх;

- лидер-тиран;

- идеальный лидер.

Стиль лидерства - совокупность приемов и методов деятельности политического лидера, характер взаимодействия с членами групп и последователями. Выделяют 3 типа:

1) демократия;

2) авторитарный;

3) нейтральный.

Барбер под политическим стилем понимает набор привычных действий личности в ответ на ролевые требования; изменение мер активности личности в исполнение президентских функций и ее отношение к выполняемым обязанностям.

активный - пассивный и негативный - позитивный. Совмещая их различным образом получаем след. виды стилей:

1) активно - позитивный - ориентация на достижение;

2) активно - негативный - направлен на удовлетворение  личного самолюбия;

3) пассивно - позитивный - привязанный к своей должности;

4) пассивно - негативный - минимальное исполнение долга. 

4. Политическая система

Политическая  система - это система институтов (государственных учреждений, политических партий, общественных организаций), в рамках проходит политическая жизнь общества и осуществляется власть; это совокупность политических институтов и отношений определенного общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Политология"