Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:36, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".

Файлы: 1 файл

политология!.doc

— 556.50 Кб (Скачать)

Политическая система имеет определенные компоненты, без которых невозможно ее существование. Прежде всего, это политическое сообщество – совокупность людей, стоящих на разных ступенях политической иерархии, но связанных вместе определенной политической культурой, знаниями о политике, историей страны, традициями и ценностными ориентациями, а также чувствами в отношении политической системы и целей правления. Второй необходимый компонент – должностные лица, решения которых признаются политическим сообществом как обязательные. Должностные лица персонифицируют должностные посты, они – основа политической власти, правят и действуют от имени и в пользу системы. Существует два слоя должностных лиц. Первый – должностные лица, занимающие посты в общесистемной иерархии, имеющей более общий характер. Это президент, глава правительства, министры, глава администрации президента, губернаторы и т.п. Второй слой – лица, выполняющие исполнительную работу специального профиля, а также исполнители – посредники, т.е. чиновники, которые должны беспристрастно управлять, точно и добросовестно выполнять приказы, распоряжения, крепить государственную дисциплину и служить государственному интересу в соответствии с законом. Третий компонент – правовые нормы и нормы политической этики, которые регулируют работу системы, методы, способы осуществления политической власти. Данный компонент находит свое выражение в политическом режиме. Четвертый компонент – территория, которая выполняет связующую роль и имеет определенные границы. Территория как компонент политической системы не обязательно равнозначна государству. Город, городской или сельский район с их политическим сообществом, органами местного управления, территорией – это тоже политическая система.

Политическая система обладает определенной структурой – устойчивыми элементами и устойчивыми связями между этими элементами. Политические системы могут иметь сложную или простую структуру. Это зависит от институтов, входящих в нее, степени дифференциации и специализации элементов системы, глубины политического разделения труда. Политические структуры включают в себя различные организации, как собственно политические – государство, политические партии, так и неполитического характера, которые могут преследовать серьезные политические интересы, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, церковь и другие.

Т.Парсонс считал, что фундаментальной  функцией политической сферы является целедостижение. Процесс целедостижения заключается в формировании и утверждении приоритетов среди многочисленных целей, а также в обеспечении эффективного коллективного действия для достижения общих целей.

Американский политолог Г.Алмонд в работе "Политика развивающихся  регионов" разграничил функции  политической системы, которые она  выполняет на "входе" и на "выходе". "Входные" функции осуществляют различные неправительственные ассоциации: группы интереса, политические партии, независимые средства массовой информации.

К функциям на "входе" относятся: - политическая социализация и рекрутирование; - артикуляция интересов; - агрегирование интересов; - политическая коммуникация.

На "выходе" политическая система  выполняет функции: - нормотворчества; - применения правил и норм; - контроля за соблюдением правил и норм.

На “входе” политическая система  выполняет функцию политической социализации и рекрутирования. Политическая социализация – это процесс освоения личностью политики как особой сферы жизнедеятельности. Она направлена на создание необходимого уровня поддержки – основы самосохранения политической системы. С данной функцией связано и рекрутирование.

Политическое рекрутирование означает функцию заполнения ролей в политической системе. Подбор должностных лиц на основе их компетенции или на основе выборов – пример рекрутирования по общим критериям. Подбор из представителей одного слоя, номенклатуры – пример ограничивающих критериев. Артикулирование интересов – процесс, посредством которого выражаются требования. Непосредственно реализуют эту функцию группы интереса. Они определяют настроения и требования, формирующиеся в обществе, властным органам. Артикулирование интересов может быть явным и скрытым. Явные артикулирования выражаются в четко сформулированных требованиях. Скрытые – в поведении, настроении, которое должно восприниматься политической системой. Агрегирование интересов – функция превращения требований в альтернативы государственной политики. Данная функция предполагает сбор, накопление интересов, подведение их под более общие, чем те, которые существовали на стадии первоначального артикулирования. Функции артикулирования и агрегирования тесно связаны, и все структуры, которые артикулируют интересы, могут и агрегировать их. Однако в современных политических системах существуют специализированные структуры, которые лучше всего выполняют эту функцию. Это политические партии и государственный бюрократический аппарат.

Функция политической коммуникации обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой. Политическая коммуникация несет в себе огромный информационный потенциал. Циркулируя по всему контуру "вход" – "выход" – "обратная связь", информация дает возможность властным институтам обеспечить правильное принятие решений и поддержку системы ее членами. Коммуникативная функция тесно связана с деятельностью средств массовой информации, которые существенно влияют на утверждение духовных ценностей, оказывают воздействие на оценки и поведение людей, во многом формируют общественное мнение, интересы и общие цели.

На "выходе" политическая система  выполняет три главные функции. Функция нормотворчества включает в себя процесс разработки законов, определяющих правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов. В эту функцию входит и принятие решений исполнительными органами. Нормотворчество – это и выбор общих целей, и стратегии для их достижения. Это выработка общественной политики и принятие конкретных решений, предназначенных для ее осуществления. Функция применения правил и норм подразумевает приведение их в действие, в социальную практику. Государственная политика не исчерпывается принятием законов, постановлений, выработкой инструкций. Окончательная судьба политического решения зависит от его реализации. Функция контроля над соблюдением правил и норм включает в себя интерпретацию законов, определение фактов их нарушения, применение соответствующих санкций за это.

"Входящие" и "выходящие"  функции тесно связаны между  собой и обеспечивают адаптацию  системы к окружающей среде.  В этих функциях проявляется  реагирующий и саморегулирующий  потенциал системы, который позволяет ей корректировать внутренние процессы и структуры, чтобы избежать разрушения.

 

8. Государство, признаки, структура и функции

Государство - особая организация власти. Госуда́рство —  это политическая организация общества, призванная его охранять и обслуживать, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления нормы и обладает суверенитетом. Оно во многом обеспечивает целостность общества и выступает как немалая сила, выражающая и символизирующая общество в целом. Государство является важнейшей политической силой, обеспечивающей организованность общества, наличие в нем определенного порядка.

Вопрос о  происхождении государства был предметом дискуссии в течение долгих столетий. Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. Существуют несколько теорий, которые объясняют происхождение государства. Теологическая теория Получила распространение в 13 веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления как Божественной воли, так и воли человеческой. Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал государственной власти, которая сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности. Патриархальная теория От слова патриарх — родоначальник. В данной теории государство трактуется как закономерный этап развития (разрастания) семьи, при этом понятие государство не приравнивается к понятию семья. По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая, завершенная форма общения (развития по схеме семья-селение-государство), в целях достижения общего блага. Он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве. Плюсы данной теории заключаются в том, что аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась из простейших форм, и формировала уважение к государственной власти. Минусы в упрощении процесса происхождения государства, к тому же существуют версии, согласно которым семья возникла практически параллельно с возникновением государства. Договорные концепции происхождения государства В основе данных концепций лежат естественноправовые представления о договорном происхождении государства. Следовательно государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания, по которому люди часть своих прав, присущих им от рождения, передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека Органические концепции происхождения государства В основе данных концепций лежат представления о государстве как о живом организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с эволюцией биологической) в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. В таких социальных организмах в процессе борьбы и войн (естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих членов Насильственные концепции происхождения государства В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства, как результата насилия (внутреннего или внешнего), например, путём завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными, то есть государство является не итогом внутреннего развития, а навязанной извне силой, аппаратом принуждения. Психологические концепции происхождения государства В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства в связи со свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА: 1.Наличие особой публичной власти, которая воплощается в государственных органах, выступает как государственная власть; ее осуществление особым слоем людей, выполняющих функции управления и принуждающие и составляющие аппарат государства, который наделен государственно – властными полномочиями 2.Территориальная организация населения, т.е. гос. власть осуществляется в рамках определенной территории и распределяется на всех людей, проживающих на ней 3.Государственный суверенитет, т.е. независимость государственной власти от другой иной власти внутри страны и во вне 4.Государство издает законы для всего населения 5.Государство не может существовать без права, т.к. оно юридически оформляет государственную власть и делает ее легитимной 6.Государственная организация предполагает сбор налогов с населения, взыскиваемых в обязательном порядке. Т.о. государство может определить как особую организацию политической власти общества, располагающую специальным аппаратом принуждения, выражающую волю и интересы господствующего класса или всего народа.

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВА: 1.Ассоциация (общность) граждан, проживающих на определенной территории 2.Особый аппарат управления обществом 3.Санкционированные государством нормы общественных отношений.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: 1.Внутренние – главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства: * политическая функция – осуществление властных полномочий и поддержание политической стабильности в обществе, реализация политического курса

* организаторская  – обеспечивает взаимодействие  всех звеньев общественной системы

* экономическая  – стимулирование и регулирование экономической жизни

* правовая –  установление правовых норм, поддержание  правопорядка и законности в  обществе

* социальная  – удовлетворение материальных  и духовных потребностей граждан,  регулирование общественных отношений, гуманизация

* культурно  – воспитательная – охрана  и обогащение историко – культурного  и духовного наследия общества, совершенствование условий

* регулятивная  – характеризует роль государства  в организации общественного  производства, развитии экономики  страны, создание необходимых условий для формирования личности. Внешние проявляются во внешнеполитической деятельности государства, его взаимоотношениях с другими странами.

 

11. Сущность и принципы правового государства

Правовое государство  есть форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности. Формирование правового государства – гарантия поступательного развития и углубления демократии, которая может существовать только при господстве закона, что связывает воедино все меры в области развития и применения права, придает им общую направленность. 
Признаки правового государства: 1. Приоритет правовой личности, равная ответственность и обязанность государства перед гражданами и гражданами перед государством 2. Верховенство гуманистических законов (запрещено все, что не разрешено законом) 3. Сферы отношений между государством и личностью и обществом регулируются не только законом, но и нормами демократического самоуправления граждан 4. Разделение властей, общественный контроль за их функционированием 5. Социальная основа – это зрелое гражданское общество. Принципы правового государства.

1. Принцип приоритета  права. Приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

2. Принцип правовой  защищенности человека и гражданина. Абсолютность (тотальность) этого  принципа состоит в том, что  все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

3. Принцип единства  права и закона. В правовом  государстве любой нормативно-правовой  акт должен не только по  форме и наименованию, но и  по смыслу и содержанию быть  правовым. Это означает, что он  должен отражать естественно-правовые  начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным.  
4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадлежать группе. В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"