Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:36, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".

Файлы: 1 файл

политология!.doc

— 556.50 Кб (Скачать)

Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, нравственные, религиозные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не опосредованные государством. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, нравы, обычаи, сферы образования, науки, культуры, находящиеся вне непосредственной деятельности государства.

Интересы и потребности различных  групп и индивидов выражаются и осуществляются через такие  институты гражданского общества, как  семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, социальные движения, органы общественного самоуправления и др. Тем самым гражданское общество предполагает многообразие коллективов, территориальных общностей, культурных, национальных сообществ, т.е. множественность социальных субъектов, относительно независимых от государства и способных к самоорганизации. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные (подчинения), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами.

Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность  субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам. Важным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры, отражающей богатство и многообразие различных групп и слоев. Социальную основу гражданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения. Духовная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности. Гражданское общество формируется преимущественно снизу, постепенно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность. Формирование и развитие институтов гражданского общества идет одновременно и в тесной связи с развитием политических институтов современного государства. Гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой и немыслимы друг без друга. Гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей – индивидуальных и коллективных, часто противостоящих друг другу. Государство же как выразитель воли всего населения призвано примирить, совместить эти интересы, обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественно-политической жизни. Взаимоотношения между гражданским обществом и государством носят сложный, часто конфликтный характер. Саморазвивающаяся система, каковой является гражданское общество, постоянно испытывает давление со стороны государства. Недостаточная развитость гражданского общества подталкивает государство к узурпации его прав, присвоению себе функций гражданского общества. В результате в условиях тоталитарных режимов происходит огосударствление общества, фактическое уничтожение или крайнее сужение независимости от государства общественной жизни. Государство стремится здесь подчинить себе все общество, охватить своим влиянием все сферы его жизнедеятельности. При демократическом режиме государство и гражданское общество выступают как равноправные партнеры, как самостоятельные субъекты общественной жизни. Решение общественных проблем осуществляется путем компромисса между государством и обществом. Для посткоммунистических стран формирование гражданского общества представляет сегодня необходимое условие их перехода к рынку и правовой государственности. Попытки же в короткий срок ввести принципы правового государства еще до формирования элементов гражданского общества не могут быть успешными и чреваты разрушительными последствиями.

 

13. Институты государственной власти в РБ

В Республики Беларусь в систему органов государственной  власти входят: 1) Президент Республики Беларусь (президентская власть); 2) органы законодательной (представительной) власти; 3) органы исполнительной власти (исполнительно-распорядительные); 4) органы судебной власти; 5) контрольно-надзорные органы.

Эти институты  олицетворяют единую государственную  власть. В законах страны закреплен  их статус, определены функции и  полномочия в управлении обществом. Президент Республики Беларусь. Является Главой государства, гарантом Конституции страны, прав и свобод граждан. Требования, предъявляемые к кандидату на должность Президента Республики Беларусь:

• гражданин  Республики Беларусь по рождению;

• не моложе 35 лет; • наделенный избирательным правом;

• постоянно  проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед  выборами.  Порядок избрания и компетенция Президента, его освобождения и смещения закреплены в главе 3 раздела IV Конституции Республики Беларусь (ст. 79 - 89).

Законодательная власть - это система полномочий и представительных органов государственной  власти, которые разрабатывают и  принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства. Органы законодательной (представительной) власти в Республике Беларусь:

• Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь;

• Советы депутатов (областные, районные, городские, поселковые, сельские).

Исполнительная  власть - это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства. Высший орган исполнительной власти - правительство; на региональном и местном уровне ее функции выполняют органы местного управления и самоуправления. Исполнительную власть в государстве осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь. Это центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Состав Правительства: Премьер-министр и его заместители, министры, председатели государственных комитетов, руководители иных республиканских органов управления. Компетенция Правительства:

• разработка основных направлений внутренней и внешней политики и принятие мер по их реализации;

• проведение единой государственной политики;

• разработка республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

• принятие мер  по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

• организация  управления государственной собственностью.

Судебная власть - система полномочий и государственных  органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативных  правовых актов. Структура судебных органов:

1) Конституционный  Суд Республики Беларусь;

2) общие суды (Верховный Суд Республики Беларусь, областные, городские, военные  суды); 
3) хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, областные и городские хозяйственные суды).

Задачи судебных органов:

• защита конституционного строя Республики Беларусь, интересов  личности, общества и государства;

• правовое, гражданское  воспитание граждан.

Основные принципы правосудия:

• независимость  судей и их подчинение только закону;

• коллегиальность рассмотрения дел, состязательность и равенство сторон в судебном процессе;

• гласность  судебного разбирательства;

• обеспечение  обвиняемому права на защиту;

• обязательность судебных актов для всех организаций  и граждан;

• неприкосновенность судей.

Контроль за конституционностью нормативных актов  в государстве осуществляется Конституционным  Судом Республики Беларусь. Контрольно-надзорные государственные органы. К ним относятся органы прокуратуры и Комитет государственного контроля. Надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов осуществляют органы прокуратуры: прокуратура Республики Беларусь, областные, городские, районные, специализированные (транспортная, военная).

Государственный контроль исполнения республиканского бюджета, использования государственной собственности, исполнения актов Президента, Правительства и других государственных органов осуществляет Комитет государственного контроля.

Местное управление и самоуправление. Местное (территориальное) управление - управление делами местного (регионального) значения. Его осуществляют исполнительные и распорядительные органы и должностные лица, которые назначаются центральными или иными вышестоящими государственными органами. Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь осуществляется гражданами "через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах" (ст. 117 Конституции Республики Беларусь). Система местного управления: областные, районные, городские, поселковые, сельские исполкомы. Состав исполнительного комитета: председатель исполкома, заместители председателя исполкома, управляющий делами (в сельских, поселковых исполкомах - секретарь), члены исполнительного комитета. Председатели облисполкомов назначаются Президентом Республики Беларусь и утверждаются областными Советами депутатов. В случае если соответствующая кандидатура на должность председателя облисполкома не утверждается Советом депутатов, в том же порядке вносится другая кандидатура. Решение Президента, в случае повторного отказа местного Совета, является окончательным. В статье 121 Конституции страны закреплены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции местных Советов депутатов:

• утверждение  программ экономического и социального  развития, местных бюджетов и отчетов  об их исполнении;

• установление в соответствии с законом местных  налогов и сборов:

• определение порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

• назначение местных  референдумов.

Местные Советы депутатов, как и исполнительно-распорядительные органы, принимают решения, имеющие  обязательную силу на соответствующей  территории. Таким образом, задачи демократической трансформации в Республике Беларусь могут быть решены институтами государственной власти при условии компетентно управления обществом. Нынешняя ситуация в "переходном" белорусском обществе требует правдивой оценки институтами государства, демократического стиля социального управления, плодотворного сотрудничества ветвей власти и радикального усиления общественного контроля ее структур. Необходима концентрация усилий на преодолении негативных тенденций в социально-экономической, политической и духовно-идеологической сферах. Надлежит устранить искусственные барьеры в развитии рыночных отношений, обеспечить комплексность и ожидаемую гражданами эффективность реформ, стабильность и качество национального законодательства.

 

14. Политические партии: сущность, структура, функции, типология

Важное место в политической системе общества занимают разнообразные  общественные объединения граждан  – политические партии, профсоюзные, молодежные и женские организации, массовые движения, ассоциации, фонды, союзы и т.д. В основе подобного рода общественных формирований лежит осознание их членами общности своих интересов и стремлений к их практической реализации посредством объединения и организации. Право на объединение является фундаментальным правом человека и гражданина и означает право на свободный и самостоятельный выбор гражданами любых форм негосударственной деятельности.

Сущность политических партий Политические партии и партийные системы представляют собой продукт длительного исторического развития. Термин "партия" происходит от латинского partis, что означает часть чего-то целого, сторону какого-либо явления или процесса. Это понятие уже в древнем мире использовалось для обозначения групп политических союзников, стремящихся к общей цели. Однако политические фракции, союзы, имевшие место при рабовладельческом и феодальном строе, лишь условно могут быть названы партиями, это были аморфные, временные образования, которые не могли играть сколько-нибудь значительной роли в общественно-политической жизни.

В научной литературе сложились различные подходы  к пониманию сущности политических партий и их определению. Идеологическое направление рассматривает партию как идейную общность, союз идейных единомышленников, которых объединяют общие взгляды, интересы и убеждения. Такое понимание партии берет начало в либеральных концепциях прошлого. Б.Констан определял партию как "объединение людей, признающих одну и ту же политическую доктрину".

Организационный подход подчеркивает, прежде всего, организационно-структурный аспект деятельности партии. Выделяются такие признаки партии, как наличие особой структуры, длительность существования, связи между организациями, работа со сторонниками и др. Функциональный подход предполагает исследование политических действий, роли и задач партий в политическом механизме. Значительная часть политологов считает определяющей "избирательную" функцию партии и делает акцент на связи партии с избирательным процессом, ее участии в подготовке и проведении выборов.

В марксистской литературе преобладает социально-классовый подход к определению сущности политической партии. Под партией понимается "политическая организация, выражающая интересы общественного класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определенных целей и идеалов. Политическая партия – высшая форма классовой организации".

Политическую партию тем самым можно охарактеризовать как организованную группу единомышленников, представляющую интересы части народа и ставящую своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Основными отличительными признаками политической партии являются: - связь с определенным классом, социальным слоем, группой или их совокупностью, т.е. наличие социальной базы; - обладание определенной программой деятельности, отражающей единство мировоззренческих установок и идеологических принципов членов партии; - наличие формализованной организационной структуры; - установка на достижение политической власти и действия по ее практическому воплощению.

Специфика партии как  политического института – это  открытая борьба за политическую, государственную  власть. Какую бы конкретную цель ни ставила перед собой партия –  будь то построение коммунизма или  охрана окружающей среды – она добивается того с помощью борьбы за власть. Этим политическая партия и отличается, прежде всего, от других разновидностей общественных объединений, которые также активно участвуют в политической жизни, но не добиваются прямого контроля над правительственной властью.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"