Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:37, шпаргалка

Краткое описание

Политология как наука и учебная дисциплина.
Предмет, структура и функции политологии.
Методы и категории политологии.
Политическая мысль античности.
Политические учения эпохи Возрождения и Нового времени.
Марксизм о политике.
Отечественная общественно-политическая мысль.
Становление современной политической науки.
Понятие политики.

Файлы: 39 файлов

Конспект по политологии.doc

— 384.00 Кб (Скачать)
  1. Политология как наука и учебная дисциплина.

Современная политология  как наука оформилась к концу  XIX – началу XX в.в. Первая кафедра политологии – Колумбийский университет США, затем -  во Франции, Великобритании. ЮНЕСКА рекомендовала всем странам – членам ООН преподавать политологию. С 1948 г. политология преподается во всех европейских странах. В СССР изучалась только марксистская политология, иная была запрещена вместе с генетикой и кибернетикой. Западные идеологи рассматривались с позиций критики. Конец 80-ых – публикация новых, ранее запрещенных, документов. С 1989 г. политология начала преподаваться у нас. Становление РБ как самостоятельного государства, борьба за власть между социально-политическими группами вызвала потребность изучения политологии и социологии.

Политология – термин дан Аристотелем – наука о п/отношениях и п/деятельности людей, о сущности, формах и методах п/власти, о закономерностях развития п/систем. Политология - учение о политике, механизмах изучения власти и управления обществом. 

  1. Предмет, структура и функции политологии.

     Предметом политологии являются закономерности формирования и развития полит. власти, организация, формы и методы её функционирования, использование в госудадарственно-организованном обществе; изучение политических теорий и доктрин, реальных политических систем, политической жизни, политического сознания, интересов и поведения субъектов в политике.

Структура политологии.

1. Политология  как наука и учебная дисциплина.

2. Основные этапы  развития политической мысли.

3. Политическая  власть как социальный феномен.

4. Политическая  система общества и институты  власти.

5. Политические  режимы и политическое лидерство.

6. Проблемы демократии  – теория и реальность. 

     В Европе изучение политологии началось по рекомендации ЮНЕСКО с 1948 г. В РБ изучение политологии ведётся с 1989г.

     Политология выполняет ряд  функций:

  • Прагматическая – направлена на достижение необходимых полит целей путём предварительной проверки выбранного курса с тем, чтобы избежать ошибок.
  • Объяснительная – изъясняет причины принимаемых решений и пути их осуществления.
  • Прогностическая – позволяет предположить наиболее вероятное развитие событий.
  • Оценочная – даёт оценку полит строю, его институтам, событиям, поведению и т.д.
  • Рационализации полит жизни – направлена на совершенствование
  • Экспериментальная – призвана дат ответ на вопрос, что необходимо сделать, какое принять решения, чтобы получить желаемый результат.
  • Воспитательная – формирует определённые полит культуры, гражданственности, обеспечение полит социализации общества и личности
 
 
  1. Методы  и категории политологии.

     Политология использует все методы, которые существуют в общественных науках. Методы – это приёмы изучения конкретной информации.

  • Сравнительный метод. Его суть: этот метод путём сопоставления однотипных полит явлений позволяет выявить наиболее целесообразные пути развития общества, найти действенное средство для решения стоящих перед ней задач.
  • Системный метод. Обеспеч. возможн. исследовать то или иное полит явление как нечто целое, посредством последовательного изучения составляющих его эл-тов.
  • Бихевиоральный (поведенческий) метод. Он исходит из того, что определёнными мотивами полит поведения людей явл психологический мотив. Его суть в изучении полит процессов путём анализа поведения и настроения людей посредством анкетирования, опросов, проведения избирательных компаний, референдумов и т.д.
  • Социологический метод. Связан с выяснением зависимости политики от состояния общества, экономич. отношений, соц. структуры, идеологии, культуры и т.д.
  • Институциональный метод. Направлен на изучение роли гос-ва, полит партий, организаций, движения и др. институтов,  с помощью которых осуществляется полит деятельность в обществе.

     Категории

     В обобщённой форме отражают наиболее существенные закономерные связи и  отношения реальной действительности. Ключевая категория – полит власть. Специфика всех других категорий состоит в том, что они раскрывают различные стороны и отношения полит власти. (полит отношения, П-деятельность, П-система, П-партия и т.д.)  
 
 
 

  1. Политическая  мысль античности.

     Становление и развитие полит. мысли в Др. мире идёт параллельно с развитием  гос-ва. Там где государственность  достигает наиболее развитых форм, возникают и многочисл. полит. теории. Это хар-но для древней Греции. Образцами развития полит. мысли того времени могут служить известные полит. теории Платона и Аристотеля. Платон создал целостную систему философск. идеализма, в кот. органически вписалась теория идеального государства, изложенная им в трудах ''Государство'' и ''Законы''.

     Прослеживая полит. эволюцию человека, Платон обращает внимание на то, что полит. изменения в конечном счёте – это результат изменения образа жизни людей, особенно в способах добывания средств к сущ-нию, поэтому он считает в принципе возможным и необходимым переустройство общества на разумных началах, согласно его замыслу, жители идеального государства, должны быть распределены на 3 сословия:

     Философы, воины, трудящиеся.

     Правящая  власть у философов, ибо они способны при осуществлении власти руководствоваться  разумно понятыми общими интересами общ-ва, так как частная собственность и семья порождает в людях эгоизм и вредят общему делу, философы д. быть лишены семьи и жить замкнутыми группами, внутри кот. все равны а имущество общее.

     На  воинов возлаг. приведение в жизнь  реш. философов и охрана установл. порядка.

     В низшем слое общества (земледельцев и  ремесленников) предполагалось сохранить  индивидуальную собственность.

     Общей целью государства Платон провозглашал не приобретение мат. благ, а заботу о моральном совершенствовании, достигаемом благодаря развитию науки.

     Аристотель (384 - 322) исследовал полит устройство 158 известных ему государств. Результаты этого исследования изложены в труда – ''Политика''.

     Здесь он в частности объяснил происхожд. гос-ва. В его основе лежат природные причины, так естественная потребность чел-ка в общении побуждает его созд. семью, потом общину, и наконец гос-во. В зависимости от цели, кот. ставят властители, Аристотель различает правильное и неправильное гос. устройство. Неправильное – это при кот. преследуются корыстные цели правителей, правильное – преследуется общее благо, незав-мо от того правит один или многие. Наилучшей формой правления Аристотель считал ту, при кот. правит больш-во, но оно д. подчиняться з-ну. Если же этого не происх., и решающее знач. имеет постановл. народного собрания, то народ легко м. стать деспотом и рано или поздно нападёт на власть демагогов и льстецов. Они управляют народом как хотят, подчиняют его своей власти. Власть народа, основ. на з-не Аристотель называл политией. Такая форма сущ. там, где велик слой зажиточн. граждан.

     Пытается  формулир. з-ны полит. жизни, знание кот. поможет людям в установл. прочной  и справедливой власти. Он активист и верит в то, что гос-во создаётся  не ради того, чтобы жить, а преимущественно чтобы жить счастливо.

     Средневек. полит. мысль отходит от этого  вывода, все её конкр. проявл. сосредот. вокруг вопроса о взаимоотнош. власти короля и власти папы. При этом все  мыслители исходят из того, что  всякая гос власть установл. богом. Отсюда и происх. термина теократия – власть Бога.

     Фома  Аквинский считал, что светской власти короля принадл. лишь тела людей, но не их души. Над душами властвует церковь  и римский папа – наместник  Христа, кот. д. подчиняться все государи. На сколько Бог выше человека, настолько всякая духовная власть церкви выше власти земного государя.  
 

  1. Политические  учения эпохи Возрождения и Нового времени.

     Эпохой  Возр. принято называть историч. период, связ. с разложением феод. и появлением первых ростков капиталистич. отношений. Это время бурного роста городов, ремесла, торговли, эпоха великих геогр. открытий и техн. изобрет., научн. идей и взлёта культуры. Одна из особенн. ранней бурж. культуры прояв. в том, что её представители использ. античное культурное наследие, как бы возрождая его от многовек. затмения церкви. Центр. идеей духовной жизни общ-ва стан. гуманизм, кот. в отличие от господствующей религии поставил в центр своих интересов не бога, а человека с его земными запросами и потребностями.

     Представители: Микола Макиавелли – классик политтеории эпохи Возр.

     В это время Италия была раздробл. и подвергалась нашествию иноземных  войск. Он считал, что бедствия Италии объясн. раздробл. страны. Он создал теорию гос-ва, способн. преодолеть эти бедствия. Он отверг средневек. теологич. концепцию гос-ва и противопост. концепцию светского гос-ва. Подход Макиавелли со светских, а не теологич. позиций был важным вкладом в историю политидей эпохи Возр. Лучшей формой гос-ва он считал респ., однако он был убеждён что итальянская действит-ть, т.е. непрерывная вражда требует установл. единовластия, поэтому в труде ''Государь'' он доказ. что при сильном правителе возможно создать независ. Итальянское гос-во, свободное от чужеземного иго, а для достиж. этой цели пригодны всякие, в т.ч. и аморальные ср-ва, поскольку важный з-н политики – это благополучие гос-ва. Государь, ставший на путь сильного централиз. гос-ва д. сочетать в себе кач-ва льва и лисицы. В последствии для обозначения такой политики появляется термин маккиавелизм - политика пренебрежения законами морали, неразборчивость в ср-вах достижения цели.

     Наряду  с полит. идеями, обосновавшими возникший  бурж. полит. строй в Зап. Европе, появились полит. учения, авторы кот. выступали с отрицаниями этого  строя. Первым это сделал Томас Мор  (1478-1535). Он является основоположником методики социализма, в своём труде ''Утопия'' он критикует сущ. строй несправедливости, нерав-ва, критикует паразитизм эксплуататоров и причиной всех бед считает частную собственность, противопоставляя сущ. государству, строй выдуманного им острова Утопия. Устанавливает выборность случайных лиц, общественную собственность на средства производства, всеобщность труда и т.д.

     Дальн. развит. полит. мысль получ. в Голл. и Англ., к числу наиб. выдающ. мыслит. относ. Т. Гоббс (1588-1679). Свою полит. доктрину он излож. в трудах ''О чел-ке'', ''О гражданине'', ''Левиафан''. Гоббс исходит из того, что все люди созд. равными и каждый из них имеет одинак. с др. права на всё, однако чел-к – сущ-во эгоистичное, и честолюб., поэтому в общ-ве неизбежно царит война всех против всех. И избавл. от неё происх. тогда, когда люди, движимые инстинктом самосохр. отказ. от своих прав, передавая их по договору опред. лицу или группе лиц. Последние и представл. собой гос-во, кот. и явл. гарантом мира между людьми. Чтобы успешно выполн. эту миссию, гос-во д. облад. абсол. властью, неогранич. правами, и обладат. этой верховной власти никакими з-нами с народом не связан и ответств. перед ним не несёт. Долг властителя – хорошо управл. своим народом, но отвечает он только перед совестью и разумом. И воспротивиться воле м. только в одном случае – если он обязывает убивать или запрещает защищаться от напад. врагов. Гос-во д. было выполнять не только полицейско-охранит. ф-ции, его задачи – поощрять всякого рода промыслы, силой принуждать к труду здоровых людей, а также заниматься воспитанием и просветительской деятельностью. Гос-во гарантирует подданным право делать то, что не запрещено законом. 

6. Политические идеи Просвещения

Политические  идеи получили новый импульс в конце 18в. во Франции. Кризис феодализма и абсолютизма, нарастание революционных настроений – тот исторический фон, на котором возникло «Французское Просвещение». Этот термин употребляется для обозначения совокупности полит. идей учений 18в., направл. против феодально-абсолют. строя Франц. и выражающих интересы третьего сословия.

     Вальтер – критика феод. произвола, деспотизма, католич. церкви. Против судебного произвола. Выступал за равенство граждан перед  законом, настаивал на установлении буржуазно-демократических свобод. Развивает идею прогресса человечества. На пути этого прогресса стоит невежество людей. Его полит. идеал – конституционная монархия с просвещённым монархом и его подданными. От этого монарха Вальтер ждал переустройства общества путём реформ.

     Ж.Л.Монтескье  – открывает век Франц. просвещения. В произвед. «Французские письма» (1721) – дана едкая сатира на франц. абсолютизм 17-18вв. В «Рассуждение о причинах величия и упадке Римлян» (1734) и  «О духе законов» (1748) – попытался  объяснить происхождение гос. строя, вскрыть природу законов и на этой основе выдвинуть проект обществ. реформ. Выступает как один из основоположников географического направления в социологии. Доказывал, что климат, почва, размер территории определяют нравственный облик народа, характер законов и форму правления. Выдвигал 3 формы правления: Республику, Монархию, Деспотию. Политич. идеал – конституционная монархия. Деспотия – резко отрицательно. Выдвигает идею разделения властей на Законодат., Исполнит. и Судебную, которая призвана обосновать принцип законности. обесп. полит. свободу, сделать право истинным регулятором взаимоотношений между гос-вом и гражданином. В разделении властей видел гарантию безопасности граждан от беззакония.

     Ж.Ж.Руссо  – выступил с резкой критикой феод. отношений, основанных на неравенстве и эксплуатации народа. Противопоставил этому «естественное состояние», где все люди равны и свободны. Причина неравенства – развитие частной собственности. Имущественное неравенство породило неравенство политическое. «Если гос-во возникло в результате обществ. договора, то за народом остаётся право расторгнуть невыгодный договор и создать такую форму ассоциации, кот. соответствовала бы интересам людей». В «Об общественном договоре» Руссо рисует картину идеального общества: т.к. возврат к естественному состоянию невозможен, то предлагается не уничтожать частную собственность, а заменить крупную собственность мелкой. Это он считает основой общества. Выступает за равенство имущественное и политическое, которое обязано сохранять гос-во. Идеи Руссо закрепили в «Декларации прав человека и гражданина» (1799г.) и в др. док-тах.

Вопросы.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

42.txt

— 2.10 Кб (Скачать)

43.txt

— 2.06 Кб (Скачать)

44.txt

— 1.96 Кб (Скачать)

Содержание.txt

— 2.42 Кб (Скачать)

48.txt

— 1.47 Кб (Скачать)

1.txt

— 1.01 Кб (Скачать)

49.txt

— 1.74 Кб (Скачать)

2.txt

— 1.56 Кб (Скачать)

51.txt

— 2.09 Кб (Скачать)

3.txt

— 1.48 Кб (Скачать)

52.txt

— 2.56 Кб (Скачать)

4.txt

— 3.36 Кб (Скачать)

55.txt

— 3.32 Кб (Скачать)

5.txt

— 6.36 Кб (Скачать)

7.txt

— 3.25 Кб (Скачать)

10.txt

— 2.36 Кб (Скачать)

11.txt

— 2.72 Кб (Скачать)

13.txt

— 4.69 Кб (Скачать)

15.txt

— 5.63 Кб (Скачать)

16.txt

— 2.45 Кб (Скачать)

17.txt

— 4.78 Кб (Скачать)

18.txt

— 2.42 Кб (Скачать)

19.txt

— 2.02 Кб (Скачать)

20.txt

— 2.42 Кб (Скачать)

21.txt

— 3.06 Кб (Скачать)

22.txt

— 12.77 Кб (Скачать)

23.txt

— 5.06 Кб (Скачать)

24.txt

— 4.38 Кб (Скачать)

25.txt

— 3.08 Кб (Скачать)

26.txt

— 1.03 Кб (Скачать)

27.txt

— 1.15 Кб (Скачать)

29.txt

— 1.37 Кб (Скачать)

30.txt

— 2.41 Кб (Скачать)

35.txt

— 3.68 Кб (Скачать)

37.txt

— 1.81 Кб (Скачать)

40.txt

— 1.21 Кб (Скачать)

41.txt

— 787 байт (Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"