Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 48 вопросов по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

Шпоры политология 2.docx

— 113.21 Кб (Скачать)

1. Предмет. Методы. Функции  политологии.

politika – государственные и общественные дела, искусство управлять обществом и logos – слово, учение) – наука об управлении обществом, наука о политической системе общества. 

Предмет политологии является политика и политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций и связей с другими сферами общественной жизни. Политологи разных стран договорились о международном стандарте в понимании предметного поля политологии.

а) политическая теория (теория политики и история политических идей);    б) изучение государственных институтов (центральных, региональных, местных, законодательных, исполнительных, судебных);

в) изучение политической деятельности граждан (партии, объединения, общественное мнение);

г) международные отношения (международные организации и мировая политика).

В зависимости от конкретной цели исследования выбирают различные  методы и приемы анализа.

- исторический метод, предполагающий изучение политических явлений в процессе их становления и развития, установление связи с прошлым; нормативно-ценностный метод, когда политические процессы оцениваются с точки зрения оптимального варианта, идеала. системный метод, в рамках которого политика рассматривается как целостность, формируемая взаимодействием элементов, находящихся в многообразных связях с внешней средой. В качестве последней выступают природа, культура, экономика.

эмпирические методы. Опрос - это устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей - респондентов с вопросами. Опрос может проводиться в форме бесед, интервью, анкетирования, позволяющих выявить состояние общественного мнения.

наблюдение. Как метод сбора первичных эмпирических данных он заключается в регистрации политических фактов. Наблюдение бывает двух типов: невключенным и включенным. При невключенном наблюдении события и факты отслеживаются со стороны. Включенное наблюдение предполагает участие наблюдателя в каком-либо событии или деятельности организации;

статистические методы, с помощью которых производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, отражающих различные состояния объекта;

математические метод, открывают возможность моделирования политических процессов - составления схематических образцов изучаемых объектов, отражающих их сущностные качества;

Функции: Методологическая функция политологии заключается в разработке теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке законов в данной науке. Политология, как указывалось выше, выступает в качестве теоретико-методологической базы конкретных исследований политики в рамках некоторых других общественных наук. Познавательная функция политологии предполагает накопление, описание, изучение фактов политической действительности, анализ конкретных политических явлений и процессов, выявление важнейших политических проблем и противоречий политического развития. Политология призвана дать рациональное объяснение политической действительности, отвечая на вопросы: как, почему, в силу каких причин возникли данные политические явления и процессы. инструментальная, или регулятивная – связана с вопросами практической политики. Основным содержанием является выработка практических рекомендаций для властных структур, предварительная научная экспертиза политико-управленческих решений, определение способов, методов и средств рационального воздействия на политическую действительность. Тем самым политология призвана способствовать повышению эффективности политического руководства и управления общественно-политическими процессами.

Прогностическая функция политологии предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив политического развития общества, выработку прогнозов, моделирование будущих политических процессов и отношений. Прогнозирование – одна из важнейших и наиболее сложных задач политической науки.

Идейно-воспитательная, способствует формированию гражданственности, политического сознания и политической культуры населения, осуществляет политическую социализацию граждан. Без развитой политической культуры невозможно функционирование демократического общества. Способность граждан к участию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систематического приобретения соответствующих знаний и опыта. Во всех развитых демократических странах действуют специальные системы политического образования и воспитания.

 

 

 

 

 

 

2.Политическая мысль Белоруссии.

Первые памятники социально-политической мысли Беларуси относятся к XII в. Ефросиния Полоцкая и Кирилл Туровский внесли весомый вклад в формирование одной из самых примечательных отечественных политических идей – идеи единения восточнославянский земель, или идеи общерусского единства. Под ее влиянием развивались политические события во все последующие периоды отечественной истории. В период Великого княжества Литовского набирает силу процесс формирования этнического самосознания белорусов. Он проявляется главным образом в развитии родного языка, письменности, философской, политической и правовой мысли, бытовой культуры, устного народного творчества, приверженности православному вероисповеданию.

Это время дало нам Франциска Скорину белорусского и восточнославянского первопечатника и просветителя Скорина явился первым мыслителем Беларуси, который поставил и рассмотрел проблему соотношения права и закона. Объясняя возникновение Законов, он делил их на «неписаные» и «писаные».;   Миколу Гусовского – европейски известного, поэта-гуманиста. Особое место в творчестве Гусовского занимает идея национального патриотизма. «Песнь о зубре» написана как гимн своему отечеству, его стойкому и мужественному народу.

Выразителем идей общерусского, восточнославянского  единства является, к примеру, известный  педагог и политический деятель Афанасий Филиппович  посетил Москву – с тем, чтобы попытаться убедить русского царя встать на защиту национально-религиозных прав белорусского и украинского народов. Эта миссия описана автором в работе «История путешествия в Москву». Перед нами предстает картина бедственного и бесправного положения белорусского и украинского народов в Речи Посполитой.

Для развития революционно-демократических  политических идей и становления  национального движения в Беларуси огромное значение имела деятельность Кастуся Калиновского. Всю свою недолгую жизнь он посвятил делу освобождения белорусского крестьянства. Еще будучи студентом Пе тербургского университета, который он закончил с присвоением ему степени магистра прав, Калиновский включился в революционно-демократическое движение. Последниками  демократических, свободолюбивых устремлений Калиновского стал поэт Ф Богушевич. Его деятельность – особенно это способствовала оформлению в общественном сознании идеи самобытности Беларуси и ее народа.


Затем, уже в начале XX в., насущные социальные и национальные потребности трудового белорусского народа в духе революционно-демократической традиции выражали Тетка, Максим Богданович, Янка Купала, Якуб Колас. Трудно переоценить значение в формировании национального самосо знания белорусов, в их консолидации как самобытного народа выходившей в 1906-1915 гг. газеты «Наша нива». Из номера в номер она пропагандировала идею равенства белорусов с другими народами, отстаивала их законные культурные и социальные права.


Образование Белорусской ССР и  ее развитие в союзе с другими  народами бывшей Российской империи  явилось новым, исторически обусловленным, закономерным этапом в становлении  государственности и развитии самосознания белорусского народа. В рамках БССР белорусы получили хорошую возможность  приобретения столь необходимого им в нынешних условиях опыта самостоятельной  государственной жизни.

С начала 90-х годов открылся новый  этап развития государственности Беларуси и, соответственно, отечественной политической мысли. Его особенностью являются уяснение места и роли нашего государства  в мировом сообществе, поиск новой  формулы единения белорусов с  братскими славянскими народами, прежде всего с русским и украинским.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Становление и развитие  политической мысли в России 

Политическая мысль в России долгое время развивалась в тесной связи и в рамках церковной  православной мысли.  Первые памятники  политической мысли на Руси: «Слово о законе и благодати киевского митрополита Иллариона», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве». Основные идеи политического характера, отразившиеся в них: обоснование независимости Руси от Византии, укрепление княжеской власти, объединение Руси, борьба с врагами. В период монголо-татарского ига распространение получают идеи укрепления центральной власти московских государей и вопрос о роли русского государства среди мировых держав.

В 15в. В монаршеской среде возникла теория «Москва—третий Рим», обосновывавшая политическую и духовную приемственность  России от Римской империи и Византии. Уже в 16в. русская политическая мысль  приобретает светский характер. Одним  из памятников этого времени стали  «Челобитные Ивана Пересветова  царю Ивану Грозному» (середина 16в.). Они содержали политическую программу  преобразований и укрепления царской  власти. В 17-18вв. в Россию проникают  западноевропейские политические теории. Еще в допетровскую эпоху распространяются идеи естественного права, общественного  договора и др. После петровских реформ основная борьба идей в России шла вокруг проблем: возможность  проведения в России новых преобразований в западноеврепейском духе, в том  числе направленных на ограничение  самодержавной императорской власти, проблем крепостного права, просвещения  народа, государственного устройства.

Историк и государственный деятель  эпохи Петра I В.Н.Татищев был сторонником  теории естественного права, выступал против крепостничества, обосновывал  необходимость просвещения, укрепления абсолютной монархии.

В 60-х гг. 18в. формируется идиология  российского просвещенного абсолютизма. Екатерина II в произведении «Наказ», которое было адресовано комиссии об уложении, высказывала идеи в духе просвещения: равноправие граждан, их свободы, ограничение государственной  власти и др.

В этот же период разрабатывались  несколько проектов конституции  России, но в итоге Екатерина 2 решила вообще отказаться от идеи её введения. В это же время разворачивается  критика крепостничества и абсолютистских порядков с позиций просветительства. Основоположник революционного демократизма А.Н.Радищев в своём произведении “Путешествие из Петербурга в Москву”  высказывался за революцию, свержение  монархии, разделение России на несколько  республик и создание затем их союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Политические идеи  Древнего мира и Античности.

Уже в древности в рамках всеохватывающего философского знания сложились и  развивались политические теории, в  центре внимания которых находились такие вопросы, как сущность, происхождение, цели, основные формы и пути развития государства, его воздействие на граждан и др. Главное из них - поиск основ наилучшего порядка  и правления, обоснование идеи необходимости  привлечения к управлению именно тех, кто действительно умеет  управлять. Отсюда - признание в целом  аристократии, монархии и отказ от демократии и охлократии, выбор смешанных  умеренных форм правления, отрицание  деспотизма и тирании. Политические взгляды того времени носили чаще всего достаточно общий характер, не опирались обычно на соответствующий  эмпирический материал, хотя и разрабатывались  нередко в тесной связи с наблюдением  за политическим развитием реальной жизни в городах-полисах. Уже в  то время были выделены такие важнейшие  для политического знания понятия, как “политика”, “власть”, “государство”, “закон”, “право”, “республика”, “демократия”, “монархия”, “аристократия”, “олигархия”, “тирания”, “деспотия”, “свобода”  и многие другие. Политические идеи древности оказали очень большое  влияние на последующее развитие политической мысли.

Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах  Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в  Древней Греции и Риме.

Видное место в истории политической мысли античности занимают взгляды  Платона, изложенные им в произведениях  «Государство», «Законы». Предшественники  Платона — софисты (Протогор, Продик и др.) утверждали, что политика —  это чисто человеческое дело. «Человек есть мера всех вещей», а потому справедливость не является каким-то природным или  божественным установлением. Любой  закон есть продукт соглашения между  людьми, противоречивое и изменчивое творение человеческого разума.

Подобные учения Платон находил  неверными и вредными, ибо они, по его мнению, призывают людей  к неповиновению законам. Ведь люди могут договориться о чем угодно и тем самым нарушить незыблемый порядок в обществе. Согласно Платону, «естественным путем возникают  лишь «порочные» формы государства». К таким порочным формам он относит  тимократию, олигархию, демократию и  тиранию. Тимократия — это власть честолюбцев. Честолюбие влечет за собой  страсть к обогащению. В результате тимократия превращается в олигархию  — господство немногих богачей. При  этой форме общественного устройства существует как бы два государства: одно богатых, другое бедных. Между  ними идет непрерывная борьба. Эта  борьба заканчивается установлением  демократии — власти большинства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Политическая мысль  средневековья и эпохи Возрождения.

В средние века господствовало религиозное  мировоззрение, носителем которого являлась христианская церковь. В работе “О граде Божьем” один из наиболее видных мыслителей средневековья, Аврелий Августин изложил основы христианской политической доктрины. Работа была написана в целях объяснения с позиций христианства исторического события - взятие Рима готами в 410 г. По мнению Августина, священный город пал потому, что был “градом дьявола”. Вся история человечества представлялась Августину борьбой между “градом Божьим” и “градом земным”. “Град Божий” составляли праведники и ангелы, высшим выражением чего является церковь. “Град земной” состоял из грешников и дьяволов. Естественное спасение человека - в приобщении к Богу, к христианской добродетели.

Не менее авторитетным богословом был Фома Аквинский. Он исходил из того, что государственная власть происходит от Бога и поэтому должна быть подчинена духовной власти. Это связано со стремлением средневековых теологов обосновать верховенство духовной власти над светской. Несмотря на божественную природу государственной власти, ее приобретение и использование, согласно Фоме Аквинскому, зависит от людей. Следовательно, считал он, хотя сущность власти божественна, тем не менее формы ее реализации определяются самими людьми. Возмущение народа против власти монарха признавалось им смертным грехом, поскольку было равносильно возмущению против Бога. Светская власть должна следовать христианским заповедям и не угнетать свой народ. В противном случае Фома Аквинский признавал правомерным свержение тирана.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"