Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на 48 вопросов по дисциплине "Политология".
16. Природа политического лидерства. Понятие и типы.
Политические лидеры – представляют
собой отдельных индивидов
Выделяют 3 теории происхождения лидеров:
- Психологическая концепция –
в соответствии с которой
- Ситуационная теория – каждый
человек обладает лидерскими
способностямиоднако они
- Теория последователей – лидер
является инструментом в руках
конкретной группы
Виды полит лидеров:
В зависимости от масштаба деятельности – гос лидер, лидер крупной орган, лидер малой группы.
От характера деятельности – Лидер знаменоносец – действует самолстоятельно и сам определяет основные направления развития группы, общества государства.
Лидер пожарный – Человек который признан обществом или элитой для решения какихто проблем.
Лидер слуга – Человек находится в зависимости конкретной группы и выполняет их волю.
В зависимости от политической легитимности – традиционный лидер, рациональнолегальный и харизматический лидер.
Лигитимность – добровольное решение людей подчинятся лидеру.
Функции лидера:
Директивная – принятие решений.
Диагностическая – давать диагноз
Мобилизационный – организует те или иные людские коллективы, деятельность которых направлена на реализацию принятых решений.
17. Избирательная система: содержание и виды.
Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. большое количество избирательных систем может быть сведено к следующим трем типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Существует две разновидности мажоритарной системы:
абсолютного большинства. избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50 процентов плюс один голос. В связи с тем, что не всегда удается кому-либо из кандидатов собрать более половины голосов в первом туре, то приходится проводить второй тур выборов. В Беларуси также используется система абсолютного большинства. Избранным считается тот, кто получил большее число голосов при условии, что число голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданных против него. Чтобы выборы считались действительными, в них должно принять участие не менее 50 процентов зарегистрированных избирателей данного округа.
система относительного большинства. для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. Избирательные округа, как и при системе абсолютного большинства, являются, как правило, одномандатными, то есть от каждого округа избирается только один депутат. При этом, если бы какой-то гражданин сумел добиться только своего выдвижения в качестве кандидата, то он бы автоматически стал депутатом без проведения голосования. При этой системе победителю достаточно одного голоса, который он может подать за себя сам.
Пропорциональная система
Главное отличие пропорциональной
системы от мажоритарной состоит
в том, что она строится на принципе
пропорциональности между полученными
голосами и завоеванными мандатами.
Депутатские мандаты
Смешанные избирательные системы
Смешанная система представительства соединяет в себе достоинства и недостатки обеих систем – мажоритарной и пропорциональной. Степень работоспособности органа государственной власти, избранного по смешанной системе, зависит от характера соединения в ней мажоритарных и пропорциональных элементов.
18. Принцип разделения властей. Механизм сдержек и противовесов
Чтобы избежать концентрации власти в руках одного органа, в современных государствах есть принцип разделения власти. Он был сформулирован Локком. Он предлагал делить власть на 3 ветви :
Законодательная – занимается разработкой и принятием законов.
Исполнительная – отвечает за реализацию.
Федеративная – отвечает за внешнюю политику государства.
Однако современный
принцип был придуман французом
Монтескьё который выделил
Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол.
система «сдержек и противовесов» Система «сдержек и противовесов», установленная в Конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность Конституционного Суда РФ также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты. В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью. Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т.п.
19. Законодательная власть: понятие, структура и функции.
Основной орган – парламент. Есть несколько классификаций парламента:
Парламент – ответственный орган правления характерный для конституционных монархий и парламентских республик.
1) В зависимости от формы правления:
Парламент президентской республики.
Парламент смешанной республики.
Декоративный парламент который не обладает законодательными полномочиями.
2) В зависимости от внутренней структуры: двух палатные и однопалатные.
Структура парламента:
а. Спикер – председатель парламента, избирается из числа депутатов.
б. Вицеспикер – заместитель.
в. Постоянные и непостоянные парламентские комиссии.
Постоянная – выбирается из числа депутатов на весь срок полномочий парламента. Курируют экспертизы законов в конкретной области жизни.
Непостоянная – создаётся из числа депутатов на определённый срок и занимается разработкой спец закона либо проведением реформы или расследования.
3) Партийная фракция – объединение депутатов принадлежащих определённой полит партии.
4) Депутатская группа - объединение депутатов либо песпартийных либо принадлежащих к различным партиям.
Полномочия законодательной власти:
- Разработка и принятие конституции, законов и иных решений имеющих силу законов.
- Организационные - Парламент
принимает участие в
- Контрольное полномочие – контролирует работу высших и местных органов власти.
- Внешнеполитические полномочия
– отстаивают интересы страны
на международной арене,
- Чрезвычайные полномочия – связанные с объявлением войны или мира. Введение чрезвычайного положения.
20. Исполнительная власть. Понятие структура и функции.
Исполнительная власть представлена правительством. В президентской респуьлике в структуру исполнительной власти входит президент как глава власти. Он избирается посредством выборов.
Полномочия президента – нормативные полномочия – принимает указы и распоряжения. Законодательные полномочия – законодательная инициатива, подписывает принятые парламентом законы. Военные полномочия. Внешнеполитические полномочия – закрепляет соглашения с другими странами.
Правительство – орган коллегиальной власти. Оно всегда назначается. Бывает партийное и беспартийное.
Партийные бывают – однопартийные и коалиционные.
Структура правительства:
Премьер министр, министры.
Комитеты и иные органы подчиняюшиеся правительству.
Бесперебойная работа правительства.
Полномочия правительства – управленческие. Оно координирует работу всей системы органов, а также выступает собственником по отношению к гос имуществу.
Внешнеполитическая ф-ция – переговоры.
21.Формы гос устройства и правления.
«форма государства». Это понятие включает три элемента: форму государственного устройства, форму правления и политический режим.
три формы государственного устройства — унитарное государство, федерацию и конфедерацию.
Унитарное государство, наиболее распространенное в современном
мире, характеризуется единством конституции
и единством системы высших органов государственной
власти, высокой степенью централизации
управления всех административно-
Федерация объединяя несколько государств или территорий (субъектов) в единое союзное государство при сохранении у каждого юридической и некоторой политической самостоятельности. наличие у них собственной конституции, законодательства, органов представительной и исполнительной власти, а в некоторых случаях и гражданства, флага, герба, гимна. основополагающий принцип федеративного государства — главенство общефедеральной конституции и законодательства. Важными объединяющими факторами в нем выступают единое социально-экономическое пространство, общность денежной системы и гражданства.
Конфедерация представляет собой постоянный союз суверенных государств, образованный с определенной целью, чаще всего внешнеполитической. Субъекты конфедерации обладают высокой степенью суверенитета при ограниченных правах конфедеративного центра, в ведении которого находятся, как правило, только главные вопросы внешней, оборонной, а в некоторых случаях и финансово-экономической политики.
Истории известны две такие формы — республика и монархия.
Отличительным признаком республиканской формы правления, самой распространенной в современном мире, является выборность высшей государственной власти.
выделяются три подвида республики — парламентская, президентская и смешанная.
Парламентскую республику отличает такой признак, как верховенство избираемого законодательного собрания, закрепленное конституционными нормами. Именно парламент формирует ответственное перед ним правительство, подбирая кандидатуры из лидеров победившей на выборах партии включая премьер-министра. Глава государства (президент) при формировании кабинета министров выполняет не более чем формальную процедуру. Парламентский контроль за деятельностью правительства в действительности нередко оказывается декларативным.
В президентской республике реализован принцип жесткого разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них осуществляет свои полномочия в течение всего установленного срока. Президент, не обладает правом роспуска законодательного собрания.