Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 48 вопросов по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

Шпоры политология 2.docx

— 113.21 Кб (Скачать)

5. Равенство возможностей  политических партий и кандидатов. Оно предполагает прежде всего примерное равенство их материальных и информационных ресурсов. Обеспечить такое равенство возможно за счет установления максимального для любой партии уровня расходов на проведение выборов, ограничения размера взносов организаций и отдельных лиц в избирательные фонды партий и кандидатов, предоставления им на принципах равенства бесплатного времени на государственном телевидении и радио и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44. Государственная социальная  политика РБ.

Главным ориентиром социально-политического  развития Беларуси традиционно выступает  решение социальных задач, связанных с последовательным повышением уровня и качества жизни, сокращением масштабов малообеспеченности и созданием предпосылок для последующего роста благосостояния населения.

Одним аспектов обеспечения  эффективного социального развития является расширение занятости. Эта одна из первостепенных задач государственной социально-экономической политики Беларуси. Уровень безработицы в Беларуси является одним из самых низких в Европе, он составляет в настоящее время менее 1 процента. Государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости особо нуждающимся и особо уязвимым категориям граждан, в том числе родителям многодетных и неполных семей; лицам до 21 года, которые впервые находятся в поисках работы; инвалидам; гражданам, освобожденным из мест лишения свободы и др.

Одним из приоритетных элементов  социальной поддержки государства  является пенсионное обеспечение. С учетом демографической структуры населения, обусловленной его старением, получателями пенсий являются 26 процентов населения

Для обеспечения дополнительной защиты права граждан на пенсионные выплаты  Беларусь активно развивает соответствующую  международную договорную базу: специальные  соглашения о гарантиях пенсионного  обеспечения при переселении  граждан Беларуси действуют практически  со всеми соседними странами и  государствами СНГ.

Образование и грамотность – важнейшая основа прогрессивного социально-экономического развития Республики Беларусь. В Беларуси ежегодные расходы на нужды образования составляют 6 процентов от уровня ВВП и превышают аналогичные показатели ряда высокоразвитых стран. В Беларуси гарантировано бесплатное среднее образование, сохранено бесплатное высшее образование, которое доступно любому человеку на конкурсной основе. При этом особое внимание уделяется обеспечению равенства образовательных возможностей городской и сельской молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45. Понятие СМИ, роль  и функции СМИ в политике.

СМИ — это совокупность таких субъектов журналисткой деятельности, как:

Печать: газеты, журналы, альманахи, сборники, бюллетени;

Телерадиовещание: радио, телевидение, кинопрограммы, видеопрограммы;

Цифровые издания: издания на компакт-диске;

Информационные агентства.

СМИ обладают различными возможностями  и силой воздействия, которые  зависят, прежде всего, от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние  оказывают прежде всего радио  и телевидение.

Политические функции  СМИ

Информационная функция является, пожалуй, важнейшей функцией СМИ. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.

Образовательная функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников. Массмедиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии.

Функция социализации. Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако, если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов повеления.

Контрольная функция основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46. Государственное управление. Понятие, характеристика и функции.

Государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц на практике выработанной на основе соответствующего направления политического курса.

существуют три основных основных принципов государственного управления:

Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.

Согласно политическому  подходу, основной задачей государственного управления — является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан.

Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах.

функции государственного управления: 

— прогнозирование и  моделирование Прогнозирование играет важную роль, поскольку без него невозможно предвидеть последствия принятия того или иного управленческого решения. Моделирование — это создание системы управления, предназначенной для спланированного управления, решения задач поставленных целей;

— планирование Планирование — это процесс составления, согласования, утверждения планов в управлении. Оно играет существенную роль в достижении поставленной цели, поскольку от качества планирования зависит ожидаемый результат.

— регулирование (через нормативно-правовые акты, государственный бюджет, государственные контракты, налоговую систему, стандарты, таможенные тарифы, определение приоритетов развития отраслей и др.). Под этим термином в административной науке понимают регламентацию государством в законодательных и других нормативно-правовых актах общих требований к государственной управленческой деятельности, которая осуществляется органами государственного управления

— координация Координация представляет собой согласованность деятельности разных государственных органов для достижения общих цели и задач;

— контроль. Именно контроль дает возможность установить соответствие или несоответствие фактического состояния дел в системе государственного управления тем требованиям, которые устанавливаются нормативно-правовыми актами. Контроль должен быть последовательным, объективным, обоснованным, законным, оперативным и гласным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47. Государственно-конфессиональные  отношения в РБ.

Последнее десятилетие является периодом становления новых подходов во взаимоотношениях государства, церкви, религиозных объединений. Эти отношения развиваются в  принципиально новых общественно-политических условиях. Это требует новых подходов к осуществлению взаимодействия государства, государственных органов  с религиозными объединениями и  предполагает необходимость разработки концепции вероисповедной политики в Республике Беларусь, которая представляла бы собой целостную систему механизмов для обеспечения свободы совести и вероисповедания в Республике Беларусь.

Религия представляет собой одну из многих форм общественного сознания, но ни одна из этих форм (за исключением  политической идеологии и правосознания) не сыграла такой роли в политической жизни общества, как религия. В  политической жизни религия может  участвовать:

> через религиозную деятельность;

> через политическую деятельность  религиозных организаций;

> с помощью социальных учений, разработанных в лоне церкви.

Религиозные объединения являются одной из форм реализации конституционного права граждан на объединение  для достижения общих целей. Их отличительной  особенностью является совместное исповедание  и распространение веры. Этой цели подчинено осуществление любой  иной деятельности религиозных объединений, не противоречащей закону. Перед получение  статуса юридического лица религиозное  объединение проходит определенную социальную адаптацию.

Задачи политики и религии на первый взгляд разные, но в то же время  они решают целый ряд общих  задач. Если религиозное направление  создает свою систему учреждений, свою церковную организацию, то его  роль в жизни общества становится более заметной, а влияние на политическую жизнь превращается в прямое участие  в ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48.Политический конфликт. Структура и типы.

Политический конфликт - острое столкновение противоположных сторон, обусловленное  взаимопроявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования  политической власти, овладения ведущими (ключевыми) позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе.

С другой стороны, политика - средство провоцирования конфликтов, поскольку  она связана с борьбой за обладание  властью. Технология и практика управления конфликтами определяются не только общими правилами, но и социально-экономическим, политическим состоянием общества, историческими, национальными, религиозными и культурными  особенностями. 

Наиболее общей причиной возникновения  конфликтов является неравное положение, занимаемое людьми в обществе, разлад между ожиданиями, практическими  намерениями и поступками людей, несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения., Главный вопрос в  конфликтах - это кто и каким  образом распоряжается ресурсами, в чьих руках власть, позволяющая  одной группе людей распоряжаться  деятельностью других.

Типология политических конфликтов предполагает использование нескольких критериев для создания системной картины исследуемого явления.

государственно-правовые конфликты, возникающие в самой системе государственной власти. В ходе подобных конфликтов борьба ведётся вокруг функционирования старых и возникновения новых государственных институтов, объёма их полномочий, конституционных положений, регулирующих эти полномочия, ресурсы власти и т.д.

статусно-ролевые конфликты - проистекает из иерархичности статусно-ролевой структуры политической сферы. Неравное распределение власти, прав и свобод, форм и уровней участия в политической жизни - источник конфликтности политических отношений.

конфликты на основе существенных расхождений в политической культуре. Речь не просто о конфликтах из-за ценностей как расхождении в идеалах, ориентация, но о конфликтах на почве политических культур как способов восприятия реальности, а также способов политического мышления и действия больших социальных групп.


Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"